Чип тюнинг двигателей легковых автомобилей. Чип-тюнинг: панацея или неоправданный риск? Преимущества и недостатки чип-тюнинга

В те времена, когда цена бензина помещалась между стоимостью воды просто газированной и воды газированной с сиропом, процветала каста карбюраторщиков. От квалификации и таланта специалиста зависело, как быстро поедет авто и как часто придется искать заправку автомобилисту.

Хороший карбюраторщик жил недолго. Заваленный деньгами, он захлебывался в роскоши и тонул в заказах. Стыд сжигал его душу: исказить оптимальный режим питания двигателя ради юношеских понтов или скаредной жадности - значило предать пламенный мотор...

Когда карбюраторщики вымерли, мировой автопром вынужденно перешел на инжекторный впрыск и электронное управление. Что никак не повлияло на спрос! По-прежнему добрая половина автовладельцев жаждала ездить быстрее, а другая половина стремилась посещать бензоколонки пореже.

И тогда на свет появился чин-тюнинг !

Сui prodest, или кому выгоден чип-тюнинг двигателя более всех?

Психология автомобилиста такова, что даже после банальной замены масла (подкачки колес, протирки стекол) он чувствует явственную прибавку в ходовых качествах машины. Что уж говорить о полуторачасовом сеансе камлания с бубном (ноутбуком) и проводами у распахнутого моторного отсека? Тем более после громогласной рекламной пропаганды, сулящей увеличение мощности, подъем тяги, улучшение динамики - и всё это на фоне снижения расхода топлива?

«Кому выгодно, - учили древнеримские юристы, - тот и виноват!» В первую очередь чип-тюнинг двигателя выгоден станциям техобслуживания. Чипировать исправный мотор - все равно что лечить здорового! Денежно и безопасно!

Коммерческая заинтересованность исполнителя - явный минус чип-тюнинга . Но есть же на свете добросовестные мастера и качественные программы! Уж они-то наверняка помогают мотору работать лучше!

Некоторые технические аспекты чип-тюнинга

Двигателю внутреннего сгорания - так уж повелось испокон веку - не дают работать в полную силу. Отчасти по причине генерируемого шума, но в основном из-за сложности отведения избытков тепловой энергии. Все более важными считаются экологические параметры двигателя. Снижение выбросов вредоносных веществ осуществляется тоже за счет «придушения» мотора.

Тюнинговые прошивки ЭБУ берут на себя смелость ослаблять ограничения - но понемногу. Да, температурный режим работы двигателя после чип-тюнинга делается чуть более жестким - но не до такой степени, чтоб клапана рассыпались в окалину, а поршневые кольца приваривались к стаканам цилиндров.

Конструктивно совершенному мотору тюнинговое увеличение нагрузок не страшно, и ресурс хорошего двигателя в результате чип-тюнинга не страдает никоим образом. Но уверены ли вы в изначальном качестве своего мотора? Так ли безосновательны опасения изготовителей, снимающих гарантию с чипованного авто?

Риск возможного снижения ресурса - минус чип-тюнинга .

Стоит ли пренебрегать экологией?

Наиболее восторженные отзывы о чип-тюнинге раздаются тогда, когда переделка касается не одного только программного оснащения мотора. СТО без всякого стеснения предлагают удаление катализаторов и монтаж прямоточных (читай - малоэффективных) глушителей в качестве комплекса мер, повышающих действенность чиповки .

Между тем, именно автомобили - а вовсе не промышленные предприятия и котельные - являются главными загрязнителями городской атмосферы. В дисциплинированной Европе благодаря новым законам о защите чистоты воздуха можно дышать полной грудью - хоть в толчее Франкфурта, хоть в тумане Лондона. Мы же, ради минимальной прибавки мощности, по-прежнему готовы вдыхать дым автомобильных выхлопов?

Снижение показателей экологической безопасности - минус чип-тюнинга .

Экономия и бережливость

Не вдаваясь в технические подробности, отметим: в большинстве случаев тюнинговые программы действительно способствуют экономии топлива. Минимальной - на уровне нескольких процентов. Да и «способствовать» - не значит «экономить»...

Обеднение рабочей смеси - а это один из инструментов программной экономии топлива - приводит к снижению динамических качеств машины. Почувствовав «притупление», водитель - рефлекторно или осознанно - сильнее жмет на педаль газа. И тогда вся экономия сходит на нет.

Но чаще эффект экономии горючего в результате грамотного чипирования - возникает! Это - плюс чип-тюнинга .

Качественный чип-тюнинг дорог!

Об этом говорят мало и тихо, но хорошие программы перепрошивки пишутся теми же программистами, которые создают штатное ПО для автомобиля. Логика подобного положения дел понятна: кто, как ни досконально разобравшийся в алгоритмах управления специалист, внесет корректные изменения в программу?

Аматорские варианты чип-тюнинга обычно заключаются в искажении показаний ключевых датчиков и грубой перестройке параметров управления агрегатами двигателя. От такого вмешательства вреда точно больше, чем пользы.

Дороговизна качественных программ перепрошивки ЭБУ - не плюс и не минус чип-тюнинга . Это данность!

