Классные часы о природе в начальной школе. Классный час на тему: "Наш мир и природа" (начальная школа)

МОУ СОШ с Старый Хопер

Классный час

«Знатоки природы»

Выполнила: учитель начальных классов МОУ СОШ с.Старый Хопер Конаныхина Надежда Николаевна

Форма проведения : игра.

Цель : воспитание чувства ответственности за свое поведение в природе,выработка знаний о нормах и правилах поведения в природе, потребности в общении с природой.

Задачи:

1.Образовательные:

Повторить, закрепить и углубить знания о растениях и животных;

Формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы; расширить кругозор.

2.Развивающие:

Развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности;

Совершенствовать мыслительные операции;

Развивать психические процессы: память,мышление, воображение, внимание,эмоции, речь.

3.Воспитательные:

Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем;

Формировать умение видеть красоту родной природы;

Формировать моральные и эстетические убеждения; воспитывать любознательность, пытливость в процессе общения с природой.

Подготовка к классному часу.

Класс делится на команды. Каждая команда изучает растения школьного парка, находит информацию о них в словарях, энциклопедиях, справочниках, подготавливает загадки,пословицы, стихотворения о данных растениях.

Эпиграф

Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Ход мероприятия

I/Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня на классном часе мы должны подумать о том, как сохранить нашу природу. Но прежде чем сохранить природу, надо ее изучать. И при подготовке к сегодняшнему занятию, вы изучали небольшой уголок природы- наш школьный парк. Я знаю,что вы узнали мно-го интересного о растениях и обитателях парка. Давайте поделимся со всеми своими знаниями, а заодно и поиграем. Итак, начинаем игру « Знатоки природы»

|| Представление команд.

За столами собрались команды- участники игры.Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.

||| Сообщение правил игры:

Игра состоит из 5 конкурсов.

На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, игрокам разрешается общаться между собой.После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.

Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы будет жюри (представление членов жюри)

Жюри следит за вашей работой, определяет команду-победителя и в каждой команде – лучшего игрока.

Итак, начнем игру!

Конкурс 1 . «Разминка»

Участники команд загадывают друг другу загадки о деревьях школьного парка.

1Русская красавица

Всем нам очень нравится

Бела она, стройна,

Одежда зелена(береза)

2. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (сосна)

3 Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (верба)

4. Белые овечки
Бегают по свечке. (рябина)

5. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (осина)

6. Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (ива)

7. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)

8. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.


Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Ведущий

Разгадав загадки, мы узнали о том, какие деревья растут в школьном парке.А какую пользу приносят деревья людям?

(Деревья - один из самых больших живых организмов на планете и один из величайших природных ресурсов Земли.
Они поддерживают наш воздух чистым, снижают уровень шума, улучшают качество воды, предотвращают эрозию почв, обеспечивают пищей и строительным материалом, создают тень и помогают сделать ландшафт красивым.)

Ведущий

Вот еще некоторые размышления, факты и цифры об этих старых жителях земли и живых сокровищах … деревьях!

1. Деревья являются самыми долгоживущими живыми организмами на Земле.

2. Одно дерево производит около 113 килограммов кислорода в год. Это значит, что два взрослых дерева могут производить достаточно кислорода, чтобы покрыть ежегодную потребность в кислороде семьи из четырех человек.

3. Всего лишь одно дерево способно поглотить за год столько углекислого газа, сколько производит автомобиль за время пробега 41,8 тысяч километров.

4. В течении своей жизни одно дерево способно поглотить одну тонну углекислого газа.

5. Средняя продолжительность жизни деревьев в черте города составляет всего 8 лет.
Для сравнения максимальная продолжительность жизни деревьев в дикой природе: яблоня до 200 лет, груша до 300, сосна европейская - 500, дуб - 1000 лет, можжевельник

8. Самое большое дерево растет в Национальном парке в Калифорнии. Его высота составляет 112 метров, диаметр 9 метров, а возраст свыше 2000 лет!

Конкурс»2 «Отгадай дерево по описанию»

(Команды обмениваются заранее подготовленными текстами с описанием деревьев, отгадывают, о каком дереве идет речь и вставляют пропущенные слова)

1)Значение слова по Ожегову:
… - крупное лиственное дерево семейства буковых с крепкой древесиной и плодами-желудями.

В Энциклопедическом словаре:
… - род деревьев, реже кустарников семейства буковых. Лесообразующая порода. Древесина прочная и долговечная, с красивым рисунком; применяется в кораблестроении, производстве мебели и т.д. Кору используют для получения дубильных веществ и с лечебной целью(вяжущее средство); желуди идут на суррогат кофеи на корм животным. . Многие виды выращивают как декоративные. 6 видов охраняются.

(Дуб)

2) Значение слова по Ожегову:
… - дерево с широкими, у большинства видов резными листьями.

