Творческие деловая игра для студентов по психологии. Психологический тренинг «Развитие педагогических умений» (серия встреч)

Д елов ая игр а для студентов- педагогов

« Мыслители »

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги!

В заключении нашего Педсовета предлагаем вам принять участие в деловой игре « Мыслители », для того чтобы активизировать вашу мыслительную деятельность, раскрыть ваш творческий потенциал и оптимизировать межличностные отношения.

В игре будут участвовать 3 команды, а для этого вам необходимо вытянуть стикер и пересесть за игровые столы в соответствии с ними.

(Педагоги вытаскивают из коробочки стикеры разных цветов и делятся на соответствующие команды.)

Ведущий: Для начала, в качестве разминки, мы предлагаем каждой команде ответить на блиц-вопросы.

1.Отказ от пищи в знак протеста. (Голодовка)
2.Предвестник школьной перемены
(Звонок)

3.Ввоз товаров из-за границы (Импорт)

4.Основоположник современного олимпийского движения. (Пьер Кубертен)

5.Птица, приносящая маленьких детей. (Аист)

6.Созвучие концов стихотворных строк. (Рифма)

7.Школьная комната. (Класс)

8.Неожиданный подарок. (Сюрприз)

9.Насекомое – символ трудолюбия. (Муравей)

10. Второй экземпляр документа. (Копия)

11. «Что значит «летать в облаках»? (Мечтать)

12.Объект пристального внимания рыболова. (Поплавок)

13. Верный спутник Шерлок Холмса. (Доктор Ватсон)
14.Сплетенные в кольцо цветы и листья.
(Венок)

15. Любимое занятие на досуге. (Хобби)

17.В переводе с латинского «вода». (Аква)

18.Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать)
19.Партия, исполненная одним человеком. (Соло)

20.Зачинщик гриппа. (Вирус)
21.Ее часто называют «четвертой властью». (Пресса)

22.Его дают человеку раз и навсегда. (Имя)

23.И канцелярская, и электрическая, и ядерная. (Кнопка)

24.Изображение рельефа Земли на бумаге. (Карта)

25. Специалист по «взлому» компьютерных программ? (Хакер)

26. Что значит «дрожать как осиновый лист»? (Бояться)
27. Синоним слова «репортёр»?
(Журналист)
28. Синоним слова «менеджмент».
(Управление)
29. Прибор для построения окружности? (Циркуль)
30. Какой композитор был глухим? (Бетховен)
31. За какое время Земля делает оборот вокруг Солнца? (За год)
32. Как расшифровывается аббревиатура СНГ?
(Содружество независимых государств)
33. Сколько томов в «Мёртвых душах»? (Два)
34. В каком жанре прославился Иван Крылов?
(Басни)
35. Кто автор песенки крокодила «Гены»? (Шаинский)
36.Что такое «прикусить язык»? (Молчать)

37. Четверть века, сколько лет? (25)

38. Ближайшая планета к Солнцу. (Меркурий)

39. Сколько букв в алфавите? (33)

40. Как называется полосатая палочка инспектора ГИБДД? (Жезл)

41.Она гуляет сама по себе. (Кошка)

42. Участок суши, со всех сторон омываемый водой. (Остров)

45. Основной закон нашей страны. (Конституция)

46.Птица – символ учительского труда. (Пеликан)

47. 12 июня наша страна отмечает праздник… (День независимости)

48. Что значит «наговорить в три короба»? (Наобещать)

49. Они находятся в колоде. (Карты)

50. Ч то легче: килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково)

51. Сколько цифр в математике? (10)

52. Деревья бывают хвойные и _ (Лиственные)

53. Сколько дней в високосном году. (366)

54. Курица, высиживающая цыплят. (Наседка)

55. Что значит «зарубить на носу»? (Запомнить)

56. Привязанность, страсть, сердечная склонность. (Любовь)

57. Подавальщица в ресторане. (Официант)

58. Старший брат пианино. (Рояль)

59. Украшение на запястье. (Браслет)

60. Дюжина – это сколько? (12)

Ведущий: Педагог 21-го века должен быть «продвинутым» во всех вопросах и областях, конечно в лучшем смысле этого слова.

Ваши интеллектуальные способности мы предлагаем проверить в конкурсе «Своя игра».

На мультимедийном экране появится таблица с категориями вопросов:

«Аббревиатуры в образовании», «Психология, педагогика», «Народная мудрость», «Секретный файл».

Командам необходимо по очереди выбрать по два вопроса в каждой категории и ответить на них.

За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла.

1.ПНПО – приоритетный национальный проект «Образование»

2.ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты

3.УУД – универсальные учебные действия

4.УДО – учреждение дополнительного образования

5.ИМЦ – информационно-методический центр

6.НОО – начальное общее образование

7.ПДО – педагог дополнительного образования

8.ИКТ –информационно-коммуникационные технологии

    Кто хочет много знать, тому надо мало ………(СПАТЬ)

    Сытое брюхо к ученью ……..(ГЛУХО)

    Без муки нет и …(НАУКИ)

    От умного научишься, от глупого …(РАЗУЧИШЬСЯ)

    Мир освещается солнцем, а человек …(ЗНАНИЕМ)

    Человек неученый –что топор …(НЕТОЧЕНЫЙ)

    Не стыдно не знать, стыдно …(НЕ УЧИТЬСЯ)

    Учись смолоду - пригодится …(В СТАРОСТИ)

    Отмечаемое за последние время ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков; проявляется в увеличении веса и размеров тела, в ускоренном половом созревании называется…

(АКСЕЛЕРАЦИЯ)

    Деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма. (НАВЫК)

    Процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений).

