Повороты на перекрестках на автомобиле в схемах. Как повернуть налево, если поворот разрешен с двух полос

Последнее обновление: 10.12.2019

Продолжаем разбирать алгоритм движения через перекресток. В мы уже ознакомились с первыми тремя пунктами подготовки к проезду через перекресток, и подошли к четвертому – это непосредственно въезд и выезд.

Но прежде чем приступить к детальному изучению, следует уяснить некоторые общие правила проезда перекрестков. Они относятся к проезду любых перекрестков: и регулируемых, и нерегулируемых.

  • 13.1 При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
  • 13.2 Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

На этом сходство правил проезда обоих типов перекрестков заканчиваются. Т.е. во всем остальном правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков различны. Похожими остаются некоторые технические моменты, которые сейчас и рассмотрим.

Что касается техники выполнения поворотов на перекрестке, то уместно будет вспомнить о том, как автомобиль поворачивает. Особенное внимание следует обратить на к центру поворота. Неплохо также повторить , которая включает в себя:

  • подготовку к повороту;
  • сам поворот (вращение руля и движение по дуге);
  • выход из поворота.

Соблюдая безопасность движения, при проезде перекрестков, всегда следует помнить о «мертвых» или «слепых» зонах. С понятием «слепая зона» водитель каждый раз сталкивается при , .

При проезде перекрестков этот термин («слепая зона») принимает более обширное значение: «мертвая» или «слепая» зона — это такое пространство вокруг автомобиля, которое в данный момент водитель по разным причинам не может видеть и контролировать.

Например, часть дороги может быть закрыта от взора листвой деревьев или зданием. За большегрузным автомобилем или автобусом может находиться (спрятаться) легковой автомобиль, который в данный момент тоже может быть не видно и т.д.

Можно сказать, что поворот направо является самым легко выполнимым маневром на перекрестке. Все пространство перед автомобилем и справа от него хорошо просматривается и поэтому легко контролируется.

Подготовка к повороту . Перед поворотом направо следует занять крайнее правое положение на проезжей части. Просто перестроиться на крайнюю правую полосу недостаточно. Полосы бывают такой ширины, что там спокойно могут уместиться два автомобиля. А двухколесному мотоциклу нужно еще меньше места. Поэтому следует принять правее на столько близко к тротуару или краю проезжей части, чтобы вас невозможно было объехать справа.

Не нужно путать случаи, когда справа от вашего автомобиля имеется широкая обочина. В общем случае движение ТС по обочине запрещается ( ПДД). Некоторые водители таким образом (по обочине) пытаются объехать затор и тем самым наоборот, усиливают пробку на въезде на перекресток, потому что пропускать таких «шустриков» никому не хочется. Такой «объезд», к тому же, является нарушением ПДД.

Если движение по полосам на перекрестке обозначено знаками «Направления движения по полосам» и «Направления движения по полосе», то нужно перестроиться согласно этим знакам. Бывает, что на больших перекрестках знаками 5.15.2 разрешено поворачивать направо с двух крайних правых полос.

Перекрестки бывают большие и маленькие, соответственно, углы у перекрестков бывают разные, обычно они скруглены, поэтому, в зависимости от формы угла тротуара или газона, траектория движения автомобиля в повороте может быть плавной (рисунок слева), а может быть как бы «ломаной» (рисунок справа).

Поворот . Двигаться по дуге поворота нужно так, чтобы не наехать правым задним колесом на бордюрный камень и по правилам выполнения поворотов радиус этой дуги не должен меняться до выхода из поворота. Т.е. на входе в поворот повернули руль один раз – вошли в поворот и поехали по дуге поворота.

Выход из поворота . Подъехали к точке выхода из поворота – возвратили руль в прямолинейное положение – вышли из поворота и поехали дальше.

А что делать, если в этот момент (в процессе вашего поворота) дорогу переходят пешеходы?

Таким образом, если пешеходы переходят дорогу, а могут быть еще люди на велосипедах, нужно будет или двигаться с минимальной скоростью, чтобы пешеходы успели пройти, а велосипедист проехать через проезжую часть, или остановиться, чтобы их пропустить. А для этого нужно мысленно отметить место на проезжей части, где вы плавно остановитесь. Возьмите себе за правило: Никогда не останавливайтесь на «зебре» (разметка ). Лучше до нее чуть-чуть не доехать.

Все перечисленное выше из общих правил проезда перекрестков относится как к повороту направо, так и к повороту налево.

Поворот налево на перекрестке

Подготовка к повороту . Также как и перед правым поворотом, к повороту налево необходимо подготовиться – занять крайнее левое положение на стороне проезжей части вашего направления. Если дорога имеет разметку и осевую линию, разделяющую встречные потоки, тогда потребуется вплотную прижаться к осевой линии – это и будет крайнее левое положение. Если осевую линию не видно, тогда нужно мысленно разделить дорожное полотно на две равные части и «прижаться» левым боком машины к середине дороги.

Поворот . При повороте налево на перекрестке траекторию движения нужно строить так, чтобы во время или после поворота не оказаться на полосе встречного движения. Проще говоря, при выполнении поворота налево запрещается срезать углы ( ПДД).

Траектория поворота должна проходить через воображаемый центр перекрестка. Такая траектория не только обеспечивает безопасность маневра, но и полностью отвечает требованиям ПДД. К тому же двигаясь через воображаемый центр перекрестка, вы все время будете находиться на своей правой стороне дороги. Двигаясь по дуге поворота, также как и при повороте направо, нужно мысленно отмечать точки остановок автомобиля для того, чтобы пропустить встречный транспорт и пешеходов с велосипедистами, когда этого требуют Правила.

Выход из поворота . Дорога, на которой будет заканчиваться поворот, может иметь одну, две, три и более полос для движения в одном направлении. На какую полосу можно выезжать с перекрестка? При повороте налево ПДД не оговаривают этот случай, т.е. заехать можно на любую полосу, а затем перестроиться на ту, которая более удобна для дальнейшего движения. При этом нужно помнить о некоторых ограничениях для движения по крайней левой полосе ( ПДД).

Подробнее об осуществлении левых поворотов, а также о некоторых опасных ситуациях, связанных с этими маневрами — в статьях и .

Одной из ошибок, которую допускают водители на левом повороте (в основном, в начале своей практики), пропуская встречный транспорт, является то, что они не стоят на месте, а медленно движутся вперед. В результате, траектория движения автомобиля выписывает вот такой крюк, как на рисунке ниже. Двигаться не следует. Нужно действовать примерно так:

Выехали к середине перекрестка – остановились в своей полосе – пропустили встречный транспорт, который едет навстречу вам прямо или направо ( , – повернули налево — приблизились к пешеходному переходу – пропустили пешеходов (если они есть) (пункты , ) — поехали дальше. Еще навстречу могут ехать мопед или велосипед — они также относятся к встречному транспорту, им также следует уступить при повороте налево.

Одновременный поворот налево на перекрестке

Встречный разъезд (одновременный поворот налево) на перекрестке — дорожная ситуация, очень часто возникающая при одновременном взаимно встречном движении автомобилей, поворачивающих налево:

  • при движении на разрешающий сигнал светофора;
  • при движении по главной дороге нерегулируемого перекрестка, если главная дорога не меняет своего направления;
  • при движении по второстепенной дороге нерегулируемого перекрестка, если главная дорога свободна и не меняет своего направления;
  • на равнозначных перекрестках при движении навстречу друг другу, если пересекаемая дорога свободна.

Эти ситуации подчиняются одному и тому же правилу (об этом ниже), и будут рассмотрены позднее, в процессе разбора дорожных ситуаций. А пока что, согласно общим правилам проезда перекрестков, нужно понять саму технику одновременного поворота налево на перекрестке.

При одновременном повороте налево на перекрестке ПДД не дают ответ на вопрос «кто из водителей имеет преимущество?». Но существует одно неписаное правило – водители сами нашли решение такой проблемы: на больших перекрестках разъезжаются правыми бортами относительно центра, на маленьких перекрестках – левыми бортами.

Но это, так называемое правило, нельзя воспринимать буквально. Если с одновременным поворотом налево на больших перекрестках вопросов не возникает, то на маленьких перекрестках это правило может поставить водителей в тупик.

Все дело в том, что на очень маленьких перекрестках одновременный разъезд без того, чтобы не причинить неудобства оппоненту, и не нарушив при этом Правила, почти невозможен. Опять же, понятие «маленький перекресток» довольно расплывчато, и понимается людьми по-разному. Что значит «маленький» и насколько перекресток должен быть маленький?

Большинство современных перекрестков двухполосных дорог (одна полоса ваша, другая навстречу) при одновременном повороте налево позволяют беспрепятственно разъехаться правыми бортами. При этом на выезде с перекрестка левые колеса автомобиля встречной полосы не касаются, т.е. нарушения нет.

На очень маленьких перекрестках (ширина примерно две длины автомобиля) без нарушения Правил можно разъехаться «налево» двумя путями: первый – названный выше случай разъезд левыми бортами, второй способ – уступить первоочередное право проезда перекрестка своему оппоненту. В таком случае, на маленьком перекрестке (на очень маленьком) первым налево поворачивает ваш оппонент, а ваш авто поворачивает следом, уже после того, как проезд освободится. Если же ваш оппонент уступит первую очередь проезда вам, например, моргнет фарами, или махнет рукой, значит, вы проезжаете перекресток первым.