В Энциклопедическом словаре:
… - род деревьев и кустарников семейства кленовых. . Растут в лиственных и смешанных лесах. Используют в защитном лесоразведении, для озеленения, древесину – в производстве мебели, инструментов и др. … - хорошие медоносы.

(Клен)

3)Значение слова по Ожегову:
Лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и душистыми медоносными цветками

В Энциклопедическом словаре:
Древесина идет на производство мебели, музыкальных инструментов,

токарных и резных изделий, бочек; луб - на мочало, лыко - для прядения. Соцветия …. применяют в медицине (потогонное средство), а также для ароматизации чая. Ценные медоносы.
(Липа)

Конкурс 3 «Кто живет в парке»

(Участники команд называют обитателей школьного и сообщают интересные факты из наблюдений)

Конкурс 3 Викторина «Чудо-птицы»

■ Кого называют царем птиц? (Орла.)

■ Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

■ Какая самая маленькая птица? (Колибри.)

■ Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)

■ Какая птица летает выше всех? (Орел.)

■ Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек.)

■ Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)

■ Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

■ Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец.)

■ Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.)

■ Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)

■ Какая птица живет в гнезде-корзинке? (Иволга.)

■ Какая желтая птичка с черным галстуком строит гнездо на песке и гальке? (Зуек.)

■ Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж.)

■ Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди.)

■ Какие птицы получили названия благодаря своим клювам? (Дубонос, широконос и др.)

■ Гнездо какой птицы похоже на плавучий остров? (Чомги.)

■ Где строит свое гнездо пеночка? (В траве, ее гнездо похоже на шалаш.)

■ У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

■ Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб.)

■ Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан.)

■ Клюв какой птицы похож на сетку? (Козодоя.)

■ На какие инструменты похожи «носы» куликов? (На шило и серп (шилонос и кроншнеп-серпонос).)

■ Почему-то эту птичку так зовут, хотя никакую репу она не ловит? (Реполов.)

Ведущий

А знаете ли вы о таких интересных фактах из жизни птиц?

Нормальная температура тела птицы обычно на 7-8 градусов выше, чем у человека. Более 3/4 вдыхаемого птицей воздуха используется для охлаждения тела, так как у птиц нет способности потеть.

Сердце птицы бьется с частотой 400 ударов в минуту, когда она отдыхает, и свыше 1000 ударов в минуту во время полета.

Воздушные мешки могут занимать до 1/5 объема тела птицы. Они есть у всех птиц, даже у пингвинов и страусов, которые не могут летать.

Единственная в мире бескрылая птица – это птица киви, обитающая в Новой Зеландии. У киви отсутствует хвост, а ее перья больше похожи на густую шерсть. Внешним видом и повадками киви настолько отличаются от других птиц, что австралийский зоолог Уильям Кальдер в начале ХХ века дал им прозвище «почётных млекопитающих».

Почему перелетные птицы часто летят клиньями? Дело в том, то каждая птица летит в воздушном потоке, который дают крылья соседа, и этот воздушный поток помогает сохранить энергию. В самом невыгодном с энергетической точки зрения положении находится вожак стаи, который должен быть самым сильным и выносливым.

Скорость чаек достигает 160 км в час. Cкорость стрижей, голубей и куликов может достигать 300 км/ч.

Колибри едят каждые 10 минут. Каждый день они съедают нектара в два раза больше их собственного веса. Кстати, колибри – это единственная в мире птица, способная летать назад.

Единственная известная ядовитая птица – это двуцветная дроздовая мухоловка (Pitohui dichrous) - птица отряда воробьиных из Новой Гвинеи. Причина ядовитости птицы заключается в её питании: мухоловка ест жуков Choresine pulchra, в организме которых содержится яд батрахотоксин. У самой птицы выработался иммунитет к этому яду, чего нельзя сказать о людях и других животных. Яд содержится в коже и перьях мухоловки. При соприкосновении с ней у человека может случиться химический ожог. Мелкие животные погибают на месте.

Единственная птица, удостоенная военной награды – это почтовый голубь Шер Ами (фр. Дорогой друг). Доставляя сообщение во время первой мировой войны, он потерял глаз и ногу. Он получил медаль «За отвагу» и протез ноги.

Американский гриф-индейка помогает инженерам определить места повреждений подземных трубопроводов. Вытекающее горючее пахнет падалью, которой питаются эти птицы, и, собираясь в таком месте, птицы показывают ремонтникам, где именно нужно чинить.

Конкурс 4 . «Собери пословицу(примету)

(Командам на отдельных листах раздаются слова, из которых они должны составить пословицу или примету)Дополнительные очки команды получают за самостоятельно подготовленные пословицы, поговорки,приметы, стихотворения о растениях парка.

  • Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.
  • Бела береста - да дёготь чёрен .
  • Тонка берёза, да разуму учит .
  • Для врага и берёза - угроза
  • Дуб перед ясенем лист пустит - к сухому лету [
  • Много жёлудей на дубе - к строгой зиме
  • Не сей пшеницы прежде дубового листа
  • Холодно, оттого что лист дуба развёртывается .
  • Шумит зимой дубравушка - к непогодушке .

Дополнительные очки команды получают за самостоятельно подготовленные пословицы, поговорки,приметы, стихотворения о растениях парка.

Ведущий

Наши конкурсная программа подошла к концу, жюри оценивает команды и называет лучшего игрока в каждой из команд.

А мы подводим итог нашего классного часа и проводим рефлексию.

Итог

1.Не разоряйте птичьего гнезда

Так счастлива в своем жилище птица

Она в гнезде спокойнее тогда,

Когда над рощей буря злится.

2.Храните дерево от топора

Оно высокое и вековое

Дает нам тень, когда стоит жара.

Оно чарует все живое.

3.Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше чем другому. боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

Рефлексия . Продолжите предложение.

На классном часе я узнал….

Мне было интересно…

В школьном парке я хотел бы…(посадить дерево, цветы,сделать скворечник,кормушку для птиц и т.д.)

Я понял,что нельзя…(рвать цветы, ломать ветки,разорять гнезда и т.д.)

Использованная литература:

Плешаков А.А. От земли до неба:атлас-опредитель:пособие для учащихся ОУ/А.А.Плешаков-12-е изд-:Просвещение,2011 ,223с.

Экологические сказки:Пособие для учителей/Сост.Г.А.Фадеева.-Волгоград:Учитель,2005.-57с.

Кулинч Г.Г.Сценарии мероприятий:1-4классы.-М.:ВАКО,2006.-176с.

Праздники круглый год:в учебное время и летом/авт.-сост.О.В.Калашникова.-Волгоград:Учитель,2005.-98с


Цель: формирование ответственного отношения к природе родного края.

  1. Способствовать воспитанию любви к родной природе;
  2. Познакомить с правилами поведения на природе;
  3. Пополнение знаний учащихся по экологии.

Оформление:

  • 1-й плакат “Сохранить природу – сохранить жизнь на Земле”.
  • 2-й плакат “Охранять природу - значит охранять Родину” (М. Пришвин).
  • Таблички с экологическими знаками.
  • Карточки с пословицами.
  • Картина “природа”.
  • Рисунки детей.
  • Кроссворд.
  • Жетоны.
  • Музыка: “Звуки природы”, “Голоса птиц”, Ю. Чичков “Это называется природа”.

Ведущая: - Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!

Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.

В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в Росси.

В 1916 году 11 января в истории российского государства был учрежден первый Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 заказников, в том числе и в Хакасии, крае, в котором мы с вами живем!

Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.

В игре принимают участие 2 команды, а также зрители – болельщики. За каждый правильный ответ команды будут получать жетоны, а в конце игры определиться команда-победитель.

(Звучит музыка “Звуки природы”, выходят ведущие – Флора и Фауна).

На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Итак, наша игра начинается!

Тур “Экологические даты и праздники”

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники:

  1. Международный День Земли (22 апреля)
  2. День работников леса (18 сентября)
  3. Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)
  4. День птиц (1 апреля)
  5. Народно-фольклорный праздник Сороки (22 марта)
  6. Народный праздник Иван Купала (7 июля)
  7. Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)
  8. Всемирный день окружающей среды (5 июня)
  9. Всемирный день туризма (27 сентября)
  10. Всемирный День животных (4 октября).

Тур “Разгадай кроссворд”

1 З А К А З Н И К
2 Г Л У Х А Р Ь
3 П Р И Ш В И Н
4 Э К О Л О Г И Я
5 Ж У Р А В Л Ь
10 Б 6 Б Е Р Е З А
А Д
Р 7 Н А Л И М
8 Л И С Т В 9 Е Н Н И Ц А
Л 11 К Л Е С Т
Ь
  1. Территория, на которой охраняются природные компоненты.
  2. Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.
  3. Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.
  4. Назовите птицу – символ тоски по родному дому?
  5. Какое дерево считается священным на Руси?
  6. Какая рыба переносит самые лютые морозы?
  7. Из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты?
  8. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?
  9. Какая птица высаживает птенцов зимой?
  10. Какие птицы едят грибы?
  11. Назовите животное, занесенное в Красную книгу, изображенное на гербе Хакасии?

Тур “Сложи пословицу”

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Аист на крыше - // мир в доме.
Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Жизнь дана // на добрые дела.
Доброе дело // само себя хвалит.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
Рощи да леса - // родного края краса.
Судьба природы - // судьба Родины.

Тур “Логические цепочки”

Каждая команда получает по таблице, в которой к определению левого столбика надо подобрать правильное понятие из первого столбца.

(правильный ответ 1-4, 2-3, 3-2, 4-1).

