Око планеты информационно-аналитический портал. Opus dei: церковь внутри церкви или секта? Персональная прелатура "Опус Деи"

41.921778 , 12.484056
Опус Деи
Opus Dei
Членство:
:
Тип организации:

Персональная прелатура

Руководители
Прелат
Основание
www.opusdei.org

Цель «Опус Деи» - помогать верующим обрести святость в повседневной жизни, занимаясь обычными земными делами, в частности - профессиональной деятельностью .

Штаб-квартира Прелатуры находится в Риме , на Viale Bruno Buozzi, 73.

История

«Опус Деи» с самого его основания стало распространяться среди студентов и рабочих, а также в других слоях общества.

В годы гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. республиканцы подвергали жестоким гонениям все религиозные организации в стране. Жертвами этих преследований стали 12 епископов и более 6 тыс. священников и монашествующих. Напротив, установившийся затем режим Франко всячески благоприятствовал католицизму, предоставив возможность роста всем религиозным образованиям, в связи с чем новое правительство пользовалось определенной поддержкой среди католиков. В правительстве Франко было несколько членов «Opus Dei», что вызвало обвинения организации в симпатии к фашизму и стремлении к власти. Но основатель общества всегда подчеркивал, что члены «Opus Dei» обладают той же политической свободой, что и все прочие католики, и могут придерживаться тех политических убеждений, которые им больше по душе, поскольку «Дело» это религиозная, а не политическая организация" .

На 31 декабря 2008 года прелатура насчитывала 1654 центра пастырского попечения, 88 904 члена, 1972 из которых были священниками («Annuario Pontificio», Libreria Editrice Vaticana, 2009 г.). В Священническом обществе св. Креста, помимо клира прелатуры, состоит ещё около 2 тыс. епархиальных священников и несколько дьяконов, инкардинированных в различные епархии по всему миру (см. Справочник прелатуры «Opus Dei», с. 34 , Алматы, 2010 г., в http://multimedia.opusdei.org/pdf/ru/muller.pdf).

Иерархия

Руководство организацией осуществляют члены «нумерарии», берущие на себя различные обязательства, в том числе и обязательство безбрачия (члены Опус Деи обетов не дают, потому что они не монашествующие, а миряне). Многие из них живут в центрах прелатуры; некоторые впоследствии становятся священниками. Среди «нумерариев» выделяется особая группа с неопределенным четко количеством членов, называемых «инскрипти» (вписанные ). Из этой группы прелат организации назначает «электоров» (выборщиков), которые участвуют в выборе очередного прелата.

Наряду с членами-нумерариями организации в её состав входят и супернумерарии, которые берут на себя определенные обязательства. Они не обещают безбрачия и могут состоять в браке, но при этом являются полноправными членами «Опус Деи».

Присоединение к «Опус Деи» осуществляется путём заключения особого договора, форма которого едина для всех, между «Опус Деи» и верующим, решившим стать его членом. Порядок присоединения к организации довольно сложен, а процесс окончательно завершается не ранее, чем по истечении шести лет. Совершеннолетний кандидат в члены организации подает прошение в письменной форме, которое рассматривается в течение шести месяцев, затем, по истечении года посредством формальной декларации договорного типа (возобновляемой каждый год), лицо получает возможность исключительно временного присоединения. По истечении пяти лет наступает возможность постоянного присоединения к организации. Заключившее договор физическое лицо несет ряд обязанностей: «оставаться в юрисдикции прелата в том, что касается целей Прелатуры; соблюдать юридические нормы Прелатуры и исполнять другие обязанности членов Opus Dei.»

Руководители Опус Деи

  • Хосемария Эскрива де Балагер (2 октября 1928-26 июня 1975)
  • Альваро дель Портильо (1975-23 марта 1994)

Деятельность

Суть деятельности Opus Dei состоит в предоставлении своим членам и всем желающим средства духовного воспитания, чтобы они могли жить в миру как подобает добрым христианам.

Св. Хосемария

К этим средствам относятся занятия по углублению понимания истин веры, регулярные духовные упражнения, личное духовное руководство и т. д. Кроме того, члены Opus Dei организуют, как правило, в развивающихся странах различные воспитательно-образовательные, социальные и культурные инициативы, направленные на помощь местному населению. Среди таких инициатив могут быть университеты, школы, центры профессионального обучения, небольшие клиники, благотворительные организации и т. д. При этом члены прелатуры вносят свой вклад в дело распространения Евангелия среди своего окружения, подтверждая свое свидетельство примером собственной жизни.

Критика

«Opus Dei» подвергается критике. Критики, среди которых есть и католические священники, считают «Opus Dei» опасной организацией. В начале своего существования «Opus Dei» было названо «новой ересью» из-за призыва к всеобщей святости, принятого затем на Втором Ватиканском соборе (1962-1965 гг.). Опасность, главным образом, видят в секретности и закрытости «Opus Dei». В печатных изданиях и Интернет -СМИ присутствуют публикации, в которых говорится, что «Opus Dei» применяет многие практики, свойственные сектам . Однако свое одобрение «Opus Dei» не раз высказывали Римские Папы .

Примечания

Ссылки

  • Профиль организации «Опус Деи» - на портале Мир Религий .
  • История прелатуры «Опус Деи» на сайте «Иерархия восточных и католических церквей».

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Закс
  • Зак

Смотреть что такое "Опус Деи" в других словарях:

    «ОПУС ДЕИ» - (лат. дело божье) полуконспиративная политико религ. орг ция, ставящая перед собой цель более активной защиты политич. и экономия, интересов монополистич. капитала в связи с неспособностью либеральной бурж. демократии противостоять коммунизму,… … Атеистический словарь

    Опус Деи - (Opus Dei, лат. труд божий), рим. католич. орг ция, основанная в 1928 г. исп. священником Хоссмария Эскрива де Балагером. Ее членами, к рых в мире насчитывается 76 тыс., могут стать как священнослужители, так и миряне, причем руководство О.Д. не… … Народы и культуры

    Опус Деи - Личная прелатура Католическая энциклопедия

    Личная прелатура "Опус Деи" - История прелатуры: Божье дело (лат. Opus Dei) организация, основанная испанским священником Хосемария Эскрива де Балагер в Мадриде 2 октября 1928 года во время молитвенного уединения, он в откровении постигает волю Божию. 14 февраля 1930 года… … Католическая энциклопедия

    Опус (значения) - Опус (лат. opus «работа»): Музыкальное произведение в широком смысле всякая музыкальная пьеса Произведение искусства не имеющее определённого названия, девиза, надписи, темы или сюжета Опус (музыка) термин, использующиеся для… … Википедия

    Эрранс Касадо, Хулиан - Кардинал Хулиан Эрранс Касадо Cardenal Julián Herranz Casado Кардинал дьякон с дьяконством церкви Святого Евгения … Википедия

    Хулиан Эрранс Касадо - Его Высокопреосвященство кардинал Хулиан Эрранс Касадо (исп. Julián Herranz Casado), (род. 31 марта 1930, Баэна, Испания). Опусдеист. Испанский куриальный кардинал. Титулярный епископ Вертары с 15 декабря 1990 по 14 декабря 1994. Титулярный… … Википедия

"Мы не секта, мы только лишь хотим быть святыми"

Если мусульманский фундаментализм уже давно занимает первые полосы газет, то о деятельности правохристианских движений слышать приходится гораздо реже. Такая скрытность у многих вызывает беспокойство и тревогу тем, что она ускользает от традиционных механизмов демократического контроля. Примером такой незаметной, но целеустремленной активности служит восхождение Опуса Деи - католического "ополчения" сектантского толка, обладающего экономической и политической властью, и влияющей как на римскую церковь, так и на светскую власть, в которую она стремиться проникнуть любым путем.

Предлагаем совершить небольшую прогулку по Опусу Деи и составить впечатление о роли этой организации в современном западном обществе.

Идейная основа движения и его цели

Начнем с целей движения, и обратимся к католическим источникам. Справочник по христианским движениям сообщает следующее.

Прелатура Опуса Деи нацелена, в первую очередь, на обеспечение своих приверженцев, а также и любых других людей, средствами духовного просвещения и пасторской помощи. Пользуясь этой поддержкой, они вдохновляются на распространение Евангелия, практикуя христианские добродетели и освящая свой труд. Освятить свой труд означает для тех, кто себя связал с Прелатурой, трудится в духе Иисуса Христа, т.е. с максимальным совершенством, принеся этим славу Господу, служа ближним, внося свой вклад в делание мира святым, внося дух Евангелия во все сферы земной деятельности и бытия.
Плодами совместной апостольской деятельности тех, кто трудится вместе с Опусом Деи могут быть названы колледжи, университеты, женские центры, медицинские диспансеры в развивающихся странах, сельские школы, центры профессиональной подготовки, студенческие общежития, культурные центры и т.п.

Такой апологетический текст создает идеальный образ рыцарского союза, связанного благородной целью нести в мир свет духовного просвещения. Тем не менее, для человека, далекого от религии, такое разъяснение оставляет ощущение неясности В дебрях церковной риторика, с ее постоянным смещением значения обычных слов непросто уловить смысл речи. Именно это и происходит с фразой "освятить свой труд". На помощь, как это ни парадоксально, приходит другой церковный текст, на этот раз речь Карола Войтылы, более известного как папа Иоанн Павел II, на церемонии канонизации Хосемарии Эскривы де Балагера, основателя Опуса Деи, прошедшей 7 октября 2002 г. на Площади Святого Петра в Риме:

...Святой Хосемария был избран Богом для провозглашения всеобщего призыва к святости; для свидетельства о том, что обычные занятия, составляющие ткань повседневной жизни, – это путь к святости. Можно сказать, что Святой Хосемария – святой повседневности. В самом деле, он был убежден, что для человека, глубоко верующего в Бога, любое событие его жизни – это повод к встрече с Богом, стимул к молитве. Когда мы смотрим на повседневную жизнь с этой точки зрения, мы открываем в ней величие, неведомое раньше. Мы понимаем, что святость доступна всем людям.
Эскрива поддерживает идею евангелизации мира ”изнутри”. Он показывает, что не может быть конфликта между Божиим Законом и потребностями подлинного человеческого прогресса. Этот святой священник научил нас, что Христос должен быть вершиной любой человеческой деятельности (ср. Ин. 12,32). Его послание побуждает христианина действовать в тех местах, где вырабатывается будущее общества. Деятельное присутствие мирян во всех профессиях и на самых передовых рубежах развития неизбежно способствует укреплению гармонии между верой и культурой, в чем так нуждается наша эпоха...

Итак, цель - христианское присутствие везде и во всем, как дорога к святости. "Мы не секта, мы всего лишь хотим быть святыми" Нельзя сказать, что основатель движения "открыл" принцип - "освятить повседневность". Он столь же древний как само Евангелие, и его проповедовали многие святые. Вместе с другим принципом - углубленной внутренней работы, уходом от мира - составили костяк истории христианства. Что же нового внес основатель Опуса Деи? Мысль о том, что необходимо переломить постепенную дехристианизацию мира путем активного, хотя и незаметного, вмешательства во все сферы жизни. Жизнь общества должна быть преломлена через призму христианских представлений. "Ты позволяешь, чтобы тебя вели? Ты?... Значит ты из стада? Хотя ты рожден, чтобы командовать! Среди нас нет места для теплых. " - писал Эскрива. Кризисное состояние - а именно так он рассматривал мир и церкви в нем - требуют решительных действий. И Опус Деи возник как способ провести в жизнь эти идеи. Как сказал Йозеф Ратцингер, выступающий теперь как папа Бенедикт XVI, "...этот удивительный союз абсолютной верности великой традиции церкви, ее вере, ее безусловной открытости вызову мира, будь это в академической среде, в труде, в экономике и т.д. Человек, привязанный к Богу, ведущий с ним непрекращающийся диалог, может осмелиться ответить на этот вызов. "

Рассмотрим вкратце историю возникновения и становления Опуса Деи.

Основатель движения Хосемария Эскрива де Балагер

Католический источник сообщает следующее об основателе Опуса Деи.

Хосемария Эскрива де Балагер родился в Барбастро (Уэска, Испания) 9 января 1902 года. У родителей Хосемарии, кроме него было еще пятеро детей. Супруги Эскрива дали своим детям истинно христианское воспитание. В 1915 году отец Хосемарии вынужден был переехать в Логроньо. В этом городе Хосемария впервые почувствовал свое призвание: увидев на снегу следы босых ног монаха, он догадался, что Бог ждет от него чего-то, хотя в чем именно заключается его миссия, он еще не знал. Хосемария приходит к выводу, что, став священником, он скорее постигнет Божию волю о себе. Он готовится к принятию сана.

28 марта 1925 года рукоположен в священники. Сначала Эскрива работает в деревенском приходе, затем в Сарагосе. а с 1927 года - в Мадриде. Там, 2 октября 1928 года, во время молитвенного уединения, он в откровении постигает волю Божию, и основывает Оpus Dei. Он находится в Мадриде, когда вспыхивает гражданская война (1936 г.). Гонение на Церковь заставляет его скрываться, непрестанно меняя убежища. Эскрива совершает свое служение подпольно, пока ему не удается бежать из Мадрида. После перехода через Пиренеи он обосновывается в Бургосе. По окончании войны в 1939 году возвращается в Мадрид.

В 1946 году он обосновывается в Риме. Он назначен консультантом двух Ватиканских конгрегаций, почетным членом Папской Академии Теологии и почетным прелатом Его Святейшества. Из Рима он часто ездит по всей Европе, закладывая основания для деятельности Оpus Dei или содействуя его процветанию.

Хосемария Эскрива умирает в Риме 26 июня 1975 года. Тысячи людей, среди которых множество епископов из разных стран (более трети епископов всего мира), приступают к Святому Престолу с просьбой начать процесс канонизации Хосемарии Эскривы. 17 мая 1992 г. Иоанн Павел II причисляет отца Хосемарию к лику блаженных на площади святого Петра в Риме в присутствии собравшихся по этому поводу 300.000 человек. 6 октября 2002. Иоанн Павел II причисляет отца Хосемарию к лику святых.

Когда имеешь дело со святым, то в его биографии обязательно найдутся мистические события, которые прорезают в его жизни линию божественной миссии, с которой они пришли в этот мир. Это было, как мы видим, и в случае Балагера. Поскольку жестокая судьба лишила многих из нас дара духовного видения, приходится довольствоваться свидетельством тех, кто заверяет, что оно у них есть. Вот свидетельство Йозефа Ратцингера: "Основатель Опуса Деи сказал: "Я не тот, кто изобрел что-то; есть Другой, кто действует. а я лишь нахожусь в готовности служить ему инструментом." Отсюда и название. Та реальность, которую мы называем Опус Деи, глубоко связана с внутренней жизнью основателя. Он дал нам понять, оставаясь очень сдержанным на эту тему, что был в постоянном диалоге, в настоящем контакте, с тем, Кто создал нас и трудился через нас вместе с нами. Книга Исхода (33:11) говорит о Моисее, что Господь говорил с ним "лицом к лицу, как друг говорит с другом". Я думаю, что если вуаль скромности и скрывает от нас детали, по разным высказываниям мы можем с полным правом применить к Хосемарии Эскриве эти слова "говорил так, как друг говорит с другом", что открывает двери мира настолько, что Бог становится постоянно присутствующим, чтобы действовать и все преобразовывать. " Вот так, ни много ни мало. Уверенность в своем предназначении рождала, разумеется, решимость в действиях и отметала какие-либо сомнения в собственной правоте.

Во время гражданской войны основатель Опуса сначала скрылся во Францию, затем вернулся в Испанию, где присоединился к путчистам в Бургосе и стал духовником супругов Франко. С ними он участвует в реконкисте - "седьмом крестовом походе", и с ними он устраивается в Мадриде. Он мечтает о возврате монархии, в которой король явится помазанником бога. Его амбиции таковы, чтобы сделать свое движение при франкистском режиме тем, чем была инквизиция при Филиппе II.

Свои реакционные взгляды Эскрива никогда не скрывал, и, его канонизация в 1992 году, несмотря на все усилия Карола Войтылы, вызвало серьезное недоумение у общественности, и иначе как скандальным его не называли.

Мария дель Кармен Тапья, ушедшая из Опуса после отданных ему двадцати лет жизни, пишет в своей книге "За порогом" о том, что конгрегации, занимавшейся подготовкой беатификацией Эскривы, не были представлены никакие документы критического характера, что полностью противоречило принятому порядку. Конгрегация не провела расследования по факту всем известного конфликта между Эскривой и иезуитами, его профашистские заявления и наклонности, связи Опуса Деи с франкистским правительством. Совершенно невероятно, но 40% свидетельств, принятых к рассмотрению исходили только от двух человек: Портильо и его помощника, Эчеварриа, двух прелатов Опуса Деи.

Имея опыт непосредственной работы с Эскривой, Мария Талья рисует земной портрет основателя Опуса. Образ святого, исполненного доброты и милости, который преподносят статьи, вышедшие в момент беатификации де Балагера, рассеялся рядом с другим портретом, на котором был представлен человек тщеславный, гневный, любящий роскошь, и мало заботящийся о своих "чадах". Этот портрет - не плод поспешного суждения, а вывод из наблюдений за повседневной жизнью, размышлениями основателя и его действиями в тех или иных ситуациях.

Добавим еще свидетельство иного плана. Католичка, ушедшая из Опуса Деи, пишет о культе его основателя, который очень силен в среде участников движения. "Мои товарищи входили в экстаз, разглядывая его фото. В Опусе имеются праздничные даты по всем важным событиям жизни де Балагера. Многие приезжали к могиле основателя и прикладывали к ней разные предметы, чтобы унести часть его "ауры", и все это еще задолго до его беатификации. "Это должно понравится Отцу" - эти слова так часто звучат, что неизбежно рождается вопрос, а не важней ли Основатель самого Господа? "

В современном стремительно меняющемся мире неизбежные трансформации претерпевают и традиционные институты мировых религий. Они по-своему реагируют на процессы глобализации и секуляризации. Порой эта реакция принимает достаточно радикальные формы, что можно видеть на примере распространения исламского фундаментализма.

Однако не только ислам пытается найти ответ на вызовы времени. Протестантизм, православие, католицизм, иудаизм, буддизм — все занимают круговую оборону, а иногда переходят и в наступление. Одной из первых стала перестраивать свою структуру и мобилизовывать силы для новых задач Католическая церковь. Чтобы поддержать единство церкви и дать новый импульс ее развитию, Ватикан ищет опору в консервативных организациях и распространяет их влияние по всему миру .

Католицизм остается мощной политической организацией. Святой престол — активный игрок на мировой сцене, в распоряжении которого огромные богатства и изощренные рычаги влияния, выстраивавшиеся на протяжении всей истории западноевропейской цивилизации. То, какую политику будет проводить Ватикан — неминуемо окажет влияние и на весь мир.

О том, какие тенденции возобладали в последнее время в католицизме, позволяет судить положение одной из крупнейших современных организаций католиков — «Opus Dei» .

«Опус Деи» (лат. Opus Dei — Дело Божие, полное название: Прелатура Святого Креста и Opus Dei) — персональная прелатура Католической Церкви.

Организация основана в Мадриде 2 октября 1928 года католическим священником Хосемарией Эскрива́ де Балагер : «Во время духовных упражнений он увидел с полной ясностью миссию, которую предопределил для него Бог: открыть в этом мире путь освящения профессиональной работы и повседневных занятий».

Во времена Франко, основанный в 1928 году орден, достиг максимального расцвета и, выйдя за границы Испании, получил статус личной прелатуры Папы. С тех пор и пошла молва о том, что «Опус Деи» — реинкарнация Ордена Иезуитов образца XVI века, ультраконсервативная структура, с помощью которой Ватикан оказывает влияние на мировую политику.

14 февраля 1930 г. началась апостольская работа с женщинами, а 14 февраля 1943 г. Хосемария создает для священников Священническое общество св. Креста».

Цель «Опус Деи» — помогать верующим обрести святость в повседневной жизни, занимаясь обычными земными делами, в частности — профессиональной деятельностью. «Опус Деи» с самого его основания стало распространяться среди студентов и рабочих, а также в других слоях общества.

В годы гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. республиканцы подвергали жестоким гонениям все религиозные организации в стране. Жертвами этих преследований стали 12 епископов и более 6 тыс. священников и монашествующих. Напротив, установившийся затем режим Франко всячески благоприятствовал католицизму, предоставив возможность роста всем религиозным образованиям, в связи с чем новое правительство пользовалось определенной поддержкой среди католиков. В правительстве Франко было несколько членов «Opus Dei», что вызвало обвинения организации в симпатии к фашизму и стремлении к власти. Но основатель общества всегда подчеркивал, что члены «Opus Dei» обладают той же политической свободой, что и все прочие католики, и могут придерживаться тех политических убеждений, которые им больше по душе, поскольку «Дело Божие» — это религиозная, а не политическая организация.

В 1947 году «Опус Деи» утверждено Папой Пием XII конституцией «Provida Mater Ecclesia».

В 1946 году Эскрива де Балагер переносит руководящий центр организации в Рим и в 1950 году «Опус Деи» получает статус «секулярного института», формально подчиняющегося Конгрегации по делам монашествующих, что позволило организации не быть приписанной к конкретной епархии, а работать по всему миру, как, впрочем, это уже и было в реальности.

В 1982 году Папа Иоанн Павел II присвоил организации «Опус Деи» статус «персональной прелатуры». Персональная прелатура — это структура, входящая в пастырское и иерархическое устройство Католической церкви и возглавляемая прелатом.

6 октября 2002 г. в Ватикане Иоанн Павел II причислил к лику святых Католической церкви Хосемарию Эскриву де Балагера (1902-1975), основателя влиятельной организации, полное название которой — светский католический орден «Прелатура Святого креста и дела Бога» (Prelatura della Santa Croce e Opus Dei) или, если короче, «Опус Деи», «Божье дело».

«Opus Dei» нередко подвергается критике. Критики, среди которых есть и католические священники, считают «Opus Dei» опасной организацией. В начале своего существования «Opus Dei» было названо «новой ересью» из-за призыва к всеобщей святости, принятого затем на Втором Ватиканском соборе (1962-1965 гг.). Опасность, главным образом, видят в секретности и закрытости «Opus Dei». В некоторых публикациях утверждается, что «Opus Dei» применяет многие практики, свойственные сектам. Однако Римские Папы не раз высказывали свое одобрение «Opus Dei».

Как и в эпоху Реформации, в начале ХХ века влияние Католической церкви стало стремительно падать, а конечная цель — достижение власти над совестью всех представителей рода людского — соответственно, отдаляться. Тогда-то молодой испанский священник и задумал восстановить славу Святого Престола. Рукоположенный в 1927 году Эскрива де Балагер, отслужив в сельском приходе, перебрался сначала в Мадрид, где и основал свой орден, а затем в 1946-м — в Рим. Там он обитал до самой смерти, являясь при этом профессором ряда университетов и совершая длительные поездки в Испанию, Португалию и Южную Америку.

При явном благоволении к ордену Иоанна Павла II основатель «Опус Деи» удостоился прямо-таки сверхскоростной канонизации. Уже в 1992 его причислили к лику блаженных (предварительная ступень признания святости в Католической церкви), а спустя всего десять лет — к лику святых. И это при том, что в иных случаях данный процесс затягивается на сотни лет.

Быстрота канонизации подтверждает как справедливость мнения об огромном влиянии «Опус Деи» на папское окружение и лично на понтифика, — влиянии, вытеснившем вековое могущество ордена иезуитов, в ХХ веке излишне увлекшемся либеральным богословием и «социальным христианством», — так и надежность механизма «непогрешимости Папы». Перед решением о канонизации Эскривы склонились даже жесточайшие враги «Опус Деи», и отныне богословские, аскетические и социальные идеи ордена становятся частью Священного Предания для всех католиков.

В 30-х гг. прошлого века основатель «Опус Деи» написал «Духовные размышления». Труд, получивший название «Camino» («Путь»), содержал 999 максим и был издан на тридцати четырех языках тиражом более трех миллионов экземпляров.

Максима шестнадцатая отражает одну из главных особенностей сознания того, кому посчастливилось быть принятым в орден: понимание своей принадлежности к элите, стремление стать руководителем. «Разве ты можешь быть рядовым? — вопрошает Балагер. — Ты ли стадный человек? Ты родился, чтобы стать вождем» .

Впрочем, тяга к лидерству не исключает железной дисциплины, обусловленной шестьсот семнадцатым постулатом, который гласит: «Повинуйтесь, как повинуется инструмент в руках артиста, не останавливающийся над тем, чтобы размышлять» . Заведенный в «Опус Деи» порядок предусматривает умерщвление плоти. Член ордена обязан ежедневно по два часа носить вериги — густо утыканную гвоздиками металлическую цепь, закрепляемую на бедре с помощью крючка. Вериги врезаются в тело, особенно когда человек сидит, и оставляют на нем кровавые раны, однако еще большие мучения причиняет веревочный хлыст, которым стегают себя по ягодицам до появления крови.

Самобичевание применяется в обязательном порядке раз в неделю, в назначенный наставником день «бдения и жертв» (как правило, по субботам). Имеются и другие способы «умерщвления плоти»: мгновенно вставать с постели среди ночи; сидеть, не опираясь на спинку стула; есть именно то, что не любишь.

Непосредственно «святые бдения» включают в себя ежедневные мессу и причастие, две получасовые молитвы, полуденную и вечернюю молитвы — и, наконец, специальные молитвы, текст которых хранится в тайне.

Завет основателя ордена: «Молодые люди отдают все, что у них есть, и самих себя без остатка» воспринимается буквально: подавляющее число членов «Опус Деи» завербовано среди несовершеннолетних. Для них создана изощренно суровая система «духовной помощи», — отдаление от родителей, постоянный взаимный контроль над поступками и даже мыслями.

Официально орден объединяет около 90тыс. человек, с учетом же тайных членов и членов из числа мирян в организации состоят сотни тысяч, которые разделены на три ступени .

Стоящие на первой из них (нумерарии ) являются полными членами организации, соблюдают все обеты и правила ордена, а следующие две категории (аггрегати и супернумерарии ) относятся к «апостолату» (правоверным мирянам).

«Нумерарии» соблюдают обет безбрачия и часто живут в общежитиях, исключающих контакты между мужчинами и женщинами. Как правило, по профессии эти люди преподаватели, адвокаты, врачи, промышленники, банкиры, политические деятели, журналисты и священники, с высоким образовательным уровнем (по меньшей мере, два года учебы на философском и четыре года на теологическом факультетах). Они отчисляют в пользу организации весь свой заработок, получая в обмен деньги на карманные расходы. Нумерирарии могут принимать и священнический сан.

«Аггрегати» могут жениться, но своих детей они обязаны отдавать учиться в поддерживаемые орденом школы. Им запрещено раскрывать свою принадлежность к «Опус Деи». Отчисляют в пользу ордена часть своего заработка (как правило, одну треть). «Супернумерарии» состоят в браке и посещают обычные места молений.

Секретная статья 202 провозглашает целью деятельности правоверных мирян государственную и общественную службу, «особенно руководящую» . Бывшая руководительница женской организации «Опус Деи» Мария Аугустиа Морено: «Наша цель состоит также и в том, чтобы проникнуть на университетские факультеты и кафедры и в государственные учреждения. Тогда мы окажемся в состоянии присваивать нашим людям докторские степени, награждать орденами, обеспечивать их карьеру, что привлечет к нам новых представителей элиты».

Руководит орденом прелат, которого пожизненно назначает лично Папа . Главными заместителями являются ведающий духовным руководством префект, и выполняющий обязанности министра иностранных дел прокуратор — все они обязательно духовного звания. В сан посвящены также представители прелата в разных странах — генеральные секретари и викарии.

Благодаря принятой в ордене системе психотехник выковываются уникальные кадры, совмещающие в себе абсолютную готовность выполнять распоряжения руководства и одновременно инициативные, имеющие при этом высокое образование и занимающие высокое положение в обществе.

Подобно иезуитам прежних времен, орден контролируют финансы Ватикана, и обеспечивает силовое прикрытие, стратегическое планирование и интеллектуальные разботки стратегического характера.

Персональная прелатура "Опус Деи"

История «Opus Dei»:

«Дело Божье» (лат. «Opus Dei») – организация римско-католической Церкви, основанная испанским священником св. Хосемарией Эскривой де Балагером в Мадриде 2 октября 1928 г. «Во время духовных упражнений (…) он увидел с полной ясностью миссию, которую предопределил для него Бог: открыть в этом мире путь освящения профессиональной работы и повседневных занятий» (Пазухин Евгений, «Св. Хосемария Эскрива, основатель “Opus Dei”», стр. 37, Санкт-Петербург, 2009 г.). 14 февраля 1930 г. началась апостольская работа с женщинами, а 14 февраля 1943 г. святой Хосемария создает для священников Священническое общество св. Креста. В 1931 г. в Испании наступили смутные времена политических потрясений, сопровождавшихся в некоторых регионах гонениями на Католическую Церковь. Эти гонения достигли своего апогея во время гражданской войны (18 июля 1936 г. – 1 апреля 1939 г.). В 1934 г. левые силы предприняли первую попытку революции, но потерпели неудачу в Мадриде и Каталонии. Однако, восставшим удалось на некоторое время установить контроль над Астурией, и успели убить 34 священника, монаха и монахини, а также сгореть 58 церквей. Сегодняшние историки отвергают пропагандистские теории, широко распространенные за пределами Испании, согласно которым гражданская война была вызвана заговором консерваторов против демократии. Скорее нужно говорить о целом ряде факторов, среди которых были и провал предпринятых реформ и взаимная ненависть различных политических образований. Как бы то ни было, верующих принято отождествлять с консерваторами, и именно поэтому во время войны левые вымещали свою злобу на священниках, монашествующих и даже обычных мирянах. «Эта братоубийственная война заливала кровью землю Испании в течение 3 лет. Она вошла в историю как время жестоких гонений на Церковь. Только 25 июля 1936 г., в праздник св. апостола Иакова покровителя Испании, были убиты 95 священнослужителей. А в августе того же года, когда антиклерикальная кампания охватила многие города и села, были убиты 2077 священников, монахов и монахинь. В среднем совершалось по 70 убийств в день. Летом 1936 г. в Барбастро, родном городе Хосемарии, были убиты 837 верующих, из них 1 епископ, 115 священников, 51 миссионер-кларетинец (9 священников, 5 монашествующих и 37 семинаристов). Убивали и мирян, мужчин и женщин, только за то, что они были верующими… Антирелигиозные банды искали о. Хосемарию с лютой ненавистью и по ошибке убили человека, внешне похожего на него» (Пазухин Евгений, «Св. Хосемария Эскрива, основатель “Opus Dei”», с. 78 и 83, Санкт-Петербург, 2009 г.). За три года гражданской войны жертвами антирелигиозной ненависти стали 12 епископов и более 6 тыс. священников и монашествующих, некоторые из которых перед смертью подвергались ужасным пыткам. Св. Хосемарии удалось тайно бежать во Францию. По окончании гражданской войны для «Opus Dei», как и других испанских церковных организаций, наступил мир, который позволил им возобновить свою апостольскую деятельность и развивать ее в нормальных условиях. Если республиканское правительство было врагом католицизма, то режим Франко всячески благоприятствовал последнему, предоставив возможность роста всем религиозным образованиям. «Opus Dei», которое к концу войны насчитывало всего несколько членов – молодых и никак не связанных с политикой (см. Пазухин Евгений, «Жизнь и труды бл. Хосемарии Эскривы основателя “Opus Dei”», с. 100-101, Хельсинки, 2000 г.), стало распространяться по Испании, но за ее границы выйти пока не удавалось: началась Вторая мировая война (1939-1945 гг.). Вскоре после ее завершения, а именно в 1946 г. Эскрива де Балагер перенес руководящий центр организации в Рим. С воцарением мира «Opus Dei» начинает распространяться по Европе и Америке, а затем добирается и до других континентов. Особенно бурное развитие наблюдается в странах с католическим большинством, таких как Испания, Мексика, Филиппины, Италия и др. На 26 июня 1975 г., когда умер Эскрива, «Opus Dei» насчитывало уже более 60 тыс. членов. По просьбе многочисленных верных и более трети мирового епископата («Дело» всегда пользовалось поддержкой Пап и множества церковных авторитетов как в Ватикане, так и по всему миру) начался процесс его канонизации. 17 мая 1992 г. он был беатифицирован, а 6 октября 2002 г. канонизирован Папой Иоанном Павлом II на площади св. Петра. На 31 декабря 2008 г. прелатура насчитывала 88.904 члена, 1.972 из которых были священниками (“Annuario Pontificio”, Libreria Editrice Vaticana, 2009 г.). В Священническом обществе св. Креста, помимо клира прелатуры, состоит еще около 2 тыс. епархиальных священников и несколько дьяконов, инкардинированных в различные епархии по всему миру. (см. Справочник прелатуры «Opus Dei», с. 34 , Алматы, 2010 г., в http://multimedia.opusdei.org/pdf/ru/muller.pdf)

Юридический путь «Opus Dei»

В 1928 г. действовавшее тогда законодательство Католической Церкви не предполагало такого юридического статуса, которое вполне соответствовало бы харизме «Opus Dei». Основатель с самого начала полагал, что для «Дела» наиболее подходящей была бы юрисдикция персонального, а не территориального типа. Еще при жизни Эскривы II Ватиканский собор (1962-1965 гг.) ввел понятие персональной прелатуры юридического лица, полностью созвучного с природой «Opus Dei». Но до той поры «Дело» необходимо было хотя бы на время втиснуть в рамки юридических образований иного рода. В течение первых лет основатель работал с устного одобрения епископа Мадридского. Затем, 19 марта 1941 г., «Opus Dei» получило первую письменную апробацию как благочестивое объединение («Пия Унион»). Среди всех известных на тот момент юридических статусов этот был самым подходящим. 11 октября 1943 г. Св. Престол уделил свое «nihil obstat» для канонического учреждения организации на уровне епархии (любое образование, желавшее канонического статуса, должно была получить вначале это «nihil obstat»). 8 декабря епископ Мадридский канонически учредил «Opus Dei». 2 февраля 1947 г. Св. Престол обнародовал апостольскую конституцию «Provida mater Ecclesia», создав новый тип юридического лица – секулярные институты, подчиненные Конгрегации по делам монашествующих. Согласно упомянутой апостольской конституции, секулярные институты могут носить межъепархиальный характер, т.е. не быть приписанными к одной конкретной епархии, а работать по всему миру (именно такая ситуация на тот момент фактически сложилась в «Opus Dei»). Члены таких институтов сохраняют статус мирян и стяжают святость и апостольские заслуги в своих профессиональных занятиях, на том поприще и в тех местах, которые соответствуют их статусу мирян. При этом они должны обещать соблюдение евангельских советов, т.е. приносить так называемые обеты. Каждый секулярный институт должен иметь собственный устав и руководствоваться им. Несмотря на то, что обеты прямо противоречат духу «Opus Dei», и иные моменты, не совсем соответствующие ему, основатель решил добиваться для своей организации этого нового статуса в надежде на то, что в будущем появится другой тип юридического лица, более подходящий для харизмы «Дела». В итоге 24 февраля 1947 г. Св. Престол присвоил «Opus Dei» статус секулярного института папского права, а 16 июня 1950 г. новый институт получил окончательную (т.е. не требующую обновления) апробацию. При этом, начиная с 1947 г., «Дело» подчинялось непосредственно Св. Престолу в лице Конгрегации по делам монашествующих. Но со временем несоответствие юридического статуса секулярного института характеру «Opus Dei» становилось все более очевидным, и тому были две главные причины: во-первых, отождествление «Дела» с монашескими конгрегациями и, во-вторых, недостаток инструментов для защиты институционального единства. Еще в 1952 г. основатель говорил: «В действительности, мы – не секулярный институт, хотя и являемся таковым с точки зрения права». Декрет «Presbyterorum ordinis» II Ватиканского собора (1965 г.) и motu proprio Папы Павла VI «Ecclesiae sanctae» (1966 г.) предоставили возможность образования персональных прелатур для осуществления особых пастырских инициатив. Св. Хосемария не дожил до конца юридического пути «Дела». Его преемник монс. Альваро дель Портильо подал прошение о присвоении «Opus Dei» статуса персональной прелатуры. Когда остались позади различные этапы изучения данного вопроса, римский понтифик апостольской конституцией «Ut sit» от 28 ноября 1982 г. удовлетворил его прошение, наделив одновременно папской силой устав, т.е. частное право новой прелатуры. Вместе с тем Папа Римский учредил и Священническое общество св. Креста как ассоциацию клира, внутренне связанную с «Делом». Персональные прелатуры подчиняются непосредственно Св. Престолу в лице Конгрегации по делам епископов. «Opus Dei» это персональная прелатура, а не движение или монашеский орден. Оба названных типа религиозных объединений высоко ценятся в Церкви, но заметно отличаются по своему характеру от «Opus Dei».

Члены «Opus Dei»

«Opus Dei» состоит из прелата, пресвитерия или собственного клира и мирян. Среди мирян есть люди, состоящие в браке (ок. 70%), а также мужчины и женщины, избравшие безбрачие. К последним относятся «нумерарии», проживающие преимущественно в центрах «Opus Dei», и «ассоциированные члены»; к первым же «супернумерарии». Однако, и те другие в равной степени являются членами «Opus Dei», наделены всеми правами таковых и следуют одному призванию. С тех пор, как «Дело» стало персональной прелатурой (1982 г.), его члены не приносят обетов. Верные «Opus Dei» не носят монашеское одеяние или какую-либо иную особую одежду и ничем не отличаются от прочих людей. Они живут за счет собственной зарплаты (а не пожертвований или милостыни) и могут быть, кем пожелают: учителями, домохозяйками, политиками, врачами, бизнесменами, крестьянами, рабочими, садовниками и т.д. Они стяжают святость в миру и осуществляют в своем окружении апостольскую миссию. Они совершенно свободны в сфере политической, социальной, экономической и т.д. и не имеют иных ограничений, кроме тех, которые Церковь устанавливает для всех католиков. В области политики «Дело» не дает никаких указаний, рекомендаций или чего-либо подобного. Эта реальность – полная свобода членов «Opus Dei» и исключительно личная ответственность – была понята не всеми: левые силы обвиняли «Дело» в фашизме (так как некоторые его члены принадлежали к правительству правых), а правые подозревали в симпатиях к коммунизму (из-за того, что некоторые члены находились в оппозиции к правительству правых). Миряне прелатуры полностью подчиняются прелату во всем, что касается миссии прелатуры, и конкретно, в том, что относится к особым обязательствам – аскетическим, образовательным и апостольским, – принятым ими на себя в договоре о присоединении к прелатуре. Эти обязательства, по своей сути, не относятся к компетенции епархиального епископа. Миряне Оpus Dei не утрачивают положение обычных верных своих епархий, и, следовательно, продолжают подчиняться епархиальному епископу в тех же вопросах, что и остальные миряне (см. http://www.opusdei.kz/art.php?p=38521). Некоторые миряне «Opus Dei» принимают священнический сан: они составляют клир или пресвитерий прелатуры и инкардинированы в нее. Священники не образуют высшую касту: все члены «Дела» равны. Священники прелатуры в основном трудятся в рамках прелатуры, хотя некоторые из них помогают в приходах, епархиальных куриях и т.д. В Общество св. Креста входят все священники и дьяконы, инкардинированные в прелатуру, а также множество других епархиальных священников и дьяконов, инкардинированных в различные епархии. Членами «Opus Dei» могут стать только католики, получившие соответствующее божественное призвание. В прелатуру не могут вступать монашествующие, поскольку у них уже есть иное божественное призвание, заметно отличающееся от призвания к «Opus Dei». Христиане-некатолики и приверженцы иных религий не могут вступить в прелатуру, но зато допускаются к сотрудничеству с ней, если желают этого: они являются «помощниками «Opus Dei». На данный момент среди помощников «Opus Dei» есть православные, англиканцы, лютеране, иудеи, мусульмане, буддисты и люди, не относящие себя ни к какой религии

Организация

Во главе «Opus Dei» стоит прелат, служение которого на данный момент исполняет монс. Хавьер Эчеваррия. Прелат назначается Папой и обладает ординарной юрисдикцией над всем «Делом». В управлении «Opus Dei» прелату помогает один совет, состоящий из женщин – Центральная асессория, и другой совет, состоящий из мужчин – Генеральный совет. Резиденции обоих советов находятся в Риме. Прелатура подразделена по областям или территориям, именуемым регионами. Во главе каждого региона, границы которого обычно совпадают с границами государств, стоит региональный викарий – это всегда священник, наделенный юрисдикцией над данной территорией. Региональному викарию в исполнении его служения помогают два совета: Региональная асессория (для женщин) и Региональная комиссия (для мужчин). Некоторые регионы (с большим числом членов) подразделяются на делегатуры меньших размеров. В этом случае повторяется та же схема администрации: викарий делегатуры (священник) и два совета. Некоторые из нумерариев назначаются «зарегистрированными», часть из которых, в свою очередь, назначается «избирателями». Нет какого-либо фиксированного потолка для числа зарегистрированных и избирателей. Последние участвуют в конгрессах, организуемых «Делом» каждые восемь лет, чтобы проанализировать ход апостольской деятельности и выработать рекомендации для прелата относительно путей развития в будущем. Избиратели участвуют также в выборных конгрессах, на которых избирается новый прелат (которого назначает все же Папа). Многие зарегистрированные и избиратели входят в состав советов, помогающих в служении прелата и его викариев. Прелат, а также его викарии и советы руководят повседневной жизнью прелатуры. «Opus Dei» осуществляет свою пастырскую деятельность преимущественно в центрах прелатуры. По просьбе соответствующего епископа она может также взять на себя окормление какого-либо прихода, который при этом по-прежнему принадлежит епархии. Но подобная практика не слишком распространена. Лица, выполняющие руководящие функции, периодически меняются. Лишь прелат занимает свой пост пожизненно.

Учение и деятельность

Св. Хосемария Эскрива, основатель «Opus Dei», открыл в Католической Церкви новый путь к святости. Он напомнил христианам о том, что все люди могут обрести святость, если выполняют свою работу и ежедневные занятия в христианском духе. «Opus Dei» проповедует учение о всеобщем призвании к святости. Если попытаться выразить учение «Opus Dei» простыми словами, то оно более или менее таково: Бог желает, чтобы каждый человек был святым, и к достижению этой святости можно придти различными путями, которые, при всех отличиях, одинаково хороши. Один из путей – отказаться от обычной жизни, удалиться в монастырь, стать священником или отправиться на миссию в далекую страну. Другой путь, с которым связано призвание к «Opus Dei» это стяжать святость в условиях жизни каждого, не меняя своего статуса, т.е., в случае многих, оставаясь мирянином, проживающим в определенном месте, имеющим определенную работу и конкретные семейные и общественные обязанности. Выполняя свой религиозный, профессиональный, семейный и общественный долг, также можно вести глубоко христианскую жизнь, стремиться святости и, более того, достичь ее. Среди умерших членов «Opus Dei», процессы канонизации которых сейчас находятся в производстве, есть одна семейная пара (оба – преподаватели), два врача, два инженера, одна научная сотрудница, одна домохозяйка и др. «Opus Dei» предлагает своим членам определенные методы христианской формации (конференции, реколлекции, личное духовное руководство и т.д.). Такая формация дает им возможность ответить на божественный зов и стяжать святость в миру. Верные прелатуры ежедневно выполняют серию правил благочестия: Месса, мысленная молитва по утрам и вечерам, розарий, духовное чтение и т.д. Благодаря подобной духовной подготовке они оказываются в состоянии быть солью и светом миру, достигать личной святости и вести интенсивную апостольскую работу. Теми же средствами христианской формации может пользоваться и каждый желающий, и в действительности предоставление их своим друзьям и знакомым является одной из составляющих апостольства членов прелатуры. Как говорил основатель, «Opus Dei» это большая катехиза. Иногда «Opus Dei» организует совместные апостольские начинания, которое могут осуществляться в пределах какого-нибудь университета или больницы. Но чаще всего каждый член прелатуры проводит свою апостольскую деятельность индивидуально. «Opus Dei» часть Католической Церкви и, как и вся Церковь вообще, не ставит перед собой никаких политических или экономических, а исключительно духовные цели.

Критика

В адрес «Opus Dei» звучала самая разнообразная критика, но чаще всего лишенная серьезных оснований. Самые последние и распространенные образчики такой критики одновременно и самые необоснованные с объективной точки зрения, хотя и весьма популярные. Так после выхода в свет книги и фильма «Код да Винчи» многие заметили, что тайна – это хорошее вложение капитала и не колеблясь навесили на «Opus Dei» ярлык секретной организации. Вопиющим примером тому является обложка русского перевода книги знаменитого американского ватиканиста Джона Аллеи «Opus Dei», опубликованной издательством «Эксмо» в 2007 г. Для завлечения покупателей издатели поместили на обложке следующую аннотацию: «История “Папской разведки” и зловещие тайны самого секретного католического общества - Opus Dei, правда и вымысел». В то же время в аннотации к американскому изданию сказано: “Opus Dei: An Objective Look Behind the Myths and Reality of the Most Controversial Force in the Catholic Church” («“Opus Dei” объективный взгляд за мифы и реальность самой полемичной силы Католической Церкви»). Почему-то обложка русской версии заметно отличается от английского оригинала. Чтобы заинтересовать читателя, т.е. чтобы получить как можно большую прибыль, издатели напускают мрака вокруг этой темы, очерняя прелатуру и чудовищно искажая действительность и еще поместили на обложке: «“Opus Dei” изображают тоталитарной террористической организацией христианских боевиков». Русскоязычного читателя, предвкушающего великие секреты, ждет разочарование: прочитав лишь первые страницы книги он поймет, что обещания обложки были ложью: «Когда издательство “Doubleday” впервые заговорило со мной об этом проекте, я не без некоторого трепета обратился в римскую штаб-квартиру “Opus Dei”, имея в виду его вошедшую в легенды репутацию секретной организации. Я сказал, что собираюсь писать книгу об “Opus Dei” и хотел бы узнать, согласны ли они сотрудничать. Сразу же получив положительный ответ, я подписал контракт с издательством и начал работать. Справедливости ради должен сказать, что “Opus Dei” никогда не нарушал наших договорных обязательств о полной открытости» (с. 15-16). В конце книги автор, подводя итоги констатирует: «“Opus Dei” не является умышленно «тайным». Состав чиновников “Opus Dei” и адреса его центров публикуются в прессе, его деятельность подпадает под соответствующие правовые установки, и его информационные офисы отвечают практически на любой заданный вопрос» (с. 451-452). Среди сегодняшних критиков прелатуры есть и такие, кто называет «Opus Dei» сектой. Но в таком случае трудно было бы объяснить тот факт, что в 2002 г. основатель организации был канонизирован на площади св. Петра Папой Иоанном Павлом II в присутствии множества кардиналов и епископов, и большое число высокопоставленных представителей Церкви благодарило при этом «Дело» за тот труд, которой оно ведет по всему миру. Обвинение в сектантстве слабо согласуется и с тем, что на данный момент идут процессы канонизации 11 членов «Opus Dei», епископы со всего света просят прелата начать работу «Дела» в их епархиях, в Риме под эгидой организации действует папский университет, среди ее членов есть два кардинала и немало епископов и т.д. Другие формы критики постарше. Когда основатель в начале сороковых годов проповедовал всеобщее призвание к святости, нашлись такие, кто принялся объявлять его еретиком, поскольку миряне якобы не призваны к святости, которая недостижима для людей, живущих в миру. В те же годы его обвиняли в непатриотичности, так как он не желал иметь ничего общего с политическими партиями, находившимися тогда в Испании у власти. Другие, наоборот, видя в правительстве Франко несколько членов «Opus Dei», приписывали организации симпатии к фашизму и стремление к власти. В действительности же основатель всегда подчеркивал, что члены «Opus Dei» обладают той же политической свободой, что и все прочие католики, и могут придерживаться тех политических убеждений, которые им больше по душе, поскольку «Дело» это религиозная, а не политическая организация: Католическая Церковь в Испании никогда не запрещала сотрудничать с режимом Франко и оставляла право выбора за каждым католиком в отдельности (в том числе и за членами «Opus Dei»). Если учесть, что в течение нескольких предыдущих лет банды республиканцев устраивали поистине зверские расправы над католиками (мученическая смерть постигла 12 епископов и 6 тыс. священников и монашествующих) и что только победа Франко позволила верующим выйти из подполья, то нет ничего удивительного в том, что большинство испанских католиков, т.е. большинство испанцев поддерживали правительство франкистов. Тем более что среди членов «Opus Dei» были и министры Франко, и его противники, вынужденные покинуть страну. Еще более забавно, но от этого не менее нелепо обвинение в связях с масонством. «В 1940-х годах о. Хосемария был обвинен перед трибуналом по подавлению коммунизма и масонства. Это было крайне серьезное обвинение в послевоенной Испании. Достаточно сказать, что за причастность к масонству грозила смертная казнь. На заседании трибунала Opus Dei было названо “иудаистической ветвью масонства”, “иудаистической сектой, находящейся в связи с масонами”. Изложив мотивы обвинения, один из членов трибунала заметил: “Следует признать, что члены Opus Dei трудолюбивы и ведут целомудренную жизнь”. Это вызвало немедленную реакцию председателя трибунала, грозного генерала Саликвета: “Если они действительно ведут целомудренную жизнь, значит, не масоны. Я не знавал целомудренных масонов”. И объявил о закрытии дела» (Пазухин Евгений, «Св. Хосемария Эскрива, основатель “Opus Dei”», с. 104-105, Санкт-Петербург, 2009 г.). В заключении можно сказать, что, за исключением некоторых бывших членов, обиженных другими членами «Дела», критика проистекает от двух групп. Первая состоит из людей, свободных от угрызений совести, которые в погоне за легкими деньгами выдают «Opus Dei» за тайную конспиративную организацию. Ко второй же относятся те, кто нападает на Католическую Церковь и ее учреждения за то, что они отстаивают такие христианские принципы, как нерасторжимость брака и традиционная семья, состоящая из мужчины и женщины, неприятие абортов и эвтаназии, осуждение гомосексуализма и т.д.

Глава "Opus Dei":

Хосемария Эскрива де Балагер (2 октября 1928 - 26 июня 1975)
Альваро дель Портильо (1975- 23 марта 1994)
Хавьер Эчеваррия Родригес (1994-

Отечественные