Правила перевозки гсм автомобильным транспортом. Как это устроено: нефтебаза и транспортировка топлива до АЗС Что нужно для перевозки тонны бензина

Опасный груз в автоперевозках - это, прежде всего, легковоспламеняющийся, ядовитый или даже радиоактивный багаж в автомобиле, перевозимый с определённой целью и в определённых количествах. Перевозка опасных грузов регулируется законом. Основной из таких законов носит название "Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов " (ДОПОГ ). Правилами перевозки таких опасных грузов водители чаще всего начинают интересоваться, когда требуется перевезти в багажнике бензин или дизельное топливо (солярку).

Итак, ДОПОГ регулируют правила перевозки опасных грузов, а также имеют исчерпывающий перечень веществ, которые могут быть причислены к опасным. В этот перечень включены в том числе , бензин , керосин и практически все другие легковоспламеняющиеся вещества.

При этом, ДОПОГ разрешает перевозить эти опасные вещества частным лицам для личных нужд и для перепродажи, но с ограничением количества и только в определённой таре.

Положения ДОПОГ не применяются:

  • к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки. Когда такими грузами являются легковоспламеняющиеся жидкости, перевозимые в сосудах многоразового использования, наполненных частным лицом или для частного лица, то общее количество не должно превышать 60 литров на один сосуд и 240 литров на одну транспортную единицу .

То есть опасные грузы в виде того же бензина или дизельного топлива , например, мы можем перевозить в объёме не более 240 литров в общем (это чуть больше одной бочки) и разлитыми в сосуды не более 60 литров объёмом каждый.

К сосудам также есть требования - они не должны позволить жидкости вытечь, потому пластиковые канистры здесь не подходят. На заправочных станциях, однако, продаются канистры из специального пластика, который не разъедается топливом.


Какой штраф за перевозку опасных грузов?

За нарушение правил перевозки опасных грузов нас ждёт штраф по статье 12.21.2 КоАП в размере от 2 до 2,5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 4 месяцев до полугода, если мы являемся частными лицами, и ещё больше, если должностными или юридическими.

12.21.2 КоАП:

1. Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами , влечёт наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев ; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Какие вещества причисляются к опасным грузам?

Давайте перечислим наиболее распространённые из них, которые чаще всего бывает необходимо перевезти! Все вещества имеют свой определённый класс опасности. Сначала приведём список таких классов, а затем распространённые вещества и присвоенный им класс опасности.

  • Класс 1 - Взрывчатые вещества и изделия
  • Класс 2 - Газы
  • Класс 3 - Легковоспламеняющиеся вещества
  • Класс 4.1 - Легковоспламеняющиеся твёрдые вещества, самореактивные и твёрдые взрывчатые вещества
  • Класс 4.2 - Вещества, способные к самовозгоранию
  • Класс 4.3 - Вещества, которые выделяют легковоспламеняющиеся газы при воздействии воды
  • Класс 5.1 - Окисляющие вещества
  • Класс 5.2 - Органические пероксиды
  • Класс 6.1 - Токсичные вещества
  • Класс 6.2 - Инфекционные вещества
  • Класс 7 - Радиоактивные вещества
  • Класс 8- Коррозионные вещества
  • Класс 9 - Другие опасные вещества и изделия

Опасные вещества

Вещество или изделие Класс
опасности
Патроны для оружия (в т.ч. холостые) и боеприпасы 1
Порох и детонаторы 1
Бомбы 1
Осветительные ракеты 1
Петарды , сигналы бедствия звуковые и световые 1
Нитрат аммония 1
Ацетилен 2
Сжатый воздух (в т.ч. жидкий) 2
Аммиак 2
Аргон 2
Бутан 2
Диоксид углерода 2
Хлор 2
Циан 2
Циклопропан 2
Эфир 2
Этан 2
Огнетушители с сжатым или сжиженным газом 2
Гелий 2
Водород 2
Сероводород 2
Метиламин 2
Зажигалки или баллончики для заправки зажигалок 2
Азот сжатый 2
Кислород сжатый или жидкий 2
Пропилен 2
Газ рефрижераторный 2
Ацетон 3
Бензол 3
Камфорное масло 3
Почти любые клеи 3
Ароматические жидкие экстракты 3
Этиловый спирт (этанол) 3
Этилацетат 3
Сивушное масло 3
Дизельное топливо 3
Печное топливо 3
Газойль 3
Бензин 3
Газолин 3
Петрол 3
Нитроглицерин и его растворы 3
Гексан 3
Типографская краска 3
Керосин 3
Метанол 3
Нитрометан 3
Краски (включая эмали, красители, лак, олифу, растворитель) 3
Парфюмерные продукты с содержанием легковоспламеняющимися веществами 3
Нефть 3
Хвойное масло 3
Масло смоляное 3
Медицинская настойка 3
Скипидар 3
Жидкие антисептики для древесины 3
Порошковый аллюминий 4.1
Спички 4.1
Нафталин 4.1
Каучук 4.1
Активированный уголь 4.2
Алкалоиды 6.1
Ртуть и её ацетаты и многие другие производные 6.1
Любые щелочи 8
Хлорная кислота 8
Серная кислота 8
Уксусная кислота 8
Фосфорная кислота 8
Сернистая кислота 8
Авиационное топливо 3
Пестициды 5.2

