Упражнение путаница тренинг. Тренинг повышения групповой сплоченности, знакомства

Психологическое занятие с элементами тренинга для подростков

«Заряд позитива».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива.

Психолог. Слово позитив происходит от латинского positivus - положительный. В психологии так называют мироощущение и отношение к окружающей действительности. Многим знакома фраза "быть на позитиве" - что значит относиться к жизни легко, видеть преимущественно радостные ее стороны, концентрироваться на приятном в людях. Противоположность позитива - это негатив. Человек с негативным мышлением фокусирует внимание на мрачных сторонах в любой ситуации и нехорошем в людях. Психологи утверждают, что успешное личностное развитие основывается на позитивном мировосприятии - с ним легче извлекать уроки из происходящего и двигаться вперед, к новым целям. Вы теперь в курсе, что такое позитив. А знаете ли вы, как настроить себя на позитив? (ответы ребят). Хорошо. А теперь давайте попробуем зарядиться позитивом вместе.

Разминка "Приветствие"

Цель упражнения: - формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; - создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или

"Привет, ты как всегда энергичен и весел". Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.

Психологу следует обращать внимание на манеры установления контактов.

По окончании приветствия психолог разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

Упражнение «Карандаши»

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх вниз, свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться.

5. Присесть; встать.

В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:

Сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед - поднять руки).

Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.

Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью.

Выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Если упражнение выполняется под медленную музыку, то в кругу можно устроить настоящий танец.

Смысл упражнения

При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий, точное соизмерение своих движений с теми, что совершают партнеры. Задание практически невыполнимо, если каждый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.

Обсуждение

Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

А на что ориентироваться при их выполнении?

Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

Упражнение «Поворот в прыжках»

Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно закрывают глаза и выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 270 или 360 градусов. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. После прыжка участники открывают глаза, смотрят друг на друга и по очередному сигналу, вновь закрыв глаза, совершают следующий прыжок из того положения, в которое приземлились ранее. Задача: добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Упражнение может использоваться как экспресс-тест на групповую сплоченность (фиксируется количество попыток, потребовавшихся для его выполнения). При выборе времени и места проведения упражнения следует учитывать, что такие прыжки производят очень сильный шум в помещении, расположенном этажом ниже.

Смысл упражнения

Задание практически невозможно успешно выполнить до тех пор, пока участники стремятся решить задачу индивидуально, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае возможно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других.

Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.

Обсуждение

Получится ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя»? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и передать им свой замысел. А как это сделать?

Упражнение «Перекинь мячик»

Описание упражнения

Игра выглядит следующим образом: участники стоят в кругу и перекидывают друг другу мячик. Тот, кто его кидает, говорит какое-либо слово или задает вопрос, а тот, кому адресован мячик, отвечает на него в соответствии с заданными ведущим правилами. После этого мяч перекидывается другому участнику и т. д., пока не побывает в руках у каждого. Конкретные варианты игры могут выглядеть по-разному, например, так:

Кидающий мячик называет любой предмет, а тот, кто ловит, должен быстро назвать три возможных способа использования этого предмета.

Бросающий мяч говорит название какого-либо места, а поймавший – три предмета, которые бы он взял с собой, отправившись в это место.

Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «вода»,«воздух», «земля». Поймавший мяч должен сказать, соответственно, название какой-либо рыбы, птицы или наземного

животного.

В более сложном варианте дается дополнительное задание: когда мяч побывал в руках у каждого, участники перекидывают его в обратном порядке и при этом вспоминают и произносят тот вариант ответа на вопрос, который был сказан ловящим мяч.

Смысл упражнения

Тренировка беглости мышления, отработка умения оперативно реагировать на действия друг друга. Упражнение служит неплохой разминкой, может повторяться в различных вариантах на нескольких занятиях.

Обсуждение

имеющиеся знания, но и выдвигая новые идеи.

Упражнение «Дракон»

Группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны - это «голова», а конец - «хвост» дракона. «Голова» пытается ухватить «хвост», а тот, естественно, пытается увернуться. Двигается вся колонна, но руки участники не размыкают. Для игры нужно довольно много свободного пространства (для группы из 10 человек – не менее 5х5 м), вокруг не должно быть острых углов и других предметов, способных нанести травму.

Игра повторяется 3-4 раза, при этом порядок построения участников меняется таким образом, чтобы каждый побывал в разных позициях: в начале колонны, в середине, в хвосте.

Смысл упражнения

Физическая и эмоциональная разминка, активизация участников, развитие умения координировать совместные действия.

Обсуждение

Участники обмениваются впечатлениями, возникшими по ходу игры, а также тем, кому в какой позиции было комфортнее: в начале, в середине, в хвосте колонны.

Упражнение «Путаница»

Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой – за правую руку человека, стоящего напротив.

После этого им дается задание распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга. Оптимальное число участников в кругу от

6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких кругах, организовав между ними соревнование на скорость.

Смысл упражнения

Помимо моделирования в группе проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет пронаблюдать распределение ролей в команде (кто выдвигал идеи, кто их воплощал, кто организовывал взаимодействие других участников, кто самоустранился от работы).

Обсуждение

Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы (получение задания и начальный этап работы; момент, когда способ решения стал понятен, и осталось его только воплотить; завершение упражнения)? Кто выдвинул идеи, позволившие приблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеи были услышаны другими участниками и начали воплощаться?

Если нет, то, благодаря каким действиям это, в конце концов, удалось?

Упражнение «Поиск сходства»

Группа встает в круг. Ведущий берет в руки небольшой предмет, пригодный для перекидывания из рук в руки (мячик, небольшая мягкая игрушка и т. п.) и объясняет правила игры: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет». На первом этапе признаки сходства могут быть чисто внешние (например, цвет волос), потом - общность интересов в какой-то области, совпадение интересов по какому-либо вопросу и т. п.

Второй вариант.

Участники сидят в кругу, каждый из них называет какой либо признак, после чего все те, кто обладает названным признаком, встают и меняются местами. Как и в предыдущем варианте, сначала используются простые, внешние признаки, потом они усложняются. Можно выдвигать в качестве признаков какие-либо эмоциональные состояния (например: «Поменяйтесь все те, кто сегодня утром проснулся в радостном настроении»),умения участников («Поменяйтесь те, кто умеет кататься на роликах») и т. п. Желательно, чтобы это были позитивные характеристики, дающие возможность проявить себя с лучшей стороны; нежелательно называть в качестве признаков недостатки, проблемы участников.

Смысл упражнения

Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение

Следует подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Упражнение «На льдине»

Участники делятся на команды по 5 - 7 человек (желательно, чтобы все команды были одинакового размера, и между ними равномерно распределились парни и девушки). Каждой из команд выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу. Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди

бушующего моря. Льдина – это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя– кто сделает это, тот считается «утонувшим». Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержатся в таком положении 15 - 20 секунд, ведущий сообщает, что шторм отломил по

кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно по 1/4 части от каждой из газет, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2 - 3 раза. Если в команде «тонет» один человек, она получает предупреждение, если два или больше – выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»).

Победившей считается та команда, которая продержится дольше других. Техника подразумевает тесный телесный контакт участников и включает элемент совместного риска, поэтому не рекомендуется проводить ее как в недостаточно «разогретых» группах, где участники демонстрируют зажатость и стеснение, так и в чрезмерно активных, трудно управляемых группах.

Смысл упражнения

Техника способствует сплочению, формированию взаимного доверия. Кроме того, она наглядно демонстрирует основной принцип командной работы: выиграть индивидуально невозможно, это могут сделать только все вместе. Зато проиграть можно и индивидуально («упасть со льдины»), поставив этим под угрозу действия всей команды.

Обсуждение

Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникшими в процессе выполнения упражнения, потом – своими соображениями по поводу того, что позволило победившей команде

лучше справиться в такой ситуации, а что «сгубило» остальных. После этого ведущий просит привести примеры жизненных ситуаций, где проявляются сходные механизмы.

Упражнение «Мина - растяжка»

Ведущий растягивает веревку приблизительно на уровне груди участников и закрепляет ее. Участники стоят по одну сторону от веревки. Им дается инструкция: «Представьте себе, что вы – команда разведчиков. Вы шли по горной тропинке, и вдруг заметили, что поперек нее, на высоте вашей груди, натянута веревочка, ведущая к мине-растяжке. Вы не можете ни обойти ее, ни обезвредить, ни проползти снизу (на земле под ней, похоже, установлено еще несколько обычных мин). Единственный способ преодолеть препятствие – всем переправиться сверху над растяжкой, не задев ее. Выполняйте!» Если участников много (больше 15-16 человек), имеет смысл разделить их на 2-3 команды и организовать соревнование между ними. Эту технику, как и предыдущую, не рекомендуется проводить в недостаточно «разогретых» или трудно управляемых группах.

Смысл упражнения

Наряду с моделированием задачи, для решения которой необходима слаженная командная работа, техника способствует формированию взаимного доверия участников.

Обсуждение

И где еще важны такие психологические качества?

Упражнение «Ковер-самолет»

Для выполнения этого упражнения нужен прочный палас или ковер размером примерно 2x2 м, который не жалко отдать «на растерзание» участникам (не исключено, что он будет порван).

На нем размещаются 5 - 6 человек, которым дается задание – переместиться вместе с этим ковром в другой конец аудитории, не сходя с него и не касаясь чего-либо за его пределами.

Смысл упражнения

Техника «разогрева» и сплочения, обычно вызывающая довольно сильные эмоции у участников. Кроме того, тренируется умение порождать идеи о способах действия в необычной ситуации.

Обсуждение

жизненным ситуациям можно уподобить эту игру.

Упражнение «На колени»

Участников просят встать замкнутой в круг колонной (каждый смотрит в затылок стоящему впереди) и всем вместе сесть таким образом, чтобы каждый посадил к себе на колени впереди

расположенного участника, а сам сидел на коленях у заднего. Если группа справилась легко, то можно дать дополнительное задание: всем вместе, не вставая, сдвинуться по кругу на метр

вперед, потом назад.

Смысл упражнения

Разминка, сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками.

Обсуждение

Достаточно короткого обмена возникшими эмоциями.

Упражнение «Рисунок по инструкции»

Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением. Его задача - инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение. Упражнение проводится в двух вариантах:

С обратной связью - рисующий участник может задавать уточняющие вопросы.

Без обратной связи - никакие вопросы задавать нельзя.

Потом производится сравнение результатов, полученных в первом и во втором случае. Как правило, эти результаты убедительно показывают преимущество общения с обратной связью.

Смысл упражнения

Развитие умений четко и однозначно излагать информацию, понимать, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы.

Обсуждение

Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим?

Упражнение "Аплодисменты по кругу"

Психолог. Замечательно! Надеюсь, что сегодня каждый из вас получил свой заряд позитива! Желаю всем вам хорошего настроения.

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат совсем тихонечко, а потом становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и постепенно подходя к нему. Далее уже этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем с ведущим. Третий выбирает четвертого и т.д.

Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Педагог-психолог ГУ ТО КЦСОН № 3

Анпилова Мария Александровна

УПРАЖНЕНИЯ-АКТИВАТОРЫ

Упражнение-активатор «Путаница» ( II вариант)

Участники, стоя в кругу плотно друг к другу с закрытыми глазами, протягивают руки вперед и сцепляются с теми ладоня­ ми, на которые наткнулись. Открыв глаза и не расцепляясь, надо распутать получившуюся путаницу.

Упражнение-активатор «Ладони и колени»

Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей: правую - на левое колено соседа слева, левую - на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка). Когда устоится ритм хлопков, можно предложить усложнение: два хлопка по одному колену будут обозначать движение в об­ ратную сторону, то есть теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков.

Упражнение-активатор «Печатная машинка»

Попытка воспроизвести процесс печатания на машинке от­ рывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания - топают ногой, в конце строки - хлопают в ладоши. Кто ошибется - выходит из игры.

Упражнение-активатор «Апельсин»

Перекидывая друг другу мячик, дать любые возможные определения апельсину. Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.

Упражнение-активатор «Подарок»

Каждый дарит своему соседу справа любой «подарок», то есть сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неог­ раниченные материальные возможности. Упражнение проходит по кругу.

Упражнение-активатор «Часы»

Участники (не менее 12 человек) садятся в круг. Между все­ ми играющими последовательно, как на часах, распределяются цифры. Ведущий называет любое время. Тот, чья цифра соот­ ветствует количеству часов, должен быстро хлопнуть в ладоши, а тот, чья цифра соответствует количеству минут, сказать «бом». Если часы «показывают» такое время, когда обе стрелки нахо­ дятся на одной цифре, например 12 часов ровно или 13 часов 5 ми­ нут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».

Упражнение-активатор «Животные»

Каждый участник называет любое животное, при этом ос­ тальные должны запомнить, кто какое животное назвал. Затем все запоминают ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения: два хлопка в ладоши, на каждый хлопок называя свое животное, и два удара ладонями по коленям, одновременно называя животное другого участника.

Первый игрок два раза называет свое животное, делая одно­временно два хлопка, и сразу (в том же темпе два раза) хлопает себя по коленям, произнося дважды название животного того игрока, кому хочет передать ход. Этот игрок подхватывает задан­ный темп, дважды хлопая в ладоши, дважды произносит название своего животного и, хлопая по коленям, называет следующего игрока.

Тот, кто сбивается с ритма, начинает выполнять это же зада­ ние, но изображая только звуки своего животного.

Упражнение-активатор «Ветер дует...»

Реквизит. Необходимо помещение со стоящими стульями и пространство для свободы перемещения.

Количество участников. Любое.

Правила.

Ведущий объявляет: «Сильный ветер дует и сдувает всех тех...». Дальше нужно назвать какой-либо признак. Например, тех, кто в черных ботинках. Как только фраза заканчивается, все, у кого черные ботинки, должны пересесть на другой стул. Ведущий тоже старается сесть на свободное место. Тот, кому места не хватило, становится ведущим.

Упражнение-активатор «Переход через реку»

Реквизит. Листы бумаги А4 по одному на каждого участни­ ка. (Вариант - куски газеты разного размера).

Количество участников. Любое (вариант - две команды).

Правила.

На полу (асфальте, земле) ведущий обозначает берега реки и говорит, что между этими берегами течет ядовитая река. Её не­обходимо перейти по камням, роль которых выполняют листы бу­ маги. При этом камни остаются на месте, если на них стоит че­ ловек (неважно, одной или двумя ногами). Пустышки течение уно­ сит (ведущий сам убирает листки). Вариант - возможно, «всплы­ вают» новые. Если человек оступился и нога оказалась в воде, то вся группа начинает движение сначала. Переходить реку нужно, касаясь друг друга (варианты: касанием может считаться каса­ ние одеждой либо только частями тела). Группа должна перепра­ виться через реку в полном составе.

Упражнение-активатор «Папа Абрахам»

Без реквизита.

Количество участников. Любое, все, кто присутствует на за­ нятии.

Правила. Ведущий поет:

Папа Абрахам

Детей растил.

И сыновья его любили.

Тренинг направленный на изменение коллективного настроения

посредством методов арт-терапии

Коллективное настроение – это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива – это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью. От них зависит степень готовности членов группы к тем или иным действиям.

Цель тренинга : изменение коллективного настроения посредством группового взаимодействия; сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

Материалы : воздушный шарик, краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.

1. Упражнение «Шар» (7-10 мин)

Цель : Разогрев, включение всех участников в работу. Повышение тонуса группы. Материалы: воздушный шарик.

Инструкция : Все участников необходимо поставить в круг.

Психолог: «Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы с вами будем играть с воздушными шарами. Предлагаю начать вот с этого шара, – ведущий держит в руках один воздушный шар. – Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Итак, начали. Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками). Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу)».

2. Упражнение «Ботинки» .

Цель : Упражнение усиливает чувство группы, включение всех участников в работу, создает положительный эмоциональный настрой.

Ход работы:

Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки.

Задание : каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала. Вопросы для обсуждения:

Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал?

Что вы испытали, выполняя задания?

3. Упражнение «Парное рисование» (10-15 мин)

Цели : развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.

Необходимые материалы : краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры. Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.

Инструкция : «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».

После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне что именно будут рисовать и т.д.

Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.

4. Упражнение «Шеренга» (5-10 мин.)

Цель : сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения : участники строятся в шеренгу по: росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т.д.

Инструкция : «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы сейчас чувствуете?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Трудно ли вам было выполнять упражнение?

Или вместо 4 упражнения:

Упражнение «Путаница» . Все ребята встают в круг, и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая рук, повторить тоже левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки.

Сказка о Деревьях-Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...

Вступительное слово.
«Здравствуйте. Мы начинаем тренинг, который называется "Тренинг эффективного общения". Тренинг -это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе»

Знакомство.
«А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя, то как он хотел чтобы его называли на тренинге (на «ты», или на «вы»; модификации имен, если в группе есть одинаковые имена, например, Ирина, Ирочка, Ира и.т.п.) и два качества характера плохое и хорошее в форме прилагательного на ту же букву, что и имя».

Упражнение «Глаза в глаза».
В обычной жизни люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Я хочу предложить вам сейчас в течении 3-5 мин Смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы.
Вопросы для обсуждения: «Какое чувство? Было кому-то трудно? Почему?"

Принятие правил.
Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:
1. Физическая и психологическая закрытость группы.
Физическая закрытость. - т.е. состав группы постоянный, никто новый в группу прийти не может и никто
не может не приходить на занятие. Мы начинаем занятие только когда придут все участники. Если кто-то
опаздывает, то мы все его ждем.
Психологическая закрытость означает, что то, что будет говорить каждый участник о себе нельзя
рассказывать за пределами этого круга. Мы можем говорить о тех идеях, которые возникли, но то, что
говорит каждый о себе - нельзя.
Подумайте, сможете ли вы выполнить это правило? Пусть каждый ответит...
2. Правило искренности.
Если я что-то говорю в круг, то это то, что я чувствую, т.е. заведомая неправда исключена. Принимаете это правило?
3. Правило круга.
Мы слушаем каждого, кто говорит не перебивая. Если вы хотите что-то сказать, то говорите в круг.
4. «Здесь и теперь».
Предметом нашего обсуждения будут процессы, происходящие в группе в данный момент; переживает чувства; появляющиеся мысли.
5. Принцип Я. Все высказываются от своего имени (т.е. используем личные местоимения ед. числа «я чувствую», «мне кажется»...).
6. Активность. Упражнения подразумевают включение всех участников.
В начале занятий могут быть проведены психогимнастические упражнения, которые позволяют создать такой уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе и такое состояние каждого участника, которые позволяли бы успешно работать, продвигаться вперед в содержательном плане. Кроме того, проведенные на этом этапе упражнения могут дать материал, обсуждение которого послужит «мостиком» для перехода к содержательным этапам работы тренингов ой группы.

Упражнение «Меняются местами».
Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.
Инструкция: «Сейчас у нас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, у кого есть сестры", - и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.
Вопросы для обсуждения: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?»

Ожидания и опасения .
Участники на листах бумаги пишут свои ожидания и опасения насчет тренинга (с правой стороны листа -ожидания, с левой - опасения). Листы можно не подписывать. Тренер собирает листочки. Зачитывает их и по ходу поясняет цели предстоящей работы, комментируя насколько обоснованы те или иные ожидания и опасения.

Цели тренинга:
1. Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научимся эффективными способами общения, а именно:
устанавливать контакт с другими людьми;
умению эффективно предавать информацию;
рассмотрим значение в общении такого умения, как умение слушать;
потренируемся давать и получать обратную связь.

Упражнение «Встать по числу» (психогимнастическое упражнение, тренер использует по своему усмотрению).
Все участники садятся по кругу.
Инструкция: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать
именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю
„четыре", то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, кик я
скажу „спасибо". Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в
процессе работы, ориентируясь на действии друг друга».
Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, в середине - 1-2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.
При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у нас была тактика?». «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Упражнение «Путаница».
Участники становятся в круг.
«Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постираемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».
После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, распутаться можно всегда». Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:
1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).
2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.
3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке. Время, затрачиваемое группами на вьшолнение этого упражнения, может быть очень разным, в опыте нашей работы оно варьировалось от 3-5 минут до 1 часа. Одна группа отказалась от продолжения поисков решения. Когда задача выполнена, можно обратиться к группе с вопросом": «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» или «Что можно было бы делать иначе для того, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?» (последний вариант является более предпочтительным, с нашей точки зрения, модификацией вопроса «Что нам помешало быстрее справиться с поставленной задачей. Упражнение полезно в содержательном плане, в то же время упражнение сплачивает группу. Однако в силу того, что оно предполагает тесный физический контакт, использовать ею надо с большой осторожностью. Если тренер предполагает, что у кого-то из участников в результате проведения упражнения возрастет напряженность, следует воздержаться от его проведения.
Психогимнастические упражнения, которые можно использовать в содержательных частях тренинга.

Упражнение «Арифмометр» .
Участники группы сидят по кругу.
«Представим себе, что все мы большой арифмометр. Считает он так: кто-то из нас назовет число, следующий, сидящий рядом (будем двигаться по часовой стрелке), знак арифметического действия („плюс" или „минус"), следующий - снова число и т. д. Числа будут чередоваться со знаками, и любой участник группы, который должен назвать знак, может сказать „равно", и тогда его товарищ, чья очередь говорить, должен будет сказать результат вычислений. Например, я говорю „семь", Лена - „плюс". Катя - „восемь". Юра - „минус", Олег - „два", Зина - „равно", и Таня называет число „тринадцать". Следующий участник, т. е. Наташа, снова называет знак, и счет продолжится».
Для упрощения задачи можно договориться о том, что арифмометр только складывает и вычитает и делает это в пределах, например, пятидесяти.
Если в кругу четное количество участников, то одни все время будут называть числа, а другие - знаки, поэтому после 2-3 кругов можно начать упражнение снова, предложив тому, кто называл до этого знаки, назвать первое число.
В ходе выполнения упражнения тренер побуждает «считать» быстрее.
Упражнение мобилизует внимание, позволяет быстро включить участников в ситуацию тренинга, например после короткого перерыва. При кажущейся, на первый взгляд, простоте далеко не всеми это задание выполняется с легкостью. Как правило, затруднения возникают у людей с недостаточно развитой способностью к концентрации внимания. В ходе упражнения они получают возможность осознать это и исправить свой недостаток.

Упражнение «Телеграф».
Участники садятся по кругу. «Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».
Все по очереди называют животных, и нужно потратить достаточно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения можно попросить называть животных очереди (по кругу), и каждый, прежде чем назовет животное, повторит все то, что сказали предыдущие участники.
«Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.
«На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнет первым, хлопнет 2 раза в ладоши и скажет название своего животного: например „волк", а потом, хлопнув 2 раза по коленям, - название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопая 2 раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая 2 раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибся, получат дополнительное задание».
В процессе упражнения тренер постепенно усиливает темп его выполнения. Тот. кто ошибся, должен вместо названия своего животного, 2 раза хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук. Упражнение способствует эмоциональной разрядке, создает хороший фон для продолжения работы.

Упражнение 1.
Все участники располагаются большим полукуругом.
«Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия». После того как все выполнят это задание, тренер предлагает участникам обсудить: «Какие впечатления возникли в процессе вьшолнения упражнения? Какие средства помогали устанавливать контакт? Какие признаки свидетельствовали об установлении контакта?»

Упражнение 2.
Группа садится по кругу. «Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. (Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении). Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».
Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты - один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты - сидя лицом друг к другу.
Вопросы для обсуждения: В каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком более комфортным?

Упражнение 3.
Участники группы делятся на две подгруппы.
«Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами».
Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер предлагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение и кто-то один высказывает мнение группы. После этого тренер обращается к подгруппе, которая демонстрировала его чувство или состояние с тем, чтобы они сказали, какое чувство или состояние они хотели изобразить. Затем подгруппы меняются ролями.
Начиная обсуждение результатов выполнения этого упражнения, тренер ориентируется на то, допущены ли были участниками подгрупп ошибки и каков их характер.
Как правило, ошибки, допускаемые в этом упражнении, связаны со следующими обстоятельствами: Участники не поняли изображение, которое предлагалось другой подгруппой;
участники не нашли точного слова для обозначения изображенного чувства или состояния;
- участникам не удалось передать в своем изображении содержание эмоции или чувства.
Если допущена ошибка, то в ходе обсуждения можно поговорить о том, с чем она связана. Часто
причиной ошибок бывает несогласованность в работе подгруппы, неумение выслушать и услышать всех.

Упражнение 4.
Упражнение выполняется в группах по 3 или 4 человека.
Инструкция «Представьте себе, что вы решили принять участие в конкурсе на должность персонал - менеджера в крупной фирме. Отбор проводится в несколько этапов, на каждый из которых вместе собираются разные люди. Сейчас в каждой группе кто-то один (я позже скажу, кто именно) попробует установить контакт с каждым из остальных участников вашей малой группы. При этом кто устанавливает контакт, заинтересован в получении информации относительно отбора, а те, к кому он обращается, ее занимают примерно такую позицию: ситуация отпора для вас очень важна, и вы хотите успешно пройти, поэтому у вас есть серьезные причины, по которым вы не хотите отвлекаться от ваших размышлений по поводу предстоящего собеседования и даете это понять тому, кто к вам обращается. В то же время, пожалуйста, помните о том, что если поведение того человека, который к вам обратится, вызовет у вас желание вступить с ним в разговор, вы можете сделать это.
Тренер называет имена тех, кто в 1 групп должен на первом этапе работ попытку установить контакт. Через 3-4 минуты тренер останавливает разыгрывание ситуации и предлагает, оставаясь в малых группах, обсудить полученный результат. После этого тренер меняет состав групп и называет имена тех, кто на втором этапе должен будет начать разговор. Таким образом, если работа проходит в тройках, то в тренинговой группе из двенадцати человек потребуется три этапа для того, чтобы каждый побывал в активной позиции. Обсуждение: Обратите внимание на те вербальные и невербальные аспекты, которые способствуют установлению контакта. Все участники становятся по кругу.

Блок 2 «Умение передавать информацию».

Упражнение 1.
На счет „раз" каждый из участников начнет делать какое-либо движение. При этом все остаются на своих местах. Желательно выбирать такие движения, которые может делать каждый участник. На счет „два" надо прекратить делать то движение, которое вы делали на счет „раз", и начать выполнять то движение, которое на счет „раз" делал ваш сосед слева. Если все будут внимательны, то движение каждого, пройдя по кругу, вернется к своему „автору". Упражнение выполняется до тех пор, пока движение каждого участника не вернется к нему. Нередко уже при первых переходах движений кто-то из участников ошибается. В этом случае тренер побуждает группу к поиску момента искажения движения, после чего упражнение начинается сначала. По окончании упражнения, когда движение каждого завершит полный круг, тренер спрашивает участников о том, к кому вернулось его движение, есть ли изменения в его характере. Обсуждение направляется на осознание причин искажений передаваемых движении и того, что могли бы предпринять участники, чтобы этого не происходило. Это упражнение желательно проводить в начале работы по осознанию участниками группы факторов, позволяющих без искажений принимать и передавать информацию в процессе сообщения.

Упражнение 2.
Все участники садятся по кругу. Видеотехника подготовлена к съемке.
«Мы уже убедились, насколько важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации. (Это упражнение может выполняться после появления в группе идей, относящихся к процессам приема и передачи информации в ходе общения, а также после упражнения 1, Блок 2.) Сейчас (тренер называет имена 5-ти или 6-ти человек, которых он заранее избрал для участия в упражнении) примут участие в упражнении. Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Пусть Андрей (тренер называет одного из участников упражнения) останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью». Тренер зачитывает Андрею текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Все участники садятся по кругу. Видеотехника подготовлена к съемке. С этого момента ведется видеозапись работы (возможно использование только магнитофонной записи без видеоряда). Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос «Олег, ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?». Когда участник ответит на этот вопрос, видеосъемка прекращается.
Вариант текста: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».
Обсуждение упражнения проводится с использованием видеозаписи.

Упражнение 3.
Группа делится пополам (если в группе нечетное число участников, тренер тоже принимает участие в упражнении), образуя две шеренги, все садятся лицом друг к другу так, чтобы напротив каждого кто-то сидел «Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а вторая - в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете только молча, без слов, не вербально. Времени у вас немного. Тот. кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый».
Этот фрагмент упражнения можно модифицировать следующим образом. Тренер заранее может подготовить для каждого участника текст сообщения, которое надо передать. Это дает возможность учесть особенности и успешность в тренинге каждого участника.
На первом этапе упражнения тренер предлагает одной шеренге выступать в роли передающих
информацию, а второй
принимающих сообщение. Следует дать возможность участникам
подготовиться к выполнению упражнения. Когда все готовы, тренер предлагает кому-либо из первой шеренги начать передавать информацию, а всех остальных просит внимательно смотреть. После того как информация передана, тот участник группы, кому она была предназначена, говорит, что он понял. Другие участники в это время могут высказывать свои версии вербализации данного текста. Это активизирует работу и позволяет приобрести более обширный материал для обсуждения, снижает напряженность. После этого передававший информацию, говорит, правильно ли его поняли, и при необходимости вносит коррективы.

Упражнение 4 .
Участники объединяются в пары.
«Сейчас каждый из вас по очереди расскажет своему партнеру какую-нибудь историю. Лучше если это будет история с законченным -сюжетом, раскрывающая различные чувства, переживания ее участников, психологические проблемы, коллизии, т. е. не следует ограничиваться простым повествованием: я встал, умылся, позавтракал, оделся, вышел из дома, подождал автобус и т. д. Но это должна быть такая история, которую вы могли бы рассказать всем нам. У каждого из напарников будет по 3 минуты, чтобы рассказать свою историю. Я буду следить за временем и скажу вам, когда оно закончится для первого рассказчика, а когда - для второго». Участники группы рассказывают друг другу свои истории. «Теперь в каждой из пар один из партнеров переходит по кругу (по часовой стрелке) в другую пару. В новых парах вы рассказываете друг другу те истории, которые услышали от своих партнеров в предыдущих парах».
После того как истории рассказаны, все возвращаются в круг, и тренер предлагает каждому рассказать ту историю, которую он услышал во второй раз. После каждого рассказа тренер обращается к тому, от кого рассказчик услышал эту историю, и к тому, кто рассказал ее в первый раз, т. е. к автору истории с вопросами: «Что оказалось упущенным из того, что вы рассказали? Что искажено?», «Может быть появилось что-то новое, то, о чем вы не говорили?».

Упражнение 2. Участники садятся в круг.
«Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Запишите их пожалуйста.
Правила:
1. Полностью сконцентрируйте свое внимание на собеседнике. Обращай свое внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
3. Не давай советов.
4. Не давай оценок.
Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе.
Тренер ждет, пока все участники сядут парами.
«Распределите между собой роли: «один из вас партнер «А», другой - «В». Задание будет состоять из нескольких этапов. Каждый этап рассчитан на определенное время, за временем буду следить я. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «В». «А» может отложить их пока в сторону. Итак, «А» говорит в течении 5 минут «В» о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. «В» соблюдает правила хорошего слушания, помогая при этом «А» рассказывать о себе.
Через 5 минут тренер останавливает беседу.
«Сейчас у «А» будет 1 минута, чтобы сказать «В» что в его поведении помогало ему открыто высказываться, говорить о своих проблемах, а что затрудняло этот рассказ».
После того как прошла одна минута, тренер дает следующее задание.
«Теперь «А» говорит о своих сильных сторонах в общении, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения. «В» не забывая о правилах хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от «В» в течении предыдущей минуты».
Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.
«В» за 5 минут должен повторить «А» , что он понял из двух его рассказов о себе (Проблемы и достоинства в общении). На протяжении этих 5 минут «А» все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «В». Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что его неправильное поняли, то «В» должен поправиться до тех пор, пока не получит подтверждение своих слов. После того как «В» скажет все, что он запомнил из 2-х рассказов «А», последний может сказать, что было пропущено или искажено.
Во второй части упражнения участники пары меняются ролями.

Заключительная часть тренинга.
Вопросы для рефлексии (письменно).
1. Что было самым полезным в тренинге?
2. Что было самым приятным в тренинге?
3. Произошли ли какие либо изменения с вами в ходе тренинга. Если да, то какие, если нет, то почему?
4. Был ли в ходе тренинга какой-либо неприятный момент? Какой и с чем связан?
5. Какое главное открытие вы сделали для себя в результате тренинга?
6. Чтобы вы хотели пожелать себе?
7. Чтобы вы хотели пожелать тренеру?

«Чемодан»: Каждому на спину крепится лист, у всех в руках ручки, все подходят друг к другу и пишут человеку его хорошие качества, с которыми он познакомился за эти дни.

Цель : создание настроя на совместную работу, снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Необходимый материал: музыкальное сопровождение.

Продолжительность : 5 мин

Инструкция: Ребята, давайте немного разомнемся, создадим себе веселое настроение и поиграем в подвижную игру «Путаница». Сейчас мы с вами встанем близко друг другу, образуем узкий круг, закроем глаза и вытянем руки вперед, а ведущий-доброволец соединит наши ладони между собой. Когда начнет играть музыка, открывайте глаза и начинайте распутываться, но разрывая при этом рук. Должен получиться круг или шеренга. (В случае, если участникам не удается справиться с задачей, можно разъединить «путаницу» в одном месте).

Вопросы для обсуждения:

· Понравилось вам игра?

· Какое у вас теперь настроение?

· Теперь вы готовы начать наше занятие?

Основное содержание занятия

Короткая беседа:

Цель: развитие умения осознанно выражать свои эмоции и чувства, развитие навыков эмоционального самоконтроля.

Доброволец: Ребята, давайте поговорим о том, что такое эмоции и чувства, почему и когда мы их испытываем, для чего нам они нужны. Если мы успешно разберемся в этой теме вместе, вам потом будет легче понять, какое у вас настроение и в чем оно проявляется.

- Ребята, как вы думаете, что такое эмоции?

(Кратковременные душевные переживания).

- А какие эмоции бывают?

(Они могут быть «положительные» и «отрицательные». Все они нужны и полезны, так как помогают человеку регулировать свое поведение).

- Что такое чувства?

(Длительные душевные переживания, например, радость, восторг, обида).

- Какие вы знаете эмоции и чувства?

(Радость, грусть, обида, удивление, вина, интерес, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд).

- С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства?

(С помощью слов, мимики, интонации, жестов).

Арт-терапевтическое упражнение «Нарисуй за минуту»

Цель : развитие навыков выражения и определения эмоций и чувств, снятие эмоционального напряжения, формирование навыков рефлексии.

Продолжительность : 5 минут

Необходимый материал : листы А-4, цветные карандаши.

Инструкция: Теперь давайте начнем тренироваться осознавать свое настроение, самый простой способ для этого – нарисовать его.

За одну минуту нарисуйте свое настроение, не рисуя ничего конкретного, – используйте только линии, формы, различные цвета. Все закончили рисовать? (ответы детей). А теперь передайте свой рисунок соседу справа. Посмотрите внимательно на рисунок, который оказался у вас в руках. Попробуйте угадать, какое настроение изображено на нем. Кто готов рассказать, как ему кажется какое настроение изображено на рисунке его соседа?

Вопросы для обсуждения:

·

· Легко ли было изобразить на бумаге свое настроение?

· Трудно было понять, какое настроение нарисовал ваш сосед?

Игровое упражнение « Паутина»

Цель : снятие внутреннего напряжения, поиск ресурсного состояния.

Продолжительность : 10 минут

Необходимый материал : клубок ниток.

Инструкция : Прежде чем продолжить наше занятие, давайте немного поиграем. Эта игра поможет нам лучше узнать друг друга. Для этого нам нужно сесть в круг. У каждого из вас сейчас есть возможность немного рассказать о каком-то своем самом любимом месте. Это может быть место, в котором вы бывали, или в котором вы бы хотели оказаться. Это место, думая о котором, вы чувствуете радость.

Процедура проведения: Эту игру начинает ведущий. Он берет клубок ниток и, сказав о своем любимом месте, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок любому участнику, договорившись перед этим с ним «глазами» и сказать ему: «А теперь твоя очередь».

Таким образом, все дети оказываются в «паутине».

Спасибо вам, что поделились своими любимыми местами, которые дарят вам радость. И теперь, когда мы объединены этой паутинкой, мы можем прикрыть глаза и представить, как по ниточкам эта радость от каждого вашего любимого места передается от участника к участнику. И теперь, когда нам грустно, мы можем представлять не только наше любимое место, но и любимые места других ребят, которые нам понравились. А теперь давайте распутаем паутинку. (Доброволец аккуратно распутывает паутинку).

Вопросы:

- Нравится ли вам наша паутина?

- Понравилось ли вам рассказывать о любимом месте?

- Что нового вы узнали друг о друге?

Игровое упражнение «Сломанный телефон»

Цель : снятие эмоционального напряжения, сплочение группы.

Продолжительность : 10 минут

Доброволец: И снова у нас по расписанию игра! А вы знаете, что смех - очень полезен для организма? Сейчас мы будем играть в игру, которая позволит каждому из вас от души похохотать.

Инструкция: Сейчас мы с вами сядем так, чтобы получился ряд. С одного конца нашего ряда один участник задаст соседу вопрос, который он должен передать дальше, не переспрашивая при этом услышанные слова. С другого конца участник ряда передает ответ, и его сосед поступает также, т.е. передает услышанные слова следующему. Участники, оказавшиеся посередине ряда, озвучивают вопрос и ответ, которые дошли к ним по цепочке.

Примерные вопросы и ответы:

1. «Кто шуршит в норке? – мышка»

2. «Кто любит кашу? – малыши»

3. «Кто щекотал любимого щенка? – Всеволод Георгиевич»

4. «На что похоже оранжевое солнце? – на спелый апельсин»

5. «Кто испачкал шорты соусом? – неряшливый Паша».

Психогимнастическое упражнение «Маска»

Цель : снятие эмоционального напряжения, развитие навыка невербального выражения эмоций.

Продолжительность : 5 минут

Доброволец: Теперь, когда мы кое-что узнали об эмоциях и друг о друге, попробуем применить эти знания в игровом упражнении.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в круг. Посмотрите, пожалуйста, на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое (зафиксируйте на лице какое-то выражение, медленно поверните голову, чтобы у всех участников появилась возможность увидеть выражение вашего лица). А дальше я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог лучше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, передав выражение лица соседу и так по кругу. Когда к первому участнику возвращается его лицо, его сосед придумывает новое и игра продолжается.

Вопросы для обсуждения:

· Понравилось ли вам упражнение?

· Какие эмоции вы испытывали?

· Трудно было понять и изобразить эмоцию другого человека?

Психогимнастическое упражнение «Звук-чувство»

Цель : снятие эмоционального напряжения, развитие способности выражать свои эмоции.

Продолжительность : 5 минут

Инструкция : Давайте немного погудим, пожужжим, потопаем и похлопаем, - это поможет нашим эмоциям выйти наружу.

Сейчас я буду называть различные чувства, и мы будем показывать, как часто мы эти чувства испытываем. Для того чтобы показать это, мы будем издавать разные звуки. Например, для чувства раздражения мы будем гудеть. Давайте попробуем все вместе погудеть! (Все участники «гудят»). Если мы редко испытываем это чувство - будем гудеть тихо, если чаще, то громче, если очень часто, то очень громко. Давайте попробуем! Далее менять чувства и способ выражения их частоты (например, радость – слово «Му-у», грусть – топот).

Вопросы для обсуждения:

· Понравилось ли вам гудеть, шипеть, улюлюкать?

· Вы обратили внимание, на каких чувствах мы гудели, шипели, топали громче всего?

Упражнение «Спаси птенца»

Цель : снятие эмоционального напряжения.

Продолжительность : 10 минут

Инструкция : А напоследок мы с вами сделаем еще одно очень приятное упражнение. Представьте, что у вас в руках совсем маленький беспомощный птенец. Он хочет взлететь, но для того, чтобы у него это получилось, ему нужны силы. Чтобы у него появились силы - его нужно немного согреть. Вытяните руки ладонями вверх, представьте, что вашего птенчика согревает солнышко. Оно ласкает его своими лучиками, касаясь каждого маленького перышка. Потихонечку птенец согревается. Теперь медленно согните ваши пальчики, так как будто вы прячете в ладошках птенца. Делаем это бережно, нежно. Медленно подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. Аккуратно приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца.

А теперь раскройте ладони, и вы увидите, как птенец окреп. Теперь он готов взлететь. Приподнимите ладони вверх. Птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и пожелайте доброго пути! Можно помахать ему ручкой.

Вопросы для обсуждения:

· Понравилось ли вам упражнение?

· Какие эмоции вы испытывали во время этого упражнения?

Доброволец: Ребята, сегодня у нас получилось очень насыщенное, приятное занятие, мы надеемся, что вам понравились наши игры, и сегодня мы расстанемся с вами в хороших теплых чувствах.

Отечественные