(МЫШЛЕНИЕ)

    Способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности. (ПАМЯТЬ)

    Способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. (АДАПТАЦИЯ)

    Совокупность представлений и понятий о предметах, явлениях и законах действительности. (ЗНАНИЯ)

    Качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего успеха в выполнении той или иной деятельности». (ОДАРЕННОСТЬ)

    Способность человека сознательно выполнять определенное действие на основе знаний, готовность применить знания в практической деятельности на основе сознания. (УМЕНИЕ)




Ведущий : Каждый педагог стремится овладеть техникой движения, жестов, сопровождающих его речь для усиления эмоциональной стороны восприятия.

Предлагаем проверить, насколько вы владеете этой техникой в конкурсе «Чтобы это значило?»

Одному участнику от команды необходимо выбрать карточку с заданием и изобразить то, что там написано, а остальные участники команды должны угадать, что это?

Варианты карточек:

    КОНСПЕКТ

    ПРОГРАММА

    ПРИНТЕР

    ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

    АТТЕСТАЦИЯ

    ТАЛАНТ

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

    ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ

Ведущий: Ещё для педагога очень важно хорошо владеть родным языком, так как ему приходится много публично выступать. Его речь должна быть красивой, богатой эпитетами и сравнениями.

Ваша задача написать и произнести речь:

    Педагога к родителям;

    Директора к трудовому коллективу;

    Педагога к спонсору;

    Педагога к учащимся своего объединения.

При этом вы должны обязательно использовать в своей речи, предложенные опорные слова:

Морковка, погода, парус, температура, звезда, часы, парабола, ремонт, декорация, чайник.

Ведущий: Наши конкурсные задания подошли к концу. Каждой команде удалось продемонстрировать свой творческий потенциал, высокий уровень взаимодействия друг с другом и, конечно, свой интеллект.

А интеллект, на наш взгляд, измеряется не только мощью ума, но и широтой души.

Поэтому предлагаем каждому участнику команды подарить комплимент своему коллеге, написав его на стикере.

(Выполняется задание.)

Ведущий: Спасибо за внимание.

Упражнение «Превращаем проблему в цели»

Цель: выявить проблемы, существующие у студентов при взаимодействии с социальным окружением, и переформулировать их в цели.

Количество участников: 15-20 человек.

Время проведения: 30-45 минут.

Материальное обеспечение: ручки, бумага писчая, вопросы для каждого участника.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам составить список проблем, которые они хотели бы как можно быстрее разрешить.

В составлении списка проблем им могут помочь следующие вопросы:

1.Что я действительно хочу сделать, что иметь, чего достичь?

2.Что еще может доставить мне удовольствие?

3.В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?

4.Что в последнее время занимало мои мысли, волновало или сердило меня?

5.На что я чаще всего жалуюсь?

6.Что создаст мне больше всего забот?

7.Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно?Что дает мне возможность чувствовать себя уютно?

8.Что меня больше всего расстраивает?

9.Что стало в последнее время меня раздражать?

10.Что я хотел бы изменить в моем отношении к самому себе?

11.Что мне надо изменить в себе?

12.На что у меня уходит слишком много времени?

13.Что мне очень сложно сделать? От чего я быстро устаю?

14.Как я мог бы лучше распределять свое время?

15.Как я мог бы разумнее расходовать свои деньги?

Затем студенты выбирают и описывают проблему, которую они хотели бы решить прежде всего и представляют ее как можно более объективно.

После описания проблемы участники формулируют цель, которой они могли бы достичь, и отвечают на следующий вопрос: «Что мне необходимо сделать для того, чтобы моя проблема перестала существовать или, по крайней мере, стала менее острой?».

Упражнение «Заверши фразу»

Цель: выявить имеющиеся представления по обсуждаемой теме; проанализировать опыт взаимодействия с социальным окружением.

Время проведения: 20 минут.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам завершить ряд фраз, касающихся темы или содержания, атмосферы, организации взаимодействия.

Педагог может предложить студентам завершить следующие фразы:

- «Думаю, что настоящий друг…»;

- «Студенты, с которыми я учусь…»;

- «Моими сильными сторонами взаимодействия являются…»;

- «В процессе взаимодействия с людьми…»;

- «По отношению человека к человеку можно судить о…» и т.д.

Метод реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой педагог может обращаться к двум – трем студентам. Желательно, чтобы каждый завершил хотя бы одну фразу.

Упражнение «Контакты»

Цель: развивать умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.

Время проведения: 30-60 минут.

Количество участников: до 15 человек.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам разыграть некоторые ситуации.

Примерные ситуации:

«Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень понравился и вызвал желание с ним ознакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы – 2-3 минуты».

Затем по сигналу педагога студенты должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому участнику.

Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:

«В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая удача». Роль актера играют сидящие во внутреннем круге студенты.

«Вам нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И вот вы подошли к отцу (матери)».

«Вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас в неформальной обстановке. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятно, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился: вы одни, никого рядом нет».

Примечание:

Педагогу следует обратить внимание всех участников на то, как ни вступают в контакт, начинают встречу, какие приемы и способы коммуникации используют, как поддерживают разговор и заканчивают беседу;

После очередной смены партнеров, задавая ситуацию, педагог определяет конкретные роли для каждого круга. Например, во внешнем круге участники играют роль родителей, во внутреннем – детей;

Задача педагога в этом упражнении – подобрать такие ситуации, чтобы было интересно решать поставленную проблему.

Ролевая игра «Ребятушки-козлятушки»

Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии.

Ход занятия:

Педагог напоминает студентам старую сказку про волка и семерых козлят, а затем распределяет роли среди участников.