Центр перекрестка, также как и его категорию (большой он или маленький) определить обычно бывает нетрудно, ну а встречный автомобиль, поворачивая вместе с вами, подскажет вам нужную траекторию.

Навигация по серии статей

Здравствуйте!

Вопрос в следующем. По ПДД перед поворотом налево нужно занять крайнее левое положение. Перед поворотом направо — крайнее правое положение. При повороте налево нужно выезжать с крайнего левого положения, но выходить с поворота можно в любую полосу. В билетах: — билет 7 вопрос 5. Движение по полосам. По этому вопросу получается, что заходить в указанный левый поворот можно с обоих полос? Вопрос возник по следующем поводу. Насколько я знаю, перекрёстки с круговым движением подчиняются общим правилам проезда перекрёстков. То есть выходить с круга нужно с крайнего правого положения.

Но у нас в городе есть круговые перекрёстки на которых разметкой прерывистыми линиями показано, что выходить с кругового перекрёстка можно по двум полосам. На круге — три полосы. С внешнего круга полоса выхода крайняя правая, а со среднего круга — вторая полоса. Очень похоже на расположение полос в билете 7 вопрос 5, только зеркально. Если бы знал как сюда вставлять скрины — то показал бы. А так попробую описать словами. Описание с карты Гугл. г. Ижевск Круговой перекрёсток ул.Ворошилова — ул. Петрова — ул. 40 лет Победы. Выезд с круга на ул. Ворошилова. Ясно видно эти две полосы выезда с круга на улицу Ворошилова.

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Андрей.

    Только дело вот в чём. Учусь в автошколе. Достаточно скоро сдавать вождение по городу. Один из маршрутов как раз через этот перекрёсток. Нам инструктора говорят, что выезд только с крайней правой полосы. Например, я делаю разворот (с ул.Ворошилова) на этом перекрёстке или с ул. 40 лет Победы делаю поворот налево. Вполне возможно, что мне поток машин не даст перестроится на внешний круг и я буду на среднем, с которого можно выйти по второй полосе. Но сейчас (зимой) разметки не видно (или она стёрлась и её ещё не обновили), знаков «Движение по полосам» нет. Чтобы инспектор не поставил балы, может лучше уйти на второй круг и снова попробовать перестроится на внешнюю полосу круга? Или можно конкретными пунктами ПДД объяснить инспектору своё решение выйти с круга со средней полосы на вторую полосу в данной ситуации. Повторяю — разметки не видно и знаков нет.

  • Андрей

    В дополнение к верхнему сообщению. Сейчас нашёл на сайте ГИБДД: http://www.gibdd.ru/news/29/609991/

    Похоже можно выезжать с любой полосы, но внимательно смотри на авто, которые двигаются по правым полосам?

  • Сергей Д.

    Андрей, если знаки и разметка не запрещают выезд с круга с другой полосы, кроме правой, то, разумеется, можно выехать с круга и так, но нужно внимательно смотреть за другими машинами справа-сзади вас. Зеркало в этом случае не даст полной картины – придется быстро крутить головой. Это при условии, что разметку на дороге хорошо видно.

    Естественно, выезжая с круга, например, со второй полосы, придется уступить дорогу тем, кто продолжает ехать по кругу в правой полосе, как объясняется в справке ГИБДД (по ссылке), что не всегда удобно. В вашем случае, двигаясь по кругу, еще придется уступать дорогу въезжающим на круг. Поэтому, необходимо будет заранее перестроиться на крайний правый ряд, и уже с него выполнить съезд с круга (как рекомендует инструктор — самый правильный и безопасный вариант).

    Когда разметка неразличима на проезжей части (стерлась, плохо видно, под снегом и пр.) – съезд с круга только с крайней правой полосы.

    Вы ничего не сможете объяснить инспектору, потому что указывает, что «… При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части».

    В случае если другие машины не дают вам возможность перестроиться в крайний правый ряд для съезда, целесообразно сделать еще один полный круг и заранее перестроиться для съезда именно с крайнего правого ряда.

  • Андрей

    Спасибо большое!

  • Сергей Д.

    Пожалуйста, Андрей, обращайтесь.

  • Андрей

    Здравствуйте!

    В тексте приведённой выше ссылки на сайт ГИБДД есть такая фраза: «... на круг въезжаем с любой полосы, так же как и на перекрестке, включаем указатель поворота. Но, внимание: можем его и не включать, если он введет в заблуждение других участников движения.»

    А как понять, когда указатель может ввести в заблуждение, а когда нет?

  • Сергей Д.

    Указатель поворота может ввести в заблуждение в том смысле, что ваш въезд на круг может быть ошибочно принят другими водителями за сигнал к перестроению, особенно, если «поворотник» долго мигает.

  • Сергей Д.

    Пожалуйста, Андрей.

  • Андрей

    Здравствуйте!

    Вопрос в следующем. Большой перекрёсток. Две шестиполосные дороги. У каждой есть разделительная полоса. Точно не помню, но примем, что ширина разделительных полос — 2 метра. Соответственно на данном перекрёстке 4 пересечения проезжих частей. В учебном фильме по экзаменационным маршрутам учебное авто делает разворот не доезжая до середины перекрёстка. То есть по малому радиусу. На мой взгляд прямое нарушение п.8.6: «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.» При развороте по малому радиусу учебное авто оказывается на стороне встречного движения. Пусть даже длина этого участка встречного движения всего 2 метра (ширина разделительной полосы), но всё-равно оказывается.

    Когда я этот вопрос задал своему преподавателю по теории, он сказал, что это особенный перекрёсток с 4-мя пересечениями проезжих частей. Хотя причём тут это — я так и не понял.

    Поясните пожалуйста, на описанном выше перекрёстке при развороте по малому радиусу учебное авто нарушило ПДД п.8.6 или нет.

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Андрей.

    Я не смотрел тот фильм, но, думаю,там нет нарушения , поскольку выезд с перекрестка после разворота не затрагивает встречную полосу.

    Дело не в том, сколько условных пересечений проезжих частей имеет данный перекресток, а в том, каким образом на нем организовано движение знаками и разметкой. Если знаки и разметка не запрещают развернуться через первые пересечения, то можно выполнить разворот по короткой дуге.

    Прочтите мой комментарий-ответ к статье от 23 июля 2014г. и от 31 января 2015г. Там есть объяснение, почему разворот по короткой дуге на перекрестке дорог с разделительной полосой не является нарушением. Если же еще будут вопросы – обращайтесь.

  • Андрей

    Спасибо за ответ. Прочитал комментарии. Перед описанным мной перекрёстком стоят знаки 4.1.5, 4.1.1, 4.1.4. Если будет возможность — карта Гугл — Ижевск пересечение улиц 40 лет победы и ул. Ленина.

    Авто ехало по ул. 40 лет Победы с юга на север. На перекрёстке развернулось по малому радиусу. Правда, на карте Гугл стоят знаки 4.1.3, 4.1.5, 4.1.1, 4.1.2. Но думаю, что это не меняет картины вопроса. Хотелось бы точно понять — скоро экзамены. А это один из маршрутов.

  • Сергей Д.

    Я просмотрел карты Гугла и Яндекса, и перед указанным вами перекрестком, а также на нем, и не увидел предписывающих знаков из группы 4.1.1-4.1.6, о которых вы написали выше. Эти знаки действуют только на то пересечение проезжих частей, перед которым они установлены, причем, знак, разрешающий поворот налево, разрешает и разворот.

    Поскольку никаких знаков, запрещающих разворот, на вашем перекрестке нет, т.е. они отсутствуют, то и нет запрета на разворот по короткой дуге, только, разворачиваясь, нужно не задеть пешеходный переход (на одной из дорог он присутствует), т.к. на нем разворот запрещен.

    Карты гугла и яндекса часто отличаются от реальной картины, поэтому, опираясь на них, нельзя объяснить, как проехать правильно, или дать какой-либо совет. На дороге, к примеру, сегодня могут установить новый знак, а на тех картах он появится еще не скоро.

    Если у вас есть вопросы, касаемо проезда именно этого перекрестка, обратитесь к своему инструктору, или возьмите дополнительное время и попросите его несколько раз проехать с вами по этому перекрестку с разных направлений.

  • Андрей

    Спасибо за ответ!

    Знаки на учебном фильме аналогичны. Описал их выше.

  • Сергей Д.

    Андрей, указанные вами знаки это парно установленные «Направления движения по полосам». Равносильны «Направления движения по полосе». Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.

    То есть знаки 5.15.1 разрешают разворот по малому радиусу? И совсем не обязательно доезжать до центра перекрёстка? Я имею в виду именно тот перекрёсток, о котором писал выше.

  • Сергей Д.

    Не совсем так. Знак 5.15.1, разрешающий поворот налево из крайней левой полосы разрешает и разворот. Это в принципе. Разворот на вашем перекрестке разрешен.

    Отсутствие знаков 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4 перед перекрестком (если удобнее – перед первым по ходу пересечением проезжих частей) означает, что можно выполнить разворот по малому радиусу, т.е. доезжать до центра не обязательно.

  • Андрей

    Спасибо большое за обстоятельный ответ!

    И последний вопрос (последний по данной теме). Значит узкая часть проезжей части между двумя пересечениями проезжих частей (по написанному выше — длиной 2 метра — ширина разделительной) не является встречкой, на которую выезд запрещён при выезде с пересечения проезжих частей? Спрашиваю вот почему: «Выполнение разворота. Часть 2» Третья картинка сверху. Красная стрелка разворота по малому радиусу. Чем перекрёсток (в части разворота) на картинке отличается от описанной выше ситуации? Кроме того, конечно, что на пересекаемой дороге нет разделительной полосы.

    Ведь для красного автомобиля тоже нет знаков 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4.

    Или возможна ситуация: Разворот по малому радиусу есть нарушение п. 8.6 ПДД, но в жизни этот вариант чреват меньшими последствиями. А разворот по большому радиусу есть выполнение п.8.6, но в жизни чреват гораздо большими последствиями «благодаря» тому, что перекрёсток весьма большой и при включении зелёного знака для проезжей части перпендикулярного направления (и то, что на пересекаемой дороге много полос) потенциал ДТП гораздо больше?

  • Сергей Д.

    Вероятность ДТП существует на любом перекрестке, независимо от его размера.

    Спасибо!!!

    Если на экзамене попадётся этот маршрут (рядом человек в погонах), то поеду через центр перекрёстка. Дольше, чуток сложнее, но — (при моих остающихся сомнениях в правильности малого радиуса) — правильнее.

    Спасибо ещё раз!

  • Сергей Д.

    Пожалуйста, Андрей.

  • Алексей Георгиевич

    Т-образный регулируемый перекрёсток. Правая полоса стрелка прямо и направо. Левая полоса стрелка только налево. Имеет ли право водитель выехать на средину перекрёстка на зелёный сигнал светофора и ожидать когда загорится стрелка «налево»?

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Алексей Георгиевич.

    Нет, не имеет. Следует дождаться, когда загорится стрелка, разрешающая движение налево.

    Если я правильно понял, в вопросе идет речь о стрелках на светофорных секциях. «… Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией» — .

  • Елена

    Добрый день! У меня вопрос такой. Поворот налево на разрешающий сигнал светофора. Сегодня произошла следующая ситуация: при повороте налево выехала за стоп линию. Впереди меня тетечка решила не поворачивать (не заканчивать маневр) т.к. загорелся красный. Из за нее маневр не был завершен. Сзади идут пешеходы, спереди нас поперечное движение. Придет ли штраф? И если придет, то можно ли его оспорить? Ведь если бы женщина не остановилась, мы бы завершили маневр. Спасибо!

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Елена.

    Если вас сразу не остановили за это, то бояться нечего. Штраф может прийти, только если на перекрестке установлены действующие камеры фотовидеофиксации. Насколько мне известно, подобные камеры (контроль пешеходных переходов и стоп-линии) с этого года начали выборочно устанавливать в Москве. Про другие города – не могу сказать.

    На будущее: камера фиксирует факт нарушения. Чтобы его оспорить, потребуются собственные доказательства, например запись с видеорегистратора. Но дата и время записи должны соответствовать действительности. Желательно наличие GPS-модуля в видеорегистраторе, т.к. он покажет скорость движения в этот момент.

  • Ольга

    Добрый день! Вопрос в следующем. Попали в ДТП на нерегулируемом перекрестке. Инспектор ГИБДД поставил обоюдную вину обоих водителей. При этом разъезд осуществлялся левыми бортами, повороты налево, водитель автомобиля 1 (наш) уже частично выехал на свою полосу движения, водитель встречного автомобиля находился по диагонали на полосе встречного движения. Прав ли инспектор ГИБДД, и возможно ли оспорить его решение?

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Ольга.

    На нерегулируемых перекрестках приходится учитывать много факторов: направление главной дороги (если перекресток неравнозначный), кто с какой стороны подъехал к перекрестку и у кого из водителей был приоритет в движении.

    Я понял, что ваш автомобиль являлся помехой справа для вашего оппонента, следовательно, при равных правах на проезд, преимущество было на вашей стороне. Ну а все остальные «нюансы» уже определяет инспектор.

    Если вы не согласны с заключением инспектора, то на разборе в ГИБДД заявите свою точку зрения, только не голословно, а опираясь на соответствующие .

    Удачи в решении вопроса!

  • Александр

    Добрый день. Вопрос о выезде на середину перекрестка при повороте налево. Все рекомендуют выезжать, но надо ли так делать? Ведь можно перегородить дорогу поворачивающему налево со встречного направления и заблокировать весь встречный поток, особенно на маленьких перекрестках. Может, все таки, лучше стоять перед краем пересекаемой проезжей части, пропуская встречных?

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Александр.

    Ожидая возможность повернуть налево у края проезжей части, вы тем самым лишаете этой же возможности других участников, которые стоят за вами и также собираются повернуть – они просто не успеют это сделать за цикл светофора. А машин, порой, собирается много. Размеры большинства перекрестков позволяют выехать на середину и разъехаться правыми бортами при обоюдном повороте налево.

    Что касается очень маленьких перекрестков, то там, скорее, все индивидуально. Если встречный вместе с вами поворачивает налево, то необязательно ставить автомобиль поперек перекрестка, можно продвинуться вперед, не поворачивая колес, пропускать встречных, едущих прямо, и ждать возможности для поворота. Другие подтянутся за вами, и еще пара машин успеет повернуть, до того, как загорится красный. Вот, как-то так.

  • Валерия

    Здравствуйте!

    Все-таки, как я поняла, разъезд со встречными при одновременном повороте налево практически невозможно совершить без выезда на встречку, то есть разъезжаться левыми бортами, хотя на практике почти никто так не делает, наверно. В связи с чем вопрос — как лучше сделать на экзамене, пропустить тех, кто «срезает» угол? Ехать так же, нарушая пдд? Но ведь «все так ездят» не оправдание... хочется ВСЕ ПО УМУ. Инструктора говорят правыми разъезжаться, а вообще при повороте налево говорят ехать почти под прямым углом, не выезжая на встречку... Двойная правда получается, да и прав за выезд на встречку лишить могут.

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Валерия.

    Попробуйте прислушаться к инструкторам, и понять, что именно они хотят донести до Вас.

    Понятия большой и маленький перекресток несколько относительные, и на подавляющем числе перекрестков, при обоюдном повороте налево, уместен разъезд правыми бортами. При этом нарушением встречной полосы считается не угол траектории поворота налево в пределах пересечения на перекрестке, а траектория, проходящая на выезде с пересечения. Пройдите по ссылке, там есть картинка (пункт 8.6), на которой хорошо виден этот маленький участок.

    Тем не менее, ситуация на дороге, в том числе и на экзамене, может сложиться любым образом. Ваша задача – повернуть налево через условный центр перекрестка, по-возможности, выдержав прямой угол. Когда поворачиваете налево через центр, или около него, то на выезде с перекрестка вы встречную полосу не заденете.

    При обоюдном повороте налево, внимание нужно концентрировать не на «правильности» выполнения поворота, а на участке дороги ЗА встречным автомобилем, поворачивающим перед вами, потому что он будет перекрывать Вам обзор на подъезде к перекрестку со встречного направления. А ведь там едут другие машины, и им нужно уступить дорогу.

    Если видите, что встречный автомобиль, который также как вы поворачивает налево, проехал навстречу вам дальше середины перекрестка, и при этом «предлагает» разойтись правыми бортами (такое бывает), то спешить не нужно. В подобном случае целесообразно дать ему возможность выполнить поворот, а когда место впереди вас освободится, проехать ближе к середине перекрестка, и затем выполнить свой поворот.

    Спасибо, Сергей! Я так примерно и думала, остановиться, пропустить и продолжить, когда встречный повернет налево, только вот за ним еще три машины хотят повернуть налево, меня, наверно, ждать никто не станет? Да и зеленый быстро меняется на желтый, не создам ли я затор? Переживаю за этот маневр и еще разворот. Хороший сайт у вас, и на комментарии отвечаете быстро и грамотно) приятно)

  • Сергей Д.

    Разумеется, ждать, пока вы повернете, никто из других водителей не станет, но и препятствовать Вам, у них также нет причины. Поверьте, Валерия, страх – он только в голове.

    Ваша задача, еще раз повторюсь, выехать к середине перекрестка , и с соблюдением приоритета повернуть налево. Все! Если при всем этом, пока будете стоять и уступать дорогу встречному транспорту, для вас загорится желтый, или даже красный сигнал, спокойно и без напряжения закончите поворот и выедете с перекрестка.

    Попросите своего инструктора, чтобы в практике вождения было больше левых поворотов и разворотов. Может, есть смысл взять дополнительные часы. И спасибо за добрые слова.

  • Юля

    Здравствуйте!

    Здравствуйте Юлия.

    На этом перекрестке разворот не запрещен. Сам перекресток имеет нестандартную конфигурацию Т-перекрестка, поэтому, для наглядности и упрощения понимания направления, т.е., куда, все же, ведет дорога, стрелки на нарисовали таким образом. Развернуться разрешается только с крайней левой полосы.

  • Егор П.

