Как сократить платеж за жкх. Пояснение по начислениям по оплате за горячую воду по двухкомпонентному тарифу - нп Тэ на отопление

Введение:

Тема расчета платы за коммунальные ресурсы одна из наиболее сложных. Тем, кто ранее с проблемой не сталкивался, сразу разобраться трудно, да и времени на это как бы нет.

Однако попробуем.

Для расчетов применяются ПП РФ №354 (порядок и методики на все случаи жизни), ПП РФ №307 (только для отопления и только до 1 июля 2016 года, далее действует ПП РФ №354), ПП РФ №306 (нормативы).

Текст документов сложный, массовому плательщику практически недоступный. Нет четкой системы в обозначениях физических величин, что может запутать читателя, отсутствуют наименования физических величин, применяемых в расчетных формулах и пояснения. Как будто для себя писали. Типа сами знаем, а остальным знать необязательно.

И еще одно начальное замечание. Господа из УК и от Застройщика часто выказывают великую радость относительно «энергоэффективности» новостроек, в частности нашего района.

Сущностью энергоэффективности является жесткий учет всех коммунальных ресурсов и меры по их экономии. Посмотрим в ходе обсуждения насколько обоснована такая «радость».

Поскольку у нас система ГВС закрытая, то есть нецентрализованная, то для расчетов применяется соответствующий раздел ПП РФ №354 (приложение 2 раздел IV), когда производство коммунальной услуги, в данном случае ГВС, осуществляется исполнителем (УК) на нашем с Вами оборудовании ИТП из состава общего имущества.

Относительно этого самого понятия «производство» ГВС исполнителем пока вдаваться в подробности не будем. Это отдельная довольно «мутная» и спорная тема, кто как и что на самом деле производит.

Заметим только то, что согласно ПП РФ №354, п.54 Правил четко определено, что плата за содержание общего имущества (оборудования ИТП, где исполнитель услуги нагревает воду для ГВС) взимается отдельно. То есть «производственные» - эксплуатационные расходы на это общее имущество входят в состав платежа за содержание и ремонт общего имущества и не включаются в калькуляцию платежа за ГВС .

Итак, что надо учесть для расчета платы за ГВС?

Общий расход холодной питьевой воды (по линии ХВС), подаваемой на нагрев для ГВС.

Общий расход тепловой энергии, отбираемой в бойлерах у теплоносителя из системы централизованной поставки тепловой энергии (отопления).

Казалось все просто. Поделил общий расход тепла (нагрев) на общий объем холодной воды, которая израсходована для ГВС и порядок. Получил удельный расход тепла на кубометр горячей воды.

Однако в наших квитанциях нет учета суммарного объема по ХВС и ГВС раздельно.

А данные индивидуального потребления по ГВС и ХВС применять нельзя из-за систематической погрешности измерений квартирных счетчиков. Потому введено понятие ОДН для устранения этой систематической погрешности и точного суммарного учета расхода воды за весь дом общим домовым счетчиком.

В этом смысле ПП РФ №354 изложено не вполне корректно и походу уже давно устарело местами, когда в основу расчетов предлагается положить суммарные показания ИПУ, если нет общего домового счетчика, но при этом авторы нормативного текста совсем забыли о систематической погрешности квартирных ИПУ (зона нечувствительности ИПУ на малых расходах воды).

По смыслу закона «Об энергосбережении…» первое, что должно быть сделано – это установлены общие домовые приборы учета, а где нет технической возможности ввиду конструкции дома, техническая возможность должна быть создана путем реконструкции (пристроя) помещения для монтажа узлов учета коммунальных ресурсов.

Общий домовой учет коммунальных ресурсов не выгоден коммунальщикам, потому и саботируют процесс. В «мутной воде» мухлевать легче.

Так же походу у нас в ИТП нет и отдельного учета расхода тепловой энергии, которая расходуется на нагрев ГВС. По крайней мере это не видно из содержания сведений, приведенных в квитанции.

А как же супер пупер энергоэффективный ИТП? Не слишком ли это просто для супер пупер энергоэффективного ИТП с «космическими технологиями»?

Установили один общий счетчик ХВС и один общий счетчик тепловой энергии на весь блок и довольны как слоны?