Группа разделяется на две части: одни играют роль «козлят-экспертов», другие – «претендентов», пытающихся убедить «козлят» в своей благонадежности.

Задача «козлят» - в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это «волк». Из нескольких претендентов «козлята» должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль «мамы-козы», «брата», «дяди-козла» и прочих некровожадных родственников.

«Претенденты» имеют скрытые задания не забывать о том, что они «волки», «лисы», «тигры» и т.д.

Однако эти задания надо от «козлят» скрывать. Каждый «претендент» должен сообщить коллегам о выбранном им образе.

Для того, чтобы убедить «козлят» в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. «Претендент» может говорить и делать все, что угодно, «козлята» тоже могут разговаривать с ним и между собой на любые темы. По истечении заданного времени «козлята» решат, можно ли пускать «претендента» в дом. В любом случае «претендент» не раскрывает свою роль до окончания игры.

Обсуждение итогов игры.

«Претенденты» раскрывают свои роли. Своими впечатлениями делятся сначала те, кто получил отказ. Затем обсуждаются действия тех, кто добился успеха.

Игра «Гороховый король».

Цель: развивать коммуникативные умения; развивать речь; создать благоприятную атмосферу.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: до 30 минут.

Материальное обеспечение: горох (по 5 штук каждому участнику).

Ход занятия:

Каждому студенту раздается по пять горошин. Студенты ходят по аудитории и вступают друг с другом в разговор. Встречаясь, им необходимо друг другу по очереди задавать такие вопросы, чтобы в ответ они услышали слово «Да» или «Нет».

Если студент, отвечающий на вопрос, произносит одно из этих слов, то отдает собеседнику одну горошину. После этого они расходятся и ищут следующих партнеров для разговора.

У кого горошины закончились, тот выбывает из коммуникации. У кого после завершения будет самое большое количество горошин, тот – «Гороховый король».

Взаимодействуя, студентам необходимо выполнять следующие правила:

Нельзя молчать;

Нельзя избегать контакта и уходить от вопроса.

Метод «Пустой стул»

Цель: расширить представления студентов по обсуждаемой теме; обратить внимание на разнообразие мнений, точек зрения на предложенную тему; развить умение студентов осуществлять выбор и аргументировать его.

Количество участников: до 25 человек.

Время проведения: 40-50 минут.

Материальное обеспечение: листы бумаги с написанными тезисами.

Ход занятия:

Педагог выбирает тему, готовит 4 высказывания, представляющие разные точки зрения на обсуждаемый вопрос и расставляет мебель по кругу. Каждое высказывание записывает на отдельном большом листе бумаги и размещает на полу, образуя круг. Все студенты встают и, переходя от листа к листу, знакомятся с содержанием высказываний. Затем каждый из них выбирает то высказывание, с которым согласен, и садится возле него. Таким образом, создаются малые группы для дискуссии.

Каждая группа в течение 10-15 минут обсуждает содержание высказывания, фиксируя аргументы, подтверждающие ее выбор.

После обсуждения в малых группах перед каждой из них ставится один стул, на который садится представитель группы, чтобы высказать совместно выработанное мнение по обсуждаемой теме и начать дискуссию Время выступления – 2-3 минуты.

Завершив выступление, он возвращается к малой группе. Каждый студент может продолжить дискуссию, высказывая свое мнение, поддерживая аргументами позицию группы или подчеркивая неточности предыдущих вступлений. Для того, чтобы включиться в обсуждение, он должен занять пустой стул, стоящий перед его малой группой. Студент может занять пустой стул только один раз.

Педагог завершает дискуссию за 5 минут до конца занятия, чтобы подвести итоги работы групп.

Примечание:

Количество высказываний не должно превышать четырех;

При наличии у студентов затруднений в определении своей позиции, педагог может предложить выбрать то высказывание, которое согласуется с его убеждениями;

При большом количестве студентов в малых группах и желании активного участия всех членов команды, педагог может ограничивать время выступления представителей команд.

Упражнение «Плохо - хорошо»

Цель: развить умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия.

Количество участников: до 25 человек.

Материальное обеспечение: писчая бумага, ручки.

Ход занятия:

Каждый студент получает лист бумаги и ручку.

Педагог предлагает студентам вспомнить проблему, ситуацию, которая из тревожит (например, сдача экзаменов, неприятный разговор и т.д.).

Студенты делят листок на две половины. Слева они записывают 10 позиций-аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для них, справой стороны – 10 позиций, в которых отмечены положительные стороны данной ситуации.

При обсуждении упражнения педагог показывает, что в каждой жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны, за счет этого сохранять самообладание и спокойствие.

Упражнение «Три ответа»

Цель: развить умения определять адекватный способ поведения при взаимодействии.

Количество человек: до 15 студентов.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Каждый студент придумывает ситуацию, в которой ему приходится отвечать воображаемому собеседнику. Эту ситуацию он сообщает группе, а потом демонстрирует три варианта ответов. Один из вариантов должен демонстрировать уверенное поведение, второй – агрессивное, напористое, наступательное, третий – неуверенное.

Все три варианта демонстрируются без предварительного предупреждения о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. После показа свои впечатления об услышанном и увиденном варианте ответа сообщает группа.

1.В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер. Вы говорите ему…

2.Собака вашего соседа испортила ваш половик. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему…

3.Преподаватель задает вам вопрос, который вы прослушали. Вы отвечаете ему…

4.Группа молодых веселых людей в кинотеатре мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

5.Ваш сосед настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу, где идет многосерийный фильм (спортивная передача), а вы смотрите то, что нравится вам. Вы говорите ему…

6.Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…

7.В поликлинике какой-то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…

8.Родители просят сходить вас в магазин. Вы устали. Вы говорите им…

Упражнение «Шаг навстречу»

Цель: развить умение студентов делать комплимент, говорить приятное.

Количество участников: до 15-20 человек.

Время проведения: 30-40 минут.

Ход занятия:

Педагог просит двух студентов (это в данном случае важно) выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон.

Затем педагог дает им следующее задание: сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное. Студенты шагают до тех пор, пока не приблизятся друг к другу.

Примечание:

Обычно само задание вызывает смех среди присутствующих и смущение тех, кто стоит перед аудиторией.

Иногда кто-нибудь из студентовпредлагает: «Попросите их говорить неприятное, они пойдут быстрее». После этой реплики педагогу необходимо обратиться ко всем студентам с просьбой проанализировать увиденное и услышанное.

Чем заняться в компании? Для тех, кто ещё думает о своем духовном и физическом здоровье, и хочет провести время с пользой и весельем, без чувства опьянения на утро, есть отличный выход — игры. Но не карточные, и не домино. Сегодня в речь пойдет о популярных, полезных и безумно затягивающих психологических играх для студентов . Они рассчитаны как и на компанию из десяти человек, так и на небольшую группу из пяти — шести человек.

Во время игры вы не только открываете все новые и новые качества у своих друзей — однокурсников, но и узнаете многое о себе, о чем раньше даже не подозревали!

Какими же бывают игры? Абсолютно разными. На интуицию, логику как . На невербальный интеллект как . На развитие предпринимательских качеств как «. Начнем же мы с самых непредсказуемых игр — на воображение. С помощью них вы узнаете о самих глубинах своего и чужого подсознания.

Игра на воображение «Диксит»

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм. Например — покосившийся якорь, посреди пустыни. Какие ассоциации приходят в голову? Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным. Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол. Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу. Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков. За счет этого баланса, Диксит и приобрел бешеную популярность среди психологических игр для студентов. Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

Следующий вид игр — на ощущения и чувства. Мы часто жалуемся, что интернет общение и электронная почта лишили нас личного общения. И вот, теперь есть шанс узнать о том, не лишились ли вы способности передавать чувства и ощущения без использования анимированных смайликов.

Игра на ощущения и чувства «Эстафета чувств»

Например для игры под названием «Эстафета чувств» вам тоже потребуется подготовка — карточки. Но, тут уже все проще и без якорей. Всего-то надо будет написать на 6-10 карточках (в зависимости от количества участников) название чувств. Например: «недоверие», «обожание», «призрение», «любовь» и т.д. Игроки садятся в круг и закрывают глаза, а тот, что сидит с краю вытаскивает первую карточку. Он передает чувство, написанное на выпавшей карточке соседу. Но, конечно же, делает это не словами, а различными движениями, например: поглаживанием, или наоборот отстранением, похлопыванием и так далее. Игрок должен угадать, что за чувство ему передают и, осмыслив и опознав его, передает его же следующему. И так по кругу. Когда последний участник получает «чувство», то все открывают глаза и в обратном порядке озвучивают свои ощущения. И тут уже можно обсудить причину возникших искажений.

Игра на доверие «Слепой»

Следующая игра для студентов — на доверие, под названием «Слепой». Можете ли вы доверять своим друзьям? Вот сейчас и проверим. Выбирается один ведущий и одна, так сказать, жертва, а именно – слепой. Азарта и экстрима добавит то, если проводить эту игру вы будете где-нибудь в общественном месте – в парке или просто на природе. Слепому завязывают глаза, ведь он не должен ничего видеть, а ведущий выбирает ему из команды поводыря. Задача поводыря- вести за руку Слепого. Предупреждать, громко и четко, где через лужи перешагивать, обходить ямы и канавы- его прямая обязанность. Самое важное в этой игре — ощущение полного доверия между игроками. Недопустимы любого рода злые шутки, издевки, перебивания и подначивания — не забывайте, что человек ничего не видит, и может сильно пострадать, наткнувшись, например, на дерево или фонарный столб. Задача Слепого же в это время — не только внимательно слушать поводыря, но и отдаться своим ощущениям — настроится на четкое восприятие собственных органов чувств. Только с завязанными глазами мы начинаем по-настоящему ощущать щекотание ветерка по щекам и хруст веток под ногами. Психологическая задача данной игры во-первых обратить человека к его чувственному сознанию, во-вторых показать пример ответственности за другого человека.

Игра для студентов «Подарок»

Итак, если вы уже доверяете своему другу, то как насчет того, что бы узнать о нем побольше? Для этого существует игра для студентов «Подарок». Из всей компании выбирается один игрок, у которого, допустим, скоро День Рождения, или День Ангела, это не важно. Важно то, что нужно подарить ему подарок. Но не простую банальную статуэтку, а что-то, что ассоциировалось бы у вас с этим человеком. По очереди, все предлагают свои варианты, объясняя выбор. А «именинник» внимательно следит за тем, кто же подарил бы ему по-настоящему искренний подарок, и кто знает его лучше остальных. Следует избегать общих вариантов типа «фоторамку, потому что у него есть фотоаппарат» или «ручку, потому что он студент» — за подобные ответы снимаются баллы. А шкалу их начисления можно придумать самим, в зависимости от тематики вечеринки или просто под настроение. Для вдохновения — баллы можно начислять в бананах, степплерах или кубиках льда. Все, на что хватит фантазии.

Цель же этой игры- сплотить коллектив, хотя бы просто тем, что все эти люди, пусть их пятнадцать, а пусть и пять — знают что-то об одном человеке, и не просто его имя или фамилию, а увлечения, хобби. Ну, а если не знают — тут уж нужно делать соответствующие выводы и больше внимания уделять личному общению.