    Здравствуйте, вопрос у меня такой. Я выезжаю на перекрёсток на зелёный, я еду ПРЯМО, но проезжая перекрёсток загорается жёлтый и красный, у пешеходов впереди загорается их зелёный, должны ли они сначала пропустить меня как завершающего манёвр, или я должен остановиться посередине перекрёстка, уступая им, и создать затор для водителей начинающих ехать справа?

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Егор.

    В ситуации, когда вы не успеваете выехать с перекрестка, а для пешеходов, впереди по вашему движению, загорается зеленый сигнал, нужно остановиться перед пешеходным переходом, и уступить дорогу пешеходам. Пешеходы прошли – можно выехать с перекрестка.

    Пока пешеходы идут через дорогу, своей остановкой можно помешать другим водителям, начинающим движение на свой зеленый справа от вас. Чтобы такого не происходило, нужно рассчитывать так, чтобы успевать завершить выезд с перекрестка на свой желтый сигнал.

    Желтый сигнал горит примерно три секунды, столько же мигает зеленый сигнал. Вот, за это время нужно выехать с перекрестка. Если еще до въезда на пересечение дорог вы понимаете, что не уложитесь в эти пять — шесть секунд, предположим, впереди много машин и возможен небольшой затор, то целесообразно остановиться у светофора перед перекрестком еще на свой мигающий зеленый сигнал.

  • Егор П.

    Получается, у водителя написано в правилах о том, что когда загорелся зелёный, водитель сначала пропускает других водителей, которые завершают свой манёвр и пешеходов, завершающих переход дороги, а у пешеходов такого нет?

  • Сергей Д.

    Когда автомобиль на некой скорости, а скорость может быть немалой, завершает выезд с перекрестка в момент, когда для него уже загорелся красный, то в интересах пешехода дать возможность автомобилю проехать, прежде чем самому ступить на проезжую часть для перехода дороги. Автомобиль, ведь, в таком случае не сможет мгновенно остановиться.

    Но известны случаи, часто во время «пик», когда столпотворение машин, скорость движения не очень большая, как только зеленый у пешеходов загорается, пешеходы как горох, буквально «высыпаются» на проезжую часть. Все спешат! И что в таком случае делать водителю? Ответ: остановиться перед пешеходным переходом, и уступить переходящим дорогу, как было сказано в предыдущем комментарии.

  • Вадим

    Скажите, если поворот налево разрешен из двух полос. Как должны выехать из перекрестка два автомобиля с учетом того, что можно выезжать на любую полосу? Кто кому уступает?

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Вадим.

    Возможность поворота налево с двух полос подразумевает, чтодуги поворота транспортных средств пересекаться не будут, т.е. существует возможность одновременно повернуть налево независимо друг от друга. «Левый» авто поворачивает налево по короткой дуге, «правый» авто поворачивает по длинной дуге и никто друг другу не мешает.

    Но в реальности происходит все наоборот, потому что не всегда удается заранее перестроиться в нуждый ряд. В таком случае, если пути ТС во время поворота налево пересекаются, то преимущество имеет тот автомобиль, что находится справа. .

  • Вадим

    Сергей, вопрос задал, потому что имел беседу на эту тему, выложив видео, где я как раз поворачивал из второго от левого крайнего ряда. А водитель из левого был возмущен, что я не позволил ему выехать из перекрестка в «мой» ряд.

    Так вот логика защитников была такая: поворот должен осуществляться из крайнего левого ряда (8.5), а выезжать можно на любой ряд. При этом я поворачиваю не из крайнего ряда, а значит руководствуюсь п. 8.7, по которому я не должен создавать помех другим транспортным средствам, прежде всего и в том числе тем, что слева от меня.

    Что скажете на эту версию?

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Вадим.

    Рассуждения защитников вашего оппонента можно назвать «подгонкой» ПДД под ситуацию. Их мнение ошибочное. Когда нечем возразить, начинают «искривлять» реальность.

    Спасибо, от души статья!

  • Нелля

    Здравствуйте Сергей!

    Светофор с дополнительной секцией «поворот направо». Я планировала движение только прямо. Заняла крайнюю левую полосу (ну так получилось), по которой разрешено движение и прямо и направо. Оказалось, что загорелась только стрелка «поворот направо» . За мной подъехали другие автомобили, которые хотят успеть повернуть на стрелку (показывают поворотником, ну и сигналят). Я невольно создала им помеху. Могу ли я «заработать» штраф, дожидаясь (стоя на месте) включения основного светофора для движения вперед?

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Нелля.

    Ваши опасения беспочвенны. Вы остановились в единственно разрешенном для движения «прямо» месте. Поскольку основной сигнал светофора не горит, то движение «прямо» запрещено. Не важно, что с этой же (левой) полосы также разрешено движение направо. Ну а тем, кто в этом случае сигналит, следует привыкать занимать правую полосу – для нее «стрелка» направо загорается в первую очередь.

  • Олег

    Здравствуйте! Я хотел бы добавить вопрос о случае при повороте налево. Осуществлялся поворот налево с двух полос, я с крайней левой. Выезжали на дорогу с 4-х полосным движением. Я заезжал на полосу вторую слева, находящийся автомобиль справа от меня решил заехать на мою полосу т.к. впереди него ехал троллейбус. Кто в этой ситуации будет прав? Я должен был уступить дорогу правому автор и уехать на крайнюю левую?

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Олег.

    Выше в комментариях уже есть ответ на ваш вопрос.

    Конфликт во время перестроения в границах перекрестка это всегда спорный вопрос, который можно рассматривать как исходя из (помеха справа), так и по (правило перестроения).

    Здравствуйте! Такой вопрос — в нашем городе есть перекрёсток, на котором я поворачиваю налево, далее идёт дорога с двумя полосами в одну сторону, а со встречки авто поворачивает направо (получается у меня помеха справа), обязана ли я ему уступить или он повернув должен двигаться по правой полосе, а я только по левой, если нам не нужно перестраиваться?

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Ольга.

    Для точного ответа на ваш вопрос не хватает некотрых вводных условий. Перекресток регулируется светофором или нет? Если перекресток нерегулируемый, есть ли знаки приоритета? Это необходимо знать для того, чтобы выяснить: вы со встречным водителем находитесь в равноправных условиях на дороге, или у кого-то из вас может быть приортет?

    Если вы с встречным водителем находитесь в равных условиях по приоритету, тогда вы обязаны уступить ему дорогу. Этого требуют пункты ПДД.

    Когда ваш встречный поворачивает направо на свою крайнюю правую полосу (этому обязывает ), а вы поворачиваете налево и въезжаете на левую полосу, то теоретически вы друг другу не мешаете. Когда ширина дороги позволяет, то водители так и поступают. Это нормально и целесообразно.

    Но если вы по каким-то причинам не разъедетесь и произойдет столкновение, то естественно, потом инспектор начнет разбираться, у кого было преимущество в движении, смотреть на место столкновения, его характер и прочие нюансы.

    Таким образом, нужно предположить возможность столкновения, и стараться этого избежать.

  • Кристина

    Здравствуйте, у меня вопрос насчет поворота налево на перекрестке. Перекресток не регулируется. но есть знак главной дороги. Машина едет со второстепенной дороги и уже пересекла половину главной дороги, то есть которая идет на встречку, тут с бешеной скоростью летит авто и я не успеваю закончить маневр.

    Кто обязан уступить в данной ситуации, встречный автомобиль или машина с перекрестка?

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Кристина.

    Любая дорожная ситуация всегда рассматривается с двух точек зрения: ПДД и безопасность. Виновного определяют по ПДД.

    Левый поворот с второстепенной дороги на главную дорогу обязывает водителя уступить дорогу машинам, которые едут с любой стороны по главной дороге, и еще встречным машинам с второстепенной дороги, которые едут навстречу вам прямо или поворачивают направо. Эти правила изложены в пунктах ПДД.

    Посмею предположить, что ваш оппонент, который летел с большой скоростью, двигался в направлении «прямо», потому что перед поворотом на перекрестке, обычно, скорость снижают, но суть не в этом. Автомобиль, который поворачивает налево на перекрестке, в соответствии с ПДД должен уступить дорогу тому встречному авто, который, с ваших слов, летит с бешеной скоростью.

    Свой левый поворот на нерегулируемом перекрестке нужно по времени рассчитать так, чтобы своим маневром не мешать тем машинам, у которых имеется приоритет. Бывает, что если уже начал движение, но не успеваешь проехать, замешкался, то в таком случае есть два варианта: первый – никому не мешая, остановиться на проезжей части и уступить дорогу; второй – тот водитель, у кого приоритет, сам снизит скорость и, либо из солидарности, либо из соображений безопасности позволит вам завершить свой поворот.

    Но если произойдет ДТП, то виновным признают того водителя, который поворачивал налево, выезжая с второстепенной дороги.

  • Евгений

    Здравствуйте. Нигде не могу найти ответ на такой нюанс. Ситуация такая. Т-образный перекресток, поворот налево в пром зону. Двухстороннее движение, по одной полосе, есть разметка сплошная, на перекрестке прерывистая. Максимально прижался к левой стороне, и остановился на перекрестке при этом немного наехал на прерывистую линию. Является ли это нарушением или выездом на встречку? Разметка, если не ошибаюсь, 1.7.

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Евгений.

    Пересекать прерывистую разметку не запрещается. Важно, чтобы на выезде с перекрестка вы не пересекли сплошную линию разметки, разделяющую встречные потоки.