Тюнинговый эффект невелик

Стоимость самого продвинутого чип-тюнинга измеряется многотысячными суммами. Программы попроще стоят подешевле. Что же получает покупатель услуги чип-тюнинга за свои кровные 500 или 5000 (когда рублей, а когда и долларов)?

Прирост мощности и тягового усилия атмосферного двигателя после чип-тюнинга может достигать 7% (при обещаниях 12-ти %), а в большинстве случаев не дотягивает и до 5%. Турбированный мотор после чипирования становится сильнее на четверть или даже на треть, однако полномерная (в хвост и в гриву) эксплуатация наддувного силового агрегата ведет к резкому снижению срока службы всех систем автомобиля.

Небольшой - а зачастую так и сомнительный - эффект прироста мощности является минусом чип-тюнинга .

А как у дизеля?

Чип-тюнинг дизеля гораздо более продуктивен, нежели перепрошивка бензинового мотора. О подробностях чип-тюнинга дизельного двигателя мы рассказываем в другой статье .

Вместо заключения

Чип-тюнинг двигателя - мода, старательно культивируемая станциями техобслуживания, и вызывающая раздражение у автопроизводителей. На рынке появляется все больше моделей, сложность ПО которых такова, что ни о каком стороннем вмешательстве в алгоритмы работы моторов не может быть и речи.

И если сегодня чип-тюнинг невозможен лишь для автомобилей премиум-сегмента, завтра он уйдет в небытие - как ушли карбюраторы и карбюраторщики...

Вот только когда оно наступит, это благословенное завтра?


Сегодня каждый автолюбитель знаком с таким понятием, как чип-тюнинг. Дословно это означает «настройка микросхемы». Как известно, современные двигатели имеют , которая полностью контролирует топливный впрыск, зажигание и работу других систем .

Указанная настройка предполагает внесение определенных изменений в управляющую программу, которая «зашита» в память . Также может быть реализована полная замена программы на модифицированную. В ряде случаев отдельно практикуется установка дополнительных модулей (так называемых чип и тюнинг-боксов).

Чипование двигателя обещает владельцу прирост мощности, возросшую разгонную динамику, эластичность работы ДВС и целый ряд других улучшений за сравнительно небольшую цену. Более того, нет никакой необходимости дорабатывать силовой агрегат физически, то есть и элементы для такого форсирования.

Казалось бы, данный способ является известным и доступным решением, однако далеко не все задумываются, вреден ли чип-тюнинг для двигателя. В этой статье мы намерены поговорить о том, как влияет на ДВС чиповка мотора, последствия такой операции, а также почему для многих гражданских авто в такой доработке на практике нет никакой необходимости.

Читайте в этой статье

Чип-тюнинг двигателя: плюсы и минусы

Итак, перепрошить электронный блок управления сегодня можно практически везде, причем недорого. Сразу отметим, как правило, квалификация и профессионализм мастеров интересует водителей далеко не всегда. Главное, чтобы после доработки владелец ощутил обещанные улучшения и остался доволен конечным результатом.

Для заметной разницы нужно сделать так, чтобы изменилось ощущение разгона. Сразу отметим, разгон не является максимальной мощностью. Другими словами, после чип-тюнинга водитель на старте ощущает не добавленные мотору «лошади». На самом деле вместе с мощностью меняется и ДВС на разных оборотах, который затем трансмиссия преобразовывает в силу тяги на колесах. Именно моментная характеристика определяет интенсивность ускорения машины.

Теперь давайте разберемся, посредством чего в процессе чип-тюнинга удается изменить крутящий момент и мощность мотора, а также наносит ли это вред двигателю автомобиля. Прежде всего, штатная заводская программа управления ДВС создается с учетом массы ТС, передаточных чисел трансмиссии, в зависимости от типа ДВС (бензин, дизель), а также с учетом целевого назначения автомашины.

Другими словами, над прошивкой для каждой модели авто с конкретным двигателем работает целая команда автоинженеров. В обязательном порядке учитывается огромное количество различных параметров. В совокупности результат позволяет добиться приемлемых характеристик работы мотора на различных режимах, нужной отдачи от ДВС с сохранением его ресурса, экономичности, экологичности и т.д.

Однако при создании прошивки инженеры закладывают, скажем так, несколько усредненные параметры. Именно по этой причине чип-тюнинг позволяет менять настройки. Например, можно менять . В результате в конце такта сжатия происходит воспламенение смеси и создается увеличенное давление газов на поршень, крутящий момент также возрастает.

При этом не стоит забывать, что нарушается , которая была заложена производителем мотора. Если просто, повышаются риски разрушения двигателя детонацией. По этой причине после чип-тюнинга агрегат становится более требовательным к качеству топлива, необходимо использовать горючее с большим октановым числом.

Еще добавим, что разные двигатели имеют индивидуальный запас стойкости к детонации. Если на одних моторах изменение УОЗ проходит без явных последствий, на других такие манипуляции могут быстро вывести ДВС из строя. Также важно понимать и то, что изменение угла опережения зажиганием проявляет себя не во всем диапазоне оборотов.

Обычно на высоких оборотах изменение УОЗ не дает результата, то есть мощность и момент не растут. Это значит, что максимальная скорость фактически остается прежней. При этом улучшение динамики можно наблюдать на низких и средних оборотах, чего обычно достаточно для большинства рядовых автолюбителей.

