Определение целей развития общества примеры ее выполнения. Политические партии

  • В начале 40-х гг. XVII в. генерал-губернатор Голландской Индии решил выяснить, является ли Австралия частью Южного материка и соединена ли с ней Новая Гвинея.
  • Внешняя политика как часть идеологии белорусского государства
  • Политические партии играют важную роль в обществен­ной жизни демокра тического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером

    1. выражение властно значимых интересов отдельных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса и налоговых льгот)

    2. разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития гражданского общества)

    3. политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию митингов в поддержку демократических реформ…)

    Сформулируйте четыре суждения, раскрывающие раз­личные функции поли тических партий в современном обще­стве

    Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах, проистекающих из их борьбы. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах. В силу этого политическое движение здесь происходит не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах.

    Партии естественно возникают на почве общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий.

    При организованных партиях есть возможность рассчитывать, направлять разрозненные стремления к общей цели; чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы рождается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность и необходимость действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около некоторых созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом, только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникает не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу. Поэтому не надо думать, что установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством.



    (Б.Н. Чичерин)



    С2. Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политических партий в «субъекты политических действий»

    С3. Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую их этих групп партий) Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий.

    С4. Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами из текста и приведите пример, иллюстрирующий справедливость данного суждения.

    С1. 1. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах 2. главный источник: взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество
    С2. 1. наличие дисциплины в партийных рядах 3. наличие организации для совокупного действия 4. наличие политической свободы 5. развитие политического смысла 6. определение основных направлений своей деятельности 7. объединение людей около некоторых созданных ими начал 8. выработка политических нравов 9. общественная деятельность, требующая совместных усилий 10. сформировавшееся общественное мнение
    С3. 1а. При организованных партиях есть возможность рассчитывать, направлять разрозненные стремления к общей цели; чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе 1б. там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы рождается один хаос 2. пример: в США действуют уже более полутора столетий крупные партии республиканцев и демократов, программы которых развиваются с учетом изменений в стране и мире, отражая интересы избирателей.
    С4. 1. Не разделяет 2. не надо думать, что установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством. 3. в странах, осуществляющих переход к демократии, партийные коалиции, возникшие в парламентах в результате досрочных выборов, отличаются неустойчивостью и неумением принимать консолидированные решения.

    С6.С помощью трех примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка.

    Политические партии выполняют ряд функций, которые можно объединить в три группы: политические функции, идеологические, социальные.

    Политические функции: борьба за власть, рекрутирование политических лидеров и правящей элиты. Партии участвуют во всех политических процессах и являются, по существу, одним из главных механизмов распределения и перераспределения политической власти. Они имеют своей главной целью завоевание и использование политической власти для достижения тех целей, которые поставлены в их программах. Из руководящего состава политических партий осуществляется отбор в политическую элиту всех уровней. Кроме выдвигаемых партиями профессиональных политиков в управлении обществом (в частности, в создании государственных программ, в выработке стратегического государственного курса и т.д.) весьма часто участвуют партийные аналитики и эксперты.

    Идеологические функции: создание партийной идеологии и политических доктрин, партийная пропаганда. Каждая партия вырабатывает и корректирует свою идейно-политическую ориентацию. При этом она может выдвигать своих идеологов, предлагающих новые, оригинальные взгляды, но может выступать и с поддержкой известных идеалов в области общественного развития. Идейно-политическая ориентация партий на определенные концепции и идеалы: демократии, социализма, авторитаризма, либерализма, консерватизма и другие - позволяет судить об отношении партий к основным общественным ценностям, а, следовательно, и классифицировать их программы как прогрессивные либо реакционные, консервативные. В данной группе функций политических партий важная роль принадлежит партийной пропаганде. Ее назначение весьма широкое и включает прежде всего активное информирование масс о преимуществах программы, выдвигаемой той или иной партией, а также формирование благоприятного по отношению к данной партии общественного мнения.

    Социальные функции: социальное представительство и социализация. Каждая политическая партия опирается на определенные группы и слои населения и выражает их интересы. Многие партии в недалеком прошлом старались это подчеркнуть. В качестве примера можно назвать Болгарский земледельческий союз, Польскую объединенную рабочую партию. Однако в современных условиях практически каждая политическая партия стремится, насколько это возможно, объединять и представлять широкие слои общества. Очевидно, что на успех могут рассчитывать те партии, которые выражают не узкогрупповые, а общенациональные интересы.