А по Закону приборами учета должен быть оборудован каждый отдельный дом.

Чем он отличается тогда наш ИТП от обычного теплоузла старого советского дома?

Зачем нам «по ушам ездят» который год про энергоэффективность?

Походу за тем, чтобы какой-нибудь проходимец - «денежный насос» по энергосервисному договору «авторитетно» заявил, что нам надо установить приборы учета для повышения энергоэффективности.

Нам и так ясно, что нужен всеобъемлющий учет коммунальных ресурсов.

Кто мешал поставить двухканальный счетчик тепловой энергии? Тяжело было воткнуть счетчик для учета расхода подпиточной воды для системы ГВС?

А если они все же есть, то почему их показания в расчетах не используют и в квитанциях не указывают?

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение (далее — ГВС) «размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (пункт 32(1) Правил 306). И если порядок расчета стоимости ГВС между потребителем и исполнителем коммунальной услуги (далее — ИКУ) был решен (хотя и по сей день имеется огромное число случаев его нарушения), то при расчете между ИКУ и ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) возникали и продолжают возникать споры, особенно в случаях оборудования домов общедомовыми приборами учета, определяющими как объем потребления ГВС, так и количество теплоэнергии в составе потребленной горячей воды.

Тепло в ГВС: обем потребления и стоимость к оплате

Если рассматривать потребление горячей воды в помещениях МКД, то легко установить случаи, в которых при одинаковом объеме потребления горячей воды потребление тепла в составе этой воды будет различным. К таким случаям можно отнести потребление при отсутствии циркуляции в доме «остывшей» горячей воды теми жильцами, кто раньше просыпается с утра или позже ложится спать вечером. Очевидно, что более горячей будет вода при длительном единовременном потреблении по сравнению с множеством кратковременных включений, даже если суммарный объем кратковременных включений будет равен объему длительного единовременного потребления. В межотопительный период наблюдается существенная разница температуры горячей воды в однотипных домах (для которых услановлены одинаковые нормативы потребления) в зависимости от протяженности сети ГВС от этих домов до РСО (удаленность МКД от котельной) — жильцы домов, подключенных к «концевым» сегментам теплосетей, обычно пользуются менее горячей водой, чем дома, подключенные к «транзитным» трубопроводам тех же сетей.

Вероятно, для создания некой усредненной унифицированной системы расчета Правительство РФ приняло решение утверждать нормативы расхода теплоэнергии на подогрев ГВС и наделило правом устанавливать такие нормативы субъекты РФ, уполномоченные . Тем самым была исключена возможность определения различной стоимости горячей воды (в рублях за куб.метр), например, для жильцов различных квартир одного и того же многоквартирного дома. Необходимо отметить, что также исключена и различная стоимость горячей воды (в рублях за куб.метр) для жильцов одного дома в различные месяцы — ведь расчет стоимости кубометра горячей воды, потребленного потребителем, должен проивзодиться исходя из стоимости компонента на холодную воду, тариф на которую утверждается субъектом РФ, и стоимости компонента на тепловую энергию, тариф на которую и объем на каждую единицу воды (норматив тепла на подогрев ГВС) тоже утверждается субъектом РФ. Таким образом, стоимость одного кубометра горячей воды никак не зависит от реального расхода тепла на подогрев этой воды (каким-либо образом измеренного или рассчитанного), а рассчитывается исходя только из тех параметров, которые утверждены органами госвласти субъекта РФ.

Если говорить о количестве теплоэнергии, потребляемом на цели горячего водоснабжения всем многоквартирным домом (далее — МКД), то, разумеется, такое количество можно определить таким общедомовым прибором учета (далее — ОПУ), который измеряет не только расход горячей воды на нужды ГВС, но и теплосодержание этой воды. Позиция подавляющей части РСО, заключающаяся в том, что тепло, поступившее в МКД, подлежит оплате в полном объеме, является разумной и логичной. Не менее логичным является определение количества теплоэнергии в составе ГВС, потребленного всем МКД, по ОПУ, позволяющему такое количество измерить. При этом в применении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного органами госвласти субъекта РФ, по мнению указанных РСО, необходимости нет. В случае же отсутствия в общедомовом приборе учета ГВС функции по измерению количества тепла (а тем более при отсутствии ОПУ вообще) те же РСО полагают использование норматива тепла на подогрев ГВС уже необходимым.