Также во время чип-тюнинга производятся доработки топливных карт, меняются и другие настройки. Затем машина дополнительно настраивается в режиме «онлайн», то есть настройщик корректирует прошивку прямо на ходу, подключив ноутбук к системе управления двигателем.

Добавим, что непрофессиональные настройщики часто идут самым простым путем, то есть фактически заходят в память ЭБУ и изменяют основные параметры заводской программы. Далее машину и работу никто не настраивает. В этом случае последствия могут быть катастрофическими.

Чип-тюнинг дизельного двигателя или бензинового мотора: влияние на ресурс ДВС

Вполне очевидно, что даже если все операции по прошивке и настройке выполнены правильно, увеличение мощности и крутящего момента так или иначе будет означать износ ДВС.

Например, работа поршневого кольца в цилиндре имеет следующие особенности. Пока топливо в цилиндре не горит, кольца испытывают минимум нагрузки. Стенка поршневого кольца находится параллельно стенке цилиндра. Однако в момент воспламенения топлива происходит скачок давления, в результате чего кольцо в своей канавке начинает выворачивать от нагрузки.

Угол выворота кольца в новых моторах небольшой, но постепенно элементы изнашиваются естественным образом. В результате поршневое кольцо под нагрузками своим краем начинает бить по стенкам цилиндра. Если не вдаваться в подробности, разбиваются кольцевые канавки, сильно изнашиваются стенки цилиндра.

Что касается вкладышей, а также опорных элементов, кроме трения на детали воздействует и так называемая радиальная деформация. Простыми словами, происходит изменение формы отверстий. Вполне очевидно, что в парах трения образуются зазоры, появляются ударные нагрузки. .

Так вот, чип-тюнинг позволяет изменить параметры, которые были настроены на заводе. В результате увеличивается момент и мощность, но параллельно возрастают и нагрузки в самых важных узлах ДВС. Естественно, баланс износа, прогнозируемый конструкторами мотора, также будет нарушен.

Получается так, что хотя увеличение мощности не особенно влияет на силу трения, при этом происходит увеличение давления на стенки подшипников скольжения и других элементов. В результате растут ударные нагрузки, процессы износа быстро прогрессируют, увеличивается зазоры и т.д.

Стоит добавить, что подобные процессы затрагивают не только ДВС, но и КПП. Параллельно могут быстрее выйти из строя катализатор и кислородный датчик. Также сокращается , то есть смазочные жидкости нужно чаще менять.

На многих моторах вдобавок увеличивается расход масла на угар.
Еще дополнительные нагрузки испытывает и , которая работает более интенсивно в результате увеличения мощности. По этой причине нужно следить за работоспособностью, качеством и чистотой каналов системы охлаждения.

Как правильно чиповать двигатель и эксплуатировать прошитый мотор

Становится понятно, что для грамотного чип-тюнинга необходимо иметь специальное оборудование, а также развернутый доступ к технологическим картам работы мотора. Многое будет зависеть и от опыта и квалификации самих специалистов.

Дело в том, что изменение любого параметра (например, момент зажигания или впрыска) приводит к тому, что другие параметры также потребуют коррекции. Причем делать это нужно только с учетом полного понимания процесса и различных нюансов. Только такой подход позволяет получить прирост мощности и момента с минимальным ущербом для ДВС.

Еще важно учесть, что увеличенную мощность нужно использовать не постоянно, а только периодически (для обгонов, при необходимости резкого старта и т.д.). Особенно это актуально в случае с , на которых чип-тюнинг дает более заметный прирост.

Причина заключается в том, что все системы остаются штатными, при этом не всегда запаса их производительности хватает для того, чтобы справиться с дополнительной мощностью без последствий для мотора.

Прошивка дизельного ДВС, преимущества и недостатки чип-тюнинга. Негативные последствия чип-тюнинга турбодизельного мотора.

  • Увеличение мощности атмосферного и турбированного двигателя. Глубокий или поверхностный тюнинг ДВС. Модификация впускной и выпускной системы. Прошивка ЭБУ.


  • В конце прошлого столетия у автолюбителей появилась возможность усовершенствовать динамические характеристики автомобиля, без ущерба внутренним частям автомобиля. Чип-тюнинг — настройка работы электронных контроллеров двигателя, для увеличения мощности двигателя.

    Что такое чип-тюнинг двигателя?

    Если сказать более просто, то чип-тюнинг - это электронного блока управления двигателем автомобиля. Делается это для улучшения характеристик настроек транспортного средства. Для чип-тюнинга не требуется вносить изменения с технической или механической стороны. Здесь следует произвести работу только лишь с ЭБУ двигателя.

    При помощи чип-тюнинга владелец автомобиля может изменить объем топлива, которое впрыскивается в , обогощение рабочей смеси, измененияугла зажигания и давления наддува. Чтобы сделать , не требуется много свободного времени. Специалист может осуществить его даже за час.

    К ЭБУ подключается компьютер через особый разъем. В специальной программе пользователь может управлять настройками системы. Выполняется процесс прошивки и синхронизации данных с устройства. Человек обязан точно знать какие изменения он будет делать. После этого происходит процесс записи новой программы. Как только все завершится, необходимо проверить работу автомобиля.

