Красная горка церковный праздник что означает. Красная горка: традиции и обычаи народного праздника



Есть в народе праздник, пришедший к нам из времен, когда Русь была языческой. Называется он Красная горка. Что это за праздник и что означает - давайте подробнее разберемся.
Давным-давно предки наши верили во всяких богов, которых было множество: бог Солнца, Леса, Воды, Воздуха и т.д. и поклонялись им, испрашивая милости и благополучия, и возник праздник Красная горка. Откуда это название, и чему именно радовался народ?

Народные традиции

Праздник этот всегда совпадал с началом весны, когда природа пробуждается, когда солнышко начинает пригревать, снег сходит, первая зелень появляется. Для наших предков, в большинстве своем занятых земледелием, это было большим событием. Страшные холода миновали, начинается период весенних работ, и его нужно правильно встретить, выпросить у природы хорошего лета, богатого урожая.

И вот люди всю зиму ждали праздника, готовились, настраивались на весну, когда пробуждается вся жизнь. На холмах, с которых раньше всех участков снег стаивал, и выбирались площадки для гулянья. Весна, солнышко, красота, горка - отсюда и название пошло в народе: Красная горка. Люди выходили, расчищали площадки для хороводов, качели устанавливали меж березами, простые, на веревках, с седушкой из досок. Девушки качались, парни их приглашали, начиналось гулянье, сватанье, ухаживание, смотрины.




Наступал период свадеб. Земледельцам, с весны до осени занятых выращиванием урожая, который весь год семьи их кормит, для свадеб было только 2 времени – ранней весной, когда еще работы не начались, и поздней осенью, по окончании тех самых работ, когда уже для этого время появится.
Приготовьте к празднику .

Народные поверья




Мы разобрались, Красная горка, что это за праздник, а ведь еще много интересных поверий связано с этим красивым событием.

Закончился пост, можно есть вкусные и сытные блюда, народ готовился вовсю - жарились поросята, пеклись караваи, на столах обязательно круглая яичница в форме Солнца присутствовала - всех ублажить хотел народ, от кого хоть как-то урожай зависел и счастье молодых.
Считалось, ежели девушка заартачится и по каким-то причинам на гулянье в этот день не выйдет, то и мужа ей не видать, и вообще, всякие невзгоды таким упрямицам сулились.
Наоборот же, состоявшаяся женитьба на Красную горку обещала быть удачной, брак – счастливым, в доме достаток, между молодятами мир и согласие.
В праздник этот обязательно венчальные песни пелись молодоженами, в предыдущем году обвенчанными. Они как бы закликали удачу и счастье новым молодым парам, потому праздник еще и четвертое название имеет «Кликушкино воскресенье».
День со смотрин начинался - девушки на выданье разряжались во все лучшее, по селу ходили с песнями, себя показывали, а уже потом на гулянье к качелям шли, где парни их уже дожидались.
Вы можете испечь на праздник .

Мы узнали, Красная горка, что это за праздник, что нельзя делать поинтересуемся дальше. Нельзя было работать, это просто запрещено в этот день, также плохой приметой было грустить, чтобы себе проблем не накликать, нужно было веселиться и весну встречать.

Почему Антипасха?




С приходом христианства поменялись несколько устои и обычаи, но – традиции, передаваемые веками, никуда не делись. Праздник весны не отменялся. Но у него появилось еще и другое значение. В это время как раз заканчивался великий пост, наступал светлый и любимый всеми праздник Пасха. И вот евангельские события нам напоминают, почему, собственно, появилось название Антипасха, или еще – Фомина неделя. Когда распяли Иисуса Христа, и Он воскрес после этого на третий день, Он явился своим апостолам. Те были несказанно рады, хотя и знали от Спасителя, что Он должен воскреснуть, но увидев своими глазами – точно убедились в воскрешении.
Апостол Фома в это время отсутствовал, и когда ему сообщили радостную эту весть, отказался верить, пока своими глазами не сможет лицезреть воскресшего Христа.

Отсюда пошло и закрепилось в народе выражение: Фома неверующий. А Антипасха - не отрицает светлого праздника, а означает только «вместо него». Так как в празднике осталось много от язычества, церковь не очень то благосклонно к нему относится, от сюда и третье его название. Но - народ свои традиции чтит, и потому во многих селах еще именно так отмечают Красную горку, в городах же она уже подзабыта и вытеснена другими не менее интересными праздниками.

Кто-то спрашивает - а как же мог Фома не поверить, что воскреснет Христос? Он просто хотел увидеть Учителя лично, и от всей души порадоваться этому величайшему событию. Потом апостол Фома еще много чудесных дел во имя веры христианской совершил, обойдя множество стран с проповедями, умер за веру в страшных мучениях. Мощи Фомы-апостола на Афоне до сей поры хранятся.
Мы узнали, Красная горка праздник что означает, теперь вы можете достойно к нему подготовится, как и наши предки.
Для любого праздника: .

Красная горка отмечается в первое воскресенье после Пасхи. Это народно-христианский праздник. В 2020 году он приходится на 26 апреля. В этот день Православная Церковь вспоминает о воскресении Иисуса Христа и встречу апостола Фомы с воскресшим Спасителем.