Музыкальный тур “Кто кого перепоет”

С песней праздник веселее,
Без нее нам жить нельзя,
Потому на конкурс песен
Приглашаем Вас, друзья!

Каждая команда по очереди должна пропеть песню о природе, о животных, о птицах, о растениях.

Тур “Отгадай загадки”

Белобокая сорока
прилетела из далека,
Не сказала, где была.
- Но зато она, ребята
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла.
Кто быстрее отгадает,
Тот и фишку получает.

  1. Ищет целый день он крошки,
    Ест букашек, червяков.
    Зимовать не улетает
    Под карнизом обитает. (Воробей)
  2. Он прилетает каждый год
    Туда, где домик его ждет,
    Чужие песни петь умеет,
    А все же голос свой имеет. (Скворец)
  3. Вертится, стрекочет,
    Весь день хохочет. (Сорока)
  4. Ей в ночь глухую не до сна.
    Промысел ведет она. (Сова)
  5. Эти дружные ребята
    На пеньке растут в лесу. (Опята)
  6. Серенькие шапки, рябенькие ножки.
    Под березой растут, как их зовут? (Подберезовики)
  7. У него невзрачный вид, учти – он очень ядовит!
    Не бери его с полянки, как его зовут? (Бледная поганка)
  8. А этот красавец на беленькой ножке.
    Он в красной шляпке, а на ней горшки. (Мухомор)
  9. Гляну в окошко,
    Идет тоненький Антошка. (Дождь)
  10. Лечу – кручу, на весь мир ворчу. (Метель)
  11. Весной веселит, летом холодит,
    Осенью умирает, зимой согревает. (Дерево)
  12. Над рекой, над долиной
    повисла белая холстина. (Туман)
  13. Луна зацветает,
    Рожь поспевает,
    Когда это бывает? (Летом)
  14. Что не сеяно родится? (Трава)

Тур “Зеленая аптека”

Выбрать из гербариев каждой команде по два лекарственных растения, произрастающих в Хакасии и рассказать об их влиянии на человеческий организм.

  • Подорожник
  • Боярышник
  • Брусника
  • Тысячелистник

Изобразительный тур “Спасем нашу Землю вместе”

Каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат. Участникам раздаются фломастеры и ватман.

Пока команды готовятся к данному конкурсу, у нас – “Игра со зрителями”.

Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!

Тур “Красная книга”

В 1963 году впервые появился список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, который получил название “Красная книга фактов”. Это книга тревоги, книга – предупреждение, в которой названы те животные и растения, их на Земле осталось очень мало.

У нас в стране первая красная книга появилась в 1982 году.

Красная книга – Красная!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Если что-то попало в Красную книгу!
- Охраняйся Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
- Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!

Сейчас каждой команде дается задание выбрать из карточек то растение или животное, о котором пойдет речь.

  • Кувшинка
  • Ветреница
  • Лебедь
  • Журавль-красавица
  • Баран-аргали
  1. Растет в стоячих и медленно текущих водах. Это растение еще называют “Лотосом Севера”.
  2. Редкий вид растения, части этого растения ядовиты. Время цветения – конец апреля – начало мая, совпадает с ветреной погодой.
  3. Гнездящаяся на земле птица степного пояса с украшением на голове.
  4. Водоплавающая птица необычайной красоты, которая в народе является символом верности.
  5. Животное, строящее свой дом под водой, делающий плотины на реках, ценящееся у людей за свой ценный мех.
  6. Животное – обитатель высокогорного пояса, очень пугливого характера.

Тур “Экологические знаки”

Берегите Землю,
Землю берегите!
Берегите жаворонка
В голубом зените.
- Берегите горы,
реки и леса,
Пусть не исчезает
В жизни красота!

Каждой команде выдается по 5 знаков-символов. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:

  1. Не рви цветы.
  2. Нельзя разорять муравейники.
  3. Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
  4. Не повреждай кору деревьев.
  5. Нельзя брать яйца из гнезд.
  6. Не разводите костер в лесу.
  7. Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
  8. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
  9. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
  10. Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!

Ведущий: - Известный писатель М.М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…".

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

(В. Шефнер)

Подводятся итоги игры. Награждаются команды.

Звучит в исполнении всех участников песня Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Это называется природа”:

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Ход классного часа

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.

Прежде, чем начать наш кл. час, я хочу вам задать один вопрос. Как вы думаете, какие проблемы волнуют человека на планете, с которыми он борется вот уже несколько лет? (ответ не говорю)

А чтобы ответить на этот вопрос и узнать, о чем мы будем говорить сегодня, вы должны закрыть глазки и представить то, что услышите. (включить звуки о живом лесе)

Что вы услышали? (пение птиц)

Как вы думаете, где вы оказались? (в лесу)

Вы когда-нибудь были в лесу?

Вам там понравилось?