Творческая игра «Интересные стихи»

И напоследок- самая творческая из всех игр «Интересные стихи». Суть игры очень проста — первый игрок вслух сочиняет любую стихотворную строчку. Размер не важен, а вот рифма и смысл — основное условие. Тема может быть абсолютно любой. Хоть «Шли мы с братом по луне». Второй игрок быстро, подумать ему дается около тридцати секунд, придумывает продолжение- обязательно в рифму и строфа по смыслу тоже должна подходить. И пошло- поехало. Конечно, сначала у вас будут получаться совершенно абсурдические стишки, но потом — возможно, вы всей компанией сочините великое произведение! Главное — скорость. Потому что только тогда, как при блиц — опросе, вы будете готовить именно то, что имеете ввиду, без лукавства. Кроме полезности, эта игра невероятно веселая, и есть у нее только один минус — от смеха потом очень сильно болят щеки.

Итак, как вы видите, провести с друзьями студентами веселый вечерок можно и без пьяных посиделок, только и вредящих здоровью при помощи интересных психологических игр для студентов . Есть масса способов разнообразить наскучившие вечеринки с картами и телевизором. За один вечер вы сможете открыть столько нового об однокурсниках, что общаться с ними станет намного приятнее и интереснее, вы начнете их лучше понимать, и процент конфликтных ситуаций сойдет на минимум. Ведь нет ничего важнее здоровой атмосферы в вашем кругу общения и внутри вас самих!

Цель, задачи: выявить алгоритм становления педагогической проницательности, психологически подготовить студентов к необходимости и возможности овладения технологией проницательности, сопоставить разные точки зрения на поставленную ситуацию.

Проблемная ситуация в жизни коллег: дети не соблюдают элементарные нормы гигиены, не умываются по утрам не бережны по отношению к школьным принадлежностям, неряшливы.

Проблема, которую надо решить: каковы причины слабой культуры внешнего вида младших школьников и пути педагогически целесообразной и эффективной воспитательной работы с детьми?

Этапы:
  1. Дискуссия по определению и значимости причин. Группам студентов предлагаются основные признаки проявления культуры внешнего вида наряду с гигиеной труда и признаки бескультурья. Группы изучают систему признаков, побуждаются к выдвижению своих альтернатив. Они определяют разные роли в игре (завуч, учителя, воспитанники). Затем определяется алгоритм педагогической проницательности, разработанный автором. Участники учатся выявлять суть явлений и намечать условия их педагогизации.
  2. Пробное разыгрывание ситуации разрешения проблемы неряшливости младших школьников. «Завуч и учительница» сигнализируют результаты работы за неделю, в течение которой класс посещали практиканты из пединститута, родители учеников, коллеги. Оценивается работоспособность, достижения школьников, их культура поведения и внешнего вида, т.е. результирующие показатели труда каждого учителя. Каждая группа участников: учителя, родители, студенты, сама учительница, завуч оценивают воспитательную работу в классе и пытаются наметить пути ее улучшения.
  3. Сопоставление характеристик класса разными группами учеников по предложенной системе признаков и индикаторов, с самооценкой учительницы класса. Группы предлагают свои подходы к воспитанию младших школьников: с позиции родителей, класса, студентов, администрации, обсуждают обоснованность их решения проблемы неряшливости.
  4. Контрольное разыгрывание ситуации разрешения проблемы неряшливости младших школьников на уроке (и внеклассном творческом деле). Окончательное решение ситуации учительницей с использованием рекомендуемых «заготовок» влияния на детей или своим методом работы.
  5. Выводы и уточнения приоритетов показателей в педагогической проницательности, осмысление и решение педагогической задачи формирования культуры младшего школьника.

Подобная методика по формированию педагогической проницательности будущего учителя позволяет при наличии задатков и способностей у последнего условно развивать эти профессионально важные качества и умения, связанными с ним, причем это развитие возможно уже на первых ступенях непрерывного педагогического образования.

Другие новости по теме:

  • Детско-родительская игра «Знаете ли вы своего ребенка»
  • Педагогический тренинг для учителей начальных классов (программа практических занятий)
  • Программа «Я вижу мир» для индивидуального сопровождения детей младшего школьного возраста с патологий зрения
  • Деловая игра для педагогов

    «Педагогические приёмы создания ситуации успеха» Слайд 1.

    Цель: содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей среды. Слайд 2.

    Задачи:

    • · Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха на занятии.

      · Проанализировать методы и приёмы создания ситуации успеха.

      · Создать банк данных по проблеме.

      Добрый день, уважаемые коллеги!

      Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем мини-семинаре, я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность. Сегодня мы с вами проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, попытаемся систематизировать приемы и методы создания на уроке и в школе ситуации успеха, а также создать педагогический «банк данных ситуаций успеха»

      Игра «Знакомство» Слайд 3.

      Материал: бумажные сердечки, клубок ниток, карточки с незаконченными предложениями.

      Инструкция:

      1. напишите на сердечке свое имя и 1 прилагательное, в полной мере характеризующее Вас.

      2. Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок педагогу напротив. За 1 минуту должны представиться. Как вас зовут. Откуда вы. Затем вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение

      Предложения на карточке:

      У меня вызывают симпатию люди, которые…..

      Самая большая радость для меня –это…

      Я люблю, когда…

      Мне радостно, когда…

      Я горжусь тем, что….

      Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-….

      Думаю, что самое важное для меня….

      Школа для меня- это….

