Жизнь в девяностых. Воспоминания очевидцев

Промышленное развитие России в 90-е гг. претерпело серьезные качественные изменения. Новое руководство Российской Федерации ставило задачу перестройки экономики с плановодирективных рельсов на рыночные с последующим вхож­дением России в мировой рынок. Следующим этапом предполагалось ускоренное продвижение страны к постро­ению информационного общества.

В 90-е гг. в России произошла приватизация огромной государственной собственности; сложился товарный рынок; частично конвертируемой валютой стал рубль; началось формирование национального финансового рынка; появился растущий год от года рынок рабочей силы.

Однако решить поставленные в ходе экономических реформ задачи в полной мере не удалось. Результатом стало резкое падение в 90-е гг. уровня как промышленного, так и сельскохозяйственного производства по сравнению с предшествующим временем. Для этого были как объек­тивные, так и субъективные причины.

Стартовые условия реформ оказались крайне неблагоприятными. Внешний долг СССР, перешедший к России в 1992 г., превышал, по некоторым подсчетам, 100 млрд долларов. В последующие годы он значительно вырос. Диспропорции развития экономики также сохранились. «Открытость» российской экономики для иностранных товаров и услуг помогла в короткий срок ликвидировать товарный дефицит - главную болезнь советской экономической системы. Однако возникшая конкуренция с импортными товарами, которые в силу более благоприятных условий хозяйствования оказываются дешевле аналогичных российских товаров, привела к серьезному спаду оте­чественного производства (лишь после кризиса 1998 г. российские производители сумели частично переломить эту тенденцию в свою пользу).

Наличие огромных удаленных от Центра дотационных районов страны (Сибирь, Север, Дальний Восток) в условиях формирующегося рынка больно ударило по федеральному бюджету, оказавшемуся не в состоянии справиться с резко выросшими затратами. Предельного износа достигли основные производственные фонды. Разрыв хозяйственных связей, последовавший за распадом СССР, привел к прекращению выпуска многих высококлассных видов продукции. Немалую роль сыграли также неумение хозяйствовать в непривычных условиях, изъяны в политике приватизации, перепрофилирование многих предприятий в связи с конверсией военного производства, резкое сокращение государственного финансирования, падение покупательной способности населения. Существенное негативное воздействие на экономику страны оказал миро­вой финансовый кризис 1998 г. и неблагоприятная конъюнктура зарубежных рынков.

Проявились и причины субъективного порядка. В ходе реформ у их инициаторов сложилось ошибочное представление о том, что в условиях перехода к рынку роль государства в экономике ослабевает. Однако исторический опыт показывает, что в условиях ослабления государства нарастает общественная нестабильность и разрушается хозяйство. Лишь в сильном государстве стабилизация экономики наступает быстрее, а реформы ведут к подъему экономики. Отказ от элементов планирования и централизованного управления происходил в то время, когда ведущие страны искали пути по его совершенствованию. К негативным результатам вело и копирование западных моделей экономики, отсутствие серьезного изучения специфики исторического развития собственной страны. Несовершенство законодательства создавало возможность, не развивая материального производства, получать сверхприбыли путем создания финансовых пирамид и т. п.

Производство промышленной и сельскохозяйственной продукции к концу 90-х гг. составило лишь 20-25% от уровня 1989 г. Уровень безработицы вырос до 10-12 млн человек. Ориентация производства на экспорт привела к формированию новой структуры отечественной промышленности - ее основу составили предприятия добываю­щей и обрабатывающей промышленности. Страна потеряла лишь за 10 лет более 300 млрд долларов вывезенного капитала. Свертывание собственного промышленного производства привело к началу процессов деиндустриализации страны. Если в XX век Россия вступила в первой десятке промышленно развитых стран, то в 2000 г. она по производству промышленной продукции на душу населения оказалась на 104-м месте в мире, а по валовым пока­зателям ее производства - во втором десятке. По совокупности основных экономических показателей Россия занимала к этому времени 94-е место. По ряду показателей Россия отставала теперь уже не только от развитых стран Запада, но и от Китая (втрое), Индии (вдвое) и даже от Южной Кореи.