Кого и что можно увидеть в лесу? (животные, растения)

Как можно назвать всё то, что нас окружает?

На этот вопрос я предлагаю ответить в конце стихотворения, которое нам прочитает…

Посмотрите!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года

Это все вокруг - …

Учитель: всё , что нас окружает, называется природой (повесить на доску слово ПРИРОДА)

Учитель:

Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь.

Всё это называется природа.

Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного света

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется всё это

Давайте же с природою дружить!

Послушайте ещё одно стихотворение, которое прочитает …

Смотрю на глобус – шар земной

И вдруг вздохнул он как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

А в этом стихотворении кто к нам обращается? (Природа)

О чём она нас просит? (Чтобы мы её берегли, вывесить слово БЕРЕЧЬ)

Может кто-то сможет сформулировать нам тему классного часа? (Береги и люби природу, вешаю тему на доску)

Ребята, а какой вопрос можно задать к нашей теме? (Зачем беречь и любить природу?)

На этот вопрос мы с вами постараемся ответить в конце классного часа.

Мир природы чудесен и прекрасен, чтобы эта красота была всегда, мы должны природу… (любить и беречь).А чтобы правильно уметь её беречь, нужно знать правила поведения..(в природе). А вы знаете правила поведения в природе? Вот сейчас мы и проверим.

Вам надо решить проблемные ситуации и высказать свои мысли. Задания лежат у вас на столах в голубых конвертах. Откройте конверты и внимательно прочитайте.

1 гр. Отправляясь в гости к природе, не будьте только просителями её даров. Будьте друзьями, заботливыми хозяевами. Как вы это понимаете?

2 гр.Отдыхая в лесу со взрослыми, вы развели костёр. Что вы должны сделать, перед тем как уйти из леса? Почему?

3 гр. Весной в лесу вы увидели раненую березу, плачущую, которая от потери сока может погибнуть. Что вы будете делать?

Молодцы ребята!

Теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Экологический светофор».

Сигналы этого светофора то же, что и на проезжей части дороги.

Красный свет – природе вред!

Жёлтый – осторожно!

Свет зелёный – как красиво!

Скажет лес тебе спасибо!

Итак, красный свет – зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.

Жёлтый свет – будь осторожным, может возникнуть опасность.

Зелёный свет – это когда мы для природы делаем добрые дела.

Такая ситуация: мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке.

Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.

Мальчик взял:

  • Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера (ж)
  • Нож, чтобы содрать бересту с берёзы для разжигания костра (к)
  • Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра (к)
  • Магнитофон, чтобы послушать новые записи (к)
  • Небольшое ведро, чтобы полить деревья, которые он посадил прошлый раз по краю оврага (з)
  • Пакет с хлебом, для уток, живущих на озере (з)
  • Сачок для ловли бабочек (к)
  • Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей (ж)

Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес, чтобы не навредить природе.

Физминутка

У вас на столах лежат кружочки. Попробуйте изобразить свой экологический знак, запрещающий наносить вред природе, объяснить, что он означает (повесить на доску)

Хотелось бы, чтобы вы об этих правилах не забывали и напоминали окружающим вас людям. Ведь то, какой будет наша планета – Земля, зависит от каждого из нас – людей.

Послушайте стихотворение (читает ученик)

Давайте люди дружить друг с другом

Как птицы с небом, как ветер с лугом.

Как парус с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Давайте, люди, любить планету,

Во всей Вселенной похожей нету

Ребята, а кто-то из вас делал что-то хорошее для природы? (кормушки …)

Давайте вспомним вопрос, который мы поставили перед собой в начале классного часа. Кто помнит? (Зачем надо беречь и любить природу?)

Кто сможет на него ответить?

ВЫВОД: Любить и беречь природу надо потому, что птицы, растения и животные, которые нас окружают делают нас добрее, счастливее. Если бы не было их, не было бы и самой природы. Ведь если мы будем уничтожать, засорять природу, то будут болеть и животные, и люди.

Рефлексия.

Посмотрите, что у меня на доске? (планета Земля)

Вы хотите видеть нашу планету красивой?

А что и кто украшают её? (птицы, растения)

Давайте оживим нашу планету, сделаем её ещё красивее.

У вас на столах в белых конвертах лежат картинки, возьмите по одной и украсьте ими нашу планету.

1 гр. Цветы, деревья.

2 гр. Птицы, бабочки.

3 гр. Облака, облака с дождём.

Ребята, а чего не хватает, чтобы птицы радовались и пели, цветы и деревья росли..

(Солнце)

Чтобы наша планета оставалась всегда вот такой красивой, что мы должны делать? (прочитать всем вместе тему с доски)

Посмотрите!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года

Это все вокруг - …

Сценарий внеклассного мероприятия по окружающему миру

«Будь природе другом»

1.Расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру.

2.Воспитание бережного отношения к окружающей природе.

3.Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Учитель: Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце,

Дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живешь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовется этот дом.

Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время и человек научился многому. Теперь мы живем в современных многоэтажных домах, еду покупаем в магазине, а все равно нашим настоящим домом остается природа. Почему? (Ответы детей).

А есть ли «природа» в нашем жилище? Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода, воздух, солнечные лучи – это все природа. Можем мы без этого жить в нашем доме? Нет! Хотя человек и построил дома, города, он все равно зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам – часть природы. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.

А может ли природа жить без человека? (Да, может. Очень-очень давно на нашей Земле не было людей, а природа и тогда была. Например, в то время, когда на земле жили динозавры.)

От чего в нашем доме бывает светло? (Свет идет от лампы)

А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)

Но солнце не только светит, но и греет. Значит, его можно сравнить еще и с домашним обогревателем, плитой, батареей отопления.

В природе идет дождь. Где его можно встретить в нашем доме? (В нашем доме есть душ.)

В природе – ветер, а в доме? (Вентилятор.)

В комнате есть пол. Где пол в природном доме? (В доме-природе под ногами земля, почва.)

В обычном доме бывают каменные и деревянные стены. (В доме-природе – горы и деревья.)

У нас горит пламя на газовой плите. (А в природе огонь вырывается из вулкана.)

В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких горах. (А у себя в обычном доме человек научился «делать» снег в холодильнике.)

В природе дикие животные. (В обычном доме – домашние)

Можно сделать вывод: в каждом доме должны быть и тепло, и воздух, и свет, и растения. Что произойдет, если не будет воздуха? Воды? Солнца?

Ребята, а кто построил наши дома? (Строители.)

Кто построил природу? (Никто не строил.)

Где чище: дома или на природе? (Дома чище.)

Почему? (Дома мы убираем, а природа сама за нами убирать не может.)

Все, что есть в доме-природе, взаимосвязано. Природа – это растения и животные, горы и реки, воздух и земля (почва). И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом – вся Земля. Мы должны беречь все это, наводить порядок.

Сегодня мы побываем в гостях у природы, ответим на ее вопросы, примем участие в различных конкурсах. Команды юных экологов уже набраны. Можно приступать к делу.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение» (каждая команда внимательно слушает вопрос)

1.Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (одуванчик)

2.Какие деревья называют вечнозелеными? (ель, сосну). Почему?

3.Какие деревья с белой корой? (береза, осина)

4.Какая ягода бывает красной, белой, желтой, черной? (смородина)

5.На этом цветке любят гадать влюбленные девушки. (ромашка)

6.Какой газ выделяют растения? (кислород)

7.Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (береза, дуб)

8.Что есть у сосны, тополя, осины? (буква о)

2-й конкурс «Загадки о деревьях»

1.Русская красавица,

Всем нам очень нравится,

Бела она, стройна,

Одежда зелена. (береза)

2.Прямо в небо рвутся ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не березы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки. (ели)

3.Вот бочонок с шапочкой

С дерева упал.

Год прошел, и деревцем

Маленьким он стал. (желудь)

4.Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло. (ива)

5.Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья – звезды яркие,

Золотые, жаркие. (клен)

6.Летом знойным зацветет –

Сразу пчел к себе зовет.

Круглые листочки,

Светлые цветочки..

Вкусен, сладок их нектар…

Кто то дерево узнал?(липа)

3-й конкурс «Собери из букв названия животных» (Можно использовать не все буквы).

Банка Багаж

Колосья Пион

Коса Зонтик

Кожух Салон

4-й конкурс «Что это за насекомые» (Узнать по описанию насекомое и выбрать один из предложенных вариантов)

1.Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле:

Капустница

Лимонница

2.Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело. Его полет сопровождается высоким звенящим звуком:

3.Маленькие нелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях:

Стрекозы

4.Зеленые насекомые с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми для прыжков, сидя в траве. Издают стрекочущие звуки:

Долгоносик

Кузнечик

5-й конкурс «Головоломка»(Каждая команда получает карточки с одинаковыми головоломками. Задание – расшифровать головоломку. Побеждает та команда, которая справится быстрее и правильнее.)

Головоломка:

ККЕТКОЕЗКЕЕМКЛЕЮКЛЕЕКЛЕЕКЕЕТК,

ЕТКОЕГКОЕЗКЕЕМКЛЕЯКЖЕАКЛЕЕКЕЕТК

Ответ: «Кто землю лелеет, того земля жалеет»

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее. Но не все помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе-туристах, которые пришли отдохнуть на природе.

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли –

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо.

Эй, ребята! – крикнул Дима-,

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода,

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж.

Мы купались, загорали,

Жгли костер,

В футбол играли –

Веселились, как могли:

Пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на поляне

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки –

Две размокшие баранки –

Словом мусора гора.

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не нашли!

Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

А как бы вы поступили на месте этих туристов?

Какой вред наносят люди таким поведением?

Физкультминутка(Игра «Да, нет». Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой. Если нет – присядьте.):

Я мусорю на улице.

Я соблюдаю в лесу тишину

Я разоряю муравейники

Бумагу трачу попусту.

Я не рву растения, находящиеся под охраной.

Я не разоряю птичьи гнезда.

Я засоряю водоемы мусорными отходами.

Охрана природы приносит пользу.

Планета Земля – наш общий дом.

6-й конкурс «Правила друзей природы»

Послушайте и закончите фразу:

Если ты встретил на тропинке птенца…(Нельзя брать домой маленьких животных и птенчиков. Запрещается разорять гнезда птиц, бросать в них камни.)

Если на твоем пути встретился большой муравейник…(Нельзя разорять муравейники, т.к. муравьи – санитары леса.)

Если ты взял с собой походный приемник…(Громко петь и кричать тоже нельзя, потому что можно напугать лесных жителей)

Если ты набрел на земляничную поляну…

Если ты увидел на поляне красивые цветы…(Нельзя рвать цветы и травы охапками. Среди них могут оказаться очень редкие или лекарственные, которые могут пригодиться людям или животным. Цветами лучше любоваться в лесу, ведь дома в вазе они не будут радовать нас долго.)

Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить ей.

6-й конкурс «Посади дерево».

Каждый человек должен за свою жизнь посадить хотя бы одно дерево. Как сажать деревья, надеюсь вы знаете? Впрочем, сейчас мы это проверим в конкурсе «Посади дерево». (Командам выдаются одинаковые комплекты карточек. Задание: разложить карточки в нужной последовательности.)

Карточки:

1)Выкопать яму такого размера, чтобы корни дерева или кустарника могли разместиться в ней свободно.

2)Дерево подвязать к колу шпагатом. Под шпагат на ствол дерева подложить мягкую тряпочку.

3)В дно ямы забить кол длиной 1,5-2 метра.

4)На дно ямы насыпать холмик земли. На нем расправить корни дерева или кустарника. Часть растения, где корни переходят в стебель, засыпать землей, затем ее уплотнить.

5)Посаженное дерево или кустарник сразу же хорошо полить.

6)Выбрать место для посадки.

Ответы:6,1,3,4,2,5.

7-й конкурс: «Мусорбол».

Мы переходим к последнему конкурсу нашей программы – спортивному. Не секрет, что гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самый различный мусор: бутылки, обертки, пакеты и многое другое. Мы мусорим даже тогда, когда урны находятся рядом. Иногда мы даже в них попасть не можем. Вот и проведем сейчас такой эксперимент. Вам необходимо бросить в урну клочок бумаги. Кто точнее это сделает, тот и будет победителем этого конкурса. Итак, игра «Мусорбол» начинается! (Все игроки команд по очереди пытаются попасть в урну).

Подведение итогов внеклассного мероприятия «Будь природе другом».

Спасибо вам за участие! Еще раз напоминаю всем, что природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто. И каждый из нас в ответе за ее будущее.

Учитель:

– Дорогие мальчики и девочки, сегодня мы не только поговорим с вами о природе – нашем общем доме, но и совершим виртуальное путешествие в один замечательный уголки нашего края.

Ученики:

Мы оставим дома развлечения,
Впереди у нас приключения.
Мы готовы природе помочь.
Она – мама. Я – сын, а я – дочь.

Конкурс “Собираемся в поход”

Учитель называет различные предметы, а дети хлопками отмечают только то, что им понадобится в походе.

Хлеб, миска, клюшка, кружка, погремушка, ложка, кошка, коньки, котелок, спички, будильник, консервы, мусорный пакет, зонтик, спальный мешок, стиральный порошок, линейка, скамейка, соль, утюг, фотоаппарат, веревка, компас, пылесос.

Ученики:

Рано утром встали,
Рюкзаки собрали.
Готовы уже идти,
Что там впереди?

Учитель:

– Отгадав загадку, вы узнаете, куда мы отправимся.
Впереди особый дом.
Все необычайно в нем.
Бревнышки там не лежат,
А на вытяжку стоят.
А жильцов не сосчитать
Их не надо обижать! (Лес)

– И вот мы уже в лесу. Закройте глаза и прислушайтесь. (Учитель включает запись «Звуки леса». Дети несколько минут ее слушают.)

Задание 1.

Расскажите, какие звуки вам удалось услышать и, кто мог их издавать.

Задание 2.

Кого бы вы хотели увидеть в лесу?

Конкурс «Помогите разобраться»

Учитель или ученики зачитывают ситуации, а дети дают советы, как правильно поступить.