Полный список опасных веществ для перевозки Вы можете посмотреть на

Может показаться, что в перевозке топлива ничего сложного нет. Залил его в больщую бочку, которая называется бензовоз и повёз покупателям также, как возят воду или молоко. Да и сам бензовоз от молоковоза мало чем отличается. Да почти ничем! С точки зрения дилетанта это так, но на самом деле, всё намного сложнее.

Начнем с того, что любое жидкое топливо это опасный груз , которых существует великое множество. Их перевозка регламентируется множеством законов в связи с чем, организация таких перевозок была и остается важным и ответственным моментом.

Документ классифицирующий опасные грузы - ГОСТ Р 52734-2007. Все они делятся на следующие категории:

  1. Взрывчатые вещества, которые при определенных условиях могут привести к взрыву,
  2. Газ и его разновидности(сжатый, сжиженный, растворенный и т.д.),
  3. Легковоспламеняющиеся жидкости, в том числе и взрывоопасные,
  4. Твердые легковоспламеняющиеся вещества, или имеющие свойства самовозгорания сами по себе или при взаимодействии с водой,
  5. Различные окисляющие вещества и пироксиды,
  6. Вещества инфекционного и ядовитого характера,
  7. Радиоактивные материалы,
  8. Кислоты, щелочи и т.п.,
  9. Прочие вещества, которые так же считаются опасными, но не подходят не под одну из вышеперечисленных групп.

Группа 3 - это как раз и есть дизельное топливо, бензин и др. жидкие нефтепродукты. Она конечно же не самая опасная, но требует вполне определенных мер безопасности во время перевозки. Причем, закон не ограничивает способы транспортировки. Например, дизельное топливо может доставляться любым видом транспорта: железнодорожным, автомобильным и т.д. При этом любое транспортное средство должно быть специальным образом оборудовано а персонал должен иметь специальное разрешение. Сзади и спереди бензовоза должен быть знак UN N2 OOH и знак опасности номер 3:

Кроме того, если перевозится более 1000 литров топлива требуется соблюдение следующих условий:

  • Наличие документа с указанным маршрутом перевозки.
  • Наличие ДОПОГ (Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов), то есть свидетельства о подготовке водителя к перевозке опасных веществ.
  • Наличие документа о том, что транспортное средство допущено к перевозке опасных грузов.
  • Обозначение транспортного средства табличками опасного груза.
  • Наличие средств пожаротушения.

Цистерна для перевозки готовится определённым образом. Если до заливки в ней перевозилось другое горючее, цистерна должна быть тщательно промыта и высушена. Не допускается никакое смешивание горючих веществ. Цистерна должна быть заземлена, что позволит снизить веорятность самопроизвольного воспламенения перевозимого топлива. Цистерна должна быть обозначена табличкой с указанием типа опасного груза. В случае перевозки в автомобильных цистернах, эти самые цистерны должны быть окрашены в яркий оранжевый или красный цвет с надпистью "Огнеопасно".