    Среди социальных функций политических партий важная роль принадлежит социализации граждан. Речь идет о включении личности в мир политики. Ведя борьбу за избирателя, всемерно содействуя информированности населения, партии способствуют усвоению гражданами определенных знаний, норм, ценностей. Это позволяет гражданам стать полноправными участниками политических отношений. Процесс социализации структурно представлен рядом элементов. Это:

    1) усвоение населением определенных политических знаний и навыков общественно-политической деятельности;

    2) превращение полученных знаний в убеждения;

    3) формирование способности отстаивать эти знания;

    4) обретение гражданами политической ориентации;

    5) выработка поведения, адекватного складывающимся политическим условиям.

    Когда же партии наиболее энергично выполняют указанные функции? В период предвыборных и избирательных кампаний. В это время партии не только выдвигают своих кандидатов в различные органы власти, но и активно распространяют определенные политические идеи. Даже небольшие политические партии, которые не могут выставить конкурентоспособных кандидатов, используют предвыборную кампанию в идеологических целях, пытаясь сформировать у населения позитивный имидж своих задач и программ.

    Для партий, победивших на выборах (или тех, которые получили определенное количество мест в законодательных органах), начинается наиболее благоприятный период для выполнения одной из главных их функций - укрепления во власти и использования ее для реализации поставленных целей. Они обретают реальную возможность продвигать свои кадры во властные структуры, участвовать в формировании политической элиты. В итоге получают возможность принять участие в процессе принятия государственных решений и контроля за их исполнением. После проведения избирательной кампании политические партии обычно активизируются в части образования союзов и блоков победивших партий, различных партийных коалиций, заключения многочисленных межпартийных соглашений.

    Однако большинство партий осуществляет свои главные функции практически постоянно. В частности, они непрестанно стремятся:

    Убедить избирателей в правильности сделанного ими выбора;

    Обеспечить поддержку правящему(или оппозиционному) курсу, организовывая соответствующие кампании в средствах массовой информации, шествия, митинги и т.д.;

    Расширить свой численный состав;

    Укрепить материальное положение.

    Рассмотрение функций, выполняемых политическими партиями, позволяет сделать вывод об общественно важных задачах, которые они решают достаточно эффективно. Назовем некоторые из них.

    Во-первых, политические партии обеспечивают связь населения с государственными структурами. Тем самым они заменяют стихийные (и, следовательно, непредсказуемые) формы политической активности населения.

    Во-вторых, партии являются одной из самых эффективных форм преодоления политической апатии и пассивности граждан.

    В-третьих, выступая за распределение и перераспределение политической власти, современные партии чаще всего обеспечивают мирный путь осуществления этих процессов, позволяют избегать общественных потрясений.

    Чтобы разобраться, что такое универсальные партии, необходимо проследить развитие Давайте коснемся его кратко, выделив смысловые моменты. Дело в том, что универсальные партии являются продуктом современности. Они появились в результате некоей политической эволюции. Это произошло естественным образом, если учитывать задачи этих организаций. Но обо всем по порядку.

    Возникновение партий

    В современном виде стали появляться в девятнадцатом веке. Они формировались двумя путами: электоральным и внешним. В первом случае партию организовывали, как сейчас говорят, снизу. Лидер объединял народные массы при помощи идеи. Второй - это вынужденное формирование общественного движения, основанное на одинаковых интересах. Его проводили те силы, которые уже присутствовали в парламенте.

    Из этой информации необходимо сделать один простой вывод: для существования политической партии необходима платформа, идея, объединяющая людей на добровольных принципах. В таковыми оказывались интересы прослоек и групп населения. Например, буржуазии, рабочих, крестьян, промышленников, аристократии и так далее. Организации были антагонистическими, то есть объединяющие идеи входили в конфликт. Универсальные партии имеют серьезное отличие от них. Они стремятся собрать как можно больше поклонников в различных слоях общества.

    Политические партии, их функции, признаки и виды

    Необходимо отметить, что организаций подобного рода довольно много. Все их делят:

    • по классовой принадлежности - крестьянские, рабочие, буржуазные;
    • по организационной структуре - иерархические, централизованные и так далее;
    • по идеологическому критерию - консервативные, революционные, реформистские.