Позиция, безусловно, не лишена логики, однако действующее законодательство РФ не дает права выбора — использовать в расчетах норматив тепла на подогрев ГВС или не использовать. Нормы о применении в расчетах именно норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являются императивными, подлежащими безусловному исполнению. В то же время никаких норм о возможности применения в расчетах показаний ОПУ, определяющих количество теплоэнергии в составе ГВС, законодательство РФ попросту не содержит. Таким образом, использование в расчетах таких показаний ОПУ хотя и логично, но не основано на законе, а следовательно — неправомерно. При этом использование в расчетах норматива тепла на подогрев ГВС — не право, предусмотренное для отдельных случаев (например, отсутствие ОПУ, либо отсутствие функции ОПУ по измерению теплосодержания в ГВС), а обязанность для любых случаев без исключения.

Из вышесказанного следует, что при расчете стоимости ГВС (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между ИКУ и РСО) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а норматив потребления тепла на подогрев ГВС.

Что установил суд?

Указанные обстоятельства изучил Арбитражный суд Московской области, а потом — по апелляционной жалобе — 10-й Арбитражный апелляционный суд, при рассмотрении дела по иску ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» к ТСЖ «Автопроезд» (дело № А41-18008/16) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Главное Управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

В Решении от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 АС Московской области указал :

«Непосредственно, полно и объективно исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд пришел к следующему.

Как установлено судом, 26 сентября 2012 года, между истцом и ответчиком заключен Договор на теплоснабжение № 240, в соответствии с которым истец является энергоснабжающей организацией, ответчик — абонент.

В соответствии с п.1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию...

На основании ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 (далее — Правила №354), и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила № 306).

Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета — исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.

Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, Правилами № 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила № 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения .

Так, согласно пункту 7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:

в жилых помещениях — куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;

на общедомовые нужды — куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами № 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.

Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.

Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено .

Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее — товарищество, кооператив) по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее соответственно — постановление № 124, Правила № 124).

Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.

При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 (далее — Требования).

Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг .

При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124.

На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.

В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 г. № АКПИ12-604, согласно которым в рамках постановления № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.

Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.

Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.

В соответствии с положениями статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правил № 124 с учетом положений Правил № 354 .

Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме — размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

На основании вышеизложенного Арбитражный суд Московской области полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями ст. 110, 112, 162, 167 -170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать ».

Десятый арбитражный апелляционный суд , рассмотрев апелляционную жалобу на решение АС Московской области, принял Постановление от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, которым повторил аргументы суда первой инстанции, дополнительно указав:

«Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2016 года по делу № А41-18008/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения ».

Выводы

Арбитражный суд Московской области и поддержавший его мнение 10-й Арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А41-18008/16 установили, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от типа системы теплоснабжения/горячего водоснабжения (открытая или закрытая), независимо от периода года (отопительный или межотопительный), «количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения..., при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями

****************************************************************************

Многие люди при оплате коммунальных услуг удивляются, увидев в квитанции словосочетание «подогрев воды». На самом деле, это нововведение было принято еще в 2013 году. Согласно Постановлению Правительства № 406, при наличии централизованной системы водоснабжения оплату нужно осуществлять по двухкомпонентному тарифу.

Таким образом, тариф разделили на две составляющие: использование холодной воды и тепловой энергии. Теперь расчет производится отдельно за два ресурса: вода для ГВС и тепловая энергия. Именно поэтому в квитанциях появилась графа, означающая количество тепловой энергии, затраченной на обогрев холодной воды. Однако многие полагают, что плата за подогрев взимается незаконно, и пишут жалобы на ЖКХ. Чтобы убедиться в правомерности такого вида начислений, следует более подробно узнать о данной услуге.

