Ибн хальдун большая история читать. О концепции философии истории ибн халдуна

Ибн-Халдун впервые в истории науки создал теорию поступательного развития общества от низшей ступени (варварства) к высшей (цивилизации) через развитие форм производительной деятельности людей, объясняя развитие форм общественной жизни развитием производства.

Ибн-Халдуна можно считать отцом современной исторической науки, основателем политической теории. Философско-социологическое учение Ибн-Халдуна являлось в действительности продолжением высокого духа рационализма восточных перипатетиков.

Ибн-Халдун (1332 - 1406) родился в Тунисе в арабской семье. Получил традиционное религиозное образование, изучал философию. В 20 лет он приобщился к политической деятельности. Был сначала секретарем у тунисского султана Абу Исхака, затем в течение почти 10 лет у его противников Мери-нидов. Был замешан в политических интригах членов семьи этой династии, в результате чего провел два года в тюрьме. Служил при дворе султана Гренады Мухаммеда в Испании, выполняя различные дипломатические миссии, а затем у султана Бужи (Алжир) Абу Абдаллаха. В 1383 г. переехал в Каир и находился при дворе султана Баркука, где вскоре был назначен великим кадием маликитского права. Совершил хадж в Мекку в 1387 г. Несколько лет провел на службе у монгольского полководца Тимура (Тамерлана). Умер в Каире.

Основной труд Ибн-Халдуна "Книга назидательных примеров из истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть" (Китаб ал-Ибар) состоит из двух частей. Первая, известная как "Мукаддима" ("Пролегомены"), является теоретическим изложением наиболее важных проблем социальной философии и философии истории: исторического знания, человеческого общества, стадиях его развития и местах обитания, происхождения, сущности и структуры государства, способов добывания жизненных средств, потребления и прибыли, экономической обусловленности исторического процесса, значения политики и экономики в развитии человеческой цивилизации и т.д. Вторая часть служит как бы историческим приложением к первой, и посвящена она истории отдельных народов и государств.

"Мукаддима" была написана в 1375 - 1378 гг. Она начинается общим введением о предмете истории, который определяется так: "Это есть самостоятельная наука, ибо она имеет специальную тему исследования социальную жизнь людей и человеческое общество; она занимается также последовательным разъяснением фактов, связанных с сущностью темы. Она является достоянием всякой науки, будь то традиционные или рациональные".

Критику традиционной историографии, тесно связанной с религиозными преданиями, Ибн-Халдун вел с теоретической точки зрения. Причинами заблуждений и исторических небылиц, считал он, является неспособность постичь соотношение между видимостью и действительностью, стремление приблизиться к власти сильных мира сего, снискать их милости восхвалением и лестью. Коренной недостаток традиционной историографии он видел в незнании естественных законов общественного бытия: ведь всякое явление, по его мнению, имеет собственную природу, заключенную в нем самом и в связанных с ним обстоятельствах. Ибн-Халдун пытался выработать философский взгляд на историю человечества как на историко-социальное бытие и специально рассматривал вопрос о "природе социальной жизни", всеобщих закономерностях движения социального бытия (умран), изменения его содержания и формы. "Поэтому история - одна из важнейших основ философии и может быть достойной причисления к философским наукам". Ибн-Халдун хотел поднять историю до уровня философской науки, теоретической дисциплины, стремясь выявить единую основу исторического процесса. Более того, история у него не только теоретический компонент цивилизации (умран), но и методология ее исследования. Недаром многие исследователи называли его "отцом современной истории и философии истории".

Ибн-Халдун хотел поднять историю с уровня искусства (сынаа) до уровня науки. Он рассматривал "Мукаддиму" как работу, которая должна была обосновать методологические принципы новой истории. Эти принципы "науки о цивилизации" (ильм умран) относятся к истории так же, как логика к философии или как фикх - к шариату.

Учение Ибн-Халдуна о государстве по своей значимости вышло далеко за рамки исторической эпохи, в коей он жил и творил. Государство, по Ибн-Халдуну, является не просто естественным и необходимым человеческим учреждением, в котором действует закон причинности, но той политической и социальной единицей, которая только и делает возможной существование человеческой цивилизации. Именно эта человеческая цивилизация и являлась предметом его исследования, предметом "новой науки".

В "Мукаддиме" Ибн-Халдун предстает не просто как знаток "теологического" учения об арабском обществе, но и как мыслитель, глубоко постигший достижения мусульманской культуры и философии и воплотивший их в теории цивилизации. Его социально-философское учение основано на исследовании цивилизации. Ибн-Халдун полагал, что существует тесная связь цивилизации и политики как искусства управления, и это отражалось в употребляемых им понятиях. "Умран" является синонимом слова "маданийа" город, город-государство, гражданское общество, а также - синонимом слова "хадара" - оседлая городская жизнь. "Хадара" в свою очередь весьма близко по значению слову "та-маддун" - жить или стать организованным в городе (мадина).

Ибн-Халдун сумел в противовес господствующей религиозной идеологии и традиции утвердить идею о развитии государства, зависящем не от воли Бога или халифов, и не просто от законов природы, а от объективных естественных законов развития самого общества. Он увидел основу общественного развития в ее материальной базе и показал неизбежность возникновения, развития, а позже спада и заката общества и культуры в соответствии с законом причинности, иначе говоря, сформулировал идею объективного исторического развития.

Ибн-Халдун различал три вида государства в зависимости от цели и способа управления:

  1. "сияса динния" - способ правления, основанный на шариате (идеал исламской теократии - халифат)
  2. "сияса аклийа" - способ правления, основанный на праве, установленном человеческим разумом (султанат)
  3. "сияса маданийа" - способ правления в идеальном государстве арабо-мусульманских философов

Переход к цивилизации, по Ибн-Халдуну , обусловлен материальными причинами. У людей появляется "излишек" (заида), борьба за который ведет к разрушению примитивного равенства и соперничеству. При этом и "бадава" примитивная, бедуинская, сельская жизнь, ассоциировавшаяся в основном с земледелием и скотоводством, и "хадара" - городская жизнь, связанная, кроме того, с ремеслами, торговлей, наукой и искусствами, рассматривались им как естественные этапы в развитии человечества, отличавшиеся "способом снискания жизненных средств". Ибн-Халдун четко зафиксировал идею закономерного перехода общества от низшей к высшей ступени своего развития, связанного с развитием форм производительной деятельности. Кроме того, идея избыточного продукта (заида) лежала в основе перехода к высшей ступени развития общества (хадара). Источник развития общества находился для Ибн-Халдуна в самом обществе. Он первым из средневековых мыслителей понял значимость экономики для политики, важность ее для развития государства. Именно от стабильного экономического развития, считал он, зависит благополучие государства.

По мнению магрибского мыслителя, каждое новое государство не только преодолевает негативные последствия предшествующего, разрушившегося государства, но и способствует дальнейшему развитию высшей формы социальной жизни - городской цивилизации.

Говоря о социально-философских взглядах Ибн-Халдуна в целом, следует отметить, что они отражают прежде всего его эпоху - эпоху заката последних Арабских халифатов. В его философии истории есть размышления и анализ главных тенденций развития государства и попытка определить дальнейшие пути его развития. Ибн-Халдун крайне обостренно чувствовал необходимость изменения традиционной политической доктрины. Не мог он и удовлетворяться социальными утопиями восточных перипатетиков. Ибн-Халдун сам прекрасно понимал независимый от традиции характер своей теории, поэтому считал, что его взгляды, изложенные в "Мукаддиме", являются единственно правильными и с гордостью объявлял себя создателем новой науки.

ИБН ХАЛЬДУН

ИБН ХАЛЬДУН

Абдурахман Абу Зейд ал-Магриби (1332-1406) - араб. историк, государственный деятель. Занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гренады, Египта. Основной И.Х. «Книга назидательных примеров из истории арабов, персов, берберов...» («Китаб ал-Ибар...») состоит из трех частей:
1) «Мукаддима», известная в европейской литературе под названием «Пролегомены», содержит тематические разделы, в которых освещаются наиболее важные вопросы социальной философии и философии истории: исторического знания, методологические проблемы исторического познания, понятия культуры и цивилизации, науки о культуре , типы цивилизаций, о человеческом обществе, стадиях его развития и местах обитания, способах добывания жизненных средств, потреблении и прибыли, экономической обусловленности исторического процесса, о происхождении и этапах развития гос-ва, о власти и др.;
2) народов мусульманского Востока;
3) история народов Магриба.
И.Х. пытался утвердить взгляд на историю человечества как на историко-социальное и специально рассмотрел о движущих силах истории и ее общих закономерностях. Гос-во, по И.Х., является не просто естественным и необходимым человеческим учреждением, в котором действует причинности, но политико-социальной единицей, определяющей существования самой человеческой цивилизации (умран). Он выдвинул идею об объективном характере развития гос-ва, зависящего не от воли Бога или правителей, не только от законов природы, но и от законов развития самого общества. И.Х. создал учение о закономерном характере развития человеческого общества, обусловленного географической средой, зависящего от того или иного типа производственной деятельности людей, и о свойственных каждой фазе подъема и упадка цивилизаций формах политической организации и культуры. Он увидел уровня развития культуры, форм социальной солидарности, характера государственного правления от общественного разделения труда и уровня экономического развития. И.Х. показал тесную религии и государственной власти, рассматривая первую как необходимый политический ин-т. И.Х. хотел поднять историю с уровня искусства до уровня науки, теоретической дисциплины.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ИБН ХАЛЬДУН

Ибн Халдун Абдаррахман Абу Зейд (27.5.1332, Тунис,-17.3.1406, Каир) , араб. гос. и обществ. деятель, философ и историк. Играл видную роль в политич. жизни мусульм. государств Сев. Африки, был воспитателем, советником, канцлером, послом и судьёй у ряда правителей. Неоднократные попытки И. X. воплотить в идеи справедливого обществ. строя во главе с «правителемфилософом» завершились, однако, неудачей. В философии И. X. был последователем и комментатором Ибн Рушда, отстаивал и объективный истины, противопоставлял практич. и политич. знания, приобретённые эмпирич. путём, религиозно-мистич. мудрости, хотя и признавал за ней определ. в обществе. Большинство ранних филос. произведений И. X., трактаты по логике, математике, комментарии к Ибн Рушду считаются утерянными. Осн. соч. И. X.- многотомная «Книга поучительных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и др. современных им могуществ. народов» (араб. название работы допускает различные переводы) - ценный историч. источник. В пространном теоретич. «Введении» («аль-Мукаддима») к ней И. X. изложил свою социальную философию. В истории обществ. - это первая попытка создания самостоят. науки об обществе, или как её называл И. X., « », служащей руководством для поли-тич. деятельности. И. X. утверждал закономерный характер обществ. развития, обусловленный географич. средой и проявляющийся в циклах подъёма и упадка цивилизации в процессе смены поколений. Согласно И. X., уровень развития культуры и характер правления в государстве определяются обществ. разделением труда, взаимным обменом экономич. деятельностью и вытекающей отсюда социальной солидарностью правителей и подданных.

Автобиография И. X., в которой он подробно описал свою жизнь и , является ценным история, и лит. памятником эпохи. И. X. оказал большое влияние на обществ. мысли, особенно историографии, в Египте и Оттоманской империи 15- 18 вв. После 2-й мировой войны И. X. привлекает возрастающее философов, социологов и историков как в араб. странах, так и на Западе, многие из них склонны усматривать в нём мыслителя, предвосхитившего идеи просвещённого абсолютизма, трудовой теории стоимости, классовой борьбы, социологии знания. Китаб-аль-Ибар... (Книга поучительных примеров...) , т. 1-7, Булак, 1867 ; аль-Тариф би-Ибн Халдун (Новое об И. X.) , Каир, 1951 ; аль-Мукаддима, (Введение. История) , т. 1-3, Бейрут, 1967 ; Histoire des Derberes et des dynasties musulmanes de l"Afrique...,nouv. ed., v. l-4, P., 1925-56; The Muqaddimah; An introduction to history, v. 1-3, N. ?., 1958 ; Discours sur l"histoire universelle (al-Muqaddima) , v. 1-3, Beyrouth, 1967- 1968 ; в рус. пер.- фрагменты из «Введения», в кн. : Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока 9-14 вв. , М., 1961 , с. 559-628.

Б а ц и е в а С.М., Историко-социологич. трактат И. X. «Мукаддима», М., 1965 ; Игнатенко A.A., И. X., М., 1980 (библ.) ; Mandi Muhsin, Ibn Khaldun"s philosophy of history, L., 1957 ; S i in o n H., Ibn Khaldun"s Wissenschaft von der menschlichen Kultur, Lpz. , 1959 ; Lacoste I., Ibd Khaldoun. Naissance de l"histoire passe du Tiers-Monde, P., 1966 ; F i s с h e l W. J., Ibn Khaldun in Egypt (his public functions and his historical research. 1382-1406) , Berk.- Los Ang. , 1967 (лит. ) ; N a s s a r N., La pensee realiste d"Ibn Khaldun, P., 1967 ; MegherbiA.,La pensee sociologique d"Ibn Khaldoun, Alger, 19772.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ИБН ХАЛЬДУН

Абдуррахман Абу Зейд (1332–1406) – арабский историк и социолог. Род. в Тунисе, получил разностороннее ; учился у мусульм. ученых как консервативного, так и прогрессивного, шедшего от Ибн Рошда, направлений. Служил в качестве секретаря-каллиграфа (в 1353 или 1354) у султана в Фесе. С 1362 занимал высокие служебные посты у феод. государей в Сев. Африке и в Гранадском гос-ве. В 1382 переехал в Каир, где был преподавателем в школах при аль-Азхаре и др. мечетях; был назначен кади (судьей) маликитского мазхаба и занимал эту должность (с перерывами) до своей смерти. Свой важнейший труд – "Книга примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле" ("Китаб аль-ибар ва диван аль-мубтада ва-ль-Хабар фи айям аль-араб ва-ль-аджам ва-ль-барбар") он написал в 1370-х гг. в Тунисе. 1-й т. этого труда занимает "Введение" (по-арабски "Мукаддима"; в рус. пер. фрагменты в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX–XIV вв., М., 1961), в к-ром И. X. выдвигал требование создания спец. науки о "цивилизации и человеческом обществе", а также о "предметах, которые могут служить к объяснению фактов, связанных с сущностью общества..." (цит. по кн.: X. Раппопорт, Философия истории..., СПБ, 1898, с. 75). Считая, что такая принесет громадную пользу, И. X. полагал, что с ее помощью люди будут "...в состоянии предвидеть события, могущие случиться в будущем" (там же). В своей историко-социологич. теории И. X. прослеживал зависимость нравов и обществ. учреждений от образа жизни людей (напр., городского или кочевого), а также подчеркивал произ-ва и общения людей для их жизни. "Рука, подчиненная разуму, всегда готова производить предметы искусства. Искусства же вызывают новые орудия, которые заменяют ему те члены, которыми другие животные обладают для своей защиты... Изолированный не был-бы в состоянии противостоять силе хотя-бы одного животного... Он был-бы в таком случае абсолютно неспособен защищать себя" (там же, с. 76–77). Большое значение в своем соч. И. X. придавал влиянию природы на историю человеч. общества. Гл. фактор, обусловливающий это влияние, по теории И. X., – климат: только в странах с умеренным климатом люди способны заниматься культурной деятельностью, а жители юга (т.е. стран, прилегающих к экватору) не имеют побудит. причин для развития культуры, т.к. они не нуждаются ни в прочных жилищах, ни в одежде, а пищу получают от самой природы в готовом виде; жители холодных сев. стран, наоборот, затрачивают всю свою энергию на добывание пищи, изготовление одежды и постройку жилищ; следовательно, они не имеют времени для занятия науками, лит-рой и искусствами. И. X. излагал также свою теорию историч. циклов, согласно к-рой в странах с умеренным климатом наиболее активной силой истории являются кочевники, обладающие якобы физич. и моральными преимуществами перед оседлым населением, особенно перед горожанами. Поэтому, по И. X., кочевники периодически завоевывают страны с оседлым населением и образуют обширные империи со своими династиями. Но через 3–4 поколения потомки кочевников-завоевателей в условиях гор. цивилизации утрачивают свои положит. качества; тогда из степей и пустынь появляются новые волны кочевников-завоевателей, и история повторяется. Несмотря на то что И. X. стоял на позициях религии и идеализма, считая, что человек есть произведение бога (см. тамже, с. 76), огромную историч. имело его стремление установить зависимость жизни людей от географич. и др. материальных (естественных) факторов. Эти стороны его учения оказали большое влияние не только на арабскую, но и на зап.-европ. .

Соч.: Отрывок из "Книги...", посвященный Палестине, в кн.: Медников Η. Α., Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов, по арабским источникам, [т. 2, ч 1], СПБ, 1897, с. 628–41 (Православный палестинский сб., т. 17, вып. 2); Autobiographie, в кн.: Notices et extraits des manuscrits de la Bibliothèque impériale, t. 19, pt. 1, P., 1863; Histoire des berbères et des dynasties musulmanes de l"Afrique septentrionale, trad. de l"arabe par de Slane, v. 1–4, nouv. éd., P., 1925–56; Les prolégomènes, trad. par de Slane, t. 1–3, nouv. éd., P., 1934–38; The Muqaddimah. An introd. to history, transl. from the Arabic by F. Rosenthal, v. 1–3, Ν. Υ., .

Лит.: Левин И., Ибн-Халдун – араб. социолог 14 в., "Новый Восток", 1926, No 12; Беляев Е., Историко-социологич. Ибн-Халдуна, "Историк-марксист", 1940, No 4–5; Бациева С. М., Историко-философское учение Ибн-Халдуна, "Сов. востоковедение", 1958, No 1; Kremer Α., Ibn Chaldun und seine Culturgeschichte..., W., 1879; Hussein Τaha, Etude analytique et critique de la philosophie sociale d"Ibn-Khaldoun, , 1917; Ayad M. K., Die Geschichts-und Gesellschaftslehre Ibn Haldūns, Stuttg.-В., 1930; Schmidt Ν., Ibn Khaldun. Historian, sociologist amd philosopher, Ν. Υ., 1930; Bouthoul G., Ibn Khaldoun. Sa philosophie sociale, P., ; Εnan Μ. Α., Ibn Khaldun. His life and work, Lahore, ; Ibn Khaldūn and Tamerlane. Their historic meeting in Damascus A. D. 1401 (803 A. H.)..., with a transl, into Engl. and a comment. by W. J. Fischel, Berkeley-Los Angeles, 1952.

E. Беляев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

Ибн Хальдун (Абд ар-Рахман Абу Зейд ибн Хальдун; 1332-1406 гг.) - арабский историк, философ, общественный деятель, выполнявший функции судьи, дипломата, советника в ряде правительств в Северной Африке. Ибн Хальдуну принадлежит идея о создании «справедливого общества» во главе с «правителем-философом». В своих произведениях («Книга поучительных примеров из истории арабов , персов, берберов...», «Аль-Мукаддима») Ибн Хальдун рассматривал развитие общества (преимущественно мусульманских народов) как смену исторических циклов. Образ жизни каждого этноса и исторического цикла, считал историк, определяется в первую очередь влиянием географической среды и особенностями развития национальной культуры. Взгляды Ибн Хальдуна оказали большое влияние на развитие общественной мысли народов Ближнего Востока. Некоторые арабские и западноевропейские исследователи считают, что он предвосхитил многие современные социологические теории.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 74-75.

Ибн Халдун Вали ад-Дин Абдар-Рахман Ибн Мухаммад (1332, Тунис - 1406, Каир) - арабо-мусульманский философ, историк и государственный деятель. Получил образование в Тунисе. С 1354 сменил много городов Магриба и Испании, занимая пост секретаря и посла у ряда правителей. После 1382 жил в Египте, где был назначен верховным кадием-судьей маликитского толка. Совершил паломничество в Мекку (1387-88), в священные города Палестины (1400). Знаменитым событием египетского периода жизни Ибн Халдум стала его встреча в Дамаске с Тимуром (1401), пытавшимся склонить философа перейти к нему на службу. Наряду с «Автобиографией» перу Ибн Хаддуна принадлежат «Лубаб ал-Мухассал» («Суть Мухассала») - компендиум сочинения Фахр ад-Дйна ар-Разй «ал-Мухассал» по каламу-богословию и фалсафе-философии и «Исцеление вопрошающего» («Шифа" ас-са"иль»), посвященное мистическому (суфийскому) пути познания. Прославился Ибн Халдун как автор «Большой истории», особенно «Введения» («Мукаддвма») к ней. Вэтойтеоретической вводной части, представляющей собой энциклопедию культурной жизни арабо-мусульманского средневековья, Ибн Халдун ставит задачу превратить историю из хроники царей и пророков в строгую научную дисциплину, долженствующую образовать одну из важнейших отраслей философии. Отсюда его стремление создать особую науку об обществе, опирающуюся на представление о закономерном характере социального развития, которое обусловлено действием таких материальных факторов, как хозяйственная деятельность людей («способ добывания жизненных средств») и естественно-географическая среда. Ибн Халдун подверг критике исходящие из платонического учения общественно-политические взгляды арабоязычных перипатетиков, усматривая в них своего рода мистику («соединение» человека с Деятельным разумом) и утопию, отвергая которую, он обратился к конкретному изучению развития общества, его культуры и нравов.

Г. Ибрагим

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 65.

Ибн Хальдун, Ибн Халдун Абдаррахман Абу Зейд (27.5.1332, Тунис,-17.3.1406, Каир), арабский государственный и общественный деятель, социальный философ и историк. Играл видную роль в политической жизни мусульманских государств Северной Африки, был воспитателем, советником, канцлером, послом и судьёй у ряда правителей. Неоднократные попытки Ибн Хальдуна воплотить в жизнь идеи справедливого общественного строя во главе с «правителем-философом» завершились, однако, неудачей. В философии Ибн Хальдун был последователем и комментатором Ибн Рушда, отстаивал рациональный и объективный характер истины, противопоставлял практические и политические знания, приобретённые эмпирическим путём, религиозно-мистической мудрости, хотя и признавал за ней определенный авторитет в обществе. Большинство ранних философских произведений Ибн Хальдуна, трактаты по логике, математике, комментарии к Ибн Рушду считаются утерянными. Основное сочинение Ибн Хальдуна - многотомная «Книга поучительных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и других современных им могущественных народов» (арабаское название работы допускает различные переводы) - ценный исторический источник. В пространном теоретическом «Введении» («аль-Мукаддима») к ней Ибн Хальдун изложил свою социальную философию. В истории общественной мысли - это первая попытка создания самостоятельной науки об обществе, или как её называл Ибн Хальдун, «науки о культуре», служащей руководством для политической деятельности. Ибн Хальдун утверждал закономерный характер общественного развития, обусловленный географической средой и проявляющийся в циклах подъёма и упадка цивилизации в процессе смены поколений. Согласно Ибн Хальдуну, уровень развития культуры и характер правления в государстве определяются общественным разделением труда, взаимным обменом экономической деятельностью и вытекающей отсюда социальной солидарностью правителей и подданных.

Автобиография Ибн Хальдуна, в которой он подробно описал свою жизнь и деятельность, является ценным история, и литературным памятником эпохи. Ибн Хальдун оказал большое влияние на развитие общественной мысли, особенно историографии, в Египте и Оттоманской империи 15- 18 веков. После 2-й мировой войны творчество Ибн Хальдуна привлекает возрастающее внимание философов, социологов и историков как в арабских странах, так и на Западе, многие из них склонны усматривать в нём мыслителя, предвосхитившего идеи просвещённого абсолютизма, трудовой теории стоимости, классовой борьбы, социологии знания.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Китаб-аль-Ибар... (Книга поучительных примеров...), т. 1-7, Булак, 1867; аль-Тариф би-Ибн Халдун (Новое об И. X.), Каир, 1951; аль-Мукаддима, (Введение. История), т. 1-3, Бейрут, 1967; Histoire des Derberes et des dynasties musulmanes de l"Afrique...,nouv. ed., v. l-4, P., 1925-56; The Muqaddimah; An introduction to history, v. 1-3, N. Υ., 1958; Discours sur l"histoire universelle (al-Muqaddima), v. i-3, Beyrouth, 1967- 1968; в рус. пер.- фрагменты из «Введения», в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока 9-14 вв., М., 1961, с. 559-628.

Литература: Бациева С.М., Историко-социологич. трактат И. X. «Мукаддима», М., 1965; Игнатенко A.A., Ибн Хальдун, М., 1980 (библ.); Mandi Muhsin, Ibn Khaldun"s philosophy of history, L., 1957; S i in o n H., Ibn Khaldün"s Wissenschaft von der menschlichen Kultur, Lpz., 1959; Lacoste I., Ibd Khaldoun. Naissance de l"histoire passe du Tiers-Monde, P., 1966; F i s с h e l W. J., Ibn Khaldun in Egypt (his public functions and his historical research. 1382-1406), Berk.- Los Ang., 1967 (лит.); N a s s a r N., La pensee realiste d"Ibn Khaldun, P., 1967; MegherbiA.,La pensee sociologique d"Ibn Khaldoun, Alger, 19772.

Ибн Хальдун, Ибн Халдун, Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед (27.V.1332 - 17.III.1406) - арабский историк и социолог. Родился в Тунисе, в богатой и знатной семье. В 1349-1375 годы занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады и Биджайи (совр. Бужи). В 1375 году Ибн Хальдун поселился в замке Калаат Ибн Салама (Алжир), где начал работу над трудом по всеобщей истории, законченную им позднее в Египте. В 1379 году Ибн Хальдун вернулся в Тунис; в 1382 году, преследуемый духовенством, вынужден был бежать в Египет. Пользовался покровительством мамлюкских султанов, оценивших его опыт и знания, продолжал свою научно-литературную деятельность, занимал должность кади (судьи) и преподавал в медресе аль-Азхар, аль-Камхия и аз-Захирия. Умер в Каире. Основной труд Ибн Хальдун "Книга назидательных примеров" ("Китаб аль-ибар") состоит из предисловия, характеризующего задачи, метод и принципы исторического исследования, и трех частей: "Введение" ("Мукаддима"), в котором Ибн Хальдун изложил свое учение об основных закономерностях исторического развития общества; история народов мусульманского Востока; история народов Магриба. Последняя часть, отличающаяся исключительной полнотой и точностью описаний, является основным источником для средневековой истории Северной Африки. В те же годы Ибн Хальдун написал "Автобиографию" - один из первых образцов арабской мемуарной литературы средних веков. Учение Ибн Хальдуна создано на базе достижений историографии и философии стран Ближнего и Среднего Востока. Будучи последователем Ибн Рошда, Ибн Хальдун развил материалистические тенденции, заложенные в арабском перипатетизме (аверроизме) и распространил принципы аверроизма на изучение жизни общества, сделав новый шаг в развитии средневековой философии.

Сущность социальной жизни Ибн Хальдун видит в совместном труде членов общества для обеспечения средств жизни. Характер жизни коллектива определяется хозяйственной деятельностью его членов. Ибн Хальдун выделяет 2 фазы развития общества: низшую - "сельскую жизнь" (занятие земледелием и скотоводством) и высшую - "городскую жизнь" (занятие ремеслом и торговлей), генетически связанные друг с другом. Основной формой трудовой взаимосвязи Ибн Хальдун считал товарообмен, в основе которого лежит равенство стоимости обмениваемых продуктов. В этой связи Ибн Хальдун высказал гениальную догадку о трудовой природе стоимости. Смысл политической организации общества Ибн Хальдун видит в защите собственности отдельных производителей на средства и продукты труда. Ибн Хальдун резко критикует формы государственной политики, наносящие ущерб собственности подданных (высокие налоги, конфискации, торговые монополии). Каждой фазе общественной жизни присуща своя, исторически обусловленная политическая организация. Организующим началом сельского общества является "асабия" - кровно-родственная связь между членами общества; во главе группировок кровных родственников (родов и племен) стоят вожди и старейшины с ограниченной властью, целиком зависящей от их отношений с членами "асабии". Для городского общества характерно государство во главе с правителем (царем), обладающим неограниченной властью, основанной на насилии. Генетически царская власть связана с асабией, так как основатель династии опирается на военную силу племен. Каждая отдельная династия претерпевает разложение и гибель, но смена династий не означает круговорота всей общественной жизни, которая носит прогрессивный поступательный характер.

Многие буржуазные авторы изображают Ибн Хальдун предтечей социологической теорий, распространившихся на Западе в конце 19 - начале 20 веков (социально-психологической школы, теории насилия, расизма и др.); в частности, его причисляют к создателям теории географического детерминизма (австрийский востоковед А. Кремер, австрийский социолог Л. Гумплович и др.). Однако Ибн Хальдун, признавая значение географической среды как одного из факторов в жизни общества, не отводил последней решающей роли.

Ибн Хальдун был одним из первых мыслителей, пытавшихся создать научную философию истории. Его учение во многом предвосхитило идеи материалистов 17-18 веков.

C. M. Бациева. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Далее читайте:

Ибн Хальдун. Мук̣аддима (Статья E.A. Фроловой о книге Ибн Хальдуна).

Философы, любители мудрости

Историки (биографический справочник).

Сочинения:

Китаб аль-Ибар..., т. 1-7, Булак, 1867;

Autobiographie, в кн.: Notice et extraits des manuscrits de la Bibliothèque Jmpériale, t. 19, pt. 1, P., 1863;

Les Prolégomènes, trad. par de Slane, t. 1-3, nouv. éd., P., 1934-38;

Histoire des berbères et des dynasties musulmanes de l"Afrique..., trad. de l"arabe par de Slane, v. 1-4, nouv. éd., P., 1925-56;

The Muqaddimah..., transl. from the arabic by F. Rosenthal, v. 1-3, N. Y., (1958); в рус. пер. - Введение (фрагменты), в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока, М., 1961.

Литература:

Бациева С. М Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима» М., 1965;

Бациева С. М., Историко-философское учение Ибн Халдуна,"СВ", 1958, No 1;

Бациева С. М., Об экономич. взглядах Ибн Халдуна, "КСИНА", 1961, т. 47;

Игнатенко А. А. Ибн Халдун. М., 1980.

Левин И., Ибн-Халдун - араб. социолог XIV в., "HB", 1926, No 12;

Беляев Е., Историко-социологич. теория Ибн-Халдуна, "Историк-марксист", 1940, No 4-5;

Крачковский И. Ю., Араб. географич. лит-ра, Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957;

Иванов Н. A., "Китаб аль-Ибар" Ибн Халдуна как источник по истории стран Сев. Африки в XIV в., в кн.: Арабский сборник, М., 1959;

Ayad M. К., Die Geschichts- und Gesellschaftslehre Ibn Haldüns, Stuttg.-В., 1930;

Enan M. A., Ibn Khaldun. His life and work, Lahore, (1944);

Mahdi M., Ibn Khaldûn"s philosophy of history, L., (1957).

Последний член нашей плеяды историков – арабский гений Абд‑ар‑Рахман ибн Мухаммед Ибн Хальдун аль‑Хадрами из Туниса (1332‑1406). Из семидесяти четырех лет своей жизни четыре года он провел в уединении. В течение этого короткого периода он создал литературный шедевр, по значимости сравнимый разве что с трудом Фукидида или Макиавелли. Звезда Ибн Хальдуна светила особенно ярко на фоне тьмы, которая разлилась кругом. Если Фукидид, Макиавелли и Кларендон были блестящими представителями блестящего времени, то Ибн Хальдун – единственная светлая точка на темном фоне своего времени и края. Он действительно стал выдающейся личностью в истории своей цивилизации, социальная жизнь которой была «одинока, бедна, отвратительна, груба и коротка» [прим79] . В избранном им поле интеллектуальной деятельности у него не было вдохновлявших его предшественников; не находил он откликов и в душах современников, отнюдь не жаждавших принять пламень его вдохновения, чтобы передать затем потомкам. И тем не менее в своем сочинении «Книга назидательных примеров» он сформулировал философию истории, изложив идею исторических циклов. Книга эта, несомненно, является величайшим произведением ума человеческого. Удалившись от практических дел в краткий период своего ухода, он с блеском использовал шанс проявить свою энергию в сфере духа.

Ибн Хальдун родился в арабском мире, когда арабская цивилизация, будучи в возрасте младенчества, упорно, но тщетно пыталась преодолеть хаос, доставшийся ей в наследство от периода междуцарствия. Междуцарствие (975‑1275) явилось следствием падения халифата Омейядов и халифата Аббасидов – последних воплощений сирийского универсального государства. В Северо‑Западной Африке и на Иберийском полуострове последние остатки старого порядка были сметены вторжением варваров.

Беды и разрушения варварского вторжения коснулись и семьи Ибн Хальдуна. Аристократический род Хальдунов эмигрировал из Андалусии в Африку примерно за сто лет до рождения Абд‑ар‑Рахмана Ибн Хальдуна, предчувствуя завоевание Севильи кастильцами.

Ибн Хальдун сознавал различие между разрушительным арабским вторжением во время постсирийского междуцарствия и движением, которое за три или четыре столетия до того привело его предков на запад, в Андалусию. Ибо эти арабские эмиссары Омейядов пришли в Магриб не нарушить, но выполнить. Они шли по стопам римских гарнизонов, римских чиновников, чтобы вернуть бывшие колониальные владения древнего сирийского общества, которых они были лишены в течение восьми или девяти столетий иноземного правления.

«После проповеди ислама, – пишет Ибн Хальдун, – арабские армии проникли в глубь Магриба и захватили все города страны; но они не чувствовали потребности жить в магрибских городах. Вплоть до пятого столетия хиджры они кочевали по стране, разбивая повсюду свои лагеря» [прим80] .


Отрывок взят из «Всеобщей истории» Ибн Хальдуна, содержащей, возможно, наиболее резкое осуждение арабов в их попытках управлять оседлым народом. Названия глав говорят сами за себя: «Страна, завоеванная арабами, обречена на погибель»; «Арабы, не получившие религии от пророка или святого, не способны к строительству империи»; «Из всех народов арабы наименее способны управлять империей». Ибн Хальдун не ограничивался простым изложением фактов. Продолжая свои размышления, он сравнивал номадический и оседлый образ жизни, пытаясь обнаружить некоторые общие закономерности. Он ввел понятие группового чувства, или чувства солидарности социальной общности, как качества, проявляющегося в ответ на вызов пустыни. Он установил причинную связь морального духа общества со строительством империи, а также строительства империи с религиозной проповедью. Взяв это за основу, он анализирует закономерности взлетов и падений империй, генезисов, ростов, надломов и распадов цивилизаций.

Жизнь Ибн Хальдуна началась не в обстановке уединенного созерцания и раздумий. Макрокосм призвал его; микрокосм мог подождать. Таким образом, в возрасте двадцати лет Абд‑ар‑Рахман ибн Хальдун избрал путь своих предков, занявшись политикой и став придворным и государственным министром. Началась жизнь «встреч вечером и расставаний утром», ибо в течение двадцати двух лет Ибн Хальдун служил не менее чем семи различным правителям и почти с каждой из этих августейших особ расставание было резким и насильственным. В родном княжестве Ибн Хальдуна, Тунисе, где началась его сознательная деятельность, он прослужил всего несколько недель, потом мы видим его то в Фесе, то в Гранаде (откуда его посылают в 1363 г. послом ко двору Педро Жестокого в Севилье). Именно благодаря этому Абдар‑Рахман Ибн Хальдун получил возможность посетить дом своих предков. «Когда я появился в Севилье, – пишет он, – я увидел много памятников величия моих предков». Педро принял Абд‑ар‑Рахмана с почестями и пообещал вернуть ему владения родителей, если он перейдет к нему на службу. Предложение это Абд‑ар‑Рахман вежливо отклонил, ибо в душе его уже созрел план отойти от государственных дел.

«Поскольку я отказался от государственных дел, – пишет Ибн Хальдун в «Автобиографии», – чтобы жить в уединении… перспектива новой миссии наполнила меня отвращением… Я обосновался со своей семьей в Калъат‑ибн‑Салама , во дворце, взятом у султана в феодальную аренду. Я жил там четыре года совершенно свободным от всяких забот и суеты государственных дел; и именно там я начал свой труд по всеобщей истории. В этом уединении я закончил «Мукаддаму» , сочинение, которое представляет собой полностью оригинальное исследование, составленное на основе огромного материала, добытого долгими и кропотливыми изысканиями. В моем распоряжении был дворец, построенный еще Абу Бекр ибн Арифом . Годы, проведенные в просторных комнатах этого дворца, были целиком посвящены работе, и я даже не вспоминал о царствах Магриба и Тлемсе , сосредоточенный на своем труде» [прим81] .

Пребывание магрибского отшельника в Кальат‑ибн‑Салама дало жизнь гениальному труду, и это несмотря на то, что годы уединения пролетели быстро и никогда больше не повторились. Ибо, покинув дружелюбные стены дворца, он снова оказался в водовороте нескончаемых дел, которые не отпускали его уже до конца дней. Из авторского описания неясно, почему он снова вернулся в мир, тяготило ли его одиночество и ученые занятия. Определенным остается только то, что это не был ответ на призыв гражданского долга, как у Кларендона.

С осени 1378 г. до своей смерти весной 1406 г., то есть почти двадцать восемь лет, Ибн Хальдун не знал покоя и уединения, когда бы «ум его был полностью свободен от забот». Попытка окунуться в общественную жизнь родной страны не была удачной. Через четыре года он покинул Тунис и отправился в Александрию, так больше и не вернувшись никогда в свой родной Магриб. Но даже в более устойчивом египетском обществе, несмотря на преклонный возраст, Ибн Хальдун оставался таким же, каким был в юности. Большой и неоспоримый авторитет его лишь расширил сферу, в которой он мог наживать себе врагов. За последние двадцать лет жизни он не менее шести раз назначался на одну из четырех самых высоких судебных должностей в Каире, причем пять раз отстранялся. Но умер он победителем, в очередной раз вернув себе пост, на этот раз за десять дней до кончины.

Задуманная им «Всеобщая история» так и не была доведена до конца. И можно быть уверенным, что даже первые шесть томов не увидели бы свет, если бы не те замечательные годы уединения. Можно добавить также, что ценность отдельных частей его труда не может быть измерена какими‑либо количественными мерками; и если бы когда‑нибудь потомки встали перед жестоким выбором, какой том сохранить ценой потери всех остальных, я думаю, они выбрали бы «Мукаддаму», тот единственный том, Что был создан Ибн Хальдуном в условиях истинного ухода. Фактически труд Ибн Хальдуна – это труд четырех лет ухода, лет, отданных творчеству, тогда как на суету общественной жизни потрачено им более чем полвека.

Ибн Хальдун Лбд-ар Рахман Абу Зейд (1332-1406) - арабский государственный и общественный деятель, философ, историк, политолог. Родился в Тунисе в знатной семье, однако после смерти родителей от чумы был вынужден устроиться простым придворным писцом. Впоследствии делает политическую карьеру, занимая различные посты при дворах. Играл ведущую роль в политической жизни мусульманских государств Северной Африки (Магриба). Был воспитателем, советником, канцлером, послом, судьей у ряда правителей. Из семидесяти четырех лет своей жизни четыре года он провел в уединении, во время которого создал литературный шедевр - «Большую историю», или «Книгу поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, овладевших властью великих размеров». По значимости этот шедевр сравним с трудами Фукидида или Макиавелли.

Ибн Хальдун - гений арабского мира, «единственная светлая точка на темном фоне своего времени и края...» . Он родился и творил, когда арабская цивилизация упорно, но тщетно пыталась преодолеть хаос, доставшийся ей в наследство от периода междуцарствия (975-1275). Звезда Ибн Хальдуна светила особенно ярко на фоне тьмы, которая разлилась кругом.

В своей политической философии Ибн Хальдун изучал не идеальное, а реально существующее государство, когда правители в своей политике далеко отступали от принципов мусульманского права. Он отстаивал рациональный и объективный характер истины, противопоставляя ложной мудрости и схоластике практические и политические знания, опыт. В истории социально-политической мысли он сделал первую попытку создания науки об обществе, служащей руководством для политической деятельности.

Высокая образованность, обширные знания экономической и политической жизни многих племен и народов, огромный личный опыт активного участия в политической жизни были использованы им при написании своего основного труда, принесшего ему славу. Введение к «Большой истории» получило название «Пролегомены (Мукаддима)».

«Пролегомены» - энциклопедическое произведение. В нем нашла свое отражение вся культурная жизнь арабского Средневековья, сведения о Земле и ее климатических зонах, о населяющих землю народах, об их истории, о возникновении государств, о сельском хозяйстве и ремеслах, о финансах и налогах, о науках и искусствах и т. д. Однако «Пролегомены» - это, в первую очередь, энциклопедия социально-экономической и политической жизни эпохи Ибн Хальдуна, где он излагает свои представления об обществе, о государстве, о формах правления, циклах подъема и упадка цивилизаций в процессе смены поколений.

В «Пролегоменах» Ибн Хальдун четко различает общество и государство. По его мнению, первоначально государство представляло собой изменившуюся примитивную группировку, где государь осуществлял свою деятельность, опираясь на родственную группировку (асабийю), соединяющую се членов друг другом в единый организм. Хальдун называет асабийю обязательной основой государства, необходимой для подавлений иноплеменных подданных. Уничтожение асабийи государством означает и самоуничтожение последнего, поэтому «порча асабийи» - это «сигнал кризиса государства и симптом хронической болезни».

Таким образом, переход от примитивности к цивилизации затрагивает не только общественные процессы, но и политические, связанные с переходом от первобытной демократии к отношениям господства и неравенства, подавления и подчинения, осуществляемым государством. Отсюда главный вывод и идея «Пролегомен» - основной причиной упадка общества является государство.

Важным аспектом в теории эволюции власти Ибн Хальдуна является исследование им пяти основных фаз и этапов развития государства: первая фаза - победы , лидер движения вместе с народом и своими кровниками ломает сопротивление врага и захватывает власть у предшествующей династии; вторая фаза - правитель становится владыкой над своими людьми , он подавляет стремление своих сподвижников заставить его делиться властью, наступает этап отделения от группировки родственных племен, помогавших привести правителя к власти; третья фаза - досуга и спокойствия - этап расцвета государства, утверждение порядка, спокойствия и уверенности; четвертая фаза - моральной деградации и неудовлетворенности властью у ведущей роскошный образ жизни, - этап перехода к насилию и деспотическим методам подавления оппозиции; пятая фаза - расстройства и посягательств - этап упадка и гибели государства. Эти ступени государственной эволюции аналогичны для любого человеческого объединения.

Ибн Хальдун разрабатывает оригинальную классификацию форм правления. Он выделяет три формы правления: естественную монархию, политическую монархию и халифат. Первая выражает корыстную цель правителя, деспотизм его власти, вторая основывается на рациональных, разумных критериях, на политике защиты «земных» интересов подданных; третья - опираясь на мусульманские основы, принципы священного мусульманского нрава, удовлетворяет запросам верующих.

Халифат, по мысли Ибн Хальдуна, - оптимальная форма правления, олицетворяющая высшую справедливость, ибо «халиф, опирающийся в своей политике на всеобщее убеждение верующих в справедливости мусульманского права, обязательно будет уважаем народом».

Политическая теория Ибн Хальдуна явилась вершиной, достигнув которой арабская политическая мысль остановилась в своем развитии. Ибн Хальдун был первым мыслителем, который создал теорию о социальных и политических изменениях в обществе, об эволюции политической власти, которая давала ответы на вопросы, поставленные эпохой.

  • Тойнби А. Постижение истории. М., 1990. С. 237-238.
Фильтры