    Следует отметить, что классификация весьма условна. Если смотреть с точки зрения положения в обществе, то выделяют правящие и Некоторые из них осуществляют деятельность нелегально, другие действуют в законодательном поле. Иной раз классифицируют политические силы по членству: коллективное и индивидуальное. У каждой политической силы присутствует несколько признаков одновременно. Основные функции этих организаций таковы:

    • борьба за представительство в органах власти;
    • набор новых членов и воспитание лидеров из их среды;
    • работа с общественным мнением: изучение и формирование в соответствии со своей идеей.

    Черты политических партий

    В современном обществе действует множество организаций и объединений. Не все являются политическими силами. Партия имеет следующие черты, что опосредованно отражено в законодательстве:

    1. Участие в стремление к завоеванию власти.
    2. Наличие конкретной идеологической ориентации.
    3. Осуществление всемерной поддержки населения.
    4. Создание организационной структуры и приобретение правового статуса.

    Чтобы исследовать, чем универсальные партии отличаются от остальных, нам необходимо уяснить два момента.

    • Общественные силы стремятся к власти.
    • Им необходимо иметь как можно больше приверженцев.

    Политическая борьба в современном виде теряет черты классовой. Чтоб иметь успех, нужно заинтересовать широкие массы, выйдя за пределы тех слоев общества, которые создали партию. В этом и заключается признак универсальности.

    Эволюция идей

    Раньше рождение политических сил было стезей немногих. Ныне созданы технологии, позволяющие любому активному гражданину заняться Кстати, этом зачастую пользуются те, кто желает иметь доступ к законотворческой деятельности, влияние на парламент. Универсальные партии - это политические силы, объединяющие людей с различными взглядами. Согласитесь, дело не простое, но не невозможное. Просто нужна правильная идея, способная «зажечь сердца людей». Примером может служить нынешняя Россия. Универсальные партии в стране пытаются создать на принципах патриотизма. У граждан могут быть разные, даже взаимоисключающие интересы. Но Родину любит большинство людей. Они желают гордиться своей страной, видеть ее сильной и развитой. В такую универсальную партию патриотов с удовольствием вступают крестьяне и жители мегаполисов, олигархи и бедные рабочие, учителя и рантье, живущие на дивиденды. В других странах формируют свои идеи.

    Универсальные партии: примеры

    Итальянский политолог Дж. Сартори отмечал, что общество нынче становится более сложным, меняется его социальная структура, демографический состав. Из этого он делает вывод об изменении роли партий. Теперь они не представляют интересов классов и слоев населения в общепринятом виде. Происходит процесс социопсихологического проникновения партий в общество. По его мнению, универсальные партии отличаются прагматизмом. Они нацелены на успешную электоральную деятельность. В их основу закладываются принципы баланса различных интересов. В Европе таковыми силами являются социал-демократические партии. Еще политолог называл среди универсальных британских консерваторов и американских республиканцев. Эти силы стараются привлечь в свои ряды как можно больше людей из различных социальных групп. Они работают над тем, чтобы интересы таковых не входили в конфликт.

    Роль универсальных партий в обществе

    Эти организации появились в процессе эволюции политического процесса. Они имеют свои позитивные и негативные черты. Преимущества универсальных сил состоят в повышении конкурентоспособности в любых выборах. У них больше приверженцев, следовательно, их лидеры имеют серьезный шанс на победу. Кроме того, стремление к балансу способствует выработке иных идей, развитию самого общества, что тоже следует отнести к позитивным моментам. Отрицательной стороной пока приходится признать то, что данные организации не могут, в силу понятных обстоятельств, удовлетворить всех приверженцев, когда приходят к власти. Им приходится постоянно балансировать. Иной раз это приводит к решениям, не устраивающим большинство электората. Недовольство в обществе в таком случае будет нарастать, что приведет к кризису. Посмотрите на современный Евросоюз, который не имеет сил преодолеть потоки мигрантов. Это типичный случай невозможности выработать решение, устраивающее всех.

    Заключение

    Несомненные преимущества всеохватных (универсальных) партий приведут к тому, что они вытеснят с политической арены другие силы. Вернее, все остальные станут приобретать их черты. Для политической партии одним из самых главных условий существования является электоральная база. Баланс, отказ от приверженности одной классовой прослойке дает универсалам больше шансов на завоевание власти. Если посмотреть дальше, то через определенное время партии перестанут отличаться друг от друга. А это путь к смерти политического процесса. Вероятно, это естественно, как эволюция. А может, придумают нечто иное. Увидим!