    Чип-тюнинг делается чаще всего для увеличения мощности двигателя и снижения расхода топлива автомобиля. Он выполняется для любых инжекторных моторов. Исключения есть в виде некоторых агрегатов японского производства. Если смотреть в целом, то нет разницы между чип-тюнингом отечественного или зарубежного автомобиля.

    Чип-тюнинг можно делать на мотоциклы, яхты, катера и современные тракторы с ЭБУ. После данной процедуры у двигателя увеличивается запас мощности. Она позволяет активировать скрытый потенциал мотора транспортного средства. Коррекция работы двигателя также осуществляется при помощи чип-тюнинга.

    Чип-тюнинг подразумевает настройку микросхемы. за счет него происходит обновление и модификация базы данных ЭБУ автомобиля. Они хранятся в двухмерных и трехмерных таблицах. Из-за особого положения различаются блоки управления двигателем. Количество таблиц в них может не совпадать, что говорит о разных производителях. Специальное программное обеспечение позволяет изменять данные в электронных системах автомобилей.

    Автомобили нашего времени снабжаются специальным портом OBD, который позволяет вносить изменение в ЭБУ без снятия. На некоторых транспортных средствах наоборот можно только корректировать данные путем изъятия микросхемы. Для такой операции необходимо работать мастеру с высокой квалификацией. Но как бы это не делалось, результат будет превосходный.

    Не следует обращаться к тем компаниям, в которых вы сомневаетесь. Недостаточная квалификация рабочего способна вывести ЭБУ из строя. Иногда прошивку делают не так, как следует. Автомастерские загоняют автомобиль на особый стенд и через специальную программу просто корректируют заводские настройки. Не все рабочие знают что в машине может находиться несколько блоков, которые тесно связаны друг с другом. Поэтому если произошли изменения в одном, то и в другом их требуется делать.

    Плюсы чип-тюнинга двигателя

    Из-за проведении чип-тюнинга владелец автомобиля может повысить мощность примерно на 10 процентов и не более. Можно сказать что это один из лучших способов усовершенствования транспортного средства за короткое время и минимальные затраты.

    Итак, какие же положительные моменты есть у чип-тюнинга двигателя автомобиля?

    • Показатели скорости и тяги возрастают, из-за чего управлять машиной становится проще и легче. Автомобиль будет лучше слушаться и откликаться.
    • Ускорение возрастет, что положительно скажется на езде по загруженным трассам.
    • Если машина сильно нагружена и езда сопровождается включенным климат-контролем, то немного заметнее станет легкость передвижения. Чип-тюнинг позволит увеличить силовой запас агрегата с течением времени.
    • Чип-тюнинг происходит быстро, что способно выигрывать перед такими процедурами, как: форсирование, модернизация.
    • Его сделать проще и дешевле из-за отсутствия необходимости вносить конструкционные изменения в двигатель.
    • Чип-тюнинг можно отменить возвратом к заводским настройкам. Особенно это актуально когда есть какие-то плохие последствия.
    • Получить доступ к изменениям от такой процедуры очень легко. Многие специализированные мастерские не нуждаются в получении данных в больших объемах с автомобиля. Из-за этого транспортные средства без труда могут обслуживаться в дилерских центрах и СТО.
    • Чип-тюнинг позволяет автомобилю легко функционировать с определенным топливом. Эта возможность обеспечивает машину скрытым потенциалом двигателя.
    • Также можно адаптировать транспортное средство под установленные дополнительные детали и агрегаты к мотору. Здесь просто делаются специальные настройки, которые обеспечат оптимальную работу всего автомобиля.
    • Чип-тюнинг способен производить различные изменения под определенный стиль езды водителя. Здесь можно адаптировать ЭБУ как к экономичному режиму, так и к быстрой езде. Комбинированные настройки пользуются большой популярностью.

    Минусы чип-тюнинга двигателя

    Что касается отрицательных сторон, так здесь их чуть меньше. Некоторые из них способны понизить интерес у владельца автомобиля.

    1. Если чип-тюнинг делал непрофессионал, то это может пагубно сказаться на работе блока управления двигателем. В худшем случае ЭБУ выйдет из строя полностью.
    2. Немного ухудшается рабочий ресурс частей мотора автомобиля. Ориентировочно этот показатель равен 3-4 процентам.
    3. При плохом чип-тюнинге есть риск увеличения расхода топлива почти на 20 процентов.
    4. Очень редко бывает что из-за сбоя в ЭБУ неправильно начинают работать более 6-7 процентов всех имеющихся программ. Такой минус способен привести к катастрофическим последствиям.

    Других неполадок пока никто не замечал при проведении чип-тюнинга. Если рассматривать в целом все отрицательные и положительные стороны, то чаша весов явно склоняется к плюсам. К тому же цена такого удовольствия достаточно приемлемая, но об этом ниже.

    Сто процентов стоит делать чип-тюнинг в том случае, когда заводская прошивка имеет недоработки.

    Стоимость чип-тюнинга двигателя

    Как вы могли догадаться, стоимость чип-тюнинга напрямую зависит от марки автомобиля. Также очень важен год выпуска, название модели и сами характеристики двигателя транспортного средства. Одним из самых основных факторов, который влияет на цену, является - лицо, производящее прошивку. Им может быть кто угодно: мастерская, дилерский центр, частный сотрудник или рабочий автосервиса.