  • Михаил

    Поворот налево одновременно двух машин на перекрестке с разных полос, где имеется знак 5.15.1, разрешающий им это сделать. При выезде с перекрестка они оба решают выехать на одну полосу, т.е. их пути пересекутся. Как им поступить?

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Михаил.

    Т.е. даже если правый автомобиль решил выехать с перекрестка в левую полосу, тем самым пересекая направление левого, ему все равно должны уступить? А как же правило про перестроение? Получается же, что правый перестраивается при выезде не в свою занятую полосу движения.

  • Сергей Д.

    Михаил, так сказать, общую ситуацию я изложил в прошлом ответе. Если «правый» нагло режет ваш путь, и стремится быстрее вашего авто занять левую полосу, вы что станете делать? Либо притормозите, либо отвернете еще левее. Но если произойдет ДТП, то кроме нарушения правил перестроения еще будут смотреть на характер столкновения. И не факт, что решение будет в вашу пользу.

    В разборе любой ситуации есть юридическая сторона (правила и факты) и человеческая сторона (эмоции, сила убеждения, имеющиеся доказательства). Что, в конечном итоге, возобладает в результате решения спора, до его окончания неизвестно, т.е. пока не будет вынесен вердикт. Решение принимают тоже люди. Реальность такова: прав окажется тот, кто сможет отстоять свою точку зрения.

  • Вероника

    Здравствуйте, у меня скоро экзамен, но с проездом круговых перекрестков полная засада. У нас маршрут проходит по нескольким круговым перекресткам. Один из них с тремя примыкающими дорогами. При этом одна дорога проходит абсолютно прямо (когда-то был Т-образный перекресток)и не изменяя направления выходит из кругового перекрестка. Инструктор утверждает, что при въезде необходимо включать правый поворот, но мне надо ехать по кругу влево. И все в нашем городе включают в данной ситуации левый поворот. Получается если я еду прямо и не ухожу на кольцо, то тоже правый поворот ни к чему, т.к. я не изменяю траекторию движения. Это первая ситуация.

    Вторая, это приоритет движущихся по круговому перекрестку машин. Подъезжая к перекрестку я вижу, что по левой полосе по центральному кругу едет авто. На перекрестке две полосы. Выезжая на правую полосу я ему не создаю помех и мы ровняемся. При этом он подрезает меня на первом же съезде, т.к. мне надо ехать по кругу дальше. «Бывалые» водители говорят, что я создала помеху, т.к. выехала на перекресток позже того, который двигался по левой полосе. Но ведь у него помеха справа и инструктор мой говорит, что я права. Объясните как быть в данных ситуациях. Заранее спасибо.

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Вероника.

    Советы бывалых водителей (а они иногда ошибаются) вам пригодятся, когда водительские права будут уже в кармане. А пока вы их не получили, слушайте инструктора. Он объясняет правильно, к тому же он знает, какие требования предъявляются к обучаемому на экзамене.

    Когда у вас на дороге приоритет (например, как в случае на кругу) и вас подрезают, т.е. вас вынуждают уступить дорогу, то в этом случае с вашей стороны нарушения нет. Вы же не станете бросаться к тому водителю и доказывать, что он должен был вас пропустить?! Спокойно пропускаете того вперед и продолжаете ехать дальше. И все.

    Теперь, касаемо «поворотников». Когда направление движения автомобиля изменяется (перестроение вправо или влево, повороты направо или налево) включение указателей поворота обязательно. Въезд на круговой перекресток (обозначенный знаком 4.3 «Круговое движение») = поворот направо. Следовательно, включение правого «поворотника» (НЕ левого, а ПРАВОГО) обязательно.

    Мне незнакома организация проезда на вашем необычном перекрестке, но принцип простой: едете прямо через ваш необычный перекресток – указатель поворота не включаете. Поворачиваете направо, на круг – включаете правый указатель поворота.

  • Кирилл

    Добрый день, Сергей. Опасаюсь следующей ситуации:

    Возьмём перекрёсток равнозначных дорог или примыкание жилой зоны слева, мне нужно повернуть налево, я должен пропустить встречный транспорт, а при завершении поворота — пешеходов/велосипедистов. Но часто линия тротуара и граница пешеходного перехода проходит близко к проезжей части и, если я остановлюсь перед пешеходным переходом, то рискую создать помеху для движения в поперечном направлении (задняя часть авто будет выступать на проезжую часть).

    Значит, в идеале, я должен начать поворот, убедившись заранее в отсутствии пешеходов/велосипедистов слева? А если я стою на перекрёстке, встречного транспорта нет, мне сигналят сзади «давай поворачивай», а я решаю подождать, когда слева пройдут все пешеходы? Или лучше повернуть, остановиться, чтобы пропустить пешеходов, никого не нервировать и надеяться, что транспорт, движущийся в поперечном направлении объедет мой авто? С уважением, Кирилл.

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Кирилл.

    Идеальные случаи образуются редко, что-нибудь, обязательно, да помешает. Не следует ничего угадывать, все, что требуется, это нужно соблюсти ПДД и избежать аварии.

    Уступаете дорогу встречному транспорту, поворачиваете налево, если нужно, останавливаетесь, чтобы пропустить пешеходов, пешеходы прошли — завершаете поворот. Всякие переживания по поводу, что вы кого-то сможете нервировать, когда остановитесь для соблюдения приоритета, не должны вас волновать. Любой может оказаться на вашем месте.

  • Михаил

    Здравствуйте, Сергей! Перекресток три полосы в одну сторону, со знаками движение по полосам 5.15.1, где из средней разрешено только прямо. Могу ли я, находясь на средней полосе, повернуть налево, применив 8.7?

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Михаил.

    Здравствуйте! Еду значит по двухполосной дороге (главная), и мне требуется повернуть налево (т-образный перекресток). Слева дорога чуть поуже (второстепенка), маломерки спокойно разъезжаются, но в данном случае стоит фура с прицепом, намеревающаяся выполнить правый поворот.

    Поскольку издали ситуацию определить не удалось, я проехал чуть дальше фуры (поворот немного на разворот даже похож получился), дав место ей выехать, но как бы перекрыл встречное движение (одна машина ехала). Фура спокойно выезжает, я заезжаю. Вопрос то собственно понятен, по правилам я должен был остановится метров за 20 от перекрестка,дав фуре места для маневра, но не каждый день такая ситуация, да и сам 3й месяц за рулем.

    Как считаете с вашей точки зрения, приемлемо я повернул? Ведь если бы я встал заранее, то был бы у него помехой справа, нужно было бы включить аварийку и тд., чтобы он понял, что я его пропускаю. Но до этого надо дойти еще, а в движении это сами знаете, не так просто.

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Геннадий.

    Когда дороги перекрестка неравнозначные, то правило «помеха справа» НЕ применяется. Преимущество в движении – с главной дороги. Но ваша ситуация не совсем однозначная: автомобиль (ваш оппонент) длинномер, и едет по достаточно узкой для него второстепенной дороге.

    Чтобы фура полноценно повернула, и колеса прицепа не срезали путь по обочине, тягач должен сделать так называемый «заход» на перекресток – ему нужно больше места, чем просто грузовику без прицепа. При всем этом, водитель фуры обязан уступить дорогу машинам, движущимся по главной дороге, причем и справа и слева.

    Как поступить в вашем случае – все зависит от конкретной ситуации, ширина дороги, на которую поворачиваете (т.е. с которой выезжает фура) может быть достаточной для разъезда, а может, и нет. Но вы, находясь на главной, еще не видите обстановку за фурой. Вам на той дороге после поворота может не хватить места, поскольку автопоезд займет собой больше пространства, чем ему отведено пдд.

    Поэтому, зная особенность местности, т.е. особенность этого участка дороги, есть смысл проявить водительскую солидарность, и дать возможность выехать автопоезду на главную дорогу. Как вариант, видя эту обстановку, можно остановиться метров за 20 до перекрестка, и включить «аварийку». После того, как фура выедет, и проезд освободится, повернете налево с соблюдением приоритета.

    Другой вариант: включаете левый поворотник, заезжаете на перекресток и, не поворачивая налево, останавливаетесь. Кроме того, что вы даете возможность выехать автопоезду с второстепенной дороги, вам еще нужно соблюсти приоритет – пропустить встречных, которые едут по главной. Когда проезд станет свободен, можно продолжить движение.

    Приемлемость любого маневра, в общем, зависит от двух «параметров»: соответствие пдд и насколько он безопасен.

  • Генадий

    А если я встану за фурой включив поворотник и махнув водиле, а за мной встанет вереница авто, как он выедет? Таким маневром я проявлю большее неуважение к остальным, чем перекрыв встречную полосу. Тем более встречникам из за выезда фуры все равно не проехать?!

  • Сергей Д.

    У ваших встречников, если таковые есть, преимущество и перед вами, и перед автопоездом. Если случится ДТП, то поверьте, на уважение/неуважение внимание обратят в последнюю очередь.

    Думаю, что на перекрестке у едущих сзади будет возможность объехать ваш автомобиль справа. Действовать нужно по ситуации. Я привел лишь один из возможных вариантов, который не противоречит ПДД и относительно безопасен.