Причиной такого нововведения стало дополнительное использование энергии. Подключенные к системе горячего водоснабжения стояки и полотенцесушители расходуют тепловую энергию, но этот расход раньше не учитывался в расчетах оплаты за коммунальные услуги. Поскольку плату за теплоснабжение можно взимать только в отопительный период, нагрев воздуха за счет использования полотенцесушителя не оплачивался как коммунальная услуга. Правительство нашло выход из такой ситуации, разделив тариф на две составляющий.

Оборудование

Если водонагреватель выйдет из строя, счет за горячую воду не увеличится. В этом случае уполномоченные сотрудники управляющей организации обязаны отремонтировать оборудование в срочном порядке. Но поскольку ремонт требует оплаты, данную сумму все же должны оплатить жильцы. Несмотря на то что счет за подогрев останется тем же, будет увеличена сумма оплаты за ремонт и содержание имущества. Это объясняется тем, что водонагревательные приборы являются частью имущества владельцев жилья.

Что касается нестандартных ситуаций, когда, например, часть квартир в многоэтажном доме имеет доступ к горячей воде, а вторая – только к холодной, вопросы касательно оплаты за подогрев решаются в индивидуальном порядке. Как показывает практика, нередко от жильцов требуют внесение платы за общее имущество, которым они не пользуются.

Компонент «тепловая энергия»

Если с расчетом оплаты за холодную воду все довольно просто (осуществляется на основании установленного тарифа), то не все понимают, что входит в стоимость такой услуги, как подогрев.

Сумма для оплаты такой услуги, как подогрев воды, рассчитывается с учетом следующих составляющих:

  • установленный тариф на тепловую энергию;
  • расходы, необходимые для содержания централизованной системы горячего водоснабжения (от центральных тепловых пунктов, где осуществляется подогрев воды);
  • стоимость потери тепловой энергии в трубопроводах;
  • расходы, необходимые для осуществления транспортировки горячей воды.

Расчет платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению производится с учетом объема использованной воды, который измеряется в м 3 .

Как правило, количество необходимой тепловой энергии определяется на основании общедомовых значений, которые показывают счетчики горячей воды и затраченной тепловой энергии. Использованное количество энергии в каждом помещении рассчитывается методом умножения использованного объема воды (определяется по счетчику) на удельный расход тепловой энергии. Объем энергии умножается на тариф. Полученное в результате значения и есть суммой, необходимой для оплаты того, что в квитанции прописано как «подогрев воды».

Как рассчитать самостоятельно в 2018-2019 году

Подогрев воды является одной из самых дорогостоящих коммунальных услуг. Это объясняется тем, что при нагреве необходимо применение специального оборудования, работающего от электросети. Чтобы убедиться в том, что в квитанции указана верная сумма к оплате, вы можете произвести расчеты самостоятельно и сопоставить полученное значение с суммой, указанной в квитанции. Для этого надо узнать размер оплаты за тепловую энергию, установленную региональной тарифной комиссией. Дальнейшие расчеты зависят от наличия ил отсутствия приборов учета:

  1. Если у вас в квартире установлен счетчик, то вычислить расход тепловой энергии можно, ориентируясь на его показатель.
  2. Если счетчик отсутствует, расчеты следует производить исходя из установленных нормативных показателей (устанавливаются энергосберегающей организацией).

При наличии в жилом здании общего счетчика расхода тепловой энергии и установленных индивидуальных счетчиков в квартирах начисление суммы за подогрев рассчитывается исходя из показаний общего прибора учета и дальнейшего пропорционального распределения по каждой квартире. Если такой прибор отсутствует, сумма, необходимая для оплаты подогрева, рассчитывается исходя из норматива расхода энергии на нагрев 1 м 3 воды в отчетном месяце и показаний индивидуального счетчика воды.

Куда писать жалобу

Если правомерность возникновения в квитанциях дополнительной строки «подогрев воды» стоит под вопросом, чтобы не переплачивать за отопление, рекомендуется сначала обратиться в УК с просьбой объяснить, что означает данный пункт. Появления новой строки в квитанции законно только на основании решения собственника помещений МКД. При отсутствии такого решения следует написать жалобу в ГЖИ. После обращения с претензией в УК вам должны предоставить ответ с объяснениями в течение тридцати дней. В случае отказа обосновывать, почему в квитанции прописана такая услуга, следует подать жалобу в прокуратуру с иском в суд. В данном случае, если вы уже оплатили сумму, указанную в квитанции, основанием иска послужит статья 395 Гражданского кодекса РФ. Если возврат средств не требуется, но при этом вы должны платить за услуги, которые вам не предоставляют, подавайте иск об исключении строки «подогрев воды». В этом случае стоит ссылаться на статью 16 закона «О защите прав потребителей».