К управлению транспортным средством, перевозящему опасные грузы может быть допущен водитель, прошедший специальную подготовку и медицинский контроль, имеющий стаж управления подобным ТС не менее 3 лет, не находящийся под воздействием каких-либо препаратов. У водителя должны быть след. документы:

  • Свидетельство о допуске транспортного средства (выдается в ГАИ МВД по месту регистрации).
  • Договор о перевозке в соответствии с действующим законодательством.
  • Документ, определяющий маршрут перевозки (должен быть заверен и/или составлен отделами и подразделениями ГАИ МВД РФ, по территории работы которых проходит маршрут).
  • Аварийная карточка (заполняется производителем опасного вещества).
  • Транспортно-товарная накладная.

Транспортировка топлива по городу Москве еще более сложное занятие. Нужно иметь специальную лицензию, разрешающую перевозки опасных грузов внутри третьего транспотного кольца. Наша компания такую лицензию имеет и доставляет топливо в любую точку Москвы.


"Ойл-Экспо" - оптовые поставки дизтоплива и бензина по Москве и области.

Может показаться, что в перевозке топлива ничего сложного нет. Залил его в больщую бочку, которая называется бензовоз и повёз покупателям также, как возят воду или молоко. Да и сам бензовоз от молоковоза мало чем отличается. Да почти ничем! С точки зрения дилетанта это так, но на самом деле, всё намного сложнее.

Начнем с того, что любое жидкое топливо это опасный груз , которых существует великое множество. Их перевозка регламентируется множеством законов в связи с чем, организация таких перевозок была и остается важным и ответственным моментом.

Документ классифицирующий опасные грузы - ГОСТ Р 52734-2007. Все они делятся на следующие категории:

  1. Взрывчатые вещества, которые при определенных условиях могут привести к взрыву,
  2. Газ и его разновидности(сжатый, сжиженный, растворенный и т.д.),
  3. Легковоспламеняющиеся жидкости, в том числе и взрывоопасные,
  4. Твердые легковоспламеняющиеся вещества, или имеющие свойства самовозгорания сами по себе или при взаимодействии с водой,
  5. Различные окисляющие вещества и пироксиды,
  6. Вещества инфекционного и ядовитого характера,
  7. Радиоактивные материалы,
  8. Кислоты, щелочи и т.п.,
  9. Прочие вещества, которые так же считаются опасными, но не подходят не под одну из вышеперечисленных групп.

Группа 3 - это как раз и есть дизельное топливо, бензин и др. жидкие нефтепродукты. Она конечно же не самая опасная, но требует вполне определенных мер безопасности во время перевозки. Причем, закон не ограничивает способы транспортировки. Например, дизельное топливо может доставляться любым видом транспорта: железнодорожным, автомобильным и т.д. При этом любое транспортное средство должно быть специальным образом оборудовано а персонал должен иметь специальное разрешение. Сзади и спереди бензовоза должен быть знак UN N2 OOH и знак опасности номер 3:

Кроме того, если перевозится более 1000 литров топлива требуется соблюдение следующих условий:

  • Наличие документа с указанным маршрутом перевозки.
  • Наличие ДОПОГ (Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов), то есть свидетельства о подготовке водителя к перевозке опасных веществ.
  • Наличие документа о том, что транспортное средство допущено к перевозке опасных грузов.
  • Обозначение транспортного средства табличками опасного груза.
  • Наличие средств пожаротушения.

Цистерна для перевозки готовится определённым образом. Если до заливки в ней перевозилось другое горючее, цистерна должна быть тщательно промыта и высушена. Не допускается никакое смешивание горючих веществ. Цистерна должна быть заземлена, что позволит снизить веорятность самопроизвольного воспламенения перевозимого топлива. Цистерна должна быть обозначена табличкой с указанием типа опасного груза. В случае перевозки в автомобильных цистернах, эти самые цистерны должны быть окрашены в яркий оранжевый или красный цвет с надпистью "Огнеопасно".

К управлению транспортным средством, перевозящему опасные грузы может быть допущен водитель, прошедший специальную подготовку и медицинский контроль, имеющий стаж управления подобным ТС не менее 3 лет, не находящийся под воздействием каких-либо препаратов. У водителя должны быть след. документы:

  • Свидетельство о допуске транспортного средства (выдается в ГАИ МВД по месту регистрации).
  • Договор о перевозке в соответствии с действующим законодательством.
  • Документ, определяющий маршрут перевозки (должен быть заверен и/или составлен отделами и подразделениями ГАИ МВД РФ, по территории работы которых проходит маршрут).
  • Аварийная карточка (заполняется производителем опасного вещества).
  • Транспортно-товарная накладная.