  • Валерий

    Добрый день! Т-образный нерегулируемый перекресток. Я нахожусь на «шляпке» (главная, шести полосная). Остановился на перекрестке, чтобы повернуть налево (двухсторонняя, двух полосная, разметка отсутствует). Передо мной автомобиль.

    Вижу, что встречный автомобиль далеко, впереди стоящий не начинает движение (или боится или видит инспектора и тоже боится, я инспектора не вижу, если бы видел не стал «рисковать») приступаю к маневру. Объезжаю его слева и выполняю поворот. Инспектор останавливает и указывает на то, что я выехал на встречку, я не согласен, по моему все сделал правильно. Показывает видео. Видео не однозначное. Авто инспектора на расстоянии 50 м от перекрестка, стоит на обочине на встречке, определить где край проезжей части по картинке сложно. Составил протокол, я указал, что не согласен, предстоит дальнейшее разбирательство в суде.

    Подскажите пожалуйста, во-первых, мог ли я приступать к маневру, если впереди стоящий не начал движение, во-вторых, должен ли я выезжать на центр перекрестка и совершать маневр под углом 90 град. (со слов инспектора) и в-третьих, при отсутствии дорожной разметки можно ли однозначно утверждать, что завершая поворот я двигался по встречной полосе (стороне), при наличии видео. Заранее спасибо.

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Валерий.

    Вы написали, что повернули налево с шестиполосной дороги, объехав с левой стороны стоящий впереди вас автомобиль! Три полосы ваши, три – встречных. Получается так, что вы его объехали по участку дороги встречного направления.

    Предположим, что разметка на вашей дороге отсутствует – значит, количество полос определяется визуально. : «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения …».

    В этом пункте нет ни слова о пересечении сплошных линий разметки. Вся широкая дорога (более четырех полос) визуально делится пополам и дальше ее середины выезжать запрещается. Это ответ на первый вопрос.

    Второй вопрос. Поворот налево строго через центр перекрестка нигде не оговорен. лишь обязывает на выезде с перекрестка не оказаться на встречной полосе.

    Третий вопрос – ничего однозначно утверждать нельзя. Если не видно явного нарушения, то интерпретировать картинку можно по-разному. Вопрос: кто кого переубедит.

  • Александр

    Здравствуйте. В статье о въезде — выезде с перекрёстка, в частности при повороте налево,сказано: «Выход из поворота. Дорога, на которой будет заканчиваться поворот, может иметь одну, две, три и более полос для движения в одном направлении. На какую полосу можно выезжать с перекрестка? При повороте налево ПДД не оговаривают этот случай, т.е. заехать можно на любую полосу, а затем перестроиться на ту, которая более удобна для дальнейшего движения. При этом нужно помнить о некоторых ограничениях для движения по крайней левой полосе (п.9.4 ПДД).»

    На других ресурсах высказываются, аргументируемая пунктами ПДД(часто, пунктом о запрещении перестроения на перекрёстке),в необходимость занимать определённую полосу, то есть при повороте с крайней левой полосы,завершая поворот нужно оказаться на крайней левой...

    Прочитал сначала ваш ресурс, а затем другие... Если не трудно, то проясните, пожалуйста. Заранее Спасибо!

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Александр.

    Утверждения, что поворот налево должен производиться по короткому пути (в крайнюю левую полосу) в Правилах НЕ существует.

    Если точнее, то в ПДД нет прямых указаний, как должен выполняться левый поворот. В прописано, что поворот должен осуществляться таким образом, чтобы, выезжая с пересечения проезжих частей, транспортное средство НЕ оказалось на встречной полосе. Поэтому налево разрешается повернуть в любую полосу, разумеется, соблюдая правила перестроения.

    Правильность (неправильность) траекторий левого поворота связана больше с безопасностью выполнения поворота, потому что если на этих маневрах произойдет ДТП, участники подолгу не могут выяснить, кто на самом деле виновен – получается настоящая путаница. Отсюда и следует безопасная рекомендация: повернуть налево по короткой дуге (в крайнюю левую полосу), затем, перестроиться на нужную полосу.

  • Евгений

    Как поступать если водитель на перекрестке выехал с поперечной дороги загородив дорогу? Если некуда перестроиться плотный поток машин слева, ямы и т.д. Если резко остановиться, есть риск что машины, движущиеся сзади, не успеют остановиться, и проийзойдет авария. Дистанцию не соблюдают.

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Евгений.

    Начнем с того, что автомобиль на поперечной дороге появляется не внезапно. Вопрос решается наблюдением за дорогой и своевременным принятием необходимых мер, чтобы вам не пришлось резко тормозить, и торможение вашего автомобиля не стало неожиданным для едущих сзади вас. Звучит замысловато, но ничего сложного здесь нет.

    Здравствуйте Владимир.

    Вас, как я понял, интересует вопрос приоритета в этом случае. : «… При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге».

  • Дмитрий

    Добрый вечер!

    Не нашёл ни где объяснения или правила выезда налево на многополосную дорогу.

    При скольких полосах движения в одну сторону, разрешается пересечение данных полос поперёк для выезда налево? Дорога шести-полосная. Можно ли пересекать три полосы чтобы выехать налево? Или это регламентируется в добавок дорожной разметкой?

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Дмитрий.

    Что означает фраза «пересечь поперек для выезда налево»? В общем случае поворот налево разрешен с крайней левой полосы. Следует заблаговременно перестроиться на левую полосу и с нее выполнить левый поворот. Перестроиться разрешено через прерывистую разметку ().

    Линия выезда с перекрестка (выхода из поворота) НЕ должна пройти по участку встречной полосы, т.е. нельзя «резать» угол (). Повернуть налево разрешается на любую из полос той дороги, на которую совершается поворот. Поворот налево , .

  • Алексей

    Перекресток, 4 полосы, но у обочин стоят припаркованные авто, так что полос получается две. Мне необходимо развернуться — еду до перекрестка.

    Подъезжаю к перекрестку, делаю разворот на зеленый сигнал, на встречной стороне машины очень далеко — никому не мешаю, заканчивая разворот, но не выехав ещё с перекрестка, хочу занять левый ряд, так как после перекрестка в правом стоят автомобили припаркованные (выехать с перекрестка можно только через левый ряд).

    Сзади визг тормозов — машина со встречного направления чуть не въехала взад. Я не прав, получается, так как должен был встать в правый ряд, а при моем желании въехать в левый — убедиться что никому не помешаю и только тогда покидать перекресток?

    Но тут вопрос у меня, а разве не должен был автомобиль со встречного направления увидев, что заканчивают делать разворот на перекрестке- дать завершить маневр?

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Алексей.

    Здравствуйте! Соответствует ли пункту 6.8 пдд установка светофора на перекрестке, предназначенного для движения трамваев и маршрутных транспортных средств, движущихся по специально выделенной полосе, с секциями желтого цвета?

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Роман.

    А в чем, собственно, несоответствие? В месте установки или в цвете сигналов?

    Светофоры для трамваев (Т.5) применяют только для бесконфликтного регулирования движения трамваев, а также маршрутных автобусов и троллейбусов, движущихся по специально выделенной полосе.

    Это светофор с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета ( . Если цвет сигналов не бело-лунный, а желтый, вероятно, есть какое-то несоответствие ГОСТу, но разница, на мой взгляд, не очень значительная. Сигналы светофора для трамваев интуитивно понятны.

  • Виталий

    Добрый день, вопрос такой. Запрещен ли поворот налево с правого ряда (2 попутные полосы, 2 встречные) при отсутствии знаков движения по полосам? Поворот налево осуществлялся при включенной зеленой стрелке налево, при основном красном.

    Еще один нюанс, на дорогу, с которой был совершен поворот налево выехал со двора в 5 метрах от перекрестка, левый ряд был занят, в связи с чем с правого сразу выехал на перекресток и повернул налево.

  • Сергей Д.

    Здравствуйте Виталий.

    Поворот налево с правого ряда запрещен. требует перед поворотом налево занять крайнее левое положение, в вашем случае — перестроиться на левую полосу.

    Стрелка в доп.секции светофора регулирует поворот налево, но к полосам движения не имеет отношения.

    Понятно, что в вашей ситуации не было возможности перестроиться, но при случае, это «оправдание» не будет принято. Зачтется нарушение.

  • Сегодня решил затронуть ситуацию, решение которой может ввести в ступор даже бывалого водителя. От обилия светофоров и дорожных знаков, может запросто закружиться голова. Итак, Вашему вниманию подробный разбор темы правила проезда перекрестков.

    Обращу внимание на то, что выезжая из двора или прилегающей территории, даже если знак «уступите дорогу» отсутствует, Вам все же придется это сделать.

    Все перекрестки можно разделить на 2 группы:

    • Регулируемые (очередность проезда определяет работающий в трехцветном режиме светофор, регулировщик);
    • Нерегулируемые, их легко определить по наличию знаков приоритета, неработающему (или работающему в режиме «желтой мигалки») светофору, а также по отсутствию любых средств регулирования (без каких-либо знаков).