Мало кто из жильцов домов №1,2,3 микрорайона 4А вникает в суммы, которые начисляет управляющая компания. Суммы за горячую воду с индивидуальной котельной - это вообще "темный лес".

Давайте посчитаем затраты по горячему водоснабжению (ГВС) за октябрь 2015 года дома №1 . В платежках по горячей воде много непонятных определений (ГВС ИПУ, ГВС ХВС ИПУ, инд. потребление и ОДН, а также загадочная "Циркуляция ГВС"), в которых будет весьма интересно разобраться.

Итак, дом №1 имеет индивидуальную котельную, значит стоимость горячей воды будет равняться стоимости холодной воды + стоимости на её подогрев до 60-75 град .:

ООО "Управляющая компания "Комфорт", которая обслуживает дом №1, выставляет следующие строки к оплате за горячую воду :

"ХВС ГВС ИПУ" - это стоимость холодной воды, которая поступила на котельную. Умножаем объем холодной воды в системе горячего водоснабжения на тариф 19,66 руб.

"Подогрев ИПУ" - это теоретическая стоимость подогрева холодной воды. Это именно теоретические затраты на подогрев воды с ~8 градусов до ~65 градусов. Этот параметр будет всегда меньше "практического" подогрева, так как вода подогревается один раз, проходит по системе трубопроводов в доме и снова "доподогревается" и эти циклы повторяются. Вот этот "доподогрев" воды распределяется в платежке отдельно по пункту "Циркуляция ГВС".

"Циркуляция ГВС" - это дополнительный параметр, характеризующий стоимость потерь тепла в трубах, полотенцесушителях и т.д. Чтобы лучше понять этот параметр, представьте, что в доме заселился только один человек, и на него работает вся котельная дома, греет и гоняет по трубам воду, подогревает и снова пускает по контуру. Счет единственному жителю на подогрев 1 кубометра воды будут огромным, по сравнению с теоретическим подогревом. Поэтому эта "циркуляция" распределяется равномерно по всем собственникам и в этом есть здравый смысл: платить за то, что котельная подогревает и доставляет к счетчику воду постоянно горячей даже тем собственникам, кто не живет или не пользуется свои помещением.

Как распределяется оплата за потребленную горячую воду между жителями? Вот формула:

ГВС = Объем * ("ХВС ГВС ИПУ" + "Подогрев ИПУ") + "Циркуляция ГВС" (1)

За октябрь 2015 г. дом №1 потребил 762 куб.м горячей воды , которая пошла в котельную. Из них 688,15 куб.м - это сумма показаний счетчиков горячей воды жильцов, переданных в УК. Оставшиеся 73,85 куб.м - это объем, который остальные жильцы по разным причинам не сообщили в УК. Поэтому расходы этих кубометров распределяются равномерно всем потребителям горячей воды в доме.

Распишем формулу (1) более подробно, учитывая индивидуальное и "общедомовое" потребление и потери на циркуляцию:

1. Суммарная стоимость затрат за период составила - 172 751,08 руб.
2. Расход теплоносителя в системе отопления по прибору учета составила - 391,168 Гкал.
3. Расход теплоносителя на горячее водоснабжение по прибору учета тепла - 167,886 Гкал.
4. Суммарный объем теплоносителя за период - 559,054 Гкал.
5. Тариф на отопление и горячее водоснабжение - 309,01 руб. за 1 Гкал

Выделим из общих расходов долю затрат на подогрев холодной воды: ">

Стоимость холодной воды (умножим потребленные домом 762 куб. м. на тариф 19,66 руб. за 1 куб.м.): ">

Теперь посмотрим, правильно ли распределила оплату за горячую воду управляющая компания по квитанции. В наличии вот такая квитанция за октябрь 2015 г. (дом №1) . Жилая площадь квартиры 33,7 кв.м, Жилая площадь квартир и коммерческих помещений в доме 13 552,40 кв.м.