    Успех деятельности любой политической партии в обществе зависит от множества факторов. Среди них необходимо отметить такие, как форма правления (президентская или парламентская республика) и тип национально-территориального устройства государства (унитарное или федеративное), в рамках которого она функционирует, специфика электорального законодательства, режим правления и т.д. Все это оказывает влияние на программу, предвыборную активность, повседневную деятельность партий после подведения итогов выборов.

    Наиболее наглядно природа политической партии проявляется через ее функции:

    1) Борьба за власть (мирное перераспределение власти между различными общественными силами позволяет избежать социальных потрясений при изменении баланса политических сил). Победа на выборах позволяет сформировать правительство и начать реализацию представляемых интересов через государственную политику.

    2) Социальное представительство. Каждая партия стремится объединить по возможности широкие слои общества и представлять различные социальные группы, так как успех на выборах может быть обеспечен только той партии, которая будет выражать не узкогрупповые, а общенациональные интересы.

    3) Социальная интеграция. Достижение согласия с существующим строем, социального конформизма, примирения интересов конфликтующих социальных групп.

    4) Политическая социализация граждан. Включение человека в мир политики через формирование ценностных ориентаций, социальных и политических установок, навыков общественно-политической деятельности, формирование общественного мнения в целях обеспечения идеологической поддержки партии и дискредитации ее политических противников.

    5) Политическое рекрутирование, формирование правящей элиты. Подготовка и выдвижение кадров и координация их работы в органах государственной власти, общественных организациях и движениях.

    6) Разработка и осуществление политического курса (необходимо сформулировать разногласия с другими политическими силами по основным вопросам общественного развития).

    Для того чтобы эффективно реализовывать эти функции, политическим партиям необходимы материальные средства. Источники финансирования политических партий можно объединить в следующие три группы:

    Собственные партийные средства. Они формируются за счет вступительных и членских взносов, отчислений от жалования руководящих членов партии, доходов от имущества и предпринимательской деятельности. Здесь бывают некоторые ограничения. Так, например, в Словакии политическим партиям запрещено иметь собственность за рубежом, в Египте и Эфиопии – заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, эта сторона деятельности политических партий может привести к тому, что занимаясь предпринимательской деятельностью, партии сращиваются с финансово-промышленным капиталом.

    Частное финансирование. К нему относятся добровольные пожертвования физических и юридических лиц. Большинство демократических государств законодательно ограничивают или вовсе запрещают финансовую поддержку политических партий со стороны благотворительных и религиозных организаций, государственных предприятий, анонимных спонсоров, из-за рубежа. Так, в США, Израиле запрещено принимать помощь от частных юридических лиц (обществ, организаций, фирм и т.п.). Иногда законодательно определяется и сумма пожертвований, и конкретная деятельность для финансирования.

    Государственное финансирование. Государство оказывает прямую финансовую поддержку тем партиям, которые прошли избирательный порог. Существует практика распределения финансов в зависимости от числа голосов, полученных партией на выборах (ФРГ, Швеция). В Дании, Финляндии, Италии суммы финансовой помощи определяются количеством полученных депутатских мандатов. Кроме того, имеет место также косвенная государственная поддержка политических партий. Партиям предоставляют бесплатное эфирное время, места для публикаций и заявлений в СМИ и т.п.

    Руководство политической партии должно публиковать отчеты об источниках финансовых поступлений, расходовании средств, имуществе партии. Почти во всех странах предусмотрены ограничения расходов на организацию предвыборной кампании.

    Каждое государство, каждое общество для своего развития в первую очередь ставит перед собой определенные цели, и в первую очередь – это цели экономические. Разумеется, что в разные периоды развития человека эти цели были различны. Одно дело, когда человек еще находился на первобытной стадии своего развития, другое в условиях рабства или феодализма. Но нам важно понять эти экономические цели в наше время, в период современного развития и человечества и экономики.

    Первая и основная цель экономики, о которой всегда говорится (правда, часто только декларируется) – это рост благосостояния граждан страны.

    А, уж исходя из этой цели, и определяются, все ее остальные задачи, а именно:

    1. Рост благосостояния граждан не возможен без общего государственного экономического роста, без развития народного хозяйства, которое постоянно нуждается в совершенствовании общественного производства, обновлении технологий, связей, мотивации и так далее.

    2. Всякое благосостояние граждан начинается с их трудовой занятости. Чем выше уровень занятости населения, тем выше общественное благосостояние, и, наоборот. Всякий желающий и трудоспособный гражданин должен быть обеспечен этой самой занятостью, или в виде наемника, или предпринимателя, или государственного работника любого уровня.