Несмотря на предпринятые к концу 90-х гг. меры по оживлению экономики и даже наметившийся рост промышленности, основа экономики России оставалась прежней - зависимость от продажи сырья и особенно нефти и природного газа. Насколько опасно такое положение, наглядно демонстрировала ситуация, связанная с падением мировых цен на энергоносители в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в.

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ (2000):

Основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государства. Однако дорогостоящее и расточительное государство не может снизить налоги. Государство, подверженное коррупции, с нечеткими границами компетенции не избавит предпринимателей от произвола чиновников и влияния преступности. Неэффективное государство является главной причиной длительного и глубокого экономического кризиса…

Социальная сфера

В условиях затяжного экономичес­кого кризиса развитие социальной сферы также находилось в достаточно болезненном состоянии. В обстановке резкого сокращения поступлений в бюджет расходы на науку, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение сократились почти в 20 раз! В первые годы экономической реформы это поставило социальную сферу в крайне тяжелое положение. Средняя заработная плата научных сотрудников составила к концу 90-х гг. 12- 14 долларов в месяц при прожиточном минимуме 50 долларов. Из-за нехватки средств прекратилось перспективное планирование научных работ (которое ранее осуществлялось на 20 лет вперед).

Тем не менее проявились и некоторые положительные тенденции. Впервые в истории страны численность студентов вузов составила 246 человек на 10 тыс. населения. Однако этот показатель стал возможен благодаря открытию множества частных учебных заведений, уровень образования во многих из которых оставался весьма низким.

Отечественное здравоохранение было лишено возможности оказания бесплатной полноценной помощи больным и к концу 90-х гг. занимало по основным важнейшим показателям 131-е место в мире.

Ниже прожиточного минимума оказались пенсии по старости и инвалидности.

Под предлогом отсутствия бюджетных средств власти в начале 90-х гг. убрали из Конституции право граждан на полное среднее образование, бесплатное жилище и медицинское обслуживание.

За 10 лет заметно изменилась социальная структура общества. Удельный вес богатых россиян составил 3-5%, средний класс - 12-15%, по 40% - бедные и нищие.

Все это требовало радикального пересмотра самих основ социальной политики в целях обеспечения защиты населения в переходный период. Такой пересмотр начался с избрания главой государства в 2000 г. В. В. Путина.

Демография

Социально-экономическая ситуация в стране не могла не отразиться на демографии.

Если в начале XX в. 76% населения страны составляли граждане в возрасте до 50 лет, то к концу века имелось почти такое же количество лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Средний возраст жителей России примерно 56 лет, в то время как, по прогнозам, в США и Западной Европе он через несколько лет будет 35- 40 лет, а в Китае и Японии - 20-25 лет. За 1997- 2000 гг. детское население России сократилось на 4 млн че­ловек и составило 39 млн человек. Низкий уровень жизни привел к тому, что процент здоровых детей неуклонно сокращался, в 2001 г. таких детей среди младших школьников было только 8-10%, среднего школьного возраста - 6%, а среди школьников старших классов - лишь 5%.

С 1993 г. в России смертность превышала рождаемость, и вскоре естественная убыль населения достигла 1 млн человек в год. Средняя продолжительность жизни женщин стала теперь не 75 лет (как в 1979 г.), а лишь 69, мужчин - не 69, а 56. За 10 лет население России сократилось более чем на 10 млн человек. При сохранении такой тенденции создалась угроза сокращения населения страны к 2015 г. еще на 22 млн человек (седьмая часть жителей России).

Для исправления этой ситуации Правительство страны приняло целый комплекс мер по повышению жизненного уровня населения.

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2000):

Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация - одна из тревожных.

Повседневный быт

Перемены, происходящие в повседневном быте всех основных социальных групп населения, оказались стремительными и радикальными.

Уже в 1992 г. потребление мяса сократилось на 80%, молока - на 56%, овощей - на 84%, рыбы - на 56% от уровня и без того скудного 1991 г. К лету 1998 г. ситуация несколько изменилась к лучшему - потребление населением основных продуктов питания превысило некоторые показатели дореформенного периода, однако оставалось достаточно низким.