Просто следите за формулой:

Получилась сумма, примерно сопоставимая с общими затратами в 66 858,71 руб., т.е. управляющая компания посчитала за октябрь 2015 г. за горячую воду с погрешностью менее 2%, будем считать, что верно.

Производя оплату за коммунальные услуги, потребители видят в квитанциях различные аббревиатуры. Важно знать, что стоит за этими буквами и на что идут деньги. ГВС — это услуга горячего водоснабжения. А вот что она включает и из чего состоит, рассмотрим подробнее.

Нормативная база и определения

Горячая вода, централизованно подаваемая потребителям, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., является одним из коммунальных ресурсов. Коммунальная услуга – это предоставление ресурса потребителю исполнителем (поставщиком) услуги.

То есть, в случае с ГВС коммунальной услугой является поставка горячей воды требуемых параметров в квартиры многоквартирных домов, комнаты общежитий, предприятия и общественные здания (больницы, прачечные, детские сады и др.).

Услуги по поставке горячей воды жителям оказывает теплосеть, в ее же обязанностях осуществление централизованного отопления жилых и общественных зданий.

Особенности услуги

Приготовление горячей воды для нужд горячего водоснабжения происходит на централизованных отопительных котельных, там же, где подогревается теплоноситель системы отопления.

Котельные могут подключаться к закольцованной системе ГВС или быть тупиковыми – рассчитанными на группу домов или один дом (например, крышные котельные). Чем ближе располагается потребитель к источнику горячей воды (котельной), тем качественнее будет оказываемая услуга, выше температура воды. Однако подключение к закольцованным сетям предпочтительнее с точки зрения надежности и бесперебойности ГВС.

В услугу входит:

  1. Обслуживание котельных. В отличие от отопления, ГВС предоставляется круглый год, при этом котельные переходят на летний (минимальный) режим работы.
  2. Обслуживание трасс.
  3. Проведение плановых ремонтных работ на сетях.

Подогреваемая в котельной вода для открытой (незамкнутой) системы ГВС поступает в квартиры потребителей по подводящим водопроводам, распределяясь по внутридомовым сетям ГВС.

Следует помнить, что горячую воду нельзя использовать для приготовления пищи из-за присутствия в ней добавок – специальных присадок, снижающих уровень образования накипи на внутренних стенках трубопроводов.

Температура горячей воды у потребителей регламентирована санитарно-правовыми нормами и составляет +50…+65 °С. В действительности, зачастую она не превышает +40 °С.

Это связано с потерями тепла при поставке теплоносителя по трассам (некачественная изоляция труб, порывы) либо из-за низкой температуры на выходе из котельной. Операторы котельной регулируют выходные параметры исходя из температуры наружного воздуха.

Задача поставщика услуги предоставить в квартиры коммунальный ресурс надлежащего качества. Порой теплосеть оправдывает некачественное оказание услуги плачевным состоянием сетей – построенные в прошлом веке трассы, требующие капитального ремонта, не выдержат перепада температур в зимнее время, если поддерживать параметры теплоносителя на выходе из котельной на нормативном уровне.

Получается замкнутый круг – многие жители зачастую не платят за горячую воду в виду ее низкой температуры либо вообще отказываются от этой услуги, переходя на подогрев воды электрическими бойлерами. А предприятия теплосети не могут производить ремонтные работы, т.к. долг населения по оплате не дает им притока денежных средств.

На видео об услуге ГВС

Итог

Платить или нет за услугу ГВС, если она оказывается в недостаточном качестве, дело сугубо личное. Важно понимать, что решив пойти по пути неоплаты, не нужно просто плодить долги. Необходимо собрать доказательную базу по следующей схеме: произвести комиссионные замеры температуры воды, направить результаты в предприятие, поставляющее услуги. Обязательно получить официальный ответ, объясняющий причины низкого качества услуги. Собрав пакет доказательств, можно обращаться в суд для отстаивания своих прав.

Уровень масла