      Особенно мне нравится, когда мне люди, окружающие меня…

      Мои друзья…

      Самое большое достижение в моей жизни…

      Я ценю в людях…

      Я чувствую себя уверенно, когда ….

      Человек считается успешным, если…

      Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?

      (создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом)

      Слайд 4.

      Каждому человеку приятно получать комплименты в свой адрес. Но нужно не только получать комплименты, но и уметь их возвращать. И сейчас мы с вами поиграем в игру “Комплименты”.

      Игра “Комплименты”

      Каждый человек должен сделать комплимент соседу слева.

      Обязательные условия.

      1. Обращение по имени.
      2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
      3. Тот, кому предназначался комплимент должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов: “А вы сегодня очень…” или “А у вас сегодня …”.

      Рефлексия.

        1. Что вам больше понравилось – говорить комплименты или получать их?
        2. Какой комплимент вам понравился больше всего?

      Сегодня мы поведем разговор о ситуации успеха, ее типах и создании ситуации успеха в практической деятельности педагога на занятии.

      Деление на группы

      Встаньте, пожалуйста в две шеренги

      А теперь объединиться в 3 группы. (садятся за столы)

      Правила работы в группе

      «Здесь и сейчас» Слайд 5

      Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в занятии, отмечать для себя свои мысли и чувства, возникающие в ходе разговора.

      «Индивидуальность» слайд 6

      Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою

      «Летучее облако» слайд 7

      Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу.

      В своих подгруппах возьмитесь за веревку, связанную в кольцо

      Ваша задача с закрытыми глазами, переговариваясь, перестроить из этой веревки фигуру, которую я назову (квадрат, треугольник, круг)

      Рефлексия: какие трудности вы испытали во время выполнения данного упражнения

      Основная часть ( Участники занимают места за столами)

      Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу, работать на уроке, а так же выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это происходит? Первоклассник приходит в школу преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этой надежды – самая серьезная проблема обучения. Так почему же он теряет интерес к обучению? Виноваты ли в этом образовательные учреждения и методы обучения? Какую роль играет при этом педагог? Может ли педагог сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

      На эти и другие вопросы искали ответ не только наши современники, но педагоги прошлых лет.

      Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

      Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

      Доктор педагогических наук Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее.

      Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.

      Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?

      Психологи разделили эти два понятия, и вот что получилось: слайд 9

      СИТУАЦИЯ-это сочетание условий, которые обеспечивают успех;

      УСПЕХ - это результат подобной ситуации;

      ОЖИДАНИЕ УСПЕХА– стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.

      В результате данное словосочетание имеет двойственное значение, а именно слайд10

      УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости,

      удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

      С педагогической точки зрения, СИТУАЦИЯ УСПЕХА – это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Слайд 11

      Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

      Как создать на занятии ситуацию успеха?

      Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

      Слайд 8.

      Я Вам предлагаю рассмотреть типы ситуаций успеха.

      Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:

      1. Неожиданная радость.

      2. Общая радость.

      3. Радость познания.

      4. Мнимый успех.

      Сейчас я предлагаю вашему вниманию рассмотреть подробно типы ситуаций успеха и приемы, через которые они реализуются, а также посмотрим как эти приемы можно использовать в своей педагогической деятельности.

      Слайд 9

      1 тип «Неожиданная радость» – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребёнка превзошли все его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога. "Неожиданная радость» типична для детей с традиционно заниженной самооценкой.

      Вот вашему вниманию, предлагаются педагогические приёмы «Неожиданной радости»

      1. Приём «Эмоциональные поглаживания»

      Педагог на занятии хвалит детей: «Вы у меня молодцы», «Умницы», «Я горжусь вами».

      Виды похвалы могут быть разнообразными: одобрение, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

      Похвала требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться "медвежьей услугой" или быть непедагогичной.

      При проявлении похвалы необходимо придерживаться следующих правил :

      · Хвалить следует за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога .

      · Не следует при детях

      · хвалить ребёнка за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один воспитанник из группы подготовился к занятию, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине.

      · В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, одни считаются более заслуживающими похвалы, чем другие. Настойчиво хвалить того, кого не любят в классе – дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить. Как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы, обращая ее внимание на те или иные успехи не столь популярных одногруппников .

      · Дети очень охотно и преувеличенно приписывают педагогам "любимчиков", и у педагогов действительно есть более приятные для них воспитанники, но хвалить их нужно с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента .

      2 .Прием «Лестница» Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника вверх поступательно.

      Алгоритм:

      1 шаг: Психологическая атака. Суть - переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.

      2 шаг: Эмоциональная блокировка . Суть - заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Главное – помочь ребёнку найти причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен”, переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

      Приведем пример к первому шагу алгоритма приема «Лестница». Завести разговор с учеником на больную для него тему будет трудно. Нужно поступить неожиданно, к примеру, написать и положить в дневник ученика записку: жду тебя в девять часов у входа в видео салон. Записка позволяет легче вступить в контакт. Ведь у ученика был по отношению к учителю своего рода психологический барьер. Он мог его и не осознавать, но чувствовал. Свидание назначено поздно, чтобы думал, что пригласил кто-то из одноклассников. Во всяком случае, не учитель. Важно застать его врасплох. Чтобы не сумел выстроить психологическую защиту от вмешательства учителя в свой внутренний мир. Результат отличный! Ученик на столько поражен, что безропотно идет с учителем и принимает участие в разговоре. Это и является главной задачей «психологической атаки».

      3. Прием«Даю шанс»

      Подготовленные ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.