1. Витя шел с другом по лесной тропинке. Вдруг мальчики увидели ежика. Витя вспомнил, что ежи, как и коты, любят полакомиться мышами и решил взять зверька домой. «Вот мама обрадуется, что в доме появится «лесная» кошка!» – сказал он другу. Что на это ответил ему товарищ?

2. Три девочки собирали в лесу грибы. Корзинки медленно наполнялись съедобными грибами, которые девочки вырывали из земли руками. Подружки злились. И когда им попадались мухоморы, они сбивали их ногами. Все ли правильно делали девочки?

3. Туристы пришли в лес. Погода хорошая, настроение прекрасное, душа поет. Да и песен знают много. Пусть лесным жителям тоже станет весело. И запели ребята громко свою любимую походную песню. Как отнеслись к этому лесные жители?

Учитель:

– Люди приходят в лес в гости к животным и растениям и должны себя вести культурно, как в любых гостях. Это значит, с уважением и почитанием относиться даже к самым маленьким его жителям.

Ученик:

– А теперь привал.
Покушайте и загадки послушайте.
Кто сможет, отгадает.
А кто – нет, на ус намотает.

Загадки:

Серенькая спинка,
Длинненькие ушки.
Сплю всегда под елью,
А не на опушке. (Заяц)

Шляпка есть и ножка есть,
Но не лечь мне и не сесть.
А под деревом стоять
И тихонечко дремать. (Гриб)

Дерево колючее,
Сильное могучее.
К солнышку спешило,
Нижние ветки обронило. (Сосна)

Он вразвалочку идет,
Собирая в дуплах мед. (Медведь)

Высоко сижу,
Далеко гляжу.
Постучу, постучу
Короеда проглочу. (Дятел)

(Можно подобрать больше загадок)

Учитель:

– А теперь информация для любознательных ребят. (Можно подготовить фотографии или иллюстрации)

1. А знаете ли вы, почему у муравьеда нет зубов? (Любимая еда – муравьи и термиты, которых от просто слизывает языком).

2. А знаете ли вы, сколько поросят рождается у дикой свиньи? (До 10 поросят по 1,5 кг).

3. А знаете ли вы, где ночуют глухари? (Летом – около стволов деревьев, ну а зимой – в снежных норах. Чтобы выкопать такую нору, глухари падают с веток вниз).

– Хотите знать больше? Тогда много читайте, наблюдайте и делитесь интересной информацией друг с другом.

Ученик:

Для чего мы с лесом дружим?
Может он нам и не нужен?

Конкурс «Алфавит»

Учитель называет буквы в алфавитном порядке, а дети на каждую букву – дары леса. (Если не придумали не какую то букву, то ее можно пропустить)

А – арника горная
Б – боровики
В – волнушки
Г – грибы
Д – древесина
Е – ежевика и т. д.

Учитель:

– Значит, людям без леса не обойтись! Но все лесные беды, чаще всего приходят от людей. Они виновны в пожарах, бездумном уничтожении животных, беспощадной вырубке деревьев. А если бы лесные жители пришли в наши дома и вели себя так же? Что из этого вышло бы, даже страшно представить!

– Давайте напомним людям, что можно и чего нельзя делать в лесу и расставим соответствующие знаки, которые придумаем сами.

Конкурс “Запрещающие знаки”

Дети слушают название знака и описывают, каким он может быть и где его нужно поставить.

Не шумите!

Здесь можно отдыхать.

Не рвите цветы.

Опасное место.

Собирайте грибы правильно.

Не трогайте животных.

Не рубите деревья.

Учитель:

– Да, лес очень терпеливый! Он хоть и медленно, но залечивает свои раны. Люди обязаны в этом ему помочь. А что мы с вами можем сделать для леса? (Убрать мусор, посадить саженцы, подкармливать птиц и т. д.)

Учитель:

– Ну вот, мы сделали все, что смогли. Пора возвращаться домой. Давайте встанем и тихонечко выйдем из леса. (Дети встают и тихо переступают с ноги на ногу)

– Лес остался позади и можно немножко пошуметь.

Игра «Ходят, плавают, летают, прыгают»

Учитель называет животное, а дети показывают соответствующее движение: топают, гребут и машут руками и подпрыгивают.

Олень, карась, лиса, еж, кукушка, щука, рысь, заяц, комар, медведь, дикий кабан, ерш, сова.

Учитель:

– Чтобы идти было веселее и быстрее, давайте споем.

Конкурс «Песни о животных и растениях»

(Можно не полностью, главное, чтобы прозвучало название животного или растения. Если дети затрудняются, учитель помогает. Можно спеть одну песню, но полностью)

1. Вместе весело
2. От улыбки
3. Раз морозною зимой
4. В лесу родилась
5. В траве сидел
6. Маленькой елочке т. д.

Подведение итогов

– Где мы побывали?

– Что интересного узнали?

– С каким настроением домой вернулись?

Подбор