    Также существует деление по визуальному признаку:

    • Х‑образные;
    • Т- образные (также Y – образные и с различным углом пересечения);
    • С круговым движением

    Общие правила проезда

    Чтобы Вам было легко понять, чем руководствоваться при проезде абсолютно любого перекрестка, представляю следующую схему:


    Проезд регулируемого перекрестка


    Проезд нерегулируемого перекрестка


    Как разъезжаться с трамваем

    А вот тут-то как раз все очень просто. Снаряженная масса трамвая находится в диапазоне 20–40 тонн, это не учитывая массы пассажиров, которая в час пик может добавить еще 3–4 тонны. Снаряженная масса среднестатистического автомобиля находиться в диапазоне 1–1,7 тонны. Внимание вопрос: кто имеет преимущество?

    Это всё конечно шутка, но суть вы поняли, и правило проезда перекрестков, где присутствуют трамвайные пути, выглядит так:

    Если безрельсовое транспортное средство находиться с трамваем в равных условиях (оба едут по главной/второстепенной дороге или на зеленый сигнал или на разрешающий ), то трамвай всегда имеет преимущество.

    Тонкости кругового движения на перекрестке

    Собственно говоря, с 08.11.2017 года, после вступления в силу изменений никаких тонкостей не стало. А появилась вполне себе однозначная фраза: при въезде на перекресток, который обозначен знаком 4.3 водитель должен уступить дорогу тем, кто находится на круге.

    Только позволю напомнить, что въезжать на перекресток с круговым движением можно с любой из попутных полос, а выезжать только с крайней правой.

    Лирическое отступление

    Не могу не затронуть тему подготовки водителей во многих автошколах, которая сводиться в натаскивании на сдачу теоретического экзамена, то есть экзаменационного билета из 20 вопросов, на которые отводиться 20 минут времени. Усреднено получается 1 минута на вопрос. В билете обязательно есть 3 вопроса на тему «проезд перекрестков» - это 13, 14 и 15 вопросы каждого билета, в которых моделируется ситуация проезда того или иного пересечения. То, есть на решение импровизированной дорожной задачи – 1 минута, в реальных дорожных условиях, задачу по определению очередности проезда необходимо решить за 1–2 секунды, а в некоторых ситуациях и за доли секунды. Я лично такую подготовку считаю неверной: в первую очередь доскональное изучение ПДД, а только потом решение задач.

    Правильно проходить поворот на перекрестке должен уметь каждый автомобилист, но не каждый делает это с учетом ПДД, действующих в 2018 году. Правила проезда перекрестков зависят от конкретных условий и ситуации, но эти маневры всегда выполняются с учетом определенного регламента. Нарушение правил дорожного движения влечет за собой штрафы, в некоторых случаях достаточно серьезные.

    Автомобили пересекают перекрестки в разных направлениях, да и сами перекрестки друг от друга сильно отличаются. Некоторые регулируются светофорами, а другие являются нерегулируемыми. Также иногда вы можете видеть на них регулировщиков, указаниям которых нужно следовать при проезде перекрестков.

    Траектория поворота или разворота, а также порядок выполнения маневра зависит от многих факторов. Например, поток автомобилей иногда организуют сами водители, руководствуясь установленными дорожными знаками и разметкой. Такое происходит в следующих случаях:

    • светофор отсутствует;
    • он не работает;
    • на светофоре моргает желтый сигнал, то есть он отключен;
    • светофор не виден из-за деревьев или других предметов.

    Знаки и запреты, действующие при проезде перекрестков

    На некоторых перекрестках водителям запрещается проезд налево согласно ПДД 2018 года. Запретом к выполнению подобного маневра могут выступать следующие обстоятельства:

    • Основной знак, запрещающий проезд перекрестка налево, имеет номер 3.18.2. при наличии подобного знака поворачивать налево запрещается. Поворот направо и разворот на перекрестке в данном случае разрешается.
    • Езда по многополосной дороге регламентирована висящими над полосами знаками. Они имеют вид стрелок на синем фоне, а в ПДД вы найдете их под номерами от 4.11 до 12.14. Стрелки указывают на правила маневрирования, а иногда запрещают повороты налево или развороты. Действуют все эти знаки до ближайшего перекрестка.
    • Выезжая на одностороннюю дорогу, поворачивать налево нельзя после знака 5.7, который указывает на возможность поворачивать направо. В данном случае левый поворот приведет к нарушению ПДД, а именно выезд на встречку.
    • При наличии выделенной полосы для общественного транспорта слева, ПДД запрещают выполнять левый поворот на таком перекрестке. Разворот тоже запрещен.
    • Иногда на дорогах встречаются знаки 6.3.1 и 6.3.2, обозначающие зоны для поворотов или разворотов.

    Теперь более подробно рассмотрим, как с учетом ПДД на 2018 год нужно выполнять повороты налево, направо или развороты на перекрестках.

    Правый поворот на перекрестке

    Самым простым маневром на перекрестке из всех далее рассмотренных является поворот направо. Его легко контролировать, так как водителю хорошо видно все происходящее перед машиной и справа, от него, но все равно нужно соблюдать осторожность и быть внимательным.

    Готовимся к повороту

    Перед тем, как выполнять поворот направо на перекрестке с учетом ПДД, перестройтесь в крайний правый ряд, но этого иногда оказывается недостаточно. Некоторые дороги имеют такую ширину, что на одной полосе легко размещается две машины. Двухколесным транспортным средствам требуется еще меньше места, поэтому все несколько неоднозначно.

    Таким образом, вам нужно лишь прижаться правее как можно ближе к краю проезжей части или тротуару, чтобы справа вас никто не смог обогнать. В любом случае будьте осторожны, если справа есть широкая обочина. Некоторые автомобилисты обгоняют поток транспортных средств, двигаясь по обочине. Это запрещено согласно пункту 9.9 из ПДД, но некоторые нарушители им пренебрегают.

    Когда на перекрестке есть знак 5.15.1 или 5.15.2, регламентирующие движение по полосам, необходимо действовать согласно этим знакам. Иногда на больших перекрестках правила дорожного движения не запрещают поворот направо не с одной крайней, а сразу с двух правых полос.

    Существуют маленькие и большие перекрестки в городе, а углы у них тоже отличаются. Чаще всего они скруглены, поэтому с учетом формы угла тротуара, газона или обочины при повороте направо ваша трак теория может быть плавной или ломаной. Посмотрите на рисунок, чтобы понять, о чем мы вам говорим.

    Совершение поворота

    Траектория поворота направо должна быть такой, чтобы вы правым задним колесом не наскочили на бордюрный камень. По ПДД радиус дуги должен быть примерно одинаковым до выхода из поворота. Следовательно, на входе в поворот вы поворачиваете руль на определенный угол и едете по заданной дуге до конца поворота, а затем выворачиваете рулевое колесо обратно.

    Выходим из поворота

    Подъезжая к точке завершения поворота возвращаем руль в первоначальное прямое положение и продолжаем движение прямо. Вы должны выходить также на крайнюю правую полосу (это регламентировано пунктом 8.6 из ПДД РФ).

    Если дорогу переходят пешеходы, вы по пункту 13.1 из ПДД обязаны уступить им дорогу. Не объезжайте их, чтобы не создать аварийную ситуацию, ведь сзади за вами или впереди вам навстречу слева могут двигаться другие транспортные средства. Пытаясь объехать пешеходов, другие участники дорожного движения могут вас неправильно понять, и ваш непредсказуемый маневр приведет к ДТП.

    Как выполнить левый поворот?

    Проезд перекрестков по ПДД 2018 с поворотом налево более сложен, по сравнению с вышеописанным правым поворотом, но его водителям приходится совершать не менее часто. Рассмотрим несколько дорожных ситуаций, при которых автомобилистам приходится выполнять левый поворот. Проще всего выполнять левый поворот по сигналу светофора. Вы просто дожидаетесь зеленого цвета, разрешающего маневр, и выполняете его.

    Левый поворот с второстепенной дороги

    Согласно ПДД, левый поворот с второстепенной дороги, предполагает наличие перед перекрестком знака Уступи дорогу. Следовательно, водитель должен сначала пропустить всех участников движения, движущихся по главной, а только после этого совершить маневр.

    Двигаясь по своей полосе и увидев впереди знак уступить дорогу, водителю нужно продумать маневр на несколько шагов вперед. При отсутствии помех можно повернуть без остановки, немного замедлив скорость. В случае наличия помех сначала подождите освобождения полос и приступайте к маневру.

    Когда перед перекрестком стоит знак СТОП, вам обязательно нужно будет остановиться перед маневром – это требование ПДД. При наличии стоп-линии нужно остановиться перед ней, а без нее остановка совершается перед пересечением полос, то есть у самого перекрестка.

    Приближаясь к перекрестку, следите за траекторией. Не «берите радиус», смещаясь сначала правее перед выполнением маневра, а затем выполняя левый поворот. Это достаточно распространенная ошибка новичков, которая приводит к аварийным ситуациям.

    Левый поворот с дополнительной секцией светофора

    Если на светофоре есть дополнительная секция, это упрощает маневр на перекрестке. Данная секция разрешает или запрещает левый поворот водителю согласно ПДД. Главное помните, что основной сигнал приоритетный, то есть если вспомогательная стрелка горит вместе с главным зеленым, она выступает в роли знака главной дороги. Если же вспомогательная стрелка горит вместе с основным красным, оценивайте ее в качестве знака Уступи дорогу. Встречные машины, совершающие правый поворот или движущиеся прямо, будут иметь преимущество и вам нужно будет их пропускать.

    Равнозначный перекресток и левый поворот

    При проезде равнозначного перекрестка с левым поворотом водителю нужно пропускать встречные автомобили, которые движутся справа. Когда вы собираетесь выполнить левый поворот, а по параллельной полосе едет автомобиль, не торопитесь выезжать в центр, так как при ожидании его проезда может возникнуть другая помеха. В связи с этим опытные автомобилисты советуют начинающим на таких перекрестках стоять у линии пересечения полос, пропуская встречный транспорт.

    На равнозначных перекрестках могут встретиться 4 автомобиля сразу, которые едут с разных сторон. Всем им, возможно, нужно сделать поворот налево. Разумеется, такая ситуация является редкостью, но лучше знать правила проезда по ПДД. В данном случае водители должны между собой разобраться, кто проедет первым, а остальные будут действовать по помехе справа.

    Правила разворота на перекрестках

    С проездом перекрестков с выполнением поворота налево и направо мы разобрались, а теперь перейдем к разворотам. Данный маневр еще более сложен, а некоторые автомобилисты и вовсе не знают, как правильно его совершать, и это доставляет им и окружающим проблем. Допустим, вы желаете развернуться, а слева от вас тянется сплошная линия. В данном случае вам нужно будет доехать до ближайшего перекрестка и развернуться на нем.

    Перекресток с широким разделителем

    Отметим, что все перекрестки разные, но на всех действует одно общее правило: поворот совершается так, чтобы при выезде с пересечения дорог машина не выехала на встречную полосу. Рассмотрим на примере нескольких конкретных перекрестков. В первом случае пересекаются две проезжие части, поэтому на них разворот необходимо выполнять по большему радиусу, то есть, чтобы при выезде с первого пересечения вы не выехали на встречную полосу. Если на перекрестке имеется разделительная полоса, выполняйте маневр по следующей траектории (правильная отмечена галочкой, а неправильная крестиком).

    Разворот на обычном перекрестке

    Если перекресток обычный без разделительных полос, но имеет обычные полосы разметки, вам необходимо выполнять разворот таким образом, чтобы на выезде с него вы тоже не попали на встречку. Смотрите на схеме траекторию движения – правильную и неправильную:

    Учтите, что перед выполнением поворота направо, налево или разворота вам необходимо заранее перестроиться на нужную полосу. Поворот направо – в крайнюю правую, а разворот или левый поворот – в левую полосу. Все элементарно, поэтому разберется даже новичок, не закончивший автошколу.

    Итак, разворачиваться необходимо с левой полосы или с трамвайных путей при наличии знака, регламентирующего движение по полосам. Если у вас крупногабаритное транспортное средство или вы по иным причинам не можете развернуться на перекрестке по ПДД, можно немного сместиться на соседнюю полосу.

    Разворот на перекрестке с «зебрами»

    И напоследок рассмотрим ситуацию с проездом перекрестка и выполнением разворота на нем, если имеются пешеходные переходы. В данном случае вам нельзя выполнять маневр, пересекая «зебру» вдоль. Следовательно, необходимо разворачиваться по большему радиусу, как показано на следующей схеме:

    Независимо от типа перекрестка, дорожных знаков, наличия или отсутствия светофора, не забывайте о человеческом факторе. Разумеется, все обязаны соблюдать ПДД, действующие в 2018 году и учитывать все вносимые поправки, однако другие участники дорожного движения могут допустить ошибку или нарушить правила, в результате чего возникнет аварийная ситуация. Во избежание мелкого или серьезного ДТП, будьте внимательны и оглядывайтесь по сторонам, оценивая окружающую обстановку.

    Если вы недавно сдали на права или же просто забыли ПДД, давайте освежим память и вспомним, какими пунктами ПДД нужно руководствоваться, совершая поворот налево и разворот на перекрёстке. Либо самостоятельно протестировать в онлайн- режиме

    Учитывая то, что перекрёстки бывают разные, на каждом из них следует чётко понимать траектории разрешённого движения для проезда пересечений без нарушений правил дорожного движения. Иначе можно спровоцировать аварию или лишиться водительского удостоверения.

    Поворот налево и разворот на перекрёстке

    Самое главное правило при совершении поворотов и разворотов на перекрёстках — при выезде с пересечения проезжих частей ваш автомобиль не должен оказаться на полосе встречного движения . Чтобы понять это правило, нужно для начала разобраться, что такое пересечение проезжих частей.

    На рисунке пунктирными линиями обозначены пересечения проезжих частей. Их на этом перекрёстке 4, потому что имеются разделительные полосы. Если бы разделительных полос на данном перекрёстке не было, здесь было бы только одно пересечение проезжих частей — область, объединяющая площади 1,2,3,4 на рисунке.

    Разворот на перекрёстке

    Чтобы совершить разворот на перекрёстке с разделительными полосами , нужно сначала занять крайнее левое положение. То есть не доезжая до области 1, занимаем крайний левый ряд (около разделительной полосы) и включаем поворотник.

    Если вы начнёте разворачиваться по малому радиусу, тогда вы сразу же попадёте на площадь между областями 1 и 4 (где нарисована красная точка). Эта площадь уже не является пересечением проезжих частей, а значит вы окажетесь на полосе встречного движения — это нарушение и наказывается штрафом с лишением прав.

    Чтобы не нарушая ПДД, правильно совершить разворот на указанном перекрёстке, нужно пересечь площадь 1 по прямой и остановиться в начале площади 2 (в её левом нижнем углу). Затем вы должны обязательно пропустить поток встречных автомобилей. Только после этого можно разворачиваться, последовательно пересекая площади 3 и 4.

    Таким образом, после выезда с пересечений проезжих частей (после выезда из любой области — 1,2,3 или 4) вы не оказываетесь на полосе встречного движения, а следовательно не нарушаете данный пункт правил.


    При повороте налево действуют такие же правила. Самое главное — не выезжайте на полосу встречного движения. На рисунке представлены траектории движения по перекрёстку при повороте для разъезда со встречным потоком автомобилей, поворачивающих также налево.

    Для совершения поворота вы должны выехать на пересечение проезжих частей, не доезжая до центра перекрёстка, чтобы была возможность разъехаться со встречным потоком. Будьте внимательны — вы должны пропустить встречные авто, едущие прямо, а из-за встречных поворачивающих автомобилей их плохо видно. Обычно в таких случаях нужно дождаться, когда обзор откроется, убедиться, что встречных машин нет и совершить поворот.

    На практике бывает, что поворачивают из двух рядов сразу же, причём выезжают прямо на середину перекрёстка или даже дальше. Если вам создадут помеху, не поддавайтесь провокациям, действуйте согласно обстановке, но не выезжайте на встречную полосу.

    Можно остановиться чуть раньше, а можно вообще не выезжать на перекрёсток, если там создался затор из автомобилей. Кстати, по правилам выезжать на такой перекрёсток нельзя. Нужно сначала убедиться, что движение рабочее и вы не создадите дополнительных помех, если выедите на пересечение.


    ПДД, пункт 8.5, второй абзац. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю .

    На рисунке мы видим, что знаками указаны полосы для движения на данном перекрёстке. Для поворота налево используется крайняя левая полоса. Она же используется для движения прямо. Значит по правилам нужно выполнять разворот из крайнего левого ряда, не заезжая на трамвайные пути.

    При развороте вы должны убедиться, что нет трамвая попутного направления, а если он есть в левом зеркале заднего вида, то пропустить его. Затем вы должны пропустить трамваи встречного направления, поток встречных автомобилей и лишь потом развернуться.

    Обратите внимание на траектории разворотов, указанных на рисунке. Здесь пересечение проезжих частей одно, поэтому можно совершить разворот по малому радиусу.

    На практике в городе можно выполнять разворот с трамвайных путей попутного направления. При большом потоке машин, в этом случае освобождаются две полосы для движения и не создаётся затора. С другой стороны, это может создать помеху трамваю попутного направления, поэтому перед выездом на трамвайные пути обязательно убедитесь, что его поблизости нет. А то в городе можно часто наблюдать картину, когда трамвай стоит на перекрёстке и не может проехать из-за столпившихся на поворот машин, хотя он имеет приоритет и проехать должен первым.


    Чтобы совершить разворот вне перекрёстка на дороге с трамвайными путями, нужно для начала убедиться в отсутствии трамваев попутного направления, посмотрев в зеркало заднего вида. Затем нужно выехать на трамвайные пути попутного направления, при необходимости остановиться, чтобы пропустить встречные трамваи и поток встречных автомобилей. Пропустив их и убедившись, что манёвр безопасен, можно смело разворачиваться, не нарушив ПДД.

    Итак, мы с вами рассмотрели основные варианты разворотов и поворотов налево на перекрёстках с трамавайными путями и без них. В заключение приведу выдержку из правил дорожного движения про то, где разворот запрещён.

    ПДД, пункт 8.11. Разворот запрещается:
    — на пешеходных переходах;
    — в тоннелях;
    — на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
    — на железнодорожных переездах;
    — в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
    — в местах остановок маршрутных транспортных средств.

    Не нарушайте ПДД и разворачивайтесь правильно, тогда минимален риск попасть в аварию, а также не за что вас оштрафовать. Всегда приятно соблюдать правила, ведь когда вы уверены на дороге, вы спокойны, а спокойствие и хладнокровие на дороге — очень важные вещи.

    Рейтинги