    Цены варьируются в разных пределах. Встречается чип-тюнинг от 2000 до 10000 рублей. Необходимо понимать что стоимость не свидетельствует о высоком качестве процесса. Мастера-самоучки часто могут выполнить работу намного лучше, чем сотрудники дилерского центра. Но не все имеют хорошее и дорогостоящее оборудование для этой процедуры, поэтому и цены отличаются.

    В наше время чип-тюнинг выполняет большинство производителей автомобилей. Так что теперь эта операция является официальной. Лучше всего делать его именно там, где вы уверены в качестве и профессионализме мастера. Не стоит скупиться и экономить денежные средства, но и переплачивать не всегда разумно в случае с чип-тюнингом.

    Если вы решили сделать его самостоятельно, то лучше проконсультировать у специалиста, ведь неправильные настройки могут привести к неисправности автомобиля. Для чип-тюнинга лучше купить профессиональное оборудование, которое не требует особых навыков для его использования. Сделав этот процесс несколько раз, не потребуется больше обращаться в автосервис.

    Раньше для того, чтобы как-нибудь улучшить характеристики автомобиля, автолюбитель должен был его продать или сдать на металлолом, а взамен купить то, что интересует. Сегодня в плане улучшений ситуация поинтереснее. Благодаря технологиям на любых автомобилях, оснащенных ЭБУ, можно менять любые характеристики. Также многие стараются улучшить производительность автомобиля, при этом не вкладывая в этот процесс средств. Для этого применяется чип-тюнинг. Что это такое и каковы его плюсы и минусы? Эти вопросы сегодня интересуют многих автовладельцев.

    Чип-тюнинг - что это?

    Новейший вид изменения характеристик двигателей, который сегодня называют чип-тюнингом, не такой уж и новый, как об этом принято говорить. Технология появилась примерно в середине 90-х годов. В то время главным преимуществом такой модификации была возможность улучшения характеристик двигателя без необходимости вмешательств в его механику.

    Эти манипуляции с техническими параметрами силовых агрегатов стали возможными благодаря появлению электронных блоков, которые контролируют работу автомобиля и его двигателя. ЭБУ, если говорить в общем, является ни чем иным, как специальным компьютером, который управляет работой всех систем автомобиля. Если это компьютер, то в его основе лежит микросхема, или же чип. Именно микросхема - носитель программ, которые написали и установили на заводе, где собирался тот или иной автомобиль.

    Этот способ тюнинга - на самом деле изменение различных настроек программы и блока ЭБУ. Для этого существует масса различных программных инструментов. В результате после внесения изменений улучшаются характеристики силовых агрегатов, а некоторые владельцы автомобилей утверждают, что удается полностью раскрыть весь потенциал двигателя.

    Кто выполняет чип-тюнинг двигателей

    Занимаются этим не автомеханики, а программисты, которые умеют разобраться в сути работы и в алгоритмах ЭБУ различных марок и моделей автомобилей и умеют внести в них необходимые, направленные на улучшение характеристик, изменения.

    Плюсы и минусы чип-тюнинга двигателя во многом зависят от того, кто его выполняет. Результат процедуры зависит не от возможностей технологии, а от того человека, который занимается редактированием прошивки. Если он не понимает нюансов работы конкретного двигателя, то плюсов у такой процедуры не будет, а автовладелец получит сплошные минусы.

    Как делают программную модификацию ЭБУ

    Первым делом необходимо подготовить специальные программные продукты, которые способны внести изменения в работу программно-аппаратного комплекса или же ЭБУ. После того как нужные инструменты подобраны, на мониторе компьютера можно будет увидеть таблицы данных. Для удобства и комфорта работы с ними они сведены в привычный графический вид.

    Затем выполняется изменение параметров и перепрошивка чипа. Плюсы и минусы чип-тюнинга двигателя и других систем можно будет увидеть после реальных испытаний. Внести изменения можно в систему контроля за токсичными выбросами в процессе движения, в работу зажигания, также можно изменить алгоритмы подачи топлива. Разрешается ограничить обороты двигателя.

    Чип-тюнинг двигателя: плюсы и минусы

    Специалисты, которые занимаются подобными модификациями, утверждают, что среди плюсов процедуры вмешательства в прошивку - возможность повышения мощности, избавление водителей от необходимости часто переключать передачи, возможность совершения безопасных обгонов. Для авто с АКПП можно сделать переключение более плавным. Конечно, это плюсы.

    Однако внимательные читатели заметят, что если мотор будет работать на высокой мощности, то и и никакой экономии не будет. Специалисты заявляют, что увеличения расхода горючего бояться не стоит. Рост мощности никак не увеличит "аппетиты" двигателя.

    Все дело в том, что, по словам специалистов, благодаря внесению изменений двигатель сможет разгонять автомобиль с любых оборотов без необходимости их набора. Вот что способен обеспечить чип-тюнинг двигателя. Плюсы и минусы (ВАЗ-2170 не исключение) - повышение производительности при обычном расходе топлива.

    Согласно отзывам, процедура чип-тюнинга, выполненная правильно, снижает количество топлива, которое поступает в двигатель, а мощность силового агрегата растет благодаря увеличению КПД от сгорания топлива.