Развернувшееся жилищное строительство помогло в короткий срок сократить очереди на получение муниципального жилья, однако отсутствие средств у населения делало невозможным покупку квартир.

Обилие в магазинах и на рынках товаров повседневного спроса вело к снижению цен.

Доступными для большинства работающих граждан стали покупка не только телевизоров, холодильников, СВ-печей, но также и автомобилей, постройка небольших дачных домиков. Численность личных автомобилей только в Москве к концу 90-х гг. составила 2,5 млн, превзойдя показатели двадцатилетней давности почти в 10 раз.

Развитие рынка жилья привело не только к свободной купле-продаже квартир, но и к появлению в большом количестве (не менее 1 млн человек) бездомных, продавших жилье и оказавшихся на улице.

Новым явлением городской жизни стало появление большого количества беспризорных детей (официальная статистика называла в конце 90-х гг. цифру в 2,5 млн человек).

Большой общественной проблемой стали пьянство, наркомания, проституция, коррупция. Осложнение криминогенной обстановки, особенно в крупных городах, делало необходимым усиление роли государства, его важнейших институтов в наведении порядка.

Таким образом, социально-экономическое развитие страны в 90-е гг. было полно противоречий. Оно отражало переходный характер переживаемой страной эпохи.

Хронология

  • 1993 г., 3 — 4 октября Выступление оппозиционных сил в Москве. Обстрел Белого дома
  • 1993 г., 12 декабря Принятие новой Конституции РФ
  • 1996 г., июль Избрание Б.Н. Ельцина на второй срок президентом РФ
  • 1994 г., декабрь — 1996 г., декабрь Война в Чечне
  • 1998 г., август Финансовый кризис в России
  • 1999 г., август Начало антитеррористической операции в Чечне
  • 1999 г., 31 декабря Досрочный уход президента РФ Б.Н. Ельцина в отставку
  • 2000 г., 26 марта Избрание президентом РФ В.В. Путина

Россия в 90-е гг. ХХ в.

Курс экономических реформ в России в начале 90-х гг.

Важно заметить, что одним из главных следствий августовских событий стало перемещение государственно-политической власти, сосредоточивавшейся прежде в союзном центре, в республики и, в первую очередь, в Россию. Российский президент, правительство, Верховный Совет в течение нескольких дней обрели власть, кᴏᴛᴏᴩой они добивались почти полтора года. Встала проблема претворения в жизнь радикальных реформ. При наличии у радикалов общей идеологии реформ, у них не было четкой и обоснованной программы конкретных экономических и политических преобразований. План экономических реформ был обнародован только в конце октября 1991 г. С его изложением выступил на Съезде народных депутатов России сам президент Б.Н. Ельцин. План включал несколько конкретных направлений экономической политики России, кᴏᴛᴏᴩые и составляли суть реформы.

Первая крупная мера — разовое введение ϲʙᴏбодных цен с января 1992 г. — должна была определить рыночную стоимость товаров и ликвидировать товарный дефицит. Вторая либерализация торговли — должна была ускорить товарооборот, создать инфраструктуру по сбыту отечественной и импортной продукции. Третья — широкая приватизация жилья , госпредприятий — должна была превратить массы населения в собственников.

Приватизационный чек

Программа радикальных реформ была изложена Ельциным, но ее авторами являлись ведущие министры нового российского правительства: экономисты-рыночники Е. Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс. По ϲʙᴏей сути эта программа предполагала быстрый переход к рыночной экономике . Главный теоретик российской “шокотерапии” вице-премьер правительства по экономическим вопросам Е.Т. Гайдар

Е.Т.Гайдар

считал, что классическая рыночная модель может быть внедрена в России без каких-либо тяжелых последствий для социальной сферы. При этом результаты оказались драматическими для россиян. Отпуск цен в январе 1992 г. привел к их увеличению не в 3 — 4 раза, а в 10 — 12 раз, в то время как зарплаты и пенсии выросли на 70 %. Сберегательные вклады населения правительство оказалось не в состоянии индексировать. Фактически за чертой бедности оказалась основная масса населения России. Реформа получила в народе название “грабительской”, породила острое недоверие к правительству и негативное в целом отношение к курсу реформ.

Радикальные реформы вызвали и широкую оппозицию в Верховном Совете РСФСР . Эту оппозицию возглавил Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов. Сопротивление радикальным реформам получило широкую поддержку в обществе, в первую очередь в отраслях военно-промышленного комплекса и бюджетной сфере, где было занято большинство населения.

Хронология

  • 1993 г., 3 — 4 октября Выступление оппозиционных сил в Москве. Обстрел Белого дома
  • 1993 г., 12 декабря Принятие новой Конституции РФ
  • 1996 г., июль Избрание Б.Н. Ельцина на второй срок президентом РФ
  • 1994 г., декабрь — 1996 г., декабрь Война в Чечне
  • 1998 г., август Финансовый кризис в России
  • 1999 г., август Начало антитеррористической операции в Чечне
  • 1999 г., 31 декабря Досрочный уход президента РФ Б.Н. Ельцина в отставку
  • 2000 г., 26 марта Избрание президентом РФ В.В. Путина

Россия в 90-е гг. ХХ в.

Курс экономических реформ в России в начале 90-х гг.

Одним из главных следствий стало перемещение государственно-политической власти, сосредоточивавшейся прежде в союзном центре, в республики и, в первую очередь, в Россию. Российский президент, правительство, Верховный Совет в течение нескольких дней обрели власть, которой они добивались почти полтора года. Встала проблема претворения в жизнь радикальных реформ. При наличии у радикалов общей идеологии реформ, у них не было четкой и обоснованной программы конкретных экономических и политических преобразований. План экономических реформ был обнародован только в конце октября 1991 г. С его изложением выступил на Съезде народных депутатов России сам президент Б.Н. Ельцин. План включал несколько конкретных направлений экономической политики России, которые и составляли суть реформы.

Первая крупная мера — разовое введение свободных цен с января 1992 г. — должна была определить рыночную стоимость товаров и ликвидировать товарный дефицит. Вторая — — должна была ускорить товарооборот, создать инфраструктуру по сбыту отечественной и импортной продукции. Третья — широкая приватизация жилья , госпредприятий — должна была превратить массы населения в собственников.

Приватизационный чек

Программа радикальных реформ была изложена Ельциным, но ее авторами являлись ведущие министры нового российского правительства: экономисты-рыночники Е. Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс. По своей сути эта программа означала быстрый переход к . Главный теоретик российской “шокотерапии” вице-премьер правительства по экономическим вопросам Е.Т. Гайдар

Е.Т.Гайдар

считал, что классическая рыночная модель может быть внедрена в России без каких-либо тяжелых последствий для социальной сферы. Однако результаты оказались драматическими для россиян. Отпуск цен в январе 1992 г. привел к их увеличению не в 3 — 4 раза, а в 10 — 12 раз, в то время как зарплаты и пенсии выросли на 70 %. Сберегательные вклады населения правительство оказалось не в состоянии индексировать. Фактически за чертой бедности оказалась основная масса населения России. Реформа получила в народе название “грабительской”, породила острое недоверие к правительству и негативное в целом отношение к курсу реформ.

Радикальные реформы вызвали и широкую оппозицию в Верховном Совете РСФСР . Эту оппозицию возглавил Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов. Сопротивление радикальным реформам получило широкую поддержку в обществе, в первую очередь в отраслях военно-промышленного комплекса и бюджетной сфере, где было занято большинство населения.

В 90-е было здорово?! Автор, ты упорот?
1. Окрыляющее чувство свободы.
Какой свободы до этого не хватало, срать на улицах?
Очень хорошо о той "свободе" показано в фильме "убить дракона", ролик прилагается. В Нижнем Новгороде по ночам стреляли, братки отстреливали друг друга. Справа калаш строчит, слева из Макарова популивают. Свобода ёпта!
2. Лёгкие деньги.
На улицах обували, мы, пацаны, в Москву менее 4-5 человек не выезжали, потому что на вокзалах и возле метро крутились местные кучки отморозков, называемые сейчас "гопники". Только действовали они более нагло и по беспределу, ибо безнаказанность и, читай выше, свобода! На рынках и в ларьках сбывался откровенный, некачественный левак, некачественные просроченные продукты. Лёгкие деньги - это здорово?!
3. Импортные товары.
Забугорное барахло хлынуло на рынок. Все кинулись покупать телевизоры, видеомагнитофоны и прочее. Масса подделок, масса китайского говна. Из-за импортного говна было здорово развалить страну?
4. Каждый был на своём месте.
Каждый пытался заработать как мог, потому что задержки по зарплате были жуткие. Я, офицер Российской Армии, за несколько месяцев не получал денежное довольствие и копал медный кабель ночами, потому что жрать нечего было. Я был на своём месте? Командиры днём нам внушали, что надо Родину оберегать, а сами ночами работали на погрузчиках на местом заводике, водку грузили. Потому что семье жрать надо было. Менты были бесправные от слова вообще, в итоге быстро сообразили и отжали у бандюков их "бизнес", заодно сильно проредив их ряды. Они тоже были на своём месте? Учителя выезжали в колхозы, потому что даже их нищенскую зарплату не выдавали, они были на своём месте?
5. У нас был самый весёлый в мире президент.
Если это шутка, то она крайне неудачная. Когда мы смотрели как пьяный Борька прыгает по сцене или "руководит" оркестром, мы не смеялись, нам было безумно стыдно. Армию развалил, страну развалил, на стратегические объекты были допущены пиндосские "консультанты", предприятия продавались за копейки, народ жил в крайней нищете. Смешно? Нам ни хера не было смешно.
6. У людей появилась надежда.
Что??! Все мои воспоминания о 90-х в серых тонах. Была жуткая безработица, денег не платили, отсюда столько "коммерсантов", которые пытались хоть как-то заработать на жизнь. Была жуткая безнадёга, никакого просвета не было видно. Реформы гробили всё на корню. В один день мы обнищали, было 6 тысяч на семью на книжке и за один день на эти деньги уже нельзя было ничего купить. До сих пор помню безумного грузина, который бегал по Курскому вокзалу с чемоданом 500-рублёвок, расшвыривал их и орал "на х%й они мне теперь нужны?!!". Надежда?? В СССР каждый знал что закончив институт он пойдёт работать по специальности, знал что получит квартиру и т.д. Была СТАБИЛЬНОСТЬ. В 90-е никто не знал что будет завтра и даже сегодня вечером.
7. Все были миллионерами.
Что весёлого? Деньги обесценивались. Да, мы шутили, что мол стали миллионерами, но это был смех сквозь слёзы.
8. Возможность выезжать за границу.
Даа. Все смогли лично убедиться, что в забугорных магазинах действительно больше 40 видов колбасы продаётся. Масса народа решив, что их все ждут за бугром свалили из страны. В люди выбились единицы. Сколько таких вернулось после 2000-го? Вся эта анархия, что творилась в стране, не стоила такого удовольствия.
9. Ностальгия по детству и юности.
Это просто воспоминания о детстве. Мы, например, бутылки собирали, сдавали, ехали на ВДНХ и, если нас не обували местные "свободные пацанчики", которые "были на своём месте", покупали пару плакатов с Брюсами и Шварцами, или покупали жвачки "Дональд" или "Турбо". Последние реже, потому что стоили в 3 раза дороже "Дональда". И, если нас не обували на обратном пути, привозили всё это до дому.
10. «Модная» одежда.
Низкого качества барахло из Турции и Китая. Модным было всё, что было ярким и цветным. Мы как туземцы, которые реагировали на зеркала и бусы, покупали низкокачественное говно фирм "Ададис" и пр..
Я не знаю ни одного человека, который застал "лихие 90-е", который хотел бы их повторения. Ни одного! Молодые сопляки, которые сами в этом не варились, а читали о той "романтике", не в счёт.
Автор или толсто троллит или упорот. Если это такая шутка, то я её ни разу не понял.
Теперь хоть уминусуйтесь..

В октябре 1991 года Президент России Борис Ельцин обнародовал программу перехода к рынку. Экономику России ждали радикальные изменения.

Основные пункты программы:

структурная перестройка промышленности, построение частно-государственной экономики;

приватизация большинства государственных предприятий, беспрепятственное развитие частной собственности;

земельная реформа с последующим разрешением купли-продажи земли;

снятие ограничений на внешнеторговые операции, отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю;

либерализация цен и торговли;

введение российской национальной валюты - рубля.

Россия начала освобождаться от экономического наследия СССР и строить новую экономику, основанную на рыночных отношениях.

При этом российское руководство решило не растягивать переход к рынку на несколько лет и не применять половинчатых мер. Переход к рынку был стремительным и полным. Ельцинская программа в полном объеме начала осуществляться с января 1992 года. Ответственным за реализацию программы реформ стал один из ее разработчиков вице-премьер правительства Егор Гайдар.

Либерализация цен. «Шоковая терапия». Падение производства. Гиперифляция (1992-1994).

Руководство России сделало то, на что так и не решились руководители СССР, опасавшиеся социального взрыва: отказалось от государственного регулирования цен. Со 2 января 1992 года страна перешла на применение свободных рыночных цен. Цены стало определять не государство, как это было в СССР - их стали определять исключительно спрос и предложение. Государство оставило под своим контролем только цены на хлеб, молоко, общественный транспорт и другие социально значимые потребительские товары и услуги (они составили 10% общей массы товаров и услуг).

Предполагалось, что после отпуска цен они увеличатся в 3 раза. Однако реальность оказалась драматичнее: цены сразу выросли в 10-12 раз. Причина - острый дефицит товаров первой необходимости.

Но на этом рост цен не закончился: страна пережила гиперинфляцию. За 1992 год цены выросли на 2600 процентов. Сбережения граждан, накопленные в советский период, были обесценены. Гиперинфляция продолжалась и в последующие два года. Последствия «шоковой терапии» оказались намного более суровыми, чем ожидали власти и ведущие экономисты страны.

У резкого перехода к рынку было немало плюсов и минусов. Причем часто безусловный плюс часто становился причиной появления нового минуса - и наоборот.

Высокий спрос на бытовые товары оживил торговлю. Благодаря либерализации торговли стало возможным быстро заполнить рынок импортом. В страну потоком хлынули товары из-за рубежа. Это позволило быстро справиться с дефицитом. Но теперь возникла другая серьезная проблема: российские предприятия не выдержали конкуренции, так как их товары уступали импортным по качеству и ассортименту. В результате огромное количество предприятий одно за другим становились банкротами и закрывались. Впервые за последние 70 лет в стране появилась безработица, причем она сразу обрела массовый характер.

Резкое сокращение производства ударило и по российскому бюджету. Он потерял важные источники дохода и очень быстро обнищал. Государство оказалось неспособным финансировать социально значимые статьи бюджета. Особенно пострадали наука, образование, здравоохранение, культура.

Но в целом стремительные реформы, при всей их драматичности, имели важное значение:

был достаточно быстро ликвидирован товарный дефицит;

сложилась новая торговая система, освободившаяся от государственного посредничества и основанная на прямых связях с отечественными и зарубежными производителями и поставщиками;

страна избежала разрыва хозяйственных связей и экономического коллапса;

созданы основы рыночных отношений и рыночные механизмы для будущего роста российской экономики.

Осенью 1992 года началась приватизация. Тысячи государственных предприятий переходили в частные руки - к отдельным лицам и трудовым коллективам.

Важной задачей властей являлось формирование класса собственников, создание мелкого, среднего и крупного бизнеса, который и составил бы основу российской экономики. Решению этой задачи была подчинена и объявленная приватизация.

Но большинство населения не имело средств для покупки акций. И власти решили выдать каждому гражданину России приватизационный чек (ваучер). Его можно было обменять на акции общей стоимостью до 10 тысяч рублей. Эти и другие меры государства привели к тому, что приватизация обрела активные формы. За первый год реформ было приватизировано 24 тысячи предприятий, 160 тысяч фермерских хозяйств, 15 процентов предприятий торговли. В стране весьма быстрыми темпами стал формироваться слой собственников.

Ваучерная приватизация не улучшила материального положения большинства населения России. Она не стала стимулом для развития производства, не оправдала ожиданий властей и всего населения, рассчитывавших на улучшение экономической ситуации в стране. Это - безусловный минус экономической политики властей в 1992-1994 годах. Но в течение короткого времени в стране сложились новые экономические отношения, основанные на частной собственности и свободе предпринимательской деятельности. И это - столь же безусловный плюс прошедшей приватизации.

Программа реформ не принесла главного ожидаемого результата: правительству не удалось стабилизировать экономику страны. В декабре 1992 года Егор Гайдар, исполнявший обязанности главы правительства, был отправлен в отставку. Правительство возглавил Виктор Черномырдин. Он внес коррективы в программу реформ: в отличие от Гайдара, он проводил линию по усилению роли государства в экономике. Особая ставка была также сделана на топливно-энергетический и оборонный комплексы.

Однако и эти меры не имели успеха. Производство продолжало падать, казна испытывала страшный дефицит, инфляция росла, а «бегство капитала» усилилось: отечественные предприниматели не желали оставлять прибыль в нестабильной России. Иностранные компании тоже не спешили вкладывать деньги в российскую экономику, боясь не только экономической, но и политической нестабильности, а также отсутствия необходимой законодательной базы в стране.

Россия остро нуждалась в деньгах для финансирования реформ. Их предоставили Международный валютный фонд и Всемирный банк. Кроме того, правительство стало выпускать государственные краткосрочные облигации (ГКО), которые приносили немалый доход. Удалось также убедить население хранить деньги в банках. В результате в бюджете оказались необходимые средства. Благодаря этому правительству удалось снизить темпы инфляции и стабилизировать рубль.

Однако, продавая ГКО и беря займы у зарубежных финансовых институтов, страна все больше влезала в долги. Необходимо было выплачивать проценты по ГКО, а в бюджете таких средств попросту не было. При этом вырученные деньги далеко не всегда использовались эффективно - а значит, не приносили ожидаемого результата. В итоге над страной нависла новая угроза - опасность долгового кризиса.

В начале 1998 года Черномырдин был отправлен в отставку. Новым премьером стал Сергей Кириенко. Обновленное правительство попыталось предотвратить надвигавшийся финансовый кризис либо смягчить его последствия. Однако уже ничего невозможно было изменить.

17 августа 1998 года правительство объявило о прекращении выплат по ГКО, фактически признав свою неспособность платить по долгам. Разразился беспрецедентный финансовый кризис. Курс рубля в считанные недели обрушился, подешевев в 4 раза по отношению к доллару. Денежные вклады населения второй раз за десятилетие обесценились. Доверие к банкам вновь было подорвано. Банковская система оказалась на краю пропасти. Сократился импорт, возникла угроза нового тотального дефицита.

Лишилось доверия граждан и правительство. Оно вместе с премьером Кириенко было отправлено в отставку.

Новым главой Кабинета министров был назначен Евгений Примаков. Он призвал не ждать помощи извне, а опираться на собственные силы. У дефолта был и положительный момент: из-за сильного повышения курса доллара импортные товары оказались слишком дорогими для большинства населения страны. Это был шанс для отечественного производства, неожиданно получившего серьезные конкурентные преимущества: отечественные товары оказались существенно дешевле импортных и стали пользоваться серьезным спросом. Производство оживилось. Начался новый экономический рост.

В мае 1999 года премьер-министром стал Сергей Степашин, а в августе того же года правительство возглавил Владимир Путин. Они продолжили взятый курс на оздоровление российской экономики.

С приходом Путина к руководству правительством началась разработка принципиально новой экономической стратегии страны.

В 90-е годы отставание России от ведущих экономик мира постоянно увеличивалось. По совокупным показателям экономического развития Россия откатилась далеко назад, заметно уступая ведущим странам Европы и США. Если в середине XX века Россия занимала второе место в мире по объему промышленного производства, то в 90-е годы она опустилась во второй десяток. С другой стороны, в стране сложились рыночные отношения, построен новый фундамент, на котором и должна была строиться экономика новой, посткоммунистической России. Необходимо было срочно выходить из затянувшегося кризиса, преодолеть отставание и обеспечить устойчивый рост экономики. От этого зависело не только материальное благополучие страны. Решалось будущее России.

Рейтинги