Праздник песах в израиле. Иудейский праздник Песах: история и традиции

Для иудеев Еврейская Пасха является важнейшим днем в году. Она была учреждена ещё в ветхозаветные времена в память об исходе израильтян из Египта и освобождении их от рабства. Эти события не только дали свободу еврейскому народу, но и положили начало зарождению его национального осознания.

Именно поэтому иудейская Пасха, получившая название Песах, имеет огромное значение для всех израильтян, независимо от степени их религиозности. В этот день они пекут еврейский пасхальный хлеб и собираются всей семьей за праздничным столом, где во время трапезы рассказывают детям историю этого великого праздника.

История праздника Песах, который нередко называют , уходит своими корнями в древнейшие времена, когда такой нации, как евреи, еще и в помине не было. Тогда у праведного человека Авраама и его жены Сары был сын Исаак, у которого потом появился наследник Иаков. Последний имел дюжину сыновей, одним из которых был Иосиф.

Иосиф старался жить в соответствии с праведным учением отца, просил своих братьев также встать на верный путь и отказаться от нечестивых деяний. Но они не вняли его кротким просьбам, а только еще больше озлобились и возненавидели Иосифа. Они боялись, что он возвысится над ними и решили его убить, но потом передумали и продали праведного брата в рабство.

Так Иосиф оказался в Египте. Там на его долю выпало множество испытаний, но он с Божьей помощью преодолел все невзгоды и со временем превратился из раба в чиновника, приближенного к самому фараону. Правитель Египта очень ценил умного и праведного Иосифа. А когда тот предсказал великий голод, и фараон успел вовремя сделать большие запасы пищи, то Иосиф завоевал любовь и уважение не только правителя, но и египтян.

И когда во всех странах начался страшный голод, фараон разрешил своему любимому советнику привести в Египет отца и братьев. Иосиф, который не держал зла на родственников, был очень рад воссоединению с семьей. Пока он был жив, израильтяне были в Египте почетными гостями и не испытывали ни в чём нужды.

Но время шло, одно поколение сменяло другое… Коренные жители постепенно забыли о том, что евреи были гостями египтян, и превратили их в рабов. Иудеи были вынуждены работать на своих господ более 400 лет и не видели спасения, пока однажды Бог не послал им Моисея, которому он велел потребовать, чтобы фараон освободил его народ. Правитель отказался отпускать своих рабов, и тогда Бог наслал на Египет девять страшных казней, но фараон не поменял свое решение.

После чего Бог сказал Моисею, что следующей ночью наступит самая страшная, десятая казнь - смерть первенцев. Он велел пророку предупредить еврейские семьи, что бы те в канун этой смертоносной ночи принесли в жертву ягнят и намазали их кровью двери своих домов, а мясо - зажарили и съели до наступления утра. Той ночью ангелы принесли смерть многим египетским детям, не тронули они лишь тех малышей, что жили в домах, двери которых были отмечены кровью агнцев. После этих страшных событий фараон разрешил евреям покинуть Египет, что положило конец их длительному рабству.

В память об «освободительной» ночи была учреждена иудейская Пасха - Песах, которая по праву считается одним из древнейших торжеств и начала праздноваться еще за полтора тысячелетия до периода земной жизни Иисуса Христа.

Ветхозаветные традиции иудейской Пасхи

Исход из Египта стал началом не только свободной жизни еврейского народа, но и лёг в основу зарождения его самобытного национального осознания. Поэтому иудейская Пасха уже ни одну тысячу лет является главным еврейским праздником. Название «Песах» переводится с древнееврейского как «прошедший мимо» и означает, что ангел смерти миновал дома израильтян.

Иудеи отмечают Песах ежегодно, на 14 день нисана. По еврейскому календарю это первый месяц библейского года, и он, как правило, приходится на март или апрель обычного, «гражданского» календаря. Даты еврейской Пасхи, также как и христианской, являются переходящими.

В ветхозаветные времена одной из главных традиций было принесение в жертву агнца или козленка. Это делалось в память о той ночи, когда кровь жертвенного животного спасла еврейских малышей от ангела смерти, карающего египетские семьи. Конец этому обычаю был положен Иисусом Христом, когда он во время на Тайной Вечере, преломил праздничный хлеб и поднял символический бокал вина.

Изначально, в древние времена Песах - Еврейская Пасха - отмечалась в течение недели, где первый и последний дни были праздничными и выходными. Также на протяжении всего этого срока было принято отказываться от тяжелой работы и неприятных обязанностей.

В наше время практически во всем мире Песах празднуется 8 дней, а в Израиле - 7.

Этот обычай связан с тем, что в период расселения иудеев ещё не было чётко установленного единого календаря, и они, боясь пропустить памятную дату, отмечали все праздники по два дня. И в этом случае выходными являются два первых и два последних дня праздничного периода.

Песах в наши дни: праздничная трапеза и другие обычаи

Подготовка к празднику начинается заблаговременно.

  1. Иудеи собирают по всему дому все квасные продукты, которые сжигаются до наступления Песаха, так как в течение всего праздничного периода им запрещено употреблять мучные изделия из забродившего теста и можно есть только пресный хлеб.
  2. Также в утро перед праздником иудейские мужчины-первенцы держат символический пост. Они приносят эту жертву в память о чудесном спасении еврейских младенцев во время смертоносной ночи, предшествующей исходу иудеев из Египта.

По еврейскому календарю смена дат происходит не в полночь, а в момент захода солнца, поэтому иудеи начинают отмечать Песах вечером. Особую роль здесь играет Седер - специальная трапеза, на которую обязательно должна собраться вся семья, начиная с самых старших членов клана и заканчивая малышами.

Главный атрибут праздничного ужина - еврейский , который выпекается в виде лепешек и называется «маца». Это блюдо готовиться в память об исходе из Египта, когда у евреев не было времени ждать, пока забродит тесто, и они испекли пресный хлеб, который во время путешествия спас их от голода.

Помимо мацы, на праздничном блюде обязательно должны быть такие кушанья.

Продукты Что символизируют
Мясо на кости или куриное крыло Символизируюют агнца, принесенного в жертву.
Отварное куриное яйцо. Олицетворяет несокрушимую силу духа еврейского народа, который только крепчает от переносимых испытаний.
Марор (разновидность горького хрена). Подаётся на стол в память о горькой жизни иудеев в период рабства;
Харосет. Это сладкая однородная масса из протертых фруктов, орехов, корицы и вина. Она символизирует глину, из которой евреи в период рабства изготавливали кирпичи.
Солёная вода в широкой пиале. По различным толкованиям она символизирует слезы израильтян, пролитые во время мучений в Египте, либо олицетворяет память о водах Красного моря, которые сначала расступились, пропуская иудеев, а затем сомкнулись, погребя египетских солдат, пущенных за ними в погоню.

В течение трапезы на Еврейскую Пасху иудеи обязательно должны вкусить все эти блюда. При этом во время ужина младший член семьи задает старшему четыре вопроса о событиях памятной «освободительной» ночи, и глава семьи отвечает на них.

Несмотря на схожие называния, еврейская и христианская Пасха по своей сути являются двумя абсолютно разными праздниками и даже отмечаются в разное время. Иудеи в этот день вспоминают освобождение своего народа от рабства и зарождение еврейской нации, а у православных христиан Пасха - это исключительно религиозный праздник в честь Светлого Христова Воскресения.

Один из древнейших праздников, история которого уходит корнями в глубину тысячелетий. Сами иудеи называют его «Песах», что в переводе с иврита означает «пройти мимо» или «миновать». Отвечая на вопрос, когда еврейская Пасха отмечается в Израиле, нужно отметить, что она празднуется в 15-й день месяца нисана, однако все даты иудейского календаря являются плавающими, и потому по юлианскому стилю памятное событие может выпадать на различные числа, в зависимости от конкретного года.

История : праздник связан с историческим событием, подробно описанным во второй книге Торы, которая в русской традиции названа «Исход». Это библейская легенда о рабской жизни евреев в Египте, преследованиях малочисленного народа фараоном и его жрецами, а также о последующем освобождении. Понятие «миновать» связано с повелением Бога помазать кровью жертвенного ягненка, чтобы ангел смерти смог пройти мимо еврейских домов и умертвить только первенцев египтян.

Исследователи убеждены, что корни Песаха следует искать в двух архаичных и уже позабытых сельскохозяйственных праздниках. Один из них связан с новым приплодом скота, когда иудеи должны были приносить в жертву одного ягненка без видимых пороков, а другой - с первой жатвой. Собирая ячмень, люди полностью уничтожали сохранившийся в доме старый хлеб и выпекали из зерен нового урожая лепешки, которые получили название «маца».

Значение праздника : такие праздники в Израиле, как Песах, получили не только ярко выраженное религиозное значение, но и другой ключевой момент, о котором современные иудеи нередко забывают. Так, по своей сути Еврейская Пасха стала поворотным событием в формировании отдельно взятого народа и последующей национальной идентификации евреев в качестве отдельного этноса.

До исхода, описанного в Торе, рабы являлись обычными подданными фараона, хотя они и сохраняли некоторую самобытность и религиозную специфику по отношению к остальным жителям Египта. После выхода с территории могущественной страны евреи во главе с вождем Моисеем стали настоящим народом со своей иерархией и институтами, а после перехода в Землю Обетованную сумели основать собственное государство, возвести единственный храм для служения Всевышнему и создать первую в своей истории царскую династию.

Празднование : еврейская Пасха по традиции празднуется в течение восьмидневного срока, и для каждого дня свойственны не только определенные религиозные ритуалы, но и соответствующие деяния верующих. Во время церемонии, называемой «седером», каждое поставленное на стол блюдо символизирует какие-либо эпизоды, связанные с исходом из Египта. К примеру, маца, выпекаемая в виде тонких и плоских лепешек, ассоциируется с незаквашенным тестом, которое евреям пришлось в спешке взять с собой, когда они были вынуждены спасаться от преследования войск фараона.

К обязательным блюдам относится смесь орехов и яблок, чашка с соленой водой, хрен или горькая трава. Они служат напоминаем о том, как предкам современных евреев приходилось лепить глиняные кирпичи на строительстве пирамид, проливать слезы и испытывать горечь от рабской жизни и полного бесправия. Еврейская Пасха - это не только застолье, каждый прием пищи сопровождается определенным набором благословений и молитв, а также чтением псалмов.

В конце церемонии всякий раз звучит фраза: «В будущем году - в Иерусалиме!», которая ассоциируется с завершением «рассеяния» среди остальных народов и возвращения на Основные религиозные ритуалы проводятся в синагогах, раввин читает Песнь Песней, а в радостную и праздничную атмосферу погружаются все верующие, которые должны петь и танцевать, воздавая хвалу Всевышнему.

И восемь дней в странах диаспоры .

Первый и седьмой дни (первые два дня и заключительные два дня - в диаспоре) - праздничные в полном смысле (иом тов ), нерабочие, как суббота (но приготов­ление пищи разрешено); в остальные дни - хол х а-мо‘эд (`праздничные будни`) - работа разрешается (с некоторыми ограничениями).

Название «Песах» традиция связывает с тем, что Бог миновал (пасах ) дома израильтян, не тронув их во время казней египетских (Исх. 12:23–27). Словом «песах» в древности назывался годовалый агнец или козленок, приносившийся в жертву в канун этого праздника (14 нисана к вечеру); его зажаривали целиком и съедали на семейной праздничной трапезе ночью (Исх. 12:1–28, 43–49; ср. Втор. 16:1–8, где упомянут и теленок). Тот, кто, не обладая ритуальной чистотой или находясь слишком далеко от Храма , не мог выполнить этот обряд 14 нисана, мог совершить его месяцем позже (Чис. 9:1–14); это второй (Песах шени ), или малый Песах, согласно позднейшей терминологии. Песах называется также хаг х а-маццот (`праздник опресноков`, см. Мацца ; Исх. 23:15; Лев. 23:6; Втор. 16:16), так как в этот праздник заповедано есть хлеб только из неквашеного теста в память о том, что израильтяне, в спешке покидавшие Египет, были вынуждены изготовить хлеб из не успевшего взойти теста (Исх. 12:39).

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате Псахим. До наступления пасхальной недели в доме и на всех других принадлежащих еврею территориях собирают все квасное (хамец) и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею). Согласно раввинистическим авторитетам, есть маццу обязательно только в первый день праздника (ночь 14 нисана), в то время как в остальные дни пасхальной недели, по мнению большинства, требуется лишь не употреблять в пищу квасного. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять в Песах только после специальной обработки погружением в кипящую воду (х аг‘ала); посуда, которую ставят на огонь, прокаливается докрасна; если посуду нельзя обработать никаким из этих способов, ее не используют в Песах. Иногда в семье хранится особая посуда для Песаха.

В первый день Песаха в синагоге читается молитва о росе (тал ) и полностью - Х аллел (в странах рассеяния Х аллел читается полностью в первые два дня, а в остальные дни Песаха - до середины); в субботу, выпадающую на один из дней праздничной недели, в синагогах ашкеназов читают Песнь Песней ; в последний день Песаха читается Х азкарат нешамот . Этот день принято связывать с переходом через Красное море . В синагогальной литургии Песах называется праздником свободы (хаг х а-херут ).

В еврейских общинах принято перед Песахом собирать ме‘от хиттим (буквально `деньги на пшеницу) или кимха де-фисха (по-арамейски, буквально `пасхальная мука`); первоначально собирались деньги на муку для маццы, а позднее - на пасхальный стол в пользу бедных членов общины. В талмудическое время всякий, проживший год в данном поселении, был обязан жертвовать, а если сам был неимущим, мог получать ме‘от хиттим . В средневековой Европе было принято, чтобы раввин общины и семь ее видных членов составляли список жертвователей и получателей благотворительных денег.

По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников - собственно пасхальной церемонии и праздника опресноков. Высказывались предположения, что пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками перед переходом с зимних пастбищ в пустыне на летние пастбища в обжитых районах, а обычай мазать дверные косяки кровью жертвы - из магического ритуала защиты стад. Первоначально Песах отмечался в семейном кругу (ср. Исх. 12:21) - сначала в шатрах, а с поселением израильтян в Ханаане - в постоянных домах. После произведенной царем Иошиях у централизации культа в Иерусалимском храме празднование Песаха там стало массовым (II Ц. 23:21–23; ср. Втор. 16:2,7). Обычай закалывать жертвенное животное, готовить и съедать его мясо при Храме (II Хр. 30; 35:13–14; Юб. 49:16–20), видимо, сохранялся и после возвращения из пленения вавилонского . Позднее, когда число участников увеличилось, при Храме производили только заклание, а трапезу совершали в частных домах Иерусалима (Псах. 5:10, 7–12 и др.). Пасхальное жертвоприношение при Храме положило конец обряду мазать дверной косяк кровью жертвы: теперь ею кропили алтарь (II Хр. 30:15–16; 35:11).

Еврейский праздник Песах - хорошо известный «праздник свободы», отмечаемый в честь Исхода евреев из . Песах - это и национальный праздник еврейского народа. Тора дана народу, когда он уже осознал себя, а это произошло после того, как потомки наших праотцев прошли через рабство в Египте.

Песах есть рождение еврейского народа ; его уроки борьбы и самобытности продолжают формировать основу еврейского сознания спустя 3300 лет после свершившихся событий.

Песах в 2018 году

Праздник Песах длится 8 дней в диаспоре (в Израиле 7 дней); его начало приходится на канун 15 нисана (вечер 14 нисана ); завершение - 22 нисана (с 30 марта по 7 апреля в 2018 году).

Название праздника “Песах” берёт своё начало от события последней казни, - поражение египетских первенцев - и напоминает про обещание Всевышнего: “…пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной” (Шмот , 12:23). Всевышний «прошёл мимо» (песах) еврейских домов, миновал их и не тронул.

Ночь Седер Песах

Этот вечер (после наступления темноты) на исходе 14-го числа месяца нисана, по еврейскому календарю, отмечается празднованием ритуальной семейной трапезы. За пределами Эрец-Исраэль принято проводить два седера - в этот вечер и следующий. В Израиле - Седер Песах проводится только в одну первую ночь. Сама идея седера основана на библейских стихах из книги Шмот , (главы 1-15):

Рассказ об Исходе из Египта (магид ) в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы . Цель Седера - дать ощутить каждому еврею опыт выхода «из рабства в свободу». Каждая семья в этот вечер и ночь чувствует себя так, как будто бы она выходит из Египта в режиме реального времени. Как написано в , мы рассказываем и подробно излагаем 10 казней. Мы едим особенную пасхальную еду (символы рабства и свободы); кроме того, праздничная трапеза включает , которых люди ждут с нетерпением в течение года (подумайте о шариках из мацы !) Мы произносим хвалу и надеждой на встречу в «следующем году в Иерусалиме!»


Седер
- особое таинство семейных уз как взрослых, так и детей, сосредоточенных на главной ночи праздника Песах . Дети с наслаждением поют , например, , задают вопросы от имени , читают повествование об Исходе из Египта; пытаются «украсть» афикоман и открывают дверь .

Маца - главный символ Седера

Главной особенностью и законом праздника Песах является заповедь есть пресный ) и строжайший запрет не только употреблять, но даже иметь в своем доме . есть главный символ Седера: наиболее распространённой причиной употребления мацы является то, что на утро Исхода евреи так спешили выйти из Египта, что хлеб не успел забродить и подняться. Маца - это тонкая пресная лепешка, испеченная из муки одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы. При ее изготовлении тщательно следят, чтобы ни зерна, ни мука не соприкасались прежде времени с водой. Весь процесс выпечки мацы с момента смешивания муки с водой не должен превышать восемнадцати минут . (В настоящее время распространена маца, изготовленная машинным способом, хотя многие по-прежнему предпочитают мацу, сделанную вручную. Современная техника не только дает возможность изготовить мацу требуемого стандарта, но и увеличивает скорость процесса, что уменьшает опасность брожения).

Маца может быть круглой и прямоугольной, форма мацот не имеет особого значения. Особая мицва Седера - вкушение мацот . Каждый должен съесть две трети квадратного кусочка мацы (или половину круглой мацы ) , облокотившись на левую руку в течение 4 минут . В конце праздничной трапезы подаётся особый «десерт» - кусочек мацы, афикоман .

Четыре бокала

Вино - символ веселья и радости. В Седер мы пьём четыре бокала вина. Они символизируют четыре обещания свободы, данные Всевышним народу Израиля: “И выведу вас из-под ига египтян…”; “И избавлю вас…”; “И спасу вас…”; “И приму вас…” (Шмот , 6:6,7). Следующий стих начинается словами: “И введу вас в эту землю…”. Это пятое обещание, которое символизирует пятый бокал, называемый “бокалом Элияѓу” (кос Элияѓу). Его не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции, Элияѓу считается провозвестником Машиаха, с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль. У каждого участника Седера должен быть свой бокал, объёмом не менее 98 мл. Попытайтесь выпить вино в бокале полностью (или большую её часть ) в течение 4 минут; каждый из четырёх бокалов в знак выражения свободы пьют, наклоняясь слегка влево и назад, полулежа, опираясь на левую руку .

Карпас

Перед началом Седера мы едим карпас - овощи (например, сельдерей, петрушку, картофель), макая их в солёную воду в знак воспоминания о слезах и каторжном труде евреев. Глава Седера , а затем и все присутствующие, обмакнув в соленую воду кусочек карпаса , съедают его, предварительно благословив: Благословен Ты, Г-сподь, Б-же наш, Царь вселенной, сотворивший плоды земли. Это благословение выводит также и марор , который будет съеден позже.


Горькие травы, марор

Горькие травы. Хотя у многих есть обычай есть ; допускается в пищу и римский салат. («Красный хрен» в банках, купленный в магазинах, есть нельзя, ибо это смесь большего количества свёклы и меньшего количества хрена). Марор также макают в харосет , густое пюре из фиников, вина, орехов и яблок. Участники Седера, не облокачиваясь на левую руку, съедают по кусочку марора (минимальным объемом - кезайт ), обмакнув его в харосет и произнеся прежде благословение:

Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш, Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам вкушать горькую зелень.

Контрольный перечень необходимого для проведения Седера

Седер означает «порядок», поэтому нужно запомнить много важных подробностей. Не забывайте: ваш Седер должен включать:

Блюдо Седер Песах , (кеара ) на которое выкладывается:

  1. сельдерей, петрушка или картошка (карпас );
  2. салат-латук (марор );
  3. хрен (хазерет );
  4. харосет ;
  5. жареное куриное крылышко (зроа );
  6. яйцо вкрутую (бейца );
    • маца , покрытая сверху салфеткой (три квадратных или круглых мацот (плюс дополнительная маца );
    • вино и виноградный сок;
    • Агадот шель Песах ( пасхальная Агада для каждого участника Седера);
    • бокал для Элияѓу;
    • солёная вода;
    • бокалы для кидуша;
    • подушки для возлежания хозяина дома;
    • призы за находку афикомана

Помещения без квасного (хамца)


Во время пасхальной недели евреям запрещено есть или держать у себя хамец (квасное). По этой причине мы уничтожаем (или продаём) весь хлеб, печенье, макароны, пиво и т. д., приобретая другие продукты со знаком за неделю и раньше до начала праздника Песах .

Поиск и сожжение квасного (бдикат хамец )

Накануне праздника Песах, вечером, мы организовываем на предмет нахождения запретного квасного ( ). Бдикат хамец совершается при помощи свечи и оставляет незабываемые впечатления у всей семьи. Любой оставшийся хамец сжигают на следующее утро (срифат хамец ) или продают не еврею на передержку, пока не закончится Песах . Продажа должна быть серьёзной и юридически обоснованной; она осуществляется при помощи квалифицированного раввина. Любая проданная еда должна быть закрыта в шкафу и накрыта плёнкой.

Еврейская Пасха (Песах) – самый древний и самый большой семейный праздник у иудеев, который ежегодно отмечается весной и длится целых семь дней. Какова история данного праздника и откуда происходит его название? Как отмечают Песах в еврейских семьях: особенности, традиции и запреты праздника. Порядок проведения торжественного ужина Садер: последовательность действий. Когда будет еврейская Пасха в 2018 году: какого числа начнётся и какого закончится?

История и смысл праздника

Несмотря на схожесть названия данного праздника у православных и евреев, его значение и традиции у каждой религии свои. Еврейская Пасха Песах, что в переводе с иврита значит «пройти мимо», посвящена освобождению евреев из многолетнего египетского рабства.

Свыше трёх тысяч лет назад Господь решил наказать Египет и его правителя за то, что он не хотел давать Израилю свободу. Бог повелел всем евреям в ночь на 14-е число месяца ниссана принести ему в жертву годовалого ягнёнка. Мясо животного должно быть приготовлено на огне и съедено с горькими травами, а кровью ягнёнка следовало пометить дверные косяки в доме. Ангел смерти прошёл мимо всех помеченных домов, оставив в живых еврейские семьи. Все первенцы в домах, которые не были измазаны кровью пасхального ягнёнка, были уничтожены карой Господней. В ту же ночь все евреи под предводительством Моисея покинули египетскую землю.

Когда отмечается Песах в 2018 году?

Время наступления Песах определяется по лунному календарю, поэтому каждый год дата празднования разная. В 2018 еврейская Пасха отмечается с вечера пятницы 30 марта по вечер субботы 7-го апреля. При этом первым днём Песах считается 31 марта.

Что касается выходных, то в Израиле нерабочими являются только первый и последний дни празднования. В это время для евреев любая работа запрещена. Период между началом и окончанием Песах также считается праздничным, но с существенным послаблением к запретам относительно работы.

Еврейские традиции пасхального Седера

Для празднования Песах по всем канонам, существует множество раввинских заповедей, указаний и наставлений, которые собирались и хранились веками. Одним из символов пасхи у евреев является торжественный ужин, именуемый Седер (иуд. «порядок»), который предполагает определённый план действий. Последовательность правил и традиции этой трапезы следующие:

  1. Кадэш (освящение) – благословение с наполненным бокалом вина.
  2. Урхац (омовение) — ритуал умывания рук.
  3. Карпас – процедура окунания кусочка овоща карпас в солёную воду.
  4. ЯХАЦ – преломление мацы на две половины, большую из которых откладывают в сторону.
  5. Магид (повествование) – чтение Агады, истории об исходе евреев из Египта.
  6. Рахца – умывание рук и благословение перед поеданием мацы.
  7. Моци-Маца – поедание мацы.
  8. Марор – вкушение горькой зелени после произнесения благословения на исполнение заповеди.
  9. Корех – поедание мацы с зеленью.
  10. Шулхан-орех – переход к поеданию всего, что есть на столе.
  11. Цафун – съедание десерта (второй половины мацы).
  12. Барех – молитва после приёма пищи.
  13. Алель – чтение благодарственной молитвы пророку Элиягу.
  14. Нирца – распитие вина с просьбами и пожеланиями.

Помимо подготовки к праздничному ужину, хозяевам необходимо заблаговременно позаботиться о чистоте дома. Поэтому в канун еврейской пасхи в квартирах и домах проводится генеральная уборка, которая предполагает очищение от пыли и грязи даже самых труднодоступных мест.

Праздничный стол на Песах

На еврейскую Пасху хозяйки готовят множество угощений, которых бы хватило на весь период празднования. По традиции в эти дни на стол ставится самая лучшая посуда (кошерная), которая используется только в этот праздник.

Блюда на Песах:

Название Описание
Маца Хлеб из пшеничной муки, который выпекается без дрожжей
Зроа Жареная баранина на косточке или куриная шея
Карпас Весенние овощи
Марор Горькая зелень (смесь листового салата с хреном)
Бейца Неочищенное сваренное в крутую яйцо
Харосет Сладкая закуска из овощей, фруктов, вина и специй

Для каждого присутствующего за столом должно быть предусмотрено столько красного вина, чтобы хватило на четыре бокала. Ведь именно вино у иудеев символизирует счастье, радость и благодать. Для детей, а также людей, страдающих какими-либо заболеваниями, вино сменяется на сок из винограда.

К запретным продуктам на столе относятся те, которые прошли процесс брожения. Это могут быть:

  • пиво, ликёр и квас,
  • хлебобулочные изделия (макароны),
  • майонез,
  • консервированные продукты.

Такое ограничение записано в священном писании:

«Семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа того будет истреблена из народа Израиля…» (Шмот, 12:15,19).

Что касается такого явления как приметы, то для евреев это понятие определяется законами Бога и материализацией природы, а не психологией человека. Суеверие для них чуждо.

Далеко не все современные еврейские семьи по разным причинам в точной последовательности соблюдают традиции празднования Песах. Но как бы не сложились жизненные обстоятельства, этот праздник они отмечают всегда. При любых условиях и при любой погоде…

Промывка