    Виды чип-тюнинга: программный тюнинг

    Производят вмешательство в прошивку ЭБУ двумя различными способами. Первый вариант - это программное вмешательство. О нем уже достаточно сказано - он самый эффективный. Плюсы и минусы чип-тюнинга двигателя уже понятны. Его суть в том, что калибровки, которые сделаны на заводе для системы подачи топлива, изменяются до необходимых показателей. Нужно сказать, что существует три вида этих калибровок. Стандартный чип-тюнинг, плюсы и минусы которого интересны многим автолюбителям, позволяет соблюсти баланс между эффективной работой двигателя и его аппетитами. Такая калибровка устанавливается на заводе.

    Динамический чип-тюнинг дает возможность в значительных пределах повысить мощность и разгонную динамику. Но без увеличения КПД затраты агрегата также значительно вырастут. Здесь автовладельцам приходится продумывать все, что дает чип-тюнинг двигателя, плюсы и минусы его. Здесь выбор простой: или машина будет быстрой, или экономичной. Также существуют калибровки, направленные на экономичность. Этот способ полностью противоположный второму. Его суть в том, чтобы "аппетиты" двигателя сократить.

    Механическое вмешательство

    Этот вид - более старый. Он применяется любителями. Если верить отзывам, подойдет он для старых автомобилей, где нет инжекторной системы подачи топлива. В этом случае работы проводятся вручную, без применения электроники. В ходе процесса изменяются отдельные детали и системы, которые могут повлиять на КПД

    Плюсы и минусы чип-тюнинга двигателя по такой технологии - это реальная возможность увеличения мощности, снижения характеристик, но из минусов отзывы отмечают тот факт, что необходим большой опыт работы в ремонте авто и серьезная сумма денег.

    Вмешательство в работу дизельных моторов

    Для дизелей на новых автомобилях такие модификации также очень актуальны. Первым делом программное вмешательство позволяет улучшить скорость и тяговые характеристики автомобиля. Кроме этого, появляются новые возможности для совершения обгонов. Если автовладелец захочет включить кондиционер, то на мощность мотора это практически не повлияет. Еще одно: если настройки больше не устраивают, всегда параметры ЭБУ можно вернуть к первоначальному состоянию.

    Вот что дает современному водителю чип-тюнинг Плюсы и минусы этой технологии в целом такие же, как и для бензиновых атмосферных. В качестве плюсов - повышение эффективности, минус - увеличенный расход при агрессивной манере вождения.

    Чип-тюнинг и ресурс дизельных моторов

    Качественный чип-тюнинг создают на базе прошивки. Сам процесс только перекалибровывает программу, которая управляет работой мотора. Характеристики возрастают до 40 % - это и есть хороший чип-тюнинг. Плюс - рост производительности, минусов нет. Все узлы используются в регламентированном производителем ничего не изнашивается раньше положенного срока.

    Последствия чип-тюнинга

    Все это звучит более чем привлекательно. Устоять от соблазна сделать чип-тюнинг двигателя, плюсы и минусы которого описаны в нашей статье, нельзя. Но увеличение мощности - это серьезный риск. Прибавка мощности на примере турбированного дизельного мотора получается из-за большего количества воздуха, которое подается в систему питания. Турбина должна работать с большим давлением и высокими оборотами - крыльчатка просто не выдержит такого.

    Но за мощность отвечает не только воздух. Дополнительное топливо проходит через те форсунки, которые установил производитель. Это серийные решения, которые не рассчитаны на такую эксплуатацию. Горящий факел в данном случае будет попадать на поршень, который в этот момент идет вниз. Автомеханики видят множество таких расплавившихся поршней и катализаторов, посеченных лопастей компрессора и треснувших блоков двигателя. Так что, решаясь на такую операцию, стоит подумать над этим.

    Итак, мы выяснили, и каковы его плюсы и минусы.

    В последние годы с помощью чип-тюнинга становится все более популярным. Чип-тюнингом сегодня занимаются множество различных как профильных, так и непрофильных технических центров. Перенастройку блока управления двигателем выполняют даже гаражные сервисы, обещая своим клиентам заметную прибавку мощности и других характеристик двигателя. Но так ли это? Стоит ли делать чип-тюнинг и если да, то куда обращаться за этой услугой? Ответ на эти и другие вопросы даст наш обзор.

    Многие из автовладельцев знают, что все современные автомобили оснащены электронным блоком управления двигателем (ECU), который контролирует жизненно важные функции авто. В том числе это касается и режима работы двигателя. Естественно, за работу двигателя в электронном устройстве отвечает специальная программа, которую при желании можно немного изменить или полностью установить свою собственную программную оболочку.

    Почему же процесс перенастройки блока управления двигателем называется ?

    Дело в том, что на раннем этапе появления электронных блоков управления для того чтобы изменить настройки в программе, специалистам чаще всего было необходимо заменить микрочип, отвечающий за работу мотора. В результате замены чипа за управление двигателем отвечает модифицированная версия программного обеспечения.


    Сегодня же чаще всего для чип-тюнинга нет необходимости менять микросхему с тюнинг-программой. Благодаря современным технологиям чип-тюнинг может сделать практически любой водитель, самостоятельно воспользовавшись специальной программой, установленной на ноутбук, планшет и даже смартфон, подключив их к диагностическому разъему .