Содержание статьи

История праздника

Красная горка - языческий праздник древних славян. Он приходился на весну, когда наступала оттепель. В этот день люди прославляли Ярилу - языческое божество весеннего солнца и плодородия, и Ладу - богиню веселья и любви. Молодежь собиралась на прогретых солнцем пригорках и полянах, организовывала гуляния, танцы и игры. В этот праздник влюбленные пары устраивали свадьбы, а одинокие молодые люди искали свою вторую половину. В названии праздника слово «красная» означало «красивая», что было связано с красотой пробудившейся природы.

После принятия христианства на Руси в 988 году церковнослужители адаптировали языческий народный календарь согласно православным традициям. Празднование Красной горки заменила Антипасха, или Фомино воскресенье. Название «Антипасха» означает «вместо Пасхи». Праздник приурочен к событиям, которые описаны в Евангелие. После воскресения Христос явился апостолам, среди которых не было Фомы. Апостол засомневался в том, что Иисус - Сын Божий. Он хотел лично убедиться и встретиться со Спасителем. На восьмой день после воскресения Христос показался перед Фомой.

Традиции и обряды праздника

В православной традиции на Антипасху в церквях проходят богослужения, посвященные апостолу Фоме, и обновляется память воскресения Иисуса Христа. После службы в храмах прихожане идут на кладбища. Они посещают могилы умерших родственников, приносят цветы и угощения. В этот день люди устраивают свадьбы и венчания. После девятинедельного перерыва в православных храмах возобновляется таинство бракосочетания.

В народе возрождаются древние славянские традиции. В честь праздника Красная горка люди устраивают ярмарки, на которых проходят массовые народные гуляния. Молодежь поет песни и водит хороводы. Незамужние девушки в этот день гадают на суженого.

Приметы и поверья на Красную горку

  • Безветренный день - примета хорошего урожая зерновых.
  • Если жениться на Красную горку, то семейная жизнь будет счастливой.
  • Сидеть дома в этот день - плохой знак: так можно надолго остаться без любви.
  • Не стоит ругаться на Красную горку, иначе до Троицы не удастся помириться.
  • В этот день нельзя грустить и плакать, иначе весь год будет полон неприятностей.

Раньше к празднику Красная горка готовились заблаговременно. Многие пары в этот день венчались. Люди надевали свои лучшие наряды, девушки вплетали в косы ленты ярких цветов. В этот день проходили масштабные гулянья с хороводами и песнями, соревнованиями в ловкости и удали между парнями.

С наступлением темноты все замужние женщины сходились на окраину села. Они становились в плуги и с их помощью делали в земле глубокие борозды вокруг всего поселения. Считалось, что этим женщины защищают свое село от неурожая и падежа скота. Мужчин к обряду не допускали.

Еще одна традиция Красной горки – обряд на счастье, в некоторых селах его проводят и сейчас. Молодые девушки скатывали раскрашенные яйца с возвышений. Если к подножию оно прибывало целым, владелицу ждет счастье и удача весь год.

На Красную горку многие пары женятся. Этот день благоприятствует созданию крепкого, любящего союза. Но если праздник приходится на май, бракосочетание стоит отложить. Жениться в этом месяце – облечь семейную жизнь на крах. Праздничный стол в Красную горку обязательно должен быть заполнен блюдами круглой формы: омлет, блины, оладьи и т. д. Они являются символом солнца, помогают обрести жизнерадостность и энергию.

Красная горка - праздник с вековой историей. В Древней Руси его отмечали молодые люди, которые сразу же после схода снегов с гор устраивали различные гулянья, хороводы с играми и песнями. Молодые люди наряжались в свои лучшие рубахи и кафтаны, катались с гор, веселились, устраивали различные конкурсы и пляски. Отсюда и пошло название праздника Красная горка - «красная» – от красивых мест и людей, горка - от места проведения праздничных заигрышей и гуляний.

В этот же день юные девушки и молодые женщины, взяв что-нибудь съестного, собирались на излюбленных ими местах на улице, лесной поляне, пригорке и пели песни-веснянки, кликая, зазывая весну. Поэтому в народе у праздника было и иное название - «кликуши».

Кстати, провести день дома на Красную горку считалось плохой приметой. Тем, кто не веселился вместе со всеми праздник, в течение года может не везти, а удача будет их обходить стороной, были уверены наши предки-славяне. Поэтому поучаствовать в праздничных торжествах в этот день старались все, что неслучайно. Ведь именно в этот день на гуляньях парень или девушка могли присмотреть себе пару и даже признаться друг другу в чувствах. Юноши и девушки должны были быть максимально расторопными, в противном случае их место мог заменить кто-то другой, более скорый и раскрепощенный. Чтобы никто другой не успел перехватить кандидата в будущие супруги, девушки всячески привлекали к себе внимание яркими красивыми одеждами, прическами и пением. Не зря же говориться, что на войне и в любви все методы хороши.

На Красную горку кричат «Горько»

Праздник Красная горка – это не только день веселья и развлечений. По традиции в этот день ходили . На этот же день в старину приходился пик свадеб. Это было связано, в первую очередь, с тем, что заканчивался пост, и в церквях и храмах после девятинедельного перерыва, начинались проводиться первые обряды таинства бракосочетания. Считалось, что союз, заключенный в этот праздничный день, будет крепким, долгим и счастливым.

Этой доброй традиции многие молодожены следуют и в настоящее время. В ЗАГСах в эти дни, как правило, проводится большое количество свадебных торжеств с поздравлениями, клятвами верности друг другу и обменом супругами обручальных колец. После чего под крики «Горько!» молодые скрепляют свой союз поцелуем.

Антипасха

Праздник Красная горка еще именуют Антипасхой. Она отмечается спустя неделю после Пасхи - Светлого Воскресения Христова. Антипасху еще называют неделей обновления. Также в этот день в церквях, храмах, монастырях вспоминают и чтят апостола Фому, которого не оказалось рядом, когда другие апостолы увидели воскресшего Христа. Фома сказал, что пока он сам не увидит Спасителя, он не поверит в Его воскрешение. Хотя, скорее всего, он жаждал лично увидеть воскресшего Христа, а не услышать это радостное известие от других. Выражение «Фома неверующий» пошло именно от этого Фомы и обозначает человека, который сомневается даже в том, что видел собственными глазами.

Публикации раздела Традиции

Кто на Красной горке женится...

В православной традиции праздник посвящался воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. В народе со времен Древней Руси был праздником начала весны – с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами закликания весны. Считался преимущественно девичьим праздником.

Красная горка (Фомино воскресенье) – первое воскресенье после Пасхи, в редких случаях Красной горкой называлась вся Фомина неделя; также под этим названием в некоторых местах выступают молодежные гулянья и хороводы Фоминого воскресенья.

В православной традиции Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он не поверил в ее истинность. Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе распятого Учителя.

На этом, восьмом дне заканчивается Светлая седмица: последний раз служится литургия по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата. В иудейском и христианском церковном предании число «8» имеет большое значение. Предшествующее ему число «7» завершает земное время, а «8» (связанное с днем Воскресения Христова) лежит за пределами мира, обозначая жизнь грядущую, Царство Божие, поэтому воскресенье после Пасхи называется Антипасха – «вместо Пасхи».

В русском народном быту Красная горка была в большей степени связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны. В Древней Руси в этот день на холмах зажигали костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд – «полюдье». В XIX веке Красная горка отмечалась широко и празднично: во многих местах именно к ней приурочивалось начало девичьих хороводов или окончание первых весенних, начинавшихся с Пасхи ярмарок невест, праздничные угощения девушек и женщин, обряды встречи весны, а также обходы дворов с поздравлением (окликанием) молодоженов. Распространенным элементом празднования Красной горки был обычай красить яйца и играть ими. С этого воскресенья начинается период свадеб, так как Фомино воскресенье – первый день после Великого поста, когда в церкви разрешены венчания.

Красная горка считалась девичьим праздником

В Рязанской губернии Красная горка считалась девичьим праздником. Рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и в складчину делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла.

Яичницу жарили на сковороде, которую ставили между двух кирпичей; собравшись вокруг костра, девушки ели яичницу принесенными из дома ложками. Возможно, совместная трапеза не только начинала период молодежных гуляний, приходившийся на время, насыщенное девичьей и женской обрядностью, но также должна была очертить границы и закрепить единство девичьей социовозрастной группы.

В Пензенской губернии во время хоровода происходил символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. После возвращения с кладбища девушки и молодушки переодевались в праздничные наряды и собирались вечером на первое весеннее гулянье. Разделившись на две группы, они становились друг напротив друга в два ряда, и начиналась хороводная игра «А мы просо сеяли...», во время которой каждая из линий, которая пела очередной куплет, приближалась к другой, а затем отходила на свое место. В песне, сопровождавшей хоровод, пелось о том, что одни просо посадили, а другие угрожали его вытоптать конями, им предлагали различные подарки, чтобы они не делали этого, но они соглашались отступить только тогда, когда им обещали дать в качестве выкупа девушку. В завершение игры девушки пели:

В завершение игры девушки пели:
У нас в полку убыло. (2 р.)
Ой, диди-ладу, убыло! (2 р.)
А женщины отвечали им:
У нас в полку прибыло (2 р.)
Ой диди-ладу, прибыло! (2 р.)

Во многих местах в Фомино воскресенье устраивались смотрины невест: прогулки заневестившихся девушек по улице в лучших нарядах на глазах у предполагаемых женихов; часто тогда же происходил свадебный сговор и рукобитье. В Рязанской губернии девушки и парни собирались на улице и играли в «А мы просо сеяли…», разделившись на две партии. При этом приведенные выше слова игры имели несколько иную окраску: девушку в качестве невесты требовали парни.

Закличка весны

Игры и хороводы на Красную горку молодежь старалась не пропускать, кое-где даже считалось дурной приметой, если парень или девушка сидели весь праздник дома. Говорили, что из-за этого парень женится на рябой, уродине или так и останется холостым, а девушