Изяслав 1 ярославович внешняя и внутренняя политика. Князь изяслав ярославич

Изяслав Ярославич

В жизни часто радости перемежаются хлопотами, а веселое соседствует с печальным.

Годы 1023 и 1024 были для князя Ярослава Владимировича, названного позднее Мудрым, тревожными. Его младший брат Мстислав двинул из Тмутаракани свои полки к Киеву. Только несговорчивость киевлян помешала тому занять столицу Русской земли. Но это не намного уменьшило заботы Ярослава. Мстислава признала своим князем Черниговская земля, и его владения почти сравнялись по своей величине с территориями киевского князя. К тому же тмутараканский князь установил контроль над южной частью торгового пути «из варяг в греки». Доходы Ярослава неминуемо должны были упасть.

Ярослав не видел другого выхода, как только силой заставить брата вернуться опять в прибрежную Тмутаракань. Но сила оказалась на стороне удачливого младшего брата. В 1024 году старший брат в сражении у Листвена потерпел сокрушительное поражение от Мстислава.

Однако вскоре после всех этих неурядиц у перешагнувшего сорокалетний рубеж Ярослава родился еще один сын? Изяслав. Нетрудно понять чувства отца, которому жена, шведская принцесса Ингигерда, подарила ребенка, да еще сына. В то время в семьях рождалось много детей, но много и умирало. Каждый ребенок был подарком судьбы, который так нелегко было сохранить. В крещении назвали сына Дмитрием.

Неудачи во взаимоотношениях с Мстиславом не так остро переживались, когда Ярослав подходил к колыбели своего сына. Когда же Мстислав умер, Русская земля вновь стала единой.

Судьбе было угодно, что через 30 лет именно Изяславу в канун своей смерти Ярослав передал дело всей своей жизни, с таким трудом собранную им воедино Русскую землю. Ранее родившиеся сыновья его, Илья и Владимир, к этому времени уже умерли. Надо иметь в виду, что в древнерусском языке слово «земля» использовалась не только в смысле «почва» или «территория». Под Русской землей понималось Русское государство и его части. В «Повести временных лет» под 1054 годом передано завещание Ярослава своим сыновьям: «Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня».

Изяслав занял престол в Киеве, уже имея семью. Женой его была Гертруда, сестра короля Польши Казимира I, которая родила ему троих сыновей? Мстислава, Ярополка и Святополка, а также дочь Евпраксию (славянское имя Вышеслава).

В то время править государством означало совершать поход на иноплеменников, расширять границы своей страны, приобретать новых данников. В 1058 году Изяслав совершил удачный поход на голядь. Н.М. Карамзин предполагал, что это были латыши, жители Прусской Галиндии.

Государственные дела переплетались с семейными. Получилось так, что в первые годы правления все важнейшие решения Изяслав принимал по совету со своими младшими братьями, Святославом и Всеволодом. Позже историки назовут это согласованное принятие государственных решений «триумвиратом». Однако за каждым из братьев Ярослав в своем завещании закрепил отдельные части Русской земли: «Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск». Это не было разделом единого государства. Младшие братья, если буквально понимать завещание Ярослава, были наместниками великого киевского князя, был ли им сам Ярослав или назначенный им старший брат: «...Слушайтесь его, как слушались меня...» В то же время у каждого брата были в управлении свои земли, и старший в роду обязан был защищать интересы каждого из них: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают». Конечно, такая двойственность положения должна была привести к проявлениям недовольства тех, кто считал свои интересы ущемленными. Как показали последующие события, ущемленными оказались интересы даже самого великого киевского князя, которому был официально передан престол. Но это было позже, а на первых порах братья умели находить между собой общий язык.

На семейном совете было решено освободить дядю Судислава, томившегося в темнице уже более 20 лет. Старик пережил своего жестокого брата. Даже умирая, Ярослав не вспомнил о нем и не распорядился освободить его.

В летописях не говорится о том, в каких условиях содержался Судислав. Общепринятым местом содержания провинившегося в те времена был так называемый «поруб», который представлял собой сруб без дверей, опущенный на всю свою высоту в землю. Осужденного опускали туда через верхнее окно, через которое же и кормили несчастного. Может быть, для своего брата, о котором летопись пишет, что «был тот оклеветан перед ним», Ярослав предусмотрел более «гуманные» условия заключения, например, в погребе или в подземелье. Однако в летописи пишется: «В год 6567 (1059). Изяслав, Святослав и Всеволод освободили дядю своего Судислава из поруба, где сидел он 24 года, взяв с него крестное целование; и стал он чернецом».

Впечатляет срок нахождения под стражей. Впечатляет также и то, что перед оклеветанным, а значит, невинно пострадавшим, не покаялись, а взяли с него крестное целование (то есть он в чем-то должен был сам поклясться, возможно, в том, что не будет претендовать на великое княжение) и отправили его доживать век в монастырь. Через четыре года, в 1063 году, Судислав умер. Похоронили его в церкви, названной именем небесного покровителя Ярослава, в храме Святого Георгия. Это можно считать символом примирения братьев после смерти.

Удачный поход на торков (кочевой народ) в 1060 году братья совершили совместными силами. Помогал им и полоцкий князь Всеслав. Организация похода, видимо, была традиционной для русского Средневековья. Часть сил двигалась в конном строю по степи, другая часть? по рекам в ладьях. Степнякам был нанесен серьезный урон. Следующее сообщение летописи о боевых действиях с ними датируется 1080 годом, то есть на протяжении 20 лет торки не представляли угрозы для русских. Часть их даже перешла к оседлому образу жизни и стала союзниками киевскому князю.

Впрочем, уже в следующем году появился новый, еще более грозный враг, чем торки и даже печенеги. В 1061 году впервые на русской земле появились половцы. Разгромив 2 февраля вышедшего им навстречу Всеволода, половцы ушли опять в степи. Обратим внимание, что для половцев не была помехой зима, когда в степи нет травы и нечем кормить лошадей. Обратим также внимание, что против половцев действовал только один брат, Всеволод. Два остальных либо не успели прийти на помощь, либо между братьями уже начались размолвки.

В то время, когда русские князья сражались с половцами, в Средиземном море итальянские республики воевали с арабами. В 1063 году пизанцы победили арабов в морской битве при Палермо, после чего было решено построить в Пизе кафедральный собор, соответствующий статусу торговой республики. Колокольню начали строить только в 1173 году, а завершили через 164 года. Зато эту колокольню знает весь мир. Это знаменитая падающая Пизанская башня.

Киевскому князю представился повод организовать своих братьев на совместные действия против степняков, когда неожиданно в 1067 году бывший союзник в войне против торков полоцкий князь Всеслав занял Новгород. Тот был тогда, по свидетельству Н.М. Карамзина, владением самого Изяслава. О том, как проходило умиротворение братьями их двоюродного племянника, лучше всего рассказал летописец: «Трое же Ярославичей, Изяслав, Святослав, Всеволод, собрав воинов, пошли на Всеслава в сильный мороз. И подошли к Минску, и минчане затворились в городе. Братья же эти взяли Минск и перебили всех мужей, а жен и детей захватили в плен и пошли к Немиге, и Всеслав пошел против них. И встретились противники на Немиге месяца марта в 3-й день; и был снег велик, и пошли друг на друга. И была сеча жестокая, и многие пали в ней, и одолели Изяслав, Святослав, Всеволод, Всеслав же бежал». Сколько людей погибло в битвах за Новгород, Минск и на Немиге (на реке Немане), сколько людей замерзло в жестокой стуже? об этом летописец не сообщает. Горькой была судьба и оставшихся в живых, захваченных в плен жен и детей, которых лишили мужей и отцов. Они считались законной добычей князей-победителей. Родственники выкупить их не могли, поскольку либо погибли, либо также были взяты в плен. Значит, путь этих несчастных лежал на невольничьи рынки, в том числе и восточных городов, среди которых первенство принадлежало Константинополю.

Наступило лето. Братья Ярославичи продолжали видеть в своем племяннике угрозу для себя и пригласили его на переговоры у местечка Рши под Смоленском, поклявшись не причинить ему зла. После того, как Всеслав, доверившись крестному целованию, переплыл с двумя сыновьями в ладье через Днепр, он был схвачен и посажен Изяславом в темницу.

Пока гордые Рюриковичи считались между собой своими амбициями, вновь появились половцы. Ночное сражение соединенных сил Изяслава, Святослава и Всеволода состоялось у реки Альты, бывшей, по-видимому, естественной границей от степняков. К этой реке раньше выходил на печенегов дядя Изяслава, князь Борис Владимирович, у нее же сражался отец Изяслава, Ярослав, с другим его дядей, Святополком, на стороне которого были также и печенеги. Сражение с половцами в сентябре 1068 года было проиграно, и это имело для Изяслава очень тяжелые последствия. Можно даже сказать, что поражение в бою с половцами перевернуло всю его жизнь, привело к утрате власти, материальным лишениям и многим унижениям. К чести Изяслава, он смог в конце жизни философски оценить все свои потери и возвыситься над житейскими обидами.

Когда Изяслав, избежав гибели и плена, вернулся в Киев, то киевляне потребовали от князя выдать им оружие и лошадей для сражения с половцами. Князь отказал. Тогда началось восстание, которое закончилось изгнанием Изяслава из своей столицы, а киевляне 15 сентября провозгласили своим князем плененного ранее Всеслава Полоцкого. Это была, как написали бы позже, настоящая революция. Княжеский двор был разграблен, бывший правитель спасся бегством, а тот, кто находился в заточении, обрел высшую власть.

В этом эпизоде есть моменты, которые заслуживают внимательного анализа.

Что произошло бы, если горожане, получив оружие, вышли бы в степь против половцев, для которых война была образом жизни? Если бы проиграли битву соединенные силы трех братьев, то маловероятно, что киевляне, в массе своей ремесленники и торговцы, вернулись бы домой живыми после похода против кочевников. Отказавшись выдать оружие жителям Киева для войны с половцами, Изяслав, получается, спас им жизнь. Или же оружие нужно было зачинщикам беспорядков для других целей? Что означал клич восставших: «Пойдем освободим дружину свою из темницы»? О какой дружине идет речь? Что за дружина находилась в темнице?

К сказанному надо добавить, что непосредственной угрозы русским землям после проигранной битвы не было. От Чернигова их отогнал бежавший туда Святослав. Далее летопись не сообщает о нападениях степняков в течение последующих 10 лет вплоть до 1078 года, когда их привели на Русь Олег Святославич и Борис Вячеславич.

Приближенные Изяслава опасались, что разбушевавшаяся толпа освободит Всеслава и у восставших появится вождь. Они советовали тайно убить его: «Пошли ко Всеславу, пусть, подозвав его обманом к оконцу, пронзят мечом». Изяслав не пошел на это преступление, хотя в данном случае стоял вопрос о его жизни и смерти, и он через некоторое время вынужден был бежать в Польшу. В чем причина такого милосердия? Непонимание остроты ситуации? Или благородство души, не позволившее лишить жизни члена своего рода, даже и во имя спасения самого себя?

Польский король Болеслав II был женат на дочери Изяслава, и поэтому тот рассчитывал на помощь зятя. Впрочем, не исключено, что в исторической литературе степень родства киевских князей и польских королей указана не совсем точно. Если отец Болеслава, Казимир, и жена Изяслава, Гертруда, были родными братом и сестрой, то тогда Евпраксия и Болеслав были в двоюродном родстве. В этом случае их брак маловероятен.

Независимо от степени родства у Болеслава были свои причины помочь киевскому князю. Польское войско выступило на Киев, а провозглашенный киевлянами великим князем Всеслав выдвинулся ему навстречу к Белгороду. События происходили в апреле 1069 года. Трудно понять, на что рассчитывали киевляне, посадив на стол Всеслава и вступив в конфронтацию с тремя братьями Ярославичами, контролирующими всю Русскую землю. Вмешательство поляков и вовсе сделало их положение безысходным. Всеслав же объективно оценил обстановку «и с наступлением ночи тайно от киевлян бежал из Белгорода в Полоцк».

Наступило время отрезвления. В отчаянии киевляне даже заявили Святославу и Всеволоду, ища у них защиты от Изяслава с поляками: «Мы уже дурное сделали, князя своего прогнав, а он ведет на нас Польскую землю: идите же в город отца своего; если не хотите, то поневоле придется поджечь город свой и уйти в Греческую землю». Практически все историки обращали внимание на угрозу киевлян уйти в Греческую землю, но исчерпывающего объяснения этим словам летописца пока не дано. Также непонятны слова летописца, приведенные ниже, о том, «что Греческая земля станет на место Русской, а Русская на место Греческой».

Братья попытались смягчить гнев своего брата на взбунтовавшихся киевлян. Закончилось тем, что посланный им вперед сын Мстислав Изяславич «перебил киевлян, освободивших Всеслава, числом 70 человек, а других ослепил, а иных без вины умертвил, без следствия». Изяслав 2 мая 1069 года после такой «зачистки» города вошел в Киев, изгнал из Полоцка Всеслава и посадил на его место своего сына.

К горю Изяслава, его верный помощник, сын Мстислав, жестоко проучивший киевлян, вскоре умер в Полоцке. В чем причина, летописец не сообщает, говоря лишь, что того заменил его брат Святополк. Через два года, в 1071 году, Всеслав изгнал его и завладел Полоцком.

Безусловно, у Мстислава остались враги в Киеве, наверняка они появились и в Полоцке. Вряд ли полочане забыли события шестилетней давности, когда после битвы у Немиги был разграблен Минск. Желающих отомстить сыну Изяслава хватало, только неизвестно, могли ли они привести свои замыслы в исполнение.

С поляками повторилась ситуация 50-летней давности, когда они пришли на Русь, призванные Святополком для борьбы с Ярославом. Расставленный «на прокорм» польский гарнизон местные жители стали потихоньку вырезать. Болеслав возвратился в Польшу.

Символом успокоения и взаимного братолюбия стало перенесение мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба во вновь построенную Изяславом церковь в Вышгороде. Был устроен настоящий светлый праздник, Изяслав, Святослав и Всеволод сами внесли гроб с телом Бориса, присутствовали многочисленные духовные лица, братья сообща пообедали...

Но, как оказалось, бунтом киевлян превратности судьбы Изяслава не закончились. Беда пришла с неожиданной стороны, от родных братьев. Почти 20 лет трое Ярославичей жили в мире и в согласии друг с другом. Когда же они стали пожилыми людьми, начались раздоры. Воспользовавшись отсутствием Изяслава, Святослав и Всеволод вошли 22 марта 1073 года в Киев и «сели на столе». Как пишет летописец, инициатором государственного переворота был честолюбивый Святослав. Стремясь к власти, он убедил Всеволода, что их брат замыслил против них заговор вместе с полоцким князем Всеславом, а им надо опередить заговорщиков. Возможно, такой поворот событий отвечал и тайным желаниям Всеволода.

Для Изяслава начались годы жизни за границей в изгнании.

Он обратился в Польшу, но все увезенные с ним богатства растратил зря. «Все это поляки отняли у него и выгнали его», ? записано в «Повести временных лет».

Далее он обратился в городе Майнце за помощью к императору Священной Римской империи и германской нации Генриху IV. Тот не отказывал лишенному своего престола русскому князю, но ничем особенно не помогал. У 24-летнего императора (он родился в 1050 году) были свои серьезные проблемы. Он унаследовал трон в 6-летнем возрасте. Пока империей управлял от его имени опекун, центральная власть ослабла. В ответ на строительство Генрихом крепостей и размещение в них гарнизонов вспыхнуло так называемое «саксонское восстание». В августе 1074 года Генрих IV был поставлен перед необходимостью спасаться бегством из Харцбурга, который осадили восставшие. Н.М. Карамзин писал, ссылаясь на немецких хронистов, что Изяслав даже готов был признать себя вассалом императора. Как можно понять, Генрих IV послал своих представителей в Киев, чтобы получить информацию на месте событий. Историки пишут даже, что он через послов потребовал от Святослава вернуть великое княжение брату, угрожая в противном случае войти с войсками в Киев. Святослав показал немцам богатства княжеской казны: «бесчисленное множество золота, серебра и шелковых тканей». Надо предполагать, что не только показал, но сделал богатые подарки послам и самому императору. Посольство возглавлял, как выяснил Н.М. Карамзин, епископ Бурхардт Трирский. По исследованию В.М. Когана и В.И. Домбровского-Шалагина, тот был братом Оды, жены Святослава Ярославича, то есть являлся его шурином. Думается, выбор императорского посла был не случаен. Родственники смогли между собой договориться, несмотря на языковой барьер.

Потратившемуся в Польше Изяславу трудно было соперничать в щедрости с распоряжавшимся княжеской казной братом. Он попытался найти поддержку у духовного владыки Западной Европы? у папы римского Григория VII. Унизительные переговоры, которые вел Ярополк, сын Изяслава, кончились, что называется, только «моральной» поддержкой изгнанника. Н.М. Карамзин дословно приводит ответ папы Изяславу, из которого следует, что тот рассчитывал на обращение России в католичество в ответ на свою помощь: «Григорий Епископ, слуга слуг Божиих, Димитрию, Князю Россиян (Regi Russorum), и Княгине, супруге его, желает здравия и посылает Апостольское благословение. Сын ваш, посетив святые места Рима, смиренно молил нас, чтобы мы властию Св. Петра утвердили его на Княжении, и дал присягу быть верным Главе Апостолов. Мы исполнили сию благую волю? согласную с вашею, как он свидетельствует, ? поручили ему кормило Государства Российского именем Верховного Апостола, с тем намерением и желанием, чтобы Св. Петр сохранил ваше здравие, княжение и благое достояние до кончины живота и сделал вас некогда сопричастником славы вечной. Желая также изъявить готовность к дальнейшим услугам, доверяем сим Послам? из коих один вам известен и друг верный? изустно переговорить с вами о всем, что есть и чего нет в письме. Примите их с любовию, как Послов Св. Петра; благосклонно выслушайте и несомненно верьте тому, что они предложат вам от имени нашего? и проч. Всемогущий Бог да озарит сердца ваши и да приведет вас от благ временных ко славе вечной. Писано в Риме, 15 Маия, Индикта ХIII» (то есть в 1075 году).

Хотя, может быть, именно папа смог убедить поляков еще раз помочь Изяславу, поскольку в 1077 году он вернулся на Русь с польскими войсками.

Надо учитывать, что много сил и времени у Генриха IV и папы римского занимала начавшаяся взаимная борьба друг с другом. В 1076 году император и папа по очереди низложили друг друга. Их противостояние затянулось на долгие годы.

В 1076 году умер Святослав во время хирургической операции в связи с какой-то опухолью. Его место на киевском столе занял Всеволод. У него не было такого честолюбия, как у Святослава. Тем более он находился в затруднительном положении: узнав о подходе Изяслава с польскими силами, в Чернигове захватил власть их племянник, князь Борис Вячеславич, сын смоленского князя Вячеслава Ярославича.

Молодой князь (ему еще не было тогда 25 лет) чувствовал себя обделенным наследством. Как сообщают В.М. Коган и В.И. Домбровский-Шалагин в генеалогическом исследовании «Князь Рюрик и его потомки», Борис был увезен после смерти своего отца матерью в 1057 году на ее родину, в Германию. Княгиня Ода была дочерью графа Леопольда Штаденского. Возможно, он встречался с Изяславом во время его скитаний в Европе, где и родился в его голове авантюрный план захвата власти в одном из русских городов. Но его молниеносный бросок в Чернигов ничего ему не дал. Через восемь дней он бежал в Тмутаракань, где княжил его двоюродный брат Роман Святославич.

Всеволод не стал спорить с братом, встретил его у Волыни, где они и «сотворили мир». Такая уступчивость младшего брата показывает, что, вероятно, и в самом деле инициатором изгнания Изяслава из Киева был Святослав. Возможно, и сам Изяслав решил попытать счастья на родной русской земле, только узнав о смерти Святослава. Отпустив поляков, Изяслав вернулся в Киев 15 июля 1077 года, а Всеволод занял Чернигов.

Это было третье занятие киевского престола Изяславом.Возникли проблемы у Всеволода.

Напомним, что Чернигов согласно завещанию Ярослава был предназначен Святославу, а Всеволоду? Переяславль. Конечно, все понимали, что Чернигов богаче Переяславля, а Святослав уже в могиле и не может оспорить действия братьев. С племянниками, сыновьями Святослава, можно было не считаться. Однако так мог думать Всеволод, а сыновья Святослава думали совсем по-другому. Всеволод тоже осознавал опасность, исходящую от племянников, и самого беспокойного из них, Олега Святославича, держал при себе в Чернигове.

В 1078 году Олег бежал от дяди в Тмутаракань и двоюродные братья, Олег и Борис, договорились действовать заодно. Они наняли половцев. Наверняка в этом помог им финансовыми средствами княживший в Тмутаракани Роман Святославич. В результате Всеволод был побежден своими племянниками 25 августа 1078 года в сражении у реки Сожицы. Разбитый, лишенный своего княжества, пришел он в Киев к Изяславу. Без сомнения, вспоминались ему в этот тяжелый час события пятилетней давности, когда он и Святослав предательски изгнали старшего брата из Киева, заставив его скитаться на чужбине. Наверное, думал он, как встретит его старший брат.

В «Повести временных лет» киевский князь характеризуется следующим образом: «Был же Изяслав муж красив видом и телом велик, незлобив нравом, ложь ненавидел, любя правду. Ибо не было в нем хитрости, но был прост умом, не воздавал злом за зло».

Характеристика летописца подтвердилась полностью. Изяслав сказал Всеволоду: «Брат, не тужи. Видишь ли, сколько всего со мной приключилось: не выгнали ли меня сначала и не разграбили ли мое имущество? А затем, в чем провинился я во второй раз? Не был ли я изгнан вами, братьями моими? Не скитался ли я по чужим землям, лишенный имения, не сделав никакого зла? И ныне, брат, не будем тужить. Если будет нам удел в Русской земле, то обоим; если будем лишены его, то оба. Я сложу голову свою за тебя».

Изяслав еще не знал, что он еще не испил всю чашу своих страданий. Его слова о том, что он сложит свою голову за брата, осуществились буквально. В последовавшей 3 октября 1078 года битве у Нежатиной Нивы с непокорными племянниками Изяслав был убит. Погиб и Борис Вячеславич, нашедший свою смерть в неполные 25 лет. Вот что, оказывается, ждало его на Руси вместо богатства и чести. Эпитафию ему написал автор «Слова о полку Игореве»: «Бориса же Вячеславича похвальба на суд привела и на ковыль-траве покров смертный зеленый постлала за обиду Олегову? храброго и юного князя».

Изяслав остался в русской истории первым правителем, введшим «мораторий» на смертную казнь. Заняв престол после смерти Ярослава, он внес по согласованию со своими братьями изменение в «Русскую правду», установив за убийства денежную виру (штраф). Новая редакция судебника известна у историков как «Правда Ярославичей». В правление Изяслава дальнейшее развитие получил Киево-Печерский монастырь, основанный еще при Ярославе, а затем выросший в один из главных центров православия. При Изяславе были канонизированы первые русские святые, Борис и Глеб.

Жизнь разных поколений не повторяется, но странным образом проявляются похожие события. Как Ярослав Мудрый не раз терял свою власть в сражениях с братьями, а потом снова ее возвращал, так и его наследник киевского престола, князь Изяслав Ярославич, испытал в своей жизни горечь потерь и отчаяние несбывшихся надежд. Когда ему казалось, что он уже смог вернуть себе все несправедливо отнятое, судьба навечно упокоила его на поле сражения.

Из книги Место битвы – Италия?! автора Колесников Валерий

«Изяслав на кровати» «ЕДИНЪ ЖЕ ИЗЯСЛАВЪ СЫНЪ ВАСИЛЬКОВЪ ПОЗВОНИ СВОИМИ ОСТРЫМИ МЕЧИ О ШЕЛОМЫ ЛИТОВСКIЯ; …»Только один Изяслав выступил в поход против врагов. Но причём тут литовцы? В то время, как и сейчас, не было таких государств, которые бы зорко не следили за тем, что

Из книги Товарищи до конца. Воспоминания командиров панцер-гренадерского полка «Дер Фюрер». 1938–1945 автора Вайдингер Отто

Оборонительные бои на рубеже Белево – Изяслав Поскольку для вывода боевой группы с занимаемых позиций требовалось несколько часов, на этот раз штаб боевой группы выехал заранее в новый район боевых действий. Вслед за ним немедленно отправилась часть подразделений

автора Татищев Василий Никитич

9. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИЗЯСЛАВ ДИМИТРИЙ ЯРОСЛАВИЧ, СЕГО ИМЕНИ

Из книги История Российская. Часть 2 автора Татищев Василий Никитич

ИЗЯСЛАВ ВТОРОЙ РАЗ 6577 (1069). Мстислав Изяславич. Бунтовщикам мзда. При сухом сырое горит. Всеслав полоцкий изгнан. Умер Мстислав Изяславич. Святополк в Полоцке. Глеб Святославич в Новгороде. Всеслав побежден. Визень р. Святослав и Всеволод послали к Изяславу, говоря:

Из книги История Российская. Часть 2 автора Татищев Василий Никитич

ИЗЯСЛАВ ТРЕТИЙ РАЗ НА ПРЕСТОЛЕ 6585 (1077). Горынь р. Изяслав, уведав о смерти брата Святослава, вскоре выпросил у поляков войска, к тому же и Ростиславичи обещали в помощь их полки прислать, и так собравшись, пошел к Киеву. О чем Всеволод уведав, также собрал войска, пошел против

Из книги История Российская. Часть 2 автора Татищев Василий Никитич

18. ИЗЯСЛАВ II ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ, СЫН МСТИСЛАВА ВЕЛИКОГО Святослав III прощен. После совершения победы того же августа 13 дня вошел Изяслав Мстиславич в Киев со славою великою, которого народ весь с великою радостию встретил за градом, а клирос с крестами у врат киевских, по обычаю

автора

Изяслав I Ярославович (1057–1078) Вслед за эпохой Ярослава на Руси наступила эпоха Ярославовичей. Всеволод Ярославович оказался на переднем крае противостояния со степью. Зимой 1055 г. Всеволод водил дружину на торков, тюркский народ, тревоживший рубежи Руси набегами.В 1055 г.

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Изяслав II Мстиславович (1146–1154) Изяслав II Мстиславович въехал в Киев и сел на столе отца и деда в августе 1146 г. Всю Русь с киевских гор увидеть было нельзя, но она была чудесной. Росшие повсюду города стремились если не уподобиться Киеву, то хотя бы походить на него.В

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Изяслав II возвращается в Киев Путь от реки Случь до Киева недолог, и скоро Изяслав II беседовал с дядей Вячеславом, сидевшим на сенях своего дома в столице. Поначалу Вячеслав заявил, что скорее умрет, нежели поедет в Вышгород. Но делать было нечего, и волю племянника

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Изяслав Ярославич В жизни часто радости перемежаются хлопотами, а веселое соседствует с печальным.Годы 1023 и 1024 были для князя Ярослава Владимировича, названного позднее Мудрым, тревожными. Его младший брат Мстислав двинул из Тмутаракани свои полки к Киеву. Только

Из книги История Руси автора Автор неизвестен

Изяслав (1054–1078) Старший сын Ярослава, Изяслав, после смерти отца занял киевский престол, но после неудачного похода на половцев, его прогнали киевляне, а великим князем сделался брат его Святослав. После смерти последнего, Изяслав снова вернулся в

Из книги История Руси автора Автор неизвестен

Изяслав-II (1146–1154) Киевляне признали Изяслава-II Мстиславовича, который умом, блестящими дарованиями, храбростью и приветливостью живо напоминал своего знаменитого деда Мономаха. Со вступлением на великокняжеский престол Изяслава-II, нарушилось укоренившееся в древней

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

107. ИЗЯСЛАВ I ЯРОСЛАВИЧ, в св. крещении Дмитрий, великий князь киевский сын Ярослава I Владимировича, великого князя киевского и всей Руси, от брака с Анной (Ингигердой) Олофовной, королевной шведской.Родился в Киеве в 1025 наследовал после отца стол киевский в 1154 г.;

Из книги Галерея российских царей автора Латыпова И. Н.

автора Анишкин Валерий Георгиевич

ИЗЯСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (р. 1097 - ум. 1154)Великий князь (1146–1149, 1150, 1151–1154). Сын Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха. Вел непрерывную междоусобную борьбу с Юрием Долгоруким, галицким князем Владимиром и др. При обороне Киева применил техническую новинку - лодки, в

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

ИЗЯСЛАВ ДАВИДОВИЧ (г. р. неизв. - ум. 1162)Великий князь (1155, 1157–1159, 1161–1162).Киевляне не любили великого князя Юрия Долгорукого и после его смерти (15.05.1157 г.) снова позвали править в российской столице Изяслава. Отдав добровольно Северское княжение союзнику племяннику

ИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ (в крещении — Дмитрий) (1024-03.10.1078) - князь киевский с 1054 г.

Второй сын киевского князя Ярослава Мудрого и Ирины (Ингигерд) - дочери шведского короля Олафа. Княжил в Турове. В 1039 г. женился на сестре польского короля Казимира I - Гертруде, принявшей в православии имя Елена. После смерти отца в 1054 г. стал киевским князем.

В первые годы своего правления действовал в тесном союзе с младшими братьями - черниговским князем Святославом и переяславским князем Всеволодом . В 1058 г. совершил поход на племя голядь. В 1060 г. вместе с братьями и полоцким князем Всеславом Брячиславичем разгромил торков. В 1064 г. отразил вторжение половцев близ г. Сновск. Зимой 1067 г., мстя Всеславу Брячиславичу за ограбление Новгорода, в союзе с братьями разорил г. Минск. 3 марта 1067 г. в сражении на р. Немига Ярославичи разгромили и самого Всеслава, а в июле того же года, во время мирных переговоров под Смоленском, нарушив клятву, данную полоцкому князю, захватили его и заключили в тюрьму в Киеве.

В сентябре 1068 г. Ярославичи потерпели поражение от половцев на р. Альта. Изяслав Ярославич бежал в Киев, где ответил отказом на требование горожан раздать им оружие и возглавить новое ополчение для борьбы с половцами. 15 сентября в Киеве началось восстание, Изяслав был изгнан из Киева и бежал в Польшу. На его место посажен освобожденный из темницы полоцкий князь Всеслав Брячиславич. В мае 1069 г. при поддержке своего родственника, польского короля Болеслава II, Изяслав Ярославич возвратился в Киев. Перед вступлением в город он обещал братьям и киевлянам не мстить жителям Киевской земли за свое изгнание, отправил вперед себя своего сына Мстислава, который казнил 70 человек, а многих ослепил. Притеснения со стороны Изяслава Ярославича продолжались и после его возвращения на киевский престол. Недовольные киевляне начали избивать поляков, пришедших вместе с Изяславом.

В том же году Изяслав изгнал Всеслава из Полоцка и посадил там князем сына Мстислава. В 1072 г. он совместно с братьями Святославом и Всеволодом участвовал в торжественном перенесении мощей свв. Бориса и Глеба в новую церковь в Вышгороде. В правление Изяслава была составлена и «Правда Ярославичей».

В марте 1073 г. Изяслав Ярославич был вновь изгнан из Киева, на сей раз братьями Святославом и Всеволодом, обвинившими его в сговоре с Всеславом Полоцким, и вновь бежал в Польшу, где безуспешно добивался поддержки у короля Болеслава II, который предпочел союз с новым киевским князем Святославом Ярославичем. В нач. 1075 г. изгнанный из Польши Изяслав Ярославич обратился за помощью к германскому королю Генриху IV. Король ограничился отправкой на Русь посольства к Святославу Ярославичу с требованием возвратить киевский стол Изяславу.

Получив от Святослава дорогие подарки, Генрих IV отказался от дальнейшего вмешательства в киевские дела. Не дожидаясь возвращения германского посольства из Киева, Изяслав Ярославич весной 1075 г. отправил своего сына Ярогюлка Изяславича в Рим к папе Григорию VII, предлагая ему принять Русь под покровительство папского престола, т.е. обратить ее в католицизм. Папа обратился к польскому королю Болеславу II с настоятельной просьбой помочь Изяславу. Болеслав медлил, и лишь в июле 1077 г. после смерти Святослава Ярославича, при поддержке польских сил Изяслав Ярославич возвратился на киевский стол. Год спустя он погиб в бою на Нежатиной Ниве, сражаясь на стороне брата Всеволода Ярославича против своих племянников князей Олега Святославича и Бориса Вячеславича, захвативших Чернигов.

Изяслав Ярославич (в крещении Димитрий 1024-3 октября 1078, Нежатина Нива, близ Чернигова) - князь туровский (до 1054), новгородский князь (1052-1054), великий князь киевский (1054-1068, 1069-1073 и 1077-1078).
Родился в 1024 году. Его отцом был , а матерью жена Ярослава - Ирина (шведская принцесса Ингигерда), он был их вторым сыном после Владимира.
Получил от отца стол в Турове. После смерти в 1052 году старшего брата новгородского князя Владимира посадил в Новгороде своего сына Мстислава и по тогдашним династическим правилам, стал наследником киевского стола (хотя Владимир и оставил сына). 20 февраля 1054 года, после смерти отца, стал великим князем киевским.

Из В.Н. Татищев “История Российская”.

9. Изяслав I Димитрий, сын Ярослава , родился в 1025-м, великий князь после отца; два раза изгнан, первый от киевлян в 1067-м, но вскоре снова сел; во второй изгнан братьями в 1072-м, сел после смерти Святослава в 1077-м; убит в битве с черниговскими в 1078-м года. Супруга кто была, неизвестно, только умер в 1107-м. Его дети: Святополк Михаил, великий князь; Ярополк владимирский, убит от раба в 1087-м; Мстислав полоцкий, умер в 1072-м; дочь Праскевия, или Пракседис, за маркграфом Удоном в 1072-м, потом за цесарем Гендриком IV в 1088-м, умерла в 1109-м.

Из “Повести Временных Лет”.

Начало княжения Изяслава в Киеве.
Придя, сел Изяслав на столе в Киеве, Святослав же в Чернигове, Всеволод в Переяславле, Игорь во Владимире, Вячеслав в Смоленске. В тот же год зимою пошел Всеволод на торков к Воиню и победил торков. В том же году приходил Болуш с половцами, и заключил мир с ними Всеволод, и возвратились половцы назад, откуда пришли.
В год 6565 (1057) . Преставился Вячеслав, сын Ярослава, в Смоленске, и посадили Игоря в Смоленске, выведя его из Владимира.
В год 6566 (1058) . Победил Изяслав голядь.

голядь – балтийское племя, населяло бассейн р. Протвы между землями вятичей и кривичей; ассимилировано восточными славянами.

   В год 6567 (1059) . Изяслав, Святослав и Всеволод освободили дядю своего Судислава из поруба, где сидел он 24 года, взяв с него крестное целование; и стал он чернецом.
В год 6568 (1060) . Преставился Игорь, сын Ярослава. В том же году Изяслав, и Святослав, и Всеволод, и Всеслав собрали воинов бесчисленных и пошли походом на торков, на конях и в ладьях, без числа много. Прослышав об этом, торки испугались, и обратились в бегство, и не вернулись до сих пор, – так и перемерли в бегах. Божиим гневом гонимые, кто от стужи, кто от голода, иные от мора и судом Божиим. Так избавил Бог христиан от поганых.
В год 6569 (1061) . Впервые пришли половцы войною на Русскую землю; Всеволод же вышел против них месяца февраля во 2-й день. И в битве победили Всеволода и, повоевав землю, ушли. То было первое зло от поганых и безбожных врагов. Был же князь их Искал.
В год 6571 (1063) . Судислав преставился, брат Ярослава, и погребли его в церкви святого Георгия. В тот же год в Новгороде Волхов тек в обратном направлении 5 дней. Знаменье же это было недоброе, ибо на четвертый год пожег Всеслав город.
В год 6572 (1064) . Бежал Ростислав, сын Владимиров, внук Ярославов, в Тмутаракань, и с ним бежали Порей и Вышата, сын Остромира, воеводы новгородского. И, придя, выгнал Глеба из Тмутаракани, а сам сел на его место.
В год 6573 (1065) . Пошел Святослав на Ростислава к Тмутаракани. Ростислав же отступил из города – не потому, что испугался Святослава, но не желая против своего дяди оружия поднять. Святослав же, придя в Тмутаракань, вновь посадил сына своего Глеба и вернулся назад. Ростислав же, придя, снова выгнал Глеба, и пришел Глеб к отцу своему. Ростислав же сел в Тмутаракани. В том же году Всеслав начал войну.
В год 6574 (1066) . Когда Ростислав был в Тмутаракани и брал дань с касогов и с других народов, этого так испугались греки, что с обманом подослали к нему котопана. Когда же он пришел к Ростиславу, – он вошел к нему в доверие, и чтил его Ростислав. Однажды, когда Ростислав пировал с дружиною своею, котопан сказал: «Князь, хочу выпить за тебя». Тот же ответил: «Пей». Он же отпил половину, а половину дал выпить князю, опустив палец в чашу; а под ногтем был у него яд смертельный, и дал князю, обрекая его на смерть не позднее седьмого дня. Тот выпил, котопан же, вернувшись в Корсунь, поведал там, что именно в этот день умрет Ростислав, как и случилось. Котопана этого побили камнями корсунские люди. Был Ростислав муж доблестный, воинственный, прекрасен сложением и красив лицом и милостив к убогим. И умер февраля в 3-й день и положен там в церкви святой Богородицы.
В год 6575 (1067) . Поднял рать в Полоцке Всеслав, сын Брячислава, и занял Новгород. Трое же Ярославичей, Изяслав, Святослав, Всеволод, собрав воинов, пошли на Всеслава в сильный мороз. И подошли к Минску, и минчане затворились в городе. Братья же эти взяли Минск и перебили всех мужей, а жен и детей захватили в плен и пошли к Немиге, и Всеслав пошел против них. И встретились противники на Немиге месяца марта в 3-й день; и был снег велик, и пошли друг на друга. И была сеча жестокая, и многие пали в ней, и одолели Изяслав, Святослав, Всеволод, Всеслав же бежал. Затем месяца июля в 10-й день Изяслав, Святослав и Всеволод, поцеловав крест честной Всеславу, сказали ему: «Приди к нам, не сотворим тебе зла». Он же, надеясь на их крестоцелование, переехал к ним в ладье через Днепр. Когда же Изяслав первым вошел в шатер, схватили тут Всеслава, на Рши у Смоленска , преступив крестоцелование. Изяслав же, приведя Всеслава в Киев, посадил его в темницу с двумя сыновьями.
В год 6576 (1068) . Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли против них на Альту. И ночью пошли друг на друга. Навел на нас Бог поганых за грехи наши, и побежали русские князья, и победили половцы…
Но возвратимся к своему повествованию. Когда Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а Святослав – в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и собрали вече на торгу, и послали к князю сказать: «Вот, половцы рассеялись по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы еще раз сразимся с ними». Изяслав же того не послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли на гору с веча, и пришли на двор Коснячков, и, не найдя его, стали у двора Брячислава, и сказали: «Пойдем освободим дружину свою из темницы». И разделились надвое: половина их пошла к темнице, а половина их пошла по мосту, эти и пришли на княжеский двор. Изяслав в это время на сенях совет держал с дружиной своей, и заспорили с князем те, кто стоял внизу. Когда же князь смотрел из оконца, а дружина стояла возле него, сказал Тукы, брат Чудина, Изяславу: «Видишь, князь, люди расшумелись; пошли, пусть постерегут Всеслава». И пока он это говорил, другая половина людей пришла от темницы, отворив ее. И сказала дружина князю: «Злое содеялось; пошли ко Всеславу, пусть, подозвав его обманом к оконцу, пронзят мечом». И не послушал того князь. Люди же закричали и пошли к темнице Всеслава. Изяслав же, видя это, побежал со Всеволодом со двора, люди же освободили Всеслава из поруба – в 15-й день сентября – и прославили его среди княжеского двора. Двор же княжий разграбили – бесчисленное множество золота и серебра, в монетах и слитках. Изяслав же бежал в Польшу.
Впоследствии, когда половцы воевали по земле Русской, а Святослав был в Чернигове, и когда половцы стали воевать около Чернигова, Святослав, собрав небольшую дружину, вышел против них к Сновску . И увидели половцы идущий полк, и приготовились встретить его. И Святослав, увидев, что их множество, сказал дружине своей: «Сразимся, некуда нам уже деться». И стегнули коней, и одолел Святослав с тремя тысячами, а половцев было 12 тысяч; и так их побили, а другие утонули в Снови, а князя их взяли в 1-й день ноября. И возвратился с победою в город свой Святослав.

В год 6585 (1077) . Пошел Изяслав с поляками, Всеволод вышел против него. Сел Борис в Чернигове месяца мая в 4-й день, и было княжения его восемь дней, и бежал в Тмутаракань к Роману. Всеволод же пошел против брата Изяслава на Волынь; и сотворили мир, и, придя, Изяслав сел в Киеве, месяца июля в 15-й день, Олег же, сын Святослава, был у Всеволода в Чернигове.

В год 6586 (1078) . Бежал Олег, сын Святослава, в Тмутаракань от Всеволода, месяца апреля в 10-й день. В этом же году убит был Глеб, сын Святослава, в Заволочье. Был же Глеб милостив к убогим и любил странников, радел о церквах, горячо веровал, был кроток и лицом красив. Тело его было положено в Чернигове за Спасом, месяца июля в 23-й день. Когда сидел вместо него в Новгороде Святополк, сын Изяслава, Ярополк сидел в Вышгороде, а Владимир сидел в Смоленске, – привели Олег и Борис поганых на Русскую землю и пошли на Всеволода с половцами. Всеволод же вышел против них на Сожицу, и победили половцы русь, и многие убиты были тут: убит был Иван Жирославич и Тукы, Чудинов брат, и Порей, и иные многие, месяца августа в 25-й день. Олег же и Борис пришли в Чернигов, думая, что победили, а на самом деле земле Русской великое зло причинили, пролив кровь христианскую, за которую взыщет Бог с них, и ответ дадут они за погубленные души христианские.

Всеволод же пришел к брату своему Изяславу в Киев; поздоровались и сели. Всеволод же поведал о всем происшедшем. И сказал ему Изяслав: «Брат, не тужи. Видишь ли, сколько всего со мной приключилось: не выгнали ли меня сначала и не разграбили ли мое имущество? А затем, в чем провинился я во второй раз? Не был ли я изгнан вами, братьями моими? Не скитался ли я по чужим землям, лишенный имения, не сделав никакого зла? И ныне, брат, не будем тужить. Если будет нам удел в Русской земле, то обоим; если будем лишены его, то оба. Я сложу голову свою за тебя». И, так сказав, утешил Всеволода, и повелел собирать воинов от мала до велика. И отправились в поход Изяслав с Ярополком, сыном своим, и Всеволод с Владимиром, сыном своим. И подошли к Чернигову, и черниговцы затворились в городе, Олега же и Бориса там не было. И так как черниговцы не отворили ворот, то приступили к городу. Владимир же приступил к восточным воротам от Стрижени, и захватил ворота, и взял внешний город, и пожег его, люди же вбежали во внутренний город. Изяслав же и Всеволод услышали, что Олег с Борисом идут против них, и, опередив их, пошли от города против Олега. И сказал Олег Борису: «Не пойдем против них, не можем мы противостоять четырем князьям, но пошлем с смирением к дядьям своим». И сказал ему Борис: «Смотри, я готов и стану против всех». Похвалился он сильно, не ведая, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, чтобы не хвалился сильный силою своею. И пошли навстречу, и когда были они у села на Нежатиной ниве, соступились обе стороны и была сеча жестокая. Первым убили Бориса, сына Вячеслава, похвалившегося сильно. Когда же Изяслав стоял среди пеших воинов, неожиданно кто-то подъехал и ударил его копьем сзади в плечо. Так убит был Изяслав, сын Ярослава. Сеча продолжалась, и побежал Олег с небольшой дружиной, и едва спасся, убежав в Тмутаракань. Убит был князь Изяслав месяца октября в 3-й день. И взяли тело его, привезли его в ладье и поставили против Городца, и вышел навстречу ему весь город Киев, и, возложив тело на сани, повезли его; и с песнопениями понесли его попы и черноризцы в город. И нельзя было слышать пения из-за плача великого и вопля, ибо плакал о нем весь город Киев, Ярополк же шел за ним, плача с дружиною своею: «Отче, отче мой! Сколько пожил ты без печали на свете этом, много напастей приняв от людей и от братьи своей. И вот погиб не от брата, но за брата своего положил главу свою». И, принеся, положили тело его в церкви святой Богородицы, вложив его в гроб мраморный.

Был же Изяслав муж красив видом и телом велик, незлобив нравом, ложь ненавидел, любя правду. Ибо не было в нем хитрости, но был прост умом, не воздавал злом за зло. Сколько ведь зла сотворили ему киевляне: самого выгнали, а дом его разграбили, – и не воздал им злом за зло. Если же кто скажет вам: «Воинов порубил», то не он это сделал, а сын его. Наконец, братья прогнали его и ходил он по чужой земле, скитаясь. И когда вновь сидел на столе своем, а Всеволод побежденный пришел к нему, не сказал ему: «Сколько от вас натерпелся?», не воздал злом на зло, но утешил, сказав: «Так как ты, брат мой, показал мне любовь свою, возвел меня на стол мой и нарек меня старейшим себя, то не припомню тебе прежнего зла: ты мне брат, а я тебе, и положу голову свою за тебя», – как и было. Не сказал ведь ему: «Сколько зла сотворили мне, и вот теперь с тобою случилось то же», не сказал: «Это не мое дело», но взял на себя горе брата, показав любовь великую, следуя словам апостола: «Утешайте печальных». Поистине, если и сотворил он на свете этом какое прегрешение, простится ему, потому что положил голову свою за брата своего, не стремясь ни к большему владению, ни к большему богатству, но за братню обиду. О таких-то Господь сказал: «Кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). Соломон же говорил: «Братья в бедах помогают друг другу» (Притч. 18:19). Ибо любовь превыше всего. Также и Иоанн говорит: «Бог есть любовь; пребывающий в любви – в Боге пребывает, а Бог в нем пребывает» (1Ин.4:16). Так совершается любовь, чтобы имели мы что в день судный, чтобы и мы на свете этом были такие же, как он. Боязни нет в любви, настоящая любовь отвергает ее, так как боязнь есть мученье. «Боящийся не совершенен в любви. Если кто говорит: «Люблю Бога, а брата своего ненавижу», это – ложь. Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? Эту заповедь получили от Него, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин.4:18-21). В любви ведь все совершается. Любви ради и грехи исчезают. Любви ради и Господь сошел на землю и распял себя за нас грешных; взяв грехи наши, пригвоздил себя к кресту, дав нам крест свой, чтобы отгонять им ненависть бесовскую. Любви ради мученики проливали кровь свою. Любви же ради князь сей пролил кровь свою за брата своего, исполняя заповедь Господню.

ИЗЯСЛАВ (ДИМИТРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ - киевский князь (1054-1068, 1069-1073, 1077-1078 годы).

2-й сын киевского князя Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого от брака с благоверной княгиней Ириной (Ингигерд), дочерью шведского короля Олава Шётконунга . В крещении Изяслав был назван в честь вмч. Димитрия Солунского. Это подтверждается именованием Изяслава «Димитрием, королем Руси» в сообщении о его визите в начале 1075 года к германскому королю Генриху IV в анналах Ламперта Херсфельдского («Demetrius, rex Ruzenorum») и в адресованном ему послании папы Григория VII («Demetrius, rex Ruscorum») от 17 апреля 1076 года. Кроме того, Изяслав обращается к св. Димитрию в надписи на покрове, подаренном им на раку св. Адальберта-Войтеха в Гнезно. Косвенным свидетельством крещения Изяслава в честь вмч. Димитрия Солунского может служить посвящение святому соборной церкви фамильного монастыря, основанного Изяславом в Киеве. При жизни отца князь занимал столы во Владимире-Волынском или в Турове, затем, после смерти старшего брата Владимира, вероятно, в Новгороде (1052-1054 годы). В конце 30-х - 1-й половине 40-х годов XI века женился на Гертруде, сестре польского князя Казимира I Восстановителя. Изяславу приписываются известные в 10 экземплярах свинцовые печати с изображением св. Димитрия на одной стороне и декоративной розетки на другой. Аналогичная печать с изображением на обороте княжеской тамги, возможно, относится ко времени княжения Изяслава в Новгороде.

По завещанию Ярослава Мудрого в 1054 году Русь была разделена между его 5 сыновьями, причем Изяславу, к тому времени старшему, достались Киев (с Турово-Берестейской волостью) и Новгород. Нововведением завещания Ярослава стало учреждение на Руси сеньората. Изяславу усваивался некоторый объем общегосударственных прерогатив, главной из которых была обязанность служить гарантом политического status quo. В то же время власть Изяслава не была единоличной. На сопряженных с Киевом территориях осуществлялось «троевластие» старших Ярославичей: Изяслава, Святослава, князя черниговского, и Всеволода, князя переяславского, разделивших между собой земли Среднего Поднепровья и тем самым обязанность защищать южные рубежи Руси от степняков. Поэтому все важнейшие события первых 15 лет княжения Изяслава представлены в источниках как результат коллективных действий братьев: перевод Игоря Ярославича с Волыни в Смоленск после смерти смоленского князя Вячеслава Ярославича (1057 Изяслав) (Волынь при этом, видимо, отошла Изяславу), освобождение из заключения и пострижение в монашество его дяди Судислава Владимировича (1059 год), раздел Смоленска по смерти Игоря (1060 год), победа над торками (узами) (1060 год), война против полоцкого князя Всеслава Брячиславича и его пленение (1067 год), неудачное противостояние появившимся в южнорусских степях половцам (1068 год), перенесение мощей святых князей Бориса и Глеба в построенную Изяславом в Вышгороде и освященную в их честь церковь (1072 год), кодификация дополнительных статей Русской правды («Правда Ярославичей») (около 1072 года). Только на севере и на западе Изяслав действовал в одиночку: поручив Новгород посаднику Остромиру (между 1054 и 1060 годами), Изяслав совершил поход на балтское племя галиндов (голядь) в среднем течении Западного Буга (1058 год), продолжая освоение ятвяжских земель, начатое его дедом равноапостольным князем Владимиром (Василием) Святославичем. После гибели Остромира во время похода на чудь (эстов) Изяслав совершил успешный поход на чудь, а в Новгороде посадил сына Мстислава.

Поражение от половцев летом 1068 года и отказ Изяслава раздать оружие киевлянам для отпора кочевникам вызвали в столице мятеж, в результате которого на киевский стол был возведен освобожденный восставшими из заключения Всеслав Полоцкий, а Изяслав бежал в Польшу. С военной помощью польских князей Болеслава II весной 1069 года Изяслав вернулся в Киев, но восстановить политическую ситуацию 1068 года не смог. Святослав, овладевший к тому времени Новгородом, сохранил его за собой. Без помощи братьев киевский князь в 1069-1071 годах вел безуспешную войну за Полоцк, в ходе которой погиб его старший сын Мстислав. Кризис сеньората Изяслава проявился также во внешнеполитической сфере. Стремясь нейтрализовать польского союзника киевского князя, Святослав около 1070 года сблизился с маркграфом Майсенской марки Экбертом II, а Изяслав с целью заручиться поддержкой восточносаксонской знати женил около 1071/1072 года сына Ярополка на падчерице маркграфа саксон. Восточной марки Деди. Вероятно, к 1069/1070 году, а не к 1060 году, как считалось ранее (А. Поппе), относится выход владений Святослава и Всеволода из церковной юрисдикции Киева по причине учреждения в Чернигове и Переяславле Русском (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина) самостоятельных митрополий. Согласно др. гипотезе (К. Цукерман), митрополия в Чернигове была открыта около 1069 года, а в Переяславле - в 1073 году или чуть позднее. Однако и в этом случае разделение единой Русской митрополии оказывается связано с конфликтом между Изяславом и его братьями.

Итогом все возраставшей напряженности в отношениях между Ярославичами стало вторичное изгнание Изяслава из Киева - на этот раз младшими братьями весной 1073 года, в результате которого киевским столом овладел Святослав. Изяслава снова искал поддержки в Польше, но неудачно. Вовлеченный в конфликт с Чехией, Болеслав II ограничился сожжением Берестья (ныне Брест, Белоруссия) в 1074 году, а весной следующего года заключил союз со Святославом. В начале 1075 года Изяслав оказался при дворе германского короля Генриха IV, который, будучи занят подавлением саксонского восстания, реальную помощь изгнаннику оказать не мог, а поручил его опеке маркграфа Деди. Весной 1075 года Изяслав отправил сына Ярополка с посольством к папе Григорию VII, которому Ярополк предложил признать Русь «леном св. Петра», т. е. вывести ее из подчинения Константинопольскому Патриарху. Папа дал согласие, о чем и уведомил Изяслава письмом. Ярополк уверял Григория VII, что его отец задним числом непременно одобрит этот шаг. Ясно, что Ярополк Изяславич не мог действовать без санкции отца, и потому самоустранение Изяслава от прямых контактов с папой показывает, что его целью было всего лишь оказать давление на польского князя. К последнему в апреле 1076 года действительно было отправлено папское послание в поддержку Изяслава.

Ситуация переменилась после внезапной смерти Святослава в декабре 1076 года Летом 1077 года Всеволод добровольно уступил киевский стол старшему брату. Результатом стало вытеснение Святославичей с их столов: Глеба - из Новгорода, Олега - с Волыни. Новгород отошел Изяслав, который посадил там сына Святополка. Третий период киевского княжения Изяслава оказался недолгим. В 1078 году Олег Святославич с наемными половцами захватил отчий Чернигов, изгнав оттуда Всеволода Ярославича. Изяслав выступил на помощь брату, и осенью того же года войско Олега было разбито (битва на Нежатиной Ниве), но при этом Изяслав погиб, а киевский стол перешел Всеволоду. Изяслав был погребен в Десятинной церкви; существует предположение, что под «цьркъви святыя Богородица» в летописи имеется в виду Софийский собор (В. А. Кучкин). Печерский летописец сопроводил сообщение о гибели Изяслава некрологом, с похвалой отозвавшись о беззлобии и бесхитростности князя: «Бе же Изяслав мужь взором красен, телом великомь, незлобив нравомь, кривды ненавидя, любя правду, клюк же в немь не бе, ни льсти, но прост оумом, не воздая зла за зло». В Житии прп. Феодосия Печерского (согласно Ю. А. Артамонову, составленном Нестором около 1107/1108 года) смерть Изяслава охарактеризована как христианский подвиг: «...положи душю свою за брата своего по Господню гласу». Автор Жития пишет о живой вере Изяслава: «Поистине бе тепл на веру, яже к Господу нашему Иисусу Христу и к Пречистей Матери Его».

О церковной политике Изяслава (помимо упомянутой вынужденной уступки братьям в вопросе о новых митрополиях) известно мало. Согласно Житию прп. Феодосия Печерского, вскоре после вокняжения Изяслава в Киеве возник конфликт князя и его окружения с молодым Киево-Печерским монастырем из-за пострижения прп. Никоном Печерским без княжеского разрешения евнуха из приближенных князя (прп. Ефрема; впоследствии митрополит Переяславский) и сына одного из бояр (прп. Варлаама; будующий игумен Киево-Печерского монастыря). В гневе Изяслав грозил «раскопать пещеру», а монахов «послать на заточение». Житие приписывает примирение между князем и монастырем заступничеству Гертруды, жены Изяслава, которая убедила мужа оставить монахов в покое, т. к. аналогичные репрессии против монашества на ее родине, в Польше, привели в 30-х годах XI века к общегосударственной смуте. Однако дело обстояло, по всей вероятности, сложнее, и монастырю пришлось пойти на компромисс. Прп. Никон был вынужден покинуть Киев, прп. Антоний Печерский удалился в затвор, а настоятелем монастыря был избран юный Варлаам. При прп. Варлааме Изяслав выделил печерянам «гору над пещерою» для строительства наземного монастыря. Изяслав воспринимал Варлаама как своего ставленника, что видно из перевода последнего на игуменство в основанный князем Димитриевский монастырь около 1060 года. По замечанию печерского летописца, князь хотел «створити вышии сего манастыря, надеяся богатстве». Летописец не преминул подчеркнуть благочестие Изяслав, который, став киевским князем и услышав о подвижнической жизни прп. Антония, «приде съ дружиною своею, прося оу него благословения и молитвь». В Житии прп. Феодосия повествуется о многих встречах святого с «боголюбивым» Изяславом. В Киево-Печерский монастырь князь-«христолюбец» приезжал без бояр, только «с шестию или с пятию отрок», слушал наставления святого, ел простую монастырскую пищу. Прп. Феодосий осудил изгнание Изяслава с киевского стола в 1073 году. В науке часто приписывают прп. Феодосию Печерскому 2 послания некоего Феодосия к князю Изяславу (в котором видят Изяслава) о постах и «вере латинской». Однако, вероятнее всего, послания принадлежат печерскому игумену Феодосию, жившему в середине XII века, и адресованы не Изяславу, а киевскому князю Изяславу (Пантелеимону) Мстиславичу.

Ставленником Изяслава был Ростовский епископ св. Исаия. Нет серьезных оснований сомневаться в свидетельстве Жития свт. Исаии (не ранее конца XV века), что он был назначен на Ростовскую кафедру из настоятелей Димитриевского монастыря митрополитом Иоанном II в 6585 году (1077/1078 год), т. е. в период 3-го княжения Изяслава в Киеве. Это означает, что Ростовская церковная область (или какая-то ее часть с Ростовом), которая, как считается, перешла от Переяславля под Киев, в правление киевского князя Святослава Ярославича в 1073-1076 годах (чем и было вызвано возобновление или, по другой гипотезе, учреждение Ростовской епархии), сохранила свой статус и после возвращения к власти Изяслава.

Из церковных построек Изяслава известны упомянутые выше собор киевского Димитриевского монастыря (около 1060 года) и храм святых Бориса и Глеба в Вышгороде (начало 70-х годов XI века). Попытка приписать Изяславу обновление Десятинной ц еркви (Ю. К. Бегунов) лишена оснований.

Высказывавшиеся исследователями догадки о симпатиях Изяслава к католичеству не имеют под собой реальной почвы. Сохранившийся латинский молитвенник его жены Гертруды свидетельствует лишь об известной индифферентности при киевском княжеском дворе к полемике по догматическим, литургическим и церковно-дисциплинарным вопросам, которая обострилась после разделения Западной и Восточной Церквей в 1054 году.

Источники:

Sigeberti Gemblacensis Сhronicon / Ed. L. C. Bethmann // MGH. SS. 1844. Bd. 6. S. 362;

Житие св. Исаии, еп. Ростовского // ПС. 1858. Ч. 1. С. 432;

Lewicki A. Napis na paliuszu z XI wieku // Kwartalnik historyczny. Lwów, 1893. Rocz. 7. S. 447-448 [надпись на покрове на раку св. Адальберта];

Иллюстрация:

Киевский кн. Изяслав Ярославич. Гравюра. 1819 г. (РГБ). Архив ПЭ.

Изяслав Мстиславич - был сыном Мстислава Великого и внуком Владимира Мономаха. Его отец и дед являлись киевскими князьями. При прямом порядке наследования Изяслав также мог рассчитывать на престол в Матери городов Русских. Однако он родился в 1097 году, а вся его взрослая жизнь пришлась на XII век - эпоху непрекращающихся междоусобиц и политической раздробленности родной страны.

Молодость

Изяслав Мстиславич до конца своих дней был вынужден доказывать свое право на лидерство в борьбе с многочисленными дядьями и другими старшими родственниками из династии Рюриковичей. Он получил первый опыт княжения в Курске, где в 1125-1129 гг. являлся наместником своего отца. Затем Мстислав отправил сына в Полоцк. Этот город с давних времен принадлежал отдельной ветви Рюриковичей, ненадолго изгнанной оттуда после проигранной войны.

У Мстислава Великого, правившего в Киеве, было несколько сыновей, а Изяслав Мстиславич являлся вторым из них. Его старший брат Всеволод получил Новгород, а младший - Ростислав - наследовал Смоленск.

Нет сомнений, что Мстислав хотел передать Киев одному из своих сыновей даже вопреки устоявшемуся порядку, по которому главный город Руси переходил к старшему члену всей династии. С этой целью монарх заключил договор со своим младшим братом Ярополком. Соглашение было следующим. После смерти Мстислава бездетный Ярополк получал Киев и обещал передать престол одному из своих племянников. Время показало, что подобные договоренности были тогда нежизнеспособными.

В Новгороде

Мстислав умер в 1132 году, а его сын Изяслав Мстиславич получил от Ярополка сначала Переяславль, а потом вместо него Туров, Пинск и Минск. Однако надолго задержаться на новом месте не удалось. Всего через пару лет князя выгнал другой его дядя - Вячеслав.

Лишенный власти, Изяслав отправился в Новгород к старшему брату Всеволоду. Одновременно с тем князь заручился поддержкой Ольговичей - правителей Черниговской земли. Мстиславичи, недовольные своей долей, требовали от дядьев больших уделов. Стремясь доказать серьезность намерений, братья во главе новгородской армии вторглись в Северо-Восточную Русь, принадлежавшую младшему сыну Мономаха Юрию Долгорукому.

Всеволод хотел, чтобы князь Изяслав Мстиславич занял Ростовское княжество. Однако начинать войну с дядей, декларируя такую цель, было нельзя. Благовидный повод нашли очень быстро. Традиционно новгородцы не изготавливали хлеб, а покупали его у соседей. Накануне похода Мстиславичей суздальские купцы значительно повысили цены на свой товар, что вызвало возмущение подданных Всеволода.

В конце 1134 года новгородская армия, во главе которой стояли Мстиславичи, вторглась во владения Юрия Долгорукого. Дружина двигалась по берегам рек Дубны и Кубри. Мстиславичи собирались установить контроль над водным путем, чтобы отсечь южные города дяди от северных.

26 января 1135 года Изяслав Мстиславич, внук Владимира Мономаха, повел войско в битву у Жданой горы. У новгородцев было преимущество - они первыми заняли стратегически важную высоту. Чтобы смять суздальцев, дружина устремились вниз, однако в этот момент оказалось, что часть войска Юрия Долгорукого провела обманный маневр и зашла в тыл полкам Мстиславичей. Новгородцы потерпели поражение, погиб цвет их армии и аристократии, в том числе тысяцкий Петрило Микулич и посадник Иванко Павлович. Всеволода подданные обвинили в трусости и бегстве с поля боя. В 1136 году в результате восстания он лишился власти. Изяславу же терять с самого начала было нечего, и после поражения он с удвоенной энергией продолжил борьбу за власть.

Волынский и переяславский князь

Кроме брата Всеволода, союзниками Изяслава были черниговские Ольговичи. Вместе с ними он, вернувшись из Северо-Восточной Руси, отправился в рейд в Переяславскую и Киевскую землю. Этот поход оказался удачнее предыдущего. Не желая войны, Ярополк уступил племяннику Владимир-Волынский. Изяслав правил там в 1135-1142 гг.

В 1139 году умер князь Ярополк. Киевский престол был захвачен Всеволодом Ольговичем, до того правившим Черниговом. Давнее обещание Ярополка Мстиславу о передаче власти племяннику так и не сбылось. К тому времени Изяслав стал старшим из живых сыновей Мстислава. Его изгнанный из Новгорода брат скончался незадолго до Ярополка.

Всеволод Ольгович был женат на Марии Мстиславовне - сестре Изяслава. Союзнических отношений между ними не сложилось. Тем не менее в 1135 году Изяслав уступил Ольговичам Владимир-Волынский, а в обмен получил Переяславль. Близость этого города к Киеву вскоре сыграла князю на руку.

Начало правления в Киеве

Всеволод Киевский умер в 1146 году. Незадолго до кончины он заставил Изяслава поклясться, что тот не будет отбирать трон у его младшего брата Игоря. Однако как только Всеволод скончался, в Киеве начались беспорядки. Горожане не любили Ольговичей и хотели, чтобы ими правил потомок Мономаха. Вскоре Изяслав овладел городом. Игорь попытался защититься. Он выступил против оппонента с армией, но был разгромлен и пойман увязшим в болоте.

Тот факт, что Изяслав Мстиславич - великий возмутил его дядьев. Вячеслав, который когда-то изгнал племянника из Турова, заявил о своих правах, однако теперь и сам был лишен удела. Переяславль, где Изяслав правил до Киева, также остался под его контролем. он посадил наместником сына Ярослава. Переяславль получил старший наследник Мстислав.

Тем временем в Киеве разыгралась драма. Лишенный власти был отправлен Изяславом в монастырь. Там он стал иноком и вел тихую жизнь. Но даже искреннее смирение Игоря не спасло его от гневной толпы. В 1147 году группа киевлян вновь устроила в городе беспорядки и ворвалась в монастырь, где жил опальный князь. Игорь был растерзан, а над его телом прилюдно надругались. Изяслав не отличался кровожадностью, он не организовывал этой жестокой расправы, но именно ему пришлось нести за нее ответственность.

Приближение междоусобицы

У убитого Игоря остался брат Святослав Северский. Получив весть об ужасной судьбе родственника, он стал непримиримым врагом киевского князя. Изяслав II Мстиславич имел и других противников. Самым деятельным из них оставался Юрий Долгорукий. Младший сын Мономаха продолжал править Ростовом и Суздалем. Отправленный в далекое северо-восточное Залесье еще своим отцом, он с ранних лет был недоволен выпавшей долей. Юрий досадовал на племянника, оказавшегося рядом с Киевом в минуту, когда киевляне устроили мятеж против Ольговичей.

Долгорукий не зря получил свое прозвище. Его амбиции из Ростово-Суздальской земли распространялись на всю Русь. Юрий собрал целую коалицию против Изяслава. В союз вошел уже упомянутый Святослав Северский, а также Владимирко Галицкий (он хотел сохранить независимость Галиции от Киева). Наконец, на стороне Долгорукого были половцы, сомнительными услугами которых он всегда пользовался без каких-либо колебаний.

Изяслава в приближавшейся войне поддержали младший брат Ростислав Смоленский, Владимир Давыдович Черниговский, Ростислав Ярославич Рязанский и новгородцы. Также ему эпизодически помогали короли Венгрии, Чехии и Польши.

Война за первенство

На первом этапе междоусобица охватила Черниговскую землю. Давыдовичи стремились лишить Святослава его удела. Пока князь Изяслав Мстиславич и Юрий Долгорукий решали судьбу Киева, прочие Рюриковичи также старались действовать согласно своим интересам. Все воевали со всеми. Изяслав отправил к осажденному Давыдовичами Новгороду-Северскому своего сына Мстислава с берендеями и переяславцами. Взять крепость не удалось.

Тогда Изяслав Мстиславич, великий князь Киевский, сам со своей дружиной выдвинулся к Новгороду. Святослав сначала отступил к Карачеву, а затем вместе с Юрием атаковал смоленские владения. Поворот в войне произошел после того, как Давыдовичи замирились с северским князем. Изяслав II Мстиславич, кратко говоря, был не в восторге от произошедшего. В 1148 году он вместе с венгерской армией вторгся в черниговские владения. Генерального сражения так и не произошло. После стояния под Любечем киевский князь отступил.

Поражение

В 1149 году Изяслав 2 Мстиславич замирился и с Давыдовичами, и со Святославом Северским. Кроме того, к нему на службу пришел один из сыновей Юрия Долгорукого Ростислав, недовольный тем, что отец лишил его удела. После этого Изяслав вместе Ростиславом Смоленским и новгородцами отправился в поход в Северо-Восточную Русь. Коалиционная армия ограбила многие владения Юрия. В плен попали 7 тысяч человек.

По возвращении в Киев Изяслав поссорился с Ростиславом Юрьевичем, обвинив того в измене и лишив его удела. Долгорукий воспользовался тем, что его сын попал в опалу и, получив еще один справедливый повод для атаки противника, отправился с походом на юг. В решающем сражении под Переяславлем в августе 1149 года киевский князь потерпел поражение. Юрий Долгорукий исполнил свою давнюю мечту и завладел древней столицей. Казалось, что Изяслав Мстиславич (1146-1149) уже не вернет контроль над Киевом, однако он и не думал сдаваться.

Волынская кампания

Потеряв Киев, Изяслав сохранил за собой Волынь. Именно туда и переместилась Здесь, на западе Руси, ему особенно пригодилась поддержка королей Чехии, Польши и Венгрии. Армия Юрия осадила крепость Луцк, защиту которой возглавил Владимир Мстиславич.

Изяслав вместе со своими западными союзниками пришел на выручку городу, когда в нем уже чувствовалась нехватка воды. Сражения, однако, не случилось. Противники договорились, что Изяслав откажется от претензий на киевский престол, а Юрий отдаст ему отобранную новгородскую дань. Как и обычно в ту бурную эпоху, эти соглашения так и не были де-факто осуществлены.

Возвращение в Киев

В 1151 году Изяслав, к которому присоединился венгерский отряд, присланный королем Гезой II, вновь занял Киев. Во время этого похода главную угрозу для него представлял Владимирко Галицкий, от которого удалось оторваться с помощью обманного маневра. Юрий покинул Киев, фактически сдав его безо всякой борьбы. Владимирко Галицкий, разозленный бездействием союзников, также прекратил войну.

Так, в Киеве вновь продолжились годы правления Изяслава Мстиславича (1151-1154). На этот раз он пошел на компромисс и пригласил к себе Вячеслава, с которым он с тех пор формально княжил совместно. Отношения дяди и племянника нельзя назвать хорошими: они перенесли множество ссор и взаимных обид. Теперь князья окончательно помирились. Племянник в качестве символического жеста уступил дяде дворец и обходился с ним, как с отцом. При этом фактически все решения принимал именно Изяслав Мстиславич. Внутренняя и внешняя политика князя полностью зависела от войны. За все время его правления не было ни одного долгого периода мира.

Юрий Долгорукий, вернувшийся в Ростово-Суздальскую землю, не собирался отказываться от собственных амбиций. В 1151 года он вновь отправился с дружиной на юг. Юрия поддержали черниговские князья и половцы. Для нападения на Киев необходимо было сперва форсировать Днепр. Первая попытка переправы имела место около Вышгорода. Изяслав помешал ей, прислав туда флот из множеств ладей.

Дружина суздальского князя не стала отступать и вновь попытала счастья на другом участке реки. Переправившись через Зарубинский брод, она подошла к Киеву. Передовой отряд, состоявший в основном из половцев, был уничтожен в окрестностях города. В бою погиб хан Боняк. Юрий Долгорукий, надеясь на помощь Владимирка Галицкого, отступил на запад, однако вскоре потерпел поражение в сражении на реке Руте. Битва стоила жизни черниговскому князю Владимиру Давыдовичу. Изяслав мог торжествовать. У Юрия Долгорукого на юге Руси остался только Курск.

Последние годы

Междоусобицы мешали князьям бороться против настоящей угрозы - половцев. Закрепившись в Киеве, Изяслав дважды отправлял своих сыновей с дружинами в степь. Походы были удачными. Киевская земля на несколько лет забыла о губительных нашествиях. В 1152 год союзный Изяславу Мстиславичу Изяслав Давыдович был осажден Долгоруким в Чернигове. Киевский князь во главе армии отправился к нему на выручку. Юрию пришлось отступить.

Противником Изяслава также оставался Владимирко Галицкий. В 1152 году венгры разбили его на реке Сане. Затем в Галицию отправился сам Изяслав. Владимирко замирился с ним и вскоре скончался. Его сын и наследник признал Изяслава старшим, но фактически проводил независимую политику, что привело к вооруженному конфликту. Киевский князь разбил его под Теребовлем. Это было последнее крупное сражение полководца.

Изяслав Мстиславич (или Владимирович, а точнее, Мономашевич - то есть внук Владимира Мономаха) скончался в 1154 году в Киеве. Его кончина вызвала большое горе среди горожан. Изяславу нравилась народная любовь, он регулярно пировал с простолюдинами и выступал на общем вече подобно своему славному предку Ярославу Мудрому. Князя похоронили в монастыре Святого Феодора, построенном его отцом Мстиславом Великим.

После смерти Изяслава длительная междоусобная война не прекратилась. Киев переходил из рук в руки. В 1169 году он был сожжен и разграблен наследником Юрия Долгорукого Андреем Боголюбским, после чего утратил значение ключевого политического центра Руси. Потомки Изяслава закрепились на Волыни. Его внук Данил Романович объединил всю Юго-Западную Русь и даже носил титул короля Руси.

Подбор