Транспортировка топлива по городу Москве еще более сложное занятие. Нужно иметь специальную лицензию, разрешающую перевозки опасных грузов внутри третьего транспотного кольца. Наша компания такую лицензию имеет и доставляет топливо в любую точку Москвы.


"Ойл-Экспо" - оптовые поставки дизтоплива и бензина по Москве и области.

Нефтебаза "Ручьи" в Красногвардейском районе города – одна из трех нефтебаз ПТК и одна из самых крупных в Петербурге. Она рассчитана на одновременное хранение 118 тысяч литров топлива. Построенная в 30-е годы прошлого века, она неоднократно модернизировалась, техперевооружение идет и сейчас.

Местоположение диктует технология: Ручьи – это железнодорожная станция, ведь именно по рельсам в цистернах бензин и солярка приходят с НПЗ в город. Одновременно нефтебаза может принять 16 железнодорожных цистерн бензина и столько же дизельного топлива. А это – 1 900 тонн единовременного слива нефтепродуктов и возможность обеспечить обработку 128 цистерн в сутки. Отпускаются нефтепродукты в автоцистерны автоматически.

Здесь хранятся автомобильные бензины марок АИ-92, АИ-95, АИ-98 и дизельное топливо экологических классов "Евро-4" и "Евро-5". Топливо из разных цистерн сливают в единые резервуары по октановому числу, даже если поставщики разные, – такова технология.

Проверенное топливо разливается по бензовозам, и именно на этом этапе добавляют в топливо так называемые маркетинговые присадки для позиций Аи-95, продающихся как "улучшенные". Принципиально свойства топлива они не меняют. Кстати, добавление присадок для повышения октанового числа незаконно, в таком случае бензин или дизель не будут соответствовать техрегламенту.

Контроль качества

Пока на территории нефтебазы строится новая, более просторная лаборатория, контроль качества нефтепродуктов обеспечивает старая, но добротная Испытательная лаборатория топлива, аккредитованная Росстандартом. Как и нефтебаза, она работает круглосуточно. Трудятся здесь 18 человек. Они подключаются на всех этапах работы с топливом: при приемке, хранении и отпуске. Современное оборудование (как иностранное, так и отечественное) лаборатории практически дублирует то, что стоит на действующих НПЗ, и позволяет определять все показатели бензинов и солярки.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

В отдельном помещении лаборатории красуется довольно громоздкий аппарат для определения октанового числа топлива стоимостью 14 млн рублей. Сама процедура довольно шумная (отсюда и название "отстучать на октан") и длится около 20 минут. Поэтому специалисты в области нефтехимии скептически относятся ко всевозможным экспресс-тестам по определению октанового числа – они-то знают, что процесс этот трудоемкий и дорогостоящий.

Качество топлива на нефтебазе не ниже 4-го класса.

Для автомобиля важно, чтобы вливаемый в него бензин или солярка был не ниже 3-его класса или "Евро-3". 4-й и 5-й классы в большей степени относятся к экологическим нормам и влияют не на работу двигателя, а на выбросы.

Андрей Михеев, генеральный директор ПТК

Лаборатория проводит преимущественно внутренний контроль. Но сюда также может обратиться с просьбой провести исследование любой автолюбитель. Допустим, у водителя возникает подозрение, что его машина стала хуже ехать после заправки. Так, контрольный анализ будет стоить 4,5 – 6,5 тыс. рублей, а полный анализ дизельного топлива – от 25 до 30 тыс. рублей. Правда, в каждом случае цена индивидуальна и зависит от целей исследования.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

На АЗС

Приезжая на заправку, бензовоз отгружает свой ценный груз через сливочные горловины в емкости для хранения топлива (их объем может достигать 50 кубометров). Расположены они под землей. Бывают, кстати, АЗС, которые вмещают и более 200 кубометров, но тогда они считаются уже мини-нефтебазами. Каждое горлышко резервуара подписано, так что ошибиться сложно. За сливом пристально следит оператор АЗС. Каждый раз сотрудник заправки берет пробу свежего топлива, это нужно на тот случай, если к АЗС предъявят претензии к качеству продаваемого товара.

ГОСТ 1510-84 устанавливает правила упаковки и маркиров­ки, хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов. При применении и перевозке этилированных бензинов должны соблю­даться санитарные правила, утвержденные Министерством здра­воохранения, регламентируемые нормативно-технически­ми документами.