    3. Но занятость граждан не должна быть просто занятостью, она должна быть эффективной занятостью, то есть с определенным уровнем общественной трудовой отдачи. В противном случае занятость ради занятости может просто превратиться в определенную форму социальной поддержки под видом общественно-полезного труда.

    4. Кроме эффективного трудового устройства граждан, должна быть налажена система наиболее оптимальное использование производственных и природных ресурсов. Именно от этого во многом зависят издержки производителей, а стало быть, и цены на производимые товары и возможности их приобретения населением.

    5. Во многом порядок, уровень цен, их рост или падение определяют стабильность в развитии экономики. Любое развитие нуждается в определенной стабильности, а экономика тем более. Если цены будут сильно гулять, то, как производителям, так и потребителям очень сложно под них подстраиваться, а это будет вызывать различные большие и мелкие кризисы перепроизводства то здесь, то там, банкротства производителей и снижение спроса у потребителей, а значит, и общее снижение благосостояния граждан.

    6. Но кроме стабильности цен, важнейшим фактором в развитии экономики является стабильность и справедливость законодательства в области экономики и прилегающих к ней сфер. Экономика просто не сможет развиваться нормально, если сегодня будут действовать одни законы, а завтра другие. Для развития экономики очень важна система налогообложения, которая должна не только пополнять государственную казну, но и выполнять другие функции. Во-первых, она должна быть справедливой (больше платить должен тот, кто больше имеет, а не как попало, как, например, в России). Во-вторых, стимулировать развитие экономики, и особенно ее «белую», официальную часть, а не толкать предпринимателей и граждан к разным сокрытиям. Если в экономике существуют массовые сокрытия доходов или просто какой-то деятельности, то это уже вина не граждан, а государства, его Правительства и законодателей.

    7. Экономическая деятельность должна иметь определенную свободу в своей деятельности, в получении доходов, в возможностях открытия, развития и закрытия своего дела, найма работников и так далее. Чем больше на пути развития экономики будет стоять различных барьеров, тем медленнее и менее активно и эффективно она будет развиваться. Любая, разрешенная законом деятельность должна быть доступна любому гражданину без каких-либо надуманных бюрократических оговорок.

    Но, в то же время, любая деятельность, связанная со здоровьем или безопасностью граждан должна быть и достаточно контролируема, но без помех для нормальной деятельности.

    8. Для общего благосостояния граждан общественная экономика должна функционировать, таким образом, чтоб с одной стороны создавать все условия для ее роста, а, с другой, распределять совокупный общественный продукт так, чтобы не было сверх доходов у одних за счет обнищания других, чем, увы, отличается сегодня экономика России. Особенно, когда это касается обнищания большого количества граждан при слабой социальной защите государства вследствие сомнительного обогащения других, использующих прямо или косвенно доступ к бюджетам различного уровня или иным государственным функциям также любого назначения и уровня.

    9. Еще одной важнейшей задачей любого государства является правильная внешняя торговля, которая, во-первых, должна приносить положительный торговый баланс (экспорт в денежном выражении должен превышать импорт), а, во-вторых, структура продажи должна быть смещена в сторону конечного продукта, а не сырья или материалов.

    10. И, наконец, нужно отметить еще одну важную задачу государства. Кроме положительного торгового баланса, необходимо иметь еще и положительное сальдо между вывозом капитала (денег), включая и вывоз капитала гражданами, и его ввозом в страну. Так как не только торговый баланс экспорта-импорта товаров, работ и услуг влияет на совокупный спрос, но и баланс ввоза-вывоза денежных средств, разумеется, включая и безналичный. А в основе роста экономики лежит рост спроса, который образуется, в том числе и за счет положительных сальдо торгового и инвестиционного балансов.

    В данной статье выделено десять, на мой взгляд, первостепенных задач для решения важнейших экономических целей любого государства. Но их, конечно же, может быть и больше в зависимости от состояния экономики государства, от политического строя страны, от наличия или отсутствия тех или иных ресурсов и многих других факторов.

    Стоить только, понять главное, на сегодняшний день в мире – нет ни идеальных политических устройств государств, ни тем более идеально построенных экономических моделей. Вот в этом и заключается основная задача любого Правительства, его представительных органов, если они конечно желают благо для свих граждан, найти верный путь по совершенствованию своей экономики в интересах большинства его граждан, а не кучки ненасытных лиц.

    Уровень масла