    Более того, программную среду для тюнинга можно скачать даже в Интернете на различных форумах и в сообществах соцсетей. В итоге в нашей стране появилось множество гаражных чип-тюнеров, которые предлагают свои услуги по недорогому чип-тюнингу автомобилей. Кстати, этот вид чип-тюнинга по стоимости самый дешевый и занимает минимум времени. Обычно подобный простой процесс чипования «мозгов» автомобиля выглядит так:

    • - Выбор программы для чип-тюнинга
    • - Подключение компьютера к разъему OBD автомобиля
    • - Перезапись заводской программы на свою или выборочное изменение настроек программы (в среднем процесс занимает 20 минут)
    • - Также при желании можно вернуть заводские настройки блока управления двигателем

    Но проблема в том, что качество этих услуг оставляет желать лучшего. Мы не рекомендуем проводить дешевый чип-тюнинг у подобных специалистов, чья квалификация зачастую оставляет желать лучшего. Да, мы не спорим, что в России немало кулибиных, которые умеют делать качественный чип-тюнинг. Только, к сожалению, таких «электронщиков» можно по пальцам пересчитать. Чаще всего услуги по чипованию автомобилей предлагают не очень продвинутые автомастера. Также имейте в виду, что хорошая программа для чип-тюнинга стоит немалых денег. Естественно, если вам предлагают дешевую услугу по чипованию «мозгов» авто, то стоит призадуматься, надо ли на это соглашаться.


    Помните, что неправильная чиповка автомобиля может не только привести к выходу из строя блока управления двигателем, но и даже к появлению проблем в работе двигателя, а это сами понимаете, чем чревато.

    Поэтому рекомендуем вам обращаться за услугой по чип-тюнингу только в крупные и известные технические центры либо к частным проверенным мастерам, о которых есть положительные отзывы от ваших знакомых или на специализированных форумах в Сети.

    Есть, конечно, и более глубокий чип-тюнинг, о котором мы ранее рассказывали в статье

    Кроме того, в настоящий момент набирает популярность чип-тюнинг Superchips Bluefin, который также можно провести самостоятельно (если вы знакомы с компьютером и с устройством автомобиля).


    По сути, Superchips Bluefin - это переносное оборудование, с помощью которого владелец авто может сам прошить свой автомобиль, не обращаясь за услугой к чиповальщикам. Причем сам процесс прошивки максимально прост и занимает не больше получаса.

    Также есть модуль RaceChip, встраиваемый в проводку (подключение к датчикам) автомобиля в качестве дополнительного блока управления двигателем (ECU). В результате в машине появляется дополнительный разъем, к нему подключается специальный электронный блок управления, с помощью которого вы можете настраивать различные параметры впрыска топлива, подачи воздуха и другие настройки двигателя. В том числе в некоторых моделях RaceChip есть возможность управлять настройками с помощью смартфона.


    Ну и, безусловно, некоторые официальные дилеры также предлагают свои услуги по перенастройке блока управления двигателем. Правда, как правило, этот вид чип-тюнинга не предполагает установку новых дополнительных чипов или глубокую перенастройку параметров работы двигателя. Обычно дилерский тюнинг заключается в изменении нескольких настроек.

    В остальных случаях за более глобальным чип-тюнингом вам придется обращаться в неофициальные технические центры.

    Зачем чиповать автомобиль?


    Есть две основные причины, почему многие автовладельцы хотят провести чип-тюнинг своей машины. Речь идет о прибавке мощности и изменении максимального крутящего момента двигателя на определенных оборотах.

    Но зачем менять заводские настройки? Что это даст?

    Все дело в том, что когда ваш автомобиль покинул завод, то, вероятнее всего, он вышел зашитым в микрочип ECU программного обеспечения, которое не предполагает максимально возможную мощность автомобиля. То есть производитель изначально ограничивает мощность многих автомобилей для соответствия целям той или иной запланированной модели. Также ограничение мощности необходимо для достижения определенной экономичности.

    Соответственно, в наши дни в современных автомобилях мощность и другие характеристики производительности, как правило, ограничены не какими-либо конкретными механическими факторами, а обычными настройками программного обеспечения, которое установлено на микрочип внутри блока управления двигателем (ECU).

    Компьютерные алгоритмы контролируют работу двигателя, влияя на такие параметры, как время зажигания, соотношение воздуха/топлива в камере сгорания (топливная смесь), давление наддува турбины и т. д.


    Поэтому если вы хотите увеличить производительность вашей современной машины или сделать ее экономичнее, то вам нет необходимости в ее глубокой механической модернизации. Сегодня для этого достаточно чип-тюнинга блока управления двигателем.

    Например, если ваш автомобиль оснащен турбиной, то с помощью чип-тюнинга вы можете уменьшить расход топлива в среднем на 7-10%. Это можно сделать, уменьшив доступность максимального крутящего момента на определенных оборотах двигателя. Соответственно, этой настройкой вы должны снизить силу вашего двигателя. Но благодаря этому вы улучшите экономичность машины.

    Если вас не устраивает производительность автомобиля, то вы, наоборот, можете добавить максимальный крутящий момент на определенных оборотах мотора. В этом случае вы увеличите силу авто. Правда, тогда расход автомобиля станет больше. Как говорится, за все нужно платить.

    Например, с помощью чип-тюнинга RaceChips производитель чипа обещает, что Mondeo 2.0 TDCI 2007 года получит дополнительно 25 л. с. и 61 Нм.

    Если вы купите более дорогой чип, то можете увеличить мощность до 40 л. с., а крутящий момент - до 90 Нм.

    С оборудованием Superchips, допустим, для SEAT Leon (1,2-литровая модель TSI) владелец авто может добавить до 20 л. с. и 36 Нм.

    В том числе вы можете обратиться к различным специалистам, которые прочипуют ваш автомобиль на своем оборудовании, просто подключившись к блоку управления двигателем и перенастроив в «мозгах» некоторые параметры. Правда, при этом на заметную прибавку мощности не рассчитывайте.

    Для более существенного роста КПД вам в любом случае придется устанавливать модернизированную программу либо полной перепрошивкой «мозгов» автомобиля, либо заменой заводской микросхемы на тюнинг-чип.

    Минусы чип-тюнинга


    Некоторые автовладельцы опасаются, что после чип-тюнинга блока управления двигателем в машине могут появиться проблемы. Да, это так, если чипование проводили неквалифицированные специалисты, использующие некачественное оборудование и неоригинальную программу. Если же провести чип-тюнинг в известной на рынке компании, о которой положительно отзываются другие автовладельцы, то вашей машине ничто не угрожает.

    Например, в серьезном техническом центре, который занимается чип-тюнингом, специалисты, перед тем как чиповать , проверяют, не повлияет ли новая программа в блоке ECU на работу двигателя и не приведут ли новые незаводские параметры работы мотора к его выходу из строя или повышенному износу. Так, после изменения ряда настроек в блоке управления ECU специалисты по чип-тюнингу должны всегда проверять, не превышает ли температура или давление двигателя допустимых параметров. К сожалению, подобной проверкой часто пренебрегают чиповщики, предлагающие в различных гаражах свои дешевые услуги. Помните, что, изменив ряд настроек в программе управления двигателем, можно повлиять на другие параметры работы мотора, что может привести к серьезным проблемам.


    Тем не менее это не означает, что чип-тюнинг нужно игнорировать. Тем более что сегодня большинство современных автомобилей выходит с завода с уменьшенной мощностью. На самом деле многие автомобили в наши дни можно сделать мощнее или экономичнее. Просто для того чтобы провести чиповку, нужно обращаться только к проверенным специалистам.


    Обратите внимание на современные автомобили. Вы наверняка в курсе, что некоторые новые модели, выходящие на авторынок, часто поставляются с теми же двигателями, но имеющими большую мощность. Как правило, это связано с тем, что автопроизводители часто ограничивают мощность более ранних моделей авто, а затем каждой новой версии автомобиля добавляют постепенно мощность. Так что ограничение мощности на заводе - это не только забота об экологии, но и чисто маркетинговый прием.

    Чип-тюнинг же позволяет придать двигателю значительно большую производительность.

    Однако нужно понимать, что, «чипанув» свою машину, вы получите с прибавкой мощности увеличение расхода топлива, если, конечно, вы чипуете авто не с целью снижения расхода. В этом случае специалисты перенастроят параметры блока управления двигателем таким образом, чтобы снизить мощность машины. Так что, как видите, законы физики невозможно изменить и, что-то получая, мы в любом случае что-то теряем. Поэтому каждый должен решить для себя сам, стоит ли проводить чип-тюнинг своей машины.

    Сколько стоит чип-тюнинг авто?


    Как мы уже сказали, все зависит от вида чип-тюнинга и от места, где вы будете проводить модернизацию работы блока управления двигателем. Повторим, некоторые дилеры предлагают свою собственную перенастройку работы программы ECU.

    Но обычно их чип-тюнинг заключается максимум в обычной настройке некоторых параметров блока управления двигателем. Однако, несмотря на простоту подобного псевдочип-тюнинга, будьте готовы выложить дилеру круглую сумму. Если же вы хотите сделать более глубокий чип-тюнинг, то вам придется обращаться в специализированный технический центр либо в другое место, где вам проведут полную перенастройку работы двигателя с помощью полной чиповки ECU.

    Также стоимость чиповки зависит от . В том числе на конечную стоимость подобных услуг влияют ваши предпочтения.

    Например, если вы хотите добавить машине максимум мощности или максимальный крутящий момент и затем провести испытание на специальном стенде или же устроить реальные испытания машины на треке, то приготовьтесь расстаться с большой суммой, поскольку тесты после чипования стоят очень дорого.

    Так что цены на чип-тюнинг варьируются довольно таки в широком диапазоне, начиная от дешевого гаражного чипования которое может стоить всего несколько тысяч рублей и заканчивая комплексными работами по чип-тюнингу включая предварительную диагностику, чип-тюнинг и последующие тесты, что может вольется в не одну десятку тысяч рублей.

    Кстати, тестирование машины после чипования позволяет вам сразу понять, устраивает ли вас работа новой программы, управляющей двигателем авто. Например, если вам не понравится, как работает двигатель после чипования, вы можете попросить немного перенастроить некоторые параметры управления двигателем или же перепрошить «мозги» на новую программу.

    Отечественные