Для перевозки жидкое топливо затаривают в железнодорож­ные цистерны и автоцистерны, бункерные полувагоны, наливные суда. Транспортируют всеми видами транспорта: трубопровод­ным, железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и речным. При перевозке мазута необходимо предусматривать ус­ловия его разогрева с целью снижения вязкости до уровня, обес­печивающего возможность перекачки и слива.

Жидкие топлива каждой марки должны храниться в отдель­ных металлических и железобетонных резервуарах, исключаю­щих попадание в них атмосферных осадков и пыли. Степень за­полнения резервуаров должна быть возможно максимальной, так как от этого зависят потери топлива. Так, в резервуаре, за­полненном бензином на 90% годовые потери составляют 0,4%, а на 20%-13,6% от массы хранимого топлива. Гарантирован­ный срок хранения на складах, нефтебазах и заправочных колон­нах автомобильного бензина- 5 лет со дня изготовления, авиа­ционного- 2 года.

Каждая партия нефтепродуктов должна сопровождаться документом о качестве (паспортом), содержащим наименова­ние жидкого топлива, его марку и номер стандарта; наименова­ние или товарный знак предприятия-изготовителя, массу брут­то и нетто (и при необходимости объем упакованного нефтепро­дукта), дату изготовления; номер партии; надпись «Огнеопас­но»- для светлых нефтепродуктов, надпись «Яд»- для ядо­витых.

В документах должны указываться также нормы показате­лей качества, установленные нормативно-технической докумен­тацией, и результаты испытания данного нефтепродукта. Неф­тепродукты принимают по массе, которую определяют взвеши­ванием, или по объему и плотности. После определения массы нефтепродукта ее сравнивают с указанной в накладной, прове­ряют паспорт и при соответствии всех показателей прибывшее топливо сливают в резервуары. Если нефтепродукт поступил без паспорта (номер цистерны не соответствует номеру, указанному в сопроводительных документах; пломбы на цистерне повреждены или отсутствуют; цистерна опломбирована промежуточной станцией, а не станцией отправителя), грузополучатель обязан провести анализ пробы этого нефтепродукта в лаборатории и не расходовать (не принимать) его до оформления паспорта. При несоответствии качества полученного нефтепродукта стандарту составляется акт по установленной форме. Одна проба, отобран­ная из цистерны с участием представителя железной дороги, хранится у грузополучателя на случай арбитражного анализа до разрешения претензии.

Бензины являются взрывоопасными, легковоспламеняющи­мися и горючими жидкостями. В помещениях, где хранится жид­кое топливо, требуется строгое соблюдение правил пожарной бе­зопасности: категорически запрещается курение, зажигание спи­чек, а также проведение ремонтных работ, при которых выделя­ются искры; хранение на складе промасленной ветоши и посто­ронних предметов. Для профилактики следует проводить перио­дический осмотр электропроводки и изоляторов, проверять сос­тояние заземления резервуаров, трубопроводов, сливоналивного и другого оборудования.

Жидкие топлива являются токсичными веществами и оказы­вают вредное влияние на здоровье человека, они могут попадать в организм человека через органы дыхания и полость рта.

Опасность отравления существует на всех стадиях производ­ства, хранения, транспортирования и особенно использования жидкого топлива. Предельная концентрация в воздухе строго регламентирована: для бензина-растворителя она не должна пре­вышать 300 мг/м 3 ; для автомобильного бензина- 100 мг/м 3 и для керосина- 300 мг/м 3 . Наиболее опасен этилированный бен­зин, так как тетраэтилсвинец является стойким сильным ядом, который накапливается в организме человека, на окружающих предметах и одежде.

Для хранения, приема, отпуска этилированного бензина дол­жны быть выделены специальные емкости, приемораздаточные стояки, раздаточные колонки, насосы и трубопроводы. Оборудо­вание для операций с ним окрашивают в яркий цвет, отличающий его от остального, с крупными надписями несмываемой краской "Этилированный бензин. Яд".

Соблюдение правил безопасности при обращении с жидким топливом предупреждает аварии, несчастные случаи, его потери. К работе с жидким топливом могут быть допущены лица, которые прошли соответствующий инструктаж и сдали экзамен по технике безопасности.

Промывка