Кому брежнев подарил машину. Заядлый автомобилист леонид ильич брежнев


Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу принадлежала внушительная коллекция автомобилей, большинство из которых ему подарили. По данным из разных источников, в собственности генсека было от 49 до 324 автомобилей. Ничего удивительного в этом нет: Брежнев любил хорошие машины и был не равнодушен к быстрой езде. Итак, вот самые интересные образцы из гаража Генсека, о наличии которых известно достоверно.

1. Chevrolet Bel Air


Данный автомобиль в кузове купе был подарен генсеку Никитой Сергеевичем Хрущевым. Спустя некоторое время Брежнев подарил Chevrolet Bel Air своей дочери Галине. Сейчас эту привлекательную машину можно увидеть в Днепропетровске. Машина 1955 года выпуска.

2. Opel Kapitän


Легендарный западногерманский автомобиль представительского класса был преподнесён главе государства в качестве подарка его самыми близкими людьми – дочерью Галиной и супругой. Машина 1960 года выпуска.

3. Chrysler 300


Полноразмерный седан американского производства от компании Chrysler 1966 года производства был подарен Брежневу Эжиевым Мухарбеком Исмаиловичем, которую тот, в свою очередь, выкупил с киностудии имени Максима Горького. К сожалению, машина не дожила до наших дней. Ее сожгли мародеры в 1992 году. От нее остались только ключи и документы.

4. Maserati Quattroporte


Машина класса «люкс» 1968 года выпуска была подарена Брежневу представителями итальянской Коммунистической партии. На машину был поставлен V8 двигатель мощностью 290 лошадиных сил, который позволял ей разгоняться до внушительных 230 км\ч.

5. Mercedes-Benz W100


Автомобиль пригнали для генсека из ФРГ. В коллекции главы государства была модель 1969 года выпуска. Подарил ее Брежневу Вилли Брандтом, тогдашний канцлер Германии. В 2008 году машина вернулась на «историческую родину» в частную коллекцию, будучи проданной на аукционе за 108 тысяч евро.

6. Cadillac


Роскошный Cadillac черного цвета 1971 года выпуска подарил Брежневу не кто иной, как Президент США Ричард Никсон. Дар был преподнесён во время официального визита американского президента в Москву. Автомобиль для Брежнева был изготовлен специально по заказу за три дня. На четвертый день машину доставили в СССР самолетом ВВС США.

7. Lincoln Continental


Был в коллекции и представительский седан Lincoln Continental, модель 1971 года выпуска. По воспоминаниям самого Брежнева, это была его любимая машина. Подарил ее также Ричард Никсон. Машина была преподнесена как подарок от бизнесменов США.

Есть много вещей достойных того, чтобы оказаться в коллекции. Вот, например, достойные того, чтобы быть закупоренными всегда.

Главным автомобилистом Страны Советов был ее самый заслуженный, если, конечно, считать по количеству звезд на груди, генсек - Леонид Ильич Брежнев

Считается, что с автомобилем Брежнев впервые познакомился в гараже Днепропетровского обкома партии, секретарем которого он работал в конце 1930-х. Брежнева возили тогда на американском Buick-90 Limited. Но по-настоящему заболел машинами Леонид Ильич уже во время войны. Поговаривают, что случилось это знаменательное событие в 1944-м в Карпатах, когда в расположение его политотдела попал трофейный Opel Kapitan. Так или иначе, но 9 мая 1945 г. генерал-майор Брежнев встретил уже заправским лихачом и эту страсть к быстрой езде сохранил до конца дней, периодически пугая уличными гонками дипломатов и руководителей иностранных государств.

Наиболее широкую известность в этом смысле получил эпизод, случившийся в загородной резиденции президента США Ричарда Никсона в Кэмп-Дэвиде в 1973 году: «Я сделал ему официальный подарок на память о его визите в Америку — темно-голубой Lincoln Continental индивидуальной сборки, — вспоминал Никсон, по просьбе которого американские бизнесмены «скинулись» и приобрели для Брежнева голубой седан с черным верхом за $10 000. - На приборной панели была выгравирована надпись: "На добрую память. Самые лучшие пожелания". Брежнев коллекционировал роскошные автомобили и поэтому не пытался скрыть своего восхищения. Он настоял на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Сев за руль, он с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь в машину. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: "Медленно, опасный поворот". Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоз, чтобы съехать с дороги вниз. Брежнев несся со скоростью более 50 миль в час, когда мы приблизились к спуску. Я подался вперед и сказал: "Медленный спуск, медленный спуск", но он не обратил на это внимания. Мы достигли конца спуска, пронзительно завизжали покрышки, когда он резко нажал на тормоза и повернул. После нашей поездки Брежнев сказал мне: "Это очень хороший автомобиль. Он отлично идёт по дороге". "Вы великолепный водитель, — ответил я. — Я никогда не смог бы повернуть здесь на такой скорости, с которой вы ехали".

C не меньшим азартом и лихостью годом ранее Брежнев прокатил по Подмосковью на подаренном американцами Cadillac и госсекретаря США Генри Киссинджера, который тоже долго не мог забыть ту поездку: «Мы мчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрёстке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но он вряд ли осмелился бы остановить машину генерального секретаря партии...»

«Он прекрасно водил… Любил очень быструю езду и, как правило, гнал со скоростью 160-180 км/ч. Принимая во внимание состояние наших дорог, можно представить, что это была за езда», — вспоминал позднее зам. начальника 9-го Управления КГБ СССР по охране первых лиц государства Михаил Докучаев.

Естественно, при такой любви к скорости не обходилось и без аварий. Самая знаменитая случилась в 1980 году, когда неподалеку от Завидово Леонид Ильич въехал под грузовик на своем черном Rolls-Royce Silver Shadow. По официальной версии, правда, все списали на водителя ГОН, якобы разбившего «тень» во время перегона. Так или иначе, но этот автомобиль позднее выкупил рижский автомобильный музей, однако не стал восстанавливать, а лишь усадил за руль восковой манекен генсека... Уникальный случай, когда ДТП не уменьшило, а напротив - увеличило стоимость лимузина!

Еще один неприятный эпизод в «карьере» Брежнева-водителя произошел тремя годами ранее в Крыму, когда Леонид Ильич решил прокатить с ветерком по горным серпантинам на своем Mercedes-Benz двух симпатичных медичек. От машины охраны генсек тогда оторвался успешно, а вот удержаться на крутом вираже не сумел, ушел в занос и лишь чудом не свалился в пропасть. Mercedes-Benz завис на краю обрыва, причем столь опасно, что водитель и пассажирки даже не рискнули самостоятельно выбираться из машины и затаив дыхание ждали, пока подъедет автомобиль охраны. Зачем хозяину огромной страны нужно было так рисковать?! Кто знает, возможно ощущение скорости за рулем автомобиля было тем немногим, что обогащало его кровь адреналином.

Первым официальным автомобилем Леонида Ильича стал двухдверный Chevrolet Bel Air 1955 г.в., подаренный ему Н.С. Хрущевым. Позднее, когда Брежнев станет генсеком, четырехколесные подарки он будет получать регулярно, практически во время каждого зарубежного визита. Советские дипломаты не стеснялись «подсказывать» своим зарубежным коллегам, чем порадовать душу главного автолюбителя Страны Советов!

Chevrolet, Opel, Chrysler, Maserati, Mercedes-Benz, Cadillac, Lincoln, Nissan, Rolls-Royce, Porsche, Jaguar, не говоря уже о бесчисленных «Волгах» и «Чайках»... В какой-то момент этих подарков стало так много, что им уже и счет потеряли, тем более что часть подарков Брежнев со временем передаривал или продавал - не сам, конечно, а через ГБистов ГОН. К примеру, свой первый Chevrolet Леонид Ильич сначала подарил дочери Галине, а потом, уже в начале 1970-х, при посредничестве Покрышкина «американец» был продан начальником брежневского гаража в Днепропетровск главному инженеру местного авторемонтного завода Валентину Игнатенко.

После смерти «героического генсека» по официальной версии осталось лишь 10 личных автомобилей: 4 оставили внукам, остальные по-братски, то есть поровну, поделили между аппаратами ЦК КПСС и КГБ. Но сколько всего автомобилей было в «коллекции» Брежнева за время его «царствования», доподлинно неизвестно и по сей день. Цифры назывались самые разные: от нескольких десятков до нескольких сотен. Вероятнее всего - около 50. Но тут дело даже не в количестве... Брежнев никогда не коллекционировал автомобили. В отличие от всей огромной страны, для него автомобили были не роскошью и даже не средством передвижения. Он их просто любил, как любят красивых женщин, и наслаждался ими.

Любовь Леонида Ильича к хорошим машинам началась ещё в далёком 38 году, когда первому секретарю Днепропетровского обкома Брежневу был «выделен» Buick-90 Limited.
Тогда вообще любили американские машины - как известно, Сталин ездил на Паккарде.
Но, и Бьюик был совсем не плох…
Так или иначе, но с этого момента Леонид Ильич уже не мог равнодушно смотреть на хорошие автомобили.
Следующей иномаркой Брежнева стал легендарный Chevrolet Bel Air, автомобиль массовый, не преумный, однако, необычайно популярный в середине 50-х в далёкой Америке.
весной 1955 года глава СССР Никита Сергеевич Хрущев, пребывая с визитом в Вене, распорядился купить несколько хороших автомобилей - в качестве подарков для особо отличившихся перед партией и правительством. Поэтому в апреле того же года в салоне Берхарда Данеке был куплен бело-зеленый Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop - со «средненьким» мотором мощностью 170 л.с. и механической коробкой передач, хотя в ту пору в Америке особым шиком считались машины с «автоматами».


Хрущев знал, что глава компартии Казахстана Леонид Ильич Брежнев души не чает в породистых скоростных машинах. Никита Сергеевич решил: «Пусть Брежнев поднимет целинные земли и поддержит меня на ХХ съезде - тогда верну его в Москву и подарю Chevrolet». Так оно и случилось.


Но даже такой шикарный подарок радовал будущего генсека недолго - «роскошный» Bel Air оказался не таким уж и роскошным. К примеру, стеклоподъемники были обычными механическими - сервопривод не предлагался даже за доплату. Chevrolet - это не Cadillac. Впрочем, не будем гадать о причинах, но красавец БелЭйр был подарен дочери Галине, которая в то время была замужем за цирковым артистом Евгением Милаевым.
Евгений и Галина не остались в долгу - и в 1960 году привезли Леониду Ильичу из гастролей по ФРГ седан Opel Kapitan L.



А Шевроле позже всё равно вернулся в отцовский гараж. Разведясь, Галина забрала его с собой, хотя к тому времени он уже и был изрядно потрёпан. Через какое то время этот автомобиль при посредничестве знаменитого лётчика Александра Ивановича Покрышкина был продан главному инженеру одного из Днепропетровских заводов.
Этому автомобилю повезло - уже в наше время его в бессознательном состоянии нашли энтузиасты, и вдохнули новую жизнь. На фото та самая машинка после реставрации.
После Опеля Леонида Ильича радовал красавец CHRYSLER 300 (1966)


Судьба этого красавца сложилась трагично. В 1986 году с киностудии имени Максима Горького была куплена Эжиевым Мухарбеком Исмаиловичем, проживавшим на тот момент в СОАССР. В 1992 году во время Осетино-Ингушского конфликта была сожжена мародёрами, после безуспешной попытки угона. Единственное, что осталось от этой машины, это ключи и документы.
Настоящей жемчужиной коллекции Брежнева был Maserati Quattroporte. В 1968 году это был один из самых мощных и дорогих четырёх дверных седанов. Он мог разгонятся до 230 км/ч и имел V-образную восьмерку с мощным 290 л.с. двигателем. Этот автомобиль Брежнев получил в подарок от руководства итальянской партии.




Ну, и какая же коллекция без Rolls-Royce? Это было бы совсем не по ленински))
У Леонида Ильича было два Rolls-Royce Silver Shadow. Один «призрак» был подарен ему «большим другом Советского Союза» предпринимателем Армандом Хаммером, а второй - королевой Елизаветой II


По одной версии королевский подарок был разбит Леонидом Ильичом под Завидово, по другой, официальной, виноват водитель Гаража особого назначения. Разбитый «призрак» находится в Рижском музее…




Год спустя канцлером ФРГ был подарен очередной автомобиль Брежневу. На этот раз им оказался 6-ти дверный лимузин от компании Мерседес модели 600. Серия этих автомобилей была строго ограничена. Их было изготовлено всего семь, а 6-ти дверных – два, один из которых достался Брежневу, а второй – императору Японии.




В мае 1972 года ожидался визит Президента США Ричарда Никсона в Москву. Накануне поездки посол СССР в США Анатолий Добрынин приватно сообщил Никсону: «Леониду Ильичу очень хотелось бы получить в подарок автомобиль «Кадиллак Эльдорадо»». Автомобиль изготовили по специальному заказу за три дня. На четвёртый день «Кадиллак» для Л.И. Брежнева был доставлен в Москву транспортным самолётом американских ВВС.


Вспоминает Генри Киссенджер:
«Однажды он подвел меня к черному „Кадиллаку“, который Никсон подарил ему год назад по совету Добрынина. С Брежневым за рулем мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрестке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно, ибо здесь, за городом, если и имелся дорожный инспектор, он вряд ли бы осмелился остановить машину Генерального секретаря партии. Быстрая езда окончилась у причала. Брежнев разместил меня на катере с подводными крыльями, который, к счастью, он вёл не самостоятельно. Но мне казалось, что он должен побить тот рекорд скорости, установленный генсеком во время нашей поездки на автомобиле».
Другим шикарным американцем в коллекции Генсека стал Lincoln Continental 1972 года.


Эта машина также была подарена Брежневу. История была такова – во время визита Никсона в СССР, Брежнев увидел лимузин президента США, и имел неосторожность пожелать себе такой же.




Роскошный голубой седан был преподнесен Брежневу в Кемп-Дэвиде. Машина была также уникальна, как и все другие – там была и климатическая установка, и электрорегулировка кресел, и музыкальный центр. Когда Брежнев увидел сей суперкар, весьма обрадовался, и принял решение прокатиться на ней немедля, вместе с Никсоном.


«Я сделал ему официальный подарок на память о его визите в Америку - темно-голубой „Линкольн-Континенталь“ индивидуальной сборки. На приборной панели была выгравирована надпись: „На добрую память. Самые лучшие пожелания“. Брежнев коллекционировал роскошные автомобили и поэтому не пытался скрыть своего восхищения. Он настоял на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Он сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь вовнутрь. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: „Медленно, опасный поворот“. Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоз, чтобы съехать с дороги вниз. Брежнев ехал со скоростью более 50 миль (80 км) в час, когда мы приблизились к спуску. Я подался вперед и сказал: „Медленный спуск, медленный спуск“, но он не обратил на это внимания. Мы достигли конца спуска, пронзительно завизжали покрышки, когда он резко нажал на тормоза и повернул. После нашей поездки Брежнев сказал мне: „Это очень хороший автомобиль. Он отлично идёт по дороге“. „Вы великолепный водитель, - ответил я. - Я никогда не смог бы повернуть здесь на такой скорости, с которой вы ехали“. Дипломатия - не всегда лёгкое искусство».


Японская нота в этой автомобильной симфонии - «Ниссан Президент». Первый экземпляр был служебным автомобилем Премьер-министра Японии, а второй изготовили специально для Л.И. Брежнева. Именно на «Ниссане» Генсек однажды прокатил по Москве Президента США Никсона и Госсекретаря США Киссинджера. Отсюда пошел анекдот: «Ты посмотри кто у них за шофера?»


С его объёмом в 4.4 литра и весом более двух тонн автомобиль разгонялся до 195 км/ч. При этом расход топлива с установленной автоматической коробкой передач составлял всего 15 литров / 100 км, что было большим новшеством для тех времен.




Но, не иномарками едиными. Были в гараже у Генсека и автомобили отечественного производства. Например, знаменитая лифтованная «Волга», на которой Брежнев ездил на охоту. Вот он - прообраз и предтеча современных кроссоверов!










Не обошлось и без «Чайки», куда же без неё? Сначала это была «Чайка» ГАЗ-13


А в декабре 1976 года коллекция Леонида Ильича пополнилась новым автомобилем – представительской«Чайкой» ГАЗ-14.






Подголовники и подлокотники комфортабельных кресел обтягивали натуральной шерстью или кожей преимущественно английской марки Connolly – поставщика Aston Martin, Bentley и Rolls-Royce. Средний ряд сидений был откидным и при необходимости легко складывался в ниши в спинках передних кресел. Существовало два варианта обивки салона: бежевый и темно-зеленый.




Удобство и комфорт «слугам народа» обеспечивали электрические стеклоподъемники, прикуриватели, четыре пепельницы, телефон, обогрев боковых дверных и заднего стекол, стереофонический приемник высшего класса «Радиотехника» с кассетной приставкой «Вильма». Управление радиоприемником с пульта, встроенного в подлокотники заднего сиденья, было основным – водитель обязан безропотно мириться со вкусами хозяина.




Вот такая история любви Генсека и Автомобилей. По разному сложилась судьба раритетов.
После прихода Горбачева, автомобили разошлись по разным местам. Замечательный Maserati попал в Эстонию. После перестройки очутился в руках охранной фирмы «Доломит», состоявшей из бывших сотрудников КГБ, которые продали его Маргарет Тэтчер. Разбитый «призрак» находится в Рижском музее. Cadillac Eldorado можно увидеть в клубе «Автоамерика» в Москве.
До сих пор всплывают то тут то там по миру разные автомобили из коллекции Брежнева. В Германии с аукциона был продан Мерседес Брежнева. В Москве в очередной раз перепродавали автомобиль Ниссан на аукционе, организованным Sotheby’s, правда на этот раз неудачно.

У этого человека было несколько страстных увлечений, которые запомнила история. Но главное хобби и страсть Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева - автомобили высокого класса и быстрая езда. Сегодня иногда появляются на аукционах машины из его коллекции. Стоят они баснословные деньги именно благодаря их знаменитому владельцу. О машинах Брежнева и истории их появления в гараже ЦК эта статья.

Леонид Ильич

Для старшего поколения брежневские времена ассоциируются с уверенностью в завтрашнем дне и стабильностью, дефицитом и валютными магазинами. Для молодежи напомним - Леонид Ильич Брежнев (1906-1982) был главным человеком в СССР, Генеральным секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза с 1966 года и до своей смерти. Он вошел в историю благодаря своим одиозным увлечениям (охота и гонки по Москве), колоритной внешности с густыми бровями, любви к поцелуям и различным орденам, медалям и званиям. Количество наград у генсека перевалило за 200, «тройного Брежнева» (поцелуй в обе щеки и в губы) удостоились Индира Ганди и С легкой руки этого модника визиткой советского партийного работника стали черное пальто с каракулевым воротником и каракулевая шапка. Именно он ввел моду на солнцезащитные очки, а его личный портной был не последней фигурой в стране. Но самая большая страсть Леонида Брежнева - машины. Он их не просто любил, он их обожал.

Гараж Леонида Ильича

Хотя генсек был прекрасным семьянином, о его романах с женщинами ходили легенды. Но не дамы были его заветной страстью, а первоклассные автомобили. По различным данным машин у Брежнева было от 40 до 320. При этом практически все они являлись подарками и не принадлежали ему лично. Но это ничего не меняло - при его жизни все они были в его полном распоряжении. После смерти Брежнева машин осталось всего 10. Из них 4 передали его внучкам, а остальные поделили представители ЦК и КГБ. Некоторые «жемчужины» коллекции легендарного генсека получили вторую жизнь в качестве экспонатов в музеях.

Рождение страсти

По официальной версии любовь к достойным автомобилям зародилась у Леонида Ильича в конце 30-х годов ХХ столетия, когда он, будучи секретарем Днепропетровского обкома КПСС, ездил на американском автомобиле Buick-90 Limited. Раньше вообще в чести были американские марки, например у Сталина был "Паккард". Потом появились трофейные машины. К концу Второй мировой войны генерал-майор Брежнев стал заправским гонщиком и ценителем скоростных автомобилей. Известны его восторженные отзывы об Opel Kapitan, который попал в часть политрука Брежнева в 1944 году.

Начало коллекции

Первой официальной машиной стал подаренный Н. С. Хрущевым Chevrolet Bel Air. Этот двухдверный аппарат появился в коллекции машин Брежнева в 1955 году, когда он возглавлял компартию Казахстана. Позднее, когда он станет главным человеком в стране, дипломаты, не стесняясь, будут подсказывать своим коллегам из посещаемых генсеком стран, какой подарок придется по душе патрону. А свой первый "Шевроле" Брежнев любил и впоследствии подарил дочери Галине.

Следующим личным автомобилем Брежнева стал в 1960 году Opel Kapitan L, подаренный первым мужем Галины - цирковым артистом Он приобрел его во время гастролей в ФРГ.

Первые шедевры

В 1966 году автопарк генсека пополнился автомобилем с трагической судьбой Chrysler 300. Этот красавец в 1986 году был куплен из автопарка киностудии имени Максима Горького Мухарбеком Эжиевым и увезен в Осетию. В период Осетино-Ингушского конфликта (1992) мародеры не смогли его угнать и сожгли. От раритетного автомобиля остались лишь ключи и документы.

А потом в гараже появился который подарили итальянские коммунисты в 1968 году. Это была машина с рекордными по тем временам показателями - 290 "лошадей" под капотом и способность развивать скорость до 240 км/час.

«Жемчужины» в автопарке

Многие лидеры зарубежных государств отметились своими подарками для Брежнева. Машины изготавливались либо в единственном экземпляре, либо в ограниченной партии. Перечислим лишь некоторые из них.

Очень редкая модель Mercedes 600 с кузовом «пульман-лимузин» - подарок канцлера ФРГ Вилли Брандта. Таких было изготовлено всего семь машин, из которых шестидверных - две. Одна досталась императору Японии, а вторая машина - Брежневу (фото этой красавицы приведено ниже). На этом автомобиле генсек однажды чуть не сорвался в пропасть на крымском серпантине.

Президент Соединенных Штатов Америки поочередно подарил Брежневу три автомобиля: Cadillac (1971), Cadillac Eldorado (1972), Lincoln Continental (1973). На первом Брежнев с ветерком лично прокатил Госсекретаря США Генри Киссинджера в 1972 году по сельским дорогам Подмосковья, о чем последний оставил впечатляющие записи в мемуарах. Вслед за Киссинджером в Москву собирался Никсон. Дипломаты ненавязчиво намекнули ему, что Леониду Ильичу очень нравится модель "кадиллака" Eldorado. Автомобиль изготовили за три дня, и транспортный авиалайнер доставил его в Москву.

Автомобиль, как у президента Соединенных Штатов Америки

Сам Никсон разъезжал во время своего визита на президентском «Линкольне». Брежнев выразил восхищение этой машиной. Ко времени визита генсека в США в 1973 году ему в подарок был изготовлен эксклюзивный "седан" Lincoln Continental голубого цвета с черным верхом и обивкой салона из винила, а на приборной доске красовалась надпись «Самые лучшие пожелания. На добрую память». А еще в этом автомобиле была установка климат-контроля, электрическая регулировка кресел и музыкальная установка. Этот подарок Никсон презентовал от имени американских бизнесменов, который они купили за 10 тысяч долларов США.

Согласно свидетельствам очевидцев, это была любимая машина Брежнева. Именно на ней состоялась знаменательная совместная поездка лидеров двух великих держав по дорогам Кэмп-Дэвида. Именно после этой поездки с лихим водителем Брежневым, который летел со скоростью не менее 80 км/час по дорогам, где сам Никсон не гонял на такой скорости даже на спортивной машине, последний сказал знаменитую фразу: «Дипломатия - не всегда легкое искусство».

Другие подарки

Не имеет значения, на какой машине ездил Брежнев, все они были для него не средством передвижения, а объектом страстной любви.

В коллекции генерального секретаря Брежнева было три Rolls-Royce Silver Shadow.

Первый был подарен генсеку американским бизнесменом Армандом Хаммером в 1968 году. Вторая «Серебряная тень» была подарком королевы Великобритании Елизаветы II в 1974 году. Судьба машины удивительна.

Он был разбит на подмосковной дороге в 1980 году то ли Брежневым, то ли его водителем. Но в случае с этим автомобилем его стоимость только возросла в результате ДТП - его выкупил Риге, где его не восстанавливали. А на переднем сиденьи в экспозиции сидит восковая фигура генсека-лихача.

Третий - «Роллс-Ройс Серебряный Дух» (Rolls-Royce Silver Wraith) подарен правительством Великобритании в 1979 году. На нем Брежнев ездил на охоту.

Японская нота

В списке машин генсека любимым авто из Японии был Nissan President, подаренный в 1973 году и имевший номер кузова 000002. Номер первый стоял в гараже премьер-министра Японии. И на этой машине Брежнев лично прокатил по Москве Никсона и Киссинджера, после чего появился анекдот с ключевой фразой «Ты погляди, кто у них за шофера!». Этот тяжеловес весом в две тонны, объемом двигателя 4,4 литра и автоматической коробкой передач разгонялся до 190 км/час, а бензина брал 15 литров на 100 километров. Вот на какой машине возили Брежнева!

После смерти Леонида Ильича он оказался во владении Галины Леонидовны Брежневой. Она продала его патриарху Пимену, настоятелю Почаевской Лавры. В 1992 году на Всероссийском аукционе редких и экзотических автомобилей он был куплен в частную коллекцию за 160 тысяч долларов.

Машины отечественного производства

В коллекции генсека были не только машины иностранного производства. Любовь Брежнева к автомобилям, можно сказать, оказалась благотворной струей для отечественной автомобильной промышленности. В 1966 году в автопарке Кремля появилась машина Брежнева «Чайка» (ГАЗ-13). Три ряда сидений, кресла обтянутые элитной шерстью или кожей, электроподъемники стекол и магнитола с управлением от пульта, установленного в подлокотнике заднего сидения - все для комфорта пассажира. Через 10 лет первая новая «Чайка» (ГАЗ-14) прямо с конвейера попала в кремлевский гараж, как подарок на 70-й день рождения Леонида Ильича. Примечательно, что это единственный автомобиль данной серии вишневого цвета. Все остальные машины исключительно черные.

Были в гараже генсека и автомобили марки «Волга». Одна (ГАЗ-24-95) даже была оборудована полным приводом и являлась отечественным кроссовером того времени, на котором Леонид Ильич ездил на охоту.

Были в гараже у Леонида Ильича Брежнева и ЗИЛы - машины с бронированным кузовом «лимузин» представительского класса. От одного остались только сиденья (ЗИЛ -115, уничтожен), судьба второго (ЗИЛ-4105) неизвестна.

Автомобили Брежнева в наше время

Судьбы у брежневских любимиц сложились по-разному. Во времена перестройки 90-х годов прошлого столетия, автомобили из гаража Кремля разошлись по всему миру. Как говорилось, великолепный Maserati Quattroporte сначала попал в Эстонию во владение охранной фирмы из бывших сотрудников КГБ, а после был продан премьер-министру Великобритании Маргарет Тэтчер. Разбитый «Серебряный призрак» стоит в музее в Риге. Подарок Никсона Cadillac Eldorado можно увидеть в московской экспозиции клуба «Автоамерика».

По всему миру на различных аукционах всплывают машины из гаража Брежнева. В Германии был продан в частную коллекцию его Mercedes, а Nissan President был выставлен на аукционе Sotheby"s, правда, его никто не купил. А на российском интернет-портале в апреле 2018 года появилось объявление о продаже "Чайки" (ГАЗ-13) образца 1980 года из гаража Брежнева. Продавец поставил цену в 30 миллионов рублей, история автомобиля проверяется. Но уже ясно, что комплектация машины не соответствует серийному производству.

Автомобили с историей всегда становятся находками для истинных коллекционеров, которые готовы платить за них любую сумму. Машины из коллекции одного из самых известных политиков ХХ столетия - Леонида Ильича Брежнева могут стать украшением и гордостью любой коллекции.

Каждый ценитель раритетных машин, считающий себя истинным коллекционером, мечтает приобрести автомобиль «с историей». За элитное авто, на котором некогда разъезжали видные политические и общественные деятели, богачи готовы выложить круглую сумму. Этим пользуются многие находчивые продавцы - в том числе в нашей стране.

В последнее время на сайтах по продаже автомобилей все чаще мелькают объявления, авторы которых предлагают настоящий «эксклюзив». Так, недавно на одном из таких онлайн-ресурсов о продаже раритетного ЗИЛ-117. Владелец утверждает, что в свое время на этой машине ездил сам Леонид Брежнев. При этом многие эксперты предостерегают автолюбителей от чрезмерного доверия: сегодня найти подобные автомобили не так уж просто, а многие и вовсе были уничтожены, чтобы шпионы не похитили секретные технологии.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков рассказал порталу «История.РФ», что на самом деле стало с автомобилями партийных деятелей времен СССР, почему многие из них были вывезены из России и как настоящие коллекционеры безошибочно определяют подделку.

«На рынке два дурака»

Максим, как вы считаете, подобные объявления - это всегда обман? Насколько вообще велика вероятность встретить сегодня такую машину, как «брежневский» ЗИЛ?

Автомобиль ЗИЛ-117, о котором вы говорите, действительно выпускался для обслуживания высшего руководства СССР. То есть это Политбюро (председатель Совета министров и так далее), может быть, главы союзных республик - собственно говоря, всё. Поэтому их [таких автомобилей] было сделано немного. По протоколу, естественно, были запасные машины.

То, что делал ГАЗ под названием «Чайка», - это уже машины второго эшелона. На них ездили вторые и третьи секретари ЦК КПСС, Минобороны и так далее. Таких машин мало. Большинство из этих машин, поскольку у них была аккуратная, специфическая эксплуатация, в разном состоянии почти все сохранились. Это как бы отдельная каста автомобилей.

- Какая судьба постигла эти машины после списания?

Надо понимать, что почти все эти автомобили, за редким исключением (есть кое-какие машины, которые остались в ГОНе - Гараже особого назначения; они полуисторические и, конечно, уже не используются, но это единицы), разными путями перекочевали в частные руки. Какие-то осели в России, что-то было вывезено. Такие машины еще и дарились: Эриху Хонеккеру в ГДР, Фиделю Кастро на Кубу и так далее. Естественно, когда следы каких-то машин теряются (хотя почти все они были поштучно известны), сейчас, когда люди перепродают эти машины или просто владеют, каждому хочется иметь автомобиль с историей. Это круто, и это поднимает цену автомобиля. Допустим, просто ЗИЛ-117 стоит миллионов десять - может быть, больше. А если это машина Брежнева, умножайте на два.

Вот видите! На рынке два дурака, можно и на пять умножить. К чему я веду: очень много таких автомобилей. Это относится и к старым немецким машинам: вот на этой ездил Геринг, а на этой Гиммлер и так далее. Рассказывателей таких историй очень много.

- Неужели люди так легко поддаются на обман?

Коллекционеры, которые всерьез этим занимаются, знают автомобиль, что называется, наперечет по номерам или каким-то особым отметинам. К примеру, сохранился автомобиль ЗИЛ-111, который вез космонавтов, когда было совершено знаменитое покушение на Брежнева. И внутри этой машины, на обшивке, остались отметины от пуль - вот это машина с историей. Если у человека нет конкретных доказательств (они могут быть разные: бумажные, еще какие-то), то этот человек - балабол. Если есть, то все может быть.

- Значит, есть шанс, что машина действительно та самая?

Почему нет? У Брежнева был большой гараж, он был сумасшедший любитель автомобилей. Ему много машин дарили, в том числе Киссинджер. У него был большой [автомобильный] парк, в том числе иномарки. Да, такой автомобиль, конечно, мог принадлежать Брежневу, но не ему лично, а обслуживал Брежнева, потому что машина была государственная. Он мог обслуживать Брежнева, но пока продавец не предоставит конкретных доказательств, то это все разговоры.

По словам экспертов, многие автомобили, на которых ездили партийные лидеры, - в том числе ЗИЛ-114, которым также пользовался Брежнев, - были после списания возвращены на завод и там уничтожены из соображений секретности. Это правда?

В общем, да, потому что это были бронированные автомобили, их было немного и в те годы их некуда было девать. Это сейчас машины последних поколений, которые еще работали, когда Союз развалился, пошли, что называется, в народ. А тогда, при Хрущеве, куда эту бронированную машину деть? Вот она уже старенькая, поездила, израсходовала свой ресурс; конечно, их уничтожали. Эти машины не нужно было «светить», автомобильных музеев тогда не было, только заводские музеи. И самое главное в случае с бронированными машинами - это режим секретности. Все это курировал КГБ, и, естественно, никто не хотел раскрывать секреты, все эти технологии были закрыты. Поэтому их отправляли на завод. На ЗИЛе был отдельный цех сборки таких автомобилей, все было очень строго.

«Новую машину президента «засветят» на инаугурации»

Машины, которые обслуживают первых лиц государства, всегда окружены этим ореолом тайны. Сейчас, например, все обсуждают лимузин проекта «Кортеж», который разрабатывается специально для Владимира Путина и будет на службе у ФСО. Что известно об этом автомобиле?

Я видел эти автомобили живьем и знаю все эти вещи. Что-то я могу говорить, что-то не могу, потому что действительно есть режим секретности. Там четыре автомобиля: это большой седан, лимузин (длинная версия с перегородкой для водителя), большой кроссовер и минивэн (машина охраны). Разработка идет, живые машины есть, они проходят испытания.

- Когда они впервые появятся на публике?

Это все происходит в режиме абсолютной секретности. Я не знаю, как дело повернется, потому что, с одной стороны, есть основной заказчик, как его называют (понятно кто), с другой стороны, это курируют разные министерства: на всем этом сидит Госбезопасность, которая контролирует, чтобы утечек не было. Я думаю, если ничего не изменится, то машины живьем мы увидим только на инаугурации президента. Машины сами по себе есть: они на этапе достройки, доводки, испытаний и так далее. Скорее всего, конечно, какие-то машины будут переданы, опять же, в ГОН.

- Для того, чтобы их «обкатали»?

Вы должны понимать, что эта разработка не ведется как в черном ящике: вот, мы сделали, нате вам машину! Конечно, по ходу утверждаются какие-то вещи: интерьер, дизайнерские решения, уже давно утверждена силовая структура трансмиссии двигателя и так далее. Но тем не менее в автомобиль, который вышел из цеха, конечно, сразу не посадят президента: автомобиль сначала проверят, посмотрят. Там масса всяких испытаний. А поскольку машина защищенная (так на профессиональном языке называется бронированная машина), то, естественно, должны провести отдельные испытания - произвести в капсулу определенное количество выстрелов. Это целая технология. Более того, по протоколу безопасности, президента не может обслуживать один автомобиль - как минимум три. Поэтому когда они в товарном виде будут переданы в ГОН, мы не знаем - может, в конце года, а может, в начале следующего. А то, что машину «засветят» всем на инаугурации, - это стопроцентная вероятность.

Промывка