      Рассмотрим следующую ситуацию: Алеша, ученик девятого класса, отличник. По всем предметам у него глубокие знания. Но где-то в середине третьей четверти начал сдавать. Появились другие внешкольные интересы. На уроке истории вышел отвечать, но настолько слабо, что учитель, разочарованный, удивленный, вынужден был поставить тройку. На следующем уроке, полагая, что первая неудача была случайной, намереваясь дать ему шанс исправить положение, снова вызвал его отвечать. Снова слабый ответ. На протяжении последующих трех недель учитель ни разу не напоминал Алеше о его неуспехе, ни разу не спрашивал, хотя понимал, что класс ждет от него другой тактики.

      В конце месяца учитель сделал краткий обзор успеваемости класса в целом и дал характеристику работы каждого ученика в отдельности. Когда очередь дошла до Алеши, то он сказал, что удивлен его «успехами» и намерен спросить его сегодня же. Лицо Алеши вытянулось. Этого-то он никак не ожидал. Но тем не менее учитель вызывает его к доске и начинает задавать ему вопросы. Алеша отвечает плохо. Но учитель ко всеобщему удивлению ставит ему высший балл и предупреждает, что с этого момента он будет ставить ему на каждом уроке отличные отметки, но спрашивать не будет (?!), пока он сам не захочет показать настоящие знания.

      На следующем уроке обещания учителя было выполнено, но Алеша чувствовал себя явно неуютно. Для него это оказалось слишком сильным эмоциональным натиском, который он выдержать не смог. На последующем уроке он принял активное участие в работе класса, поднимал руку, дополнял, хотя желания выйти к столу не изъявил… Было всем очевидно, что процесс его оздоровления начался.

      Эта ситуация относится к типу «неожиданная радость», а прием «даю шанс». Ситуация далеко не типичная, можно сказать уникальная. Но учитель был очень опытный, и он твердо верил в сознательность Алеши, в его умение правильно все оценить и во всем разобраться.

      Именно в этот трехнедельный период учитель не только наблюдал за Алешей, но и беседовал с его родителями, с классным руководителем. Его интересовало, нет ли каких-то веских причин для такого неожиданного срыва. Серьезных причин не оказалось. Поэтому учитель решил «встряхнуть» Алешу. Высокий авторитет, которым пользовался Алеша в классе, поможет учителю выиграть эту ситуацию. Если он безмолвно примет эти ничем не обоснованные пятерки, то он, безусловно, потеряет в глазах товарищей репутацию порядочного человека, которая у него всегда была. Разумеется, он на такое никогда не пойдет. Учитель обоснованно предположил, что срыв Алеши – слабость сильной личности, а потому необходимо сделать так, чтобы временная слабость не превратилась в постоянную, опереться при этом на силы самого школьника

      4. Прием «Умышленная ошибка»

      Можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

      5. Прием «Авансирование»

      Речь идет о тех случаях, когда педагог заранее предупреждает ребёнка о самостоятельной итоговой работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе это - упреждающий контроль . Смысл - в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с педагогом подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия.

      6. Прием «Холодный душ»

      На занятии у способных воспитанников можно наблюдать, что периоды подъема могут сменяться расслаблением. Такие дети очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Их ахиллесова пята – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для них «Холодный душ» может быть полезен.

      Слайд 10

      2 тип «Общая радость» – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.Она может быть подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной.Радость тогда в радость, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка.

      1. Прием “Следуй за нами”

      Смысл - разбудить дремлющую мысль воспитанника. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом, и результатом усилий.

      Алгоритм:

      1 шаг: диагностика интеллектуального фона . Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед воспитанников.

      2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного воспитанника. Для этого нужен взаимный интерес, чтобы ребёнок не испытывал свою унизительную слабость перед другими детьми, у него существовал аванс доверия.

      3 шаг: фиксация результата и его оценка . Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.

      Трудно привести здесь какой-нибудь конкретный пример, потому что он не сможет отразить всю гамму возможных ситуаций, но есть возможность перечислить наиболее типичные варианты интеллектуального спонсорства: совместное участие в подготовке, проведении тематических вечеров, смотров, конкурсов и тому подобное.

      Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств « старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В тоже время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.

      2. Прием “Эмоциональный всплеск”

      Главная роль отведена педагогу. Его слова, эмоциональный всплеск его стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха.

      Приведем пример приема «эмоциональный всплеск». Ученик в классе не очень любил русский язык, но занимался более ил менее регулярно, имел средние отметки. На одном уроке русского языка он получил хорошую отметку, успокоился, решил не очень обременять себя домашними заданиями. На уроках у него наступала привычное состояние пассивного отсиживания. Вдруг он услышал вопрос учителя, который попросил его повторить правило, изученное на прошлом уроке. Правило не вспоминалось, мысли путались. И вдруг он услышал голос учителя, услышал слова, сказанные с такой надеждой, добротой, поддержкой: « Вадим! Ты не можешь молчать. Ты подумай, ты вспомни! Ты так высоко взлетел! Ты взлетел и летишь так высоко, ты понимаешь, что это? А сейчас ты можешь упасть, а падать всегда больно!».

      Сразу вспомнились откуда-то выплывшие строки правил, изученных на прошлом уроке. Вадим говорил верно, четко, с надеждой, что его поймут и поддержат! Домой не пришел, а вбежал: « Мама, ты знаешь, она мне так и сказала: « Ты полетел!». Я вспомнил! Я все вспомнил, мама! Я не упал…».

      Слова учителя, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск ее искреннего стремления помочь ребенку, создать ему ситуацию успеха!

      3. Прием “Обмен ролями”

      Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся, превращаясь из формы деловой игры в прием создания ситуации успеха.

      4. Прием “Заражение”

      Педзаражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного воспитанника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

      Слайд 11

      3 Тип «Радость познания» - суть данного типа успеха состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное "открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

      1. прием “Эврика”

      Суть - создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга педагога в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые задачи. Нужно помнить, что:

      · успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку связи между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;

      · ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужны внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;

      · ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

      Мы идем на природе, я обращаю внимание мальчика на множество задач, которые решают люди в процессе труда. И вот пришел день, в который я твердо верил: Петя решил задачу самостоятельно. У мальчика загорелись глаза, он стал объяснять. О чем идет речь в задаче, его объяснение было сбивчивым, но я видел, что перед ребенком, наконец, раскрылось то, что было покрыто мраком. Петя был рад. Я тоже вздохнул с облегчением: наконец-то. Я сам решил задачу- радостно он сказал дедушке. Петя гордился своим успехом

      2. прием «Линия горизонта»

      Если педагог подводит детей к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ребёнок может почувствовать себя творческой личностью.

      «Мнимый успех» - удовлетворенность воспитанников невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи.

      Задачи педагога - преодоление ситуаций мнимого успеха путем создания таких условий, при которых ребёнок сможет повысить свои достижения.

      Решение ситуации (обсуждение в подгруппах)

      Воспитанник, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одногруппников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним».

      Что Вы будете делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

      В этом случае неправильным отношением педагога будут следующие действия и ответы:

      «Ну и что?»,

      «Никуда не денешься, все равно придется»,

      «Это глупо с твоей стороны»,

      «Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой» и т.п.

      «У меня такого не бывает», «Это сильно общее описание, оно не позволяет дать конкретный ответ…» и т.п.

      «Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!».

      «Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием».

      «Я постараюсь выяснить, почему ребёнок не хочет работать вместе с одногруппником и по возможности устранить причину негативного отношения. Я также объясню воспитаннику, почему я считаю важной совместную работу над выполнением задания в предложенной паре. При выяснении причины возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем».

      Слайд 12

      Как влияет ситуация успеха на деятельность и состояние ребёнка?

      Выслушиваются ответы педагогов.

      · внушает ребёнку уверенность в собственных силах;

      · появляется желание вновь достигнуть хороших результатов;

      · создаёт ощущение внутреннего благополучия;

      · происходит переоценка своих возможностей.

      Слайд 13

      Каковы последствия создания ситуации успеха?

      Педагогу следует помнить о том, что:

      · Успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к завышенной оценке своих возможностей.

      · За сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление: если в этот период ребёнку предложить какую-либо работу, то она будет выполнена менее успешно.

      · Ребёнка можно травмировать, если результат, важный и значимый для него не будет адекватно оценен другими людьми («Пятёрка по рисованию? Лучше бы по чтению получил…»).

      · Постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не активное, а привычное отношение к образовательной деятельности.

      · Постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.

      Слайд 14

      Внушить ребенку веру в себя - залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания, и грамотно разговаривать с воспитанниками. Я предлагаю вам варианты фраз с неправильной формулировкой, ваша задача напротив каждой фразы предложить правильный вариант ответа, а потом мы с вами сравним, что у нас получилось.

      Так говорить не стоит!

      А вот так надо!

      Ты какой - то неуравновешенный, нервничаешь вечно!

      Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке.

      Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю?

      Ты сейчас очень громко говоришь

      Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял

      Я думаю, что ты объяснял слишком сложными фразами

      Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривал

      Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно

      Ты должен относиться к урокам серьёзнее!

      Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке

      Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!

      Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали

      Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…

      Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.

      Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки.

      Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует ещё поработать.

      Слайд 15

      А сейчас мы с вами составим рецепт приготовления хорошего занятия. Перечислите мне, по вашему мнению, самые лучшие положительные эмоции, которые способствуют сохранению дружелюбной атмосферы на протяжении всего занятия.

      (Педагоги предлагают свои варианты, затем появляются на слайде готовые ответы)

      Добавьте в каждое занятие по одной порции:

      Мудрости;

      Терпения;

      Храбрости;

      Работоспособности;

      Оптимизма;

      Преданности своему делу;

      Вольнодумия и свободомыслия;

      Доброты;

      Отдыха и заботы о здоровье;

      Доброго юмора;

      Такта;

      Веры в каждого ребёнка.

      (Учителя работают в подгруппах, составляют свой рецепт, и визуализируют его на ватмане)

      А я вам предлагаю свой рецепт приготовления - Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на несколько занятий, которые вам приходится проводить в ваш рабочий день

      Количество ингредиентов - на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты занятию, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.

      Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте занятие профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

      Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к педагогическому труду и творчеству!

      Слайд 16

      Только тогда вы будете хорошим педагогом, а ваш воспитанник - успешным, когда в общении с детьми на занятиях и вне их вы будете ориентироваться на позитивные качества личности!

      Для того чтобы воспользоваться методами и приёмами успешного проведения занятия, вы в дальнейшей своей работе можете пользоваться памятками, которые лежат у вас на столах.

      Слайд 17

      Упражнение «Дружественная ладошка»

      Задание:

      Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки

      (по окончании работы участники забирают себе на память ладошки с пожеланиями)

      Ну и в заключение, уважаемые педагоги, я предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем семинаре, используя свечу мнений. Мы будем передавать её по кругу каждому педагогу, мне очень важно услышать мнение каждого участника семинара.

      Педагоги по очереди передают свечу друг другу и озвучивают своё мнение о семинаре.

      Слайд 17

      А для того, чтобы ваши занятия проходили успешно и эффективно, я приготовила для вас памятки – рекомендации, которые помогут вам в работе.

      Слайд 18

      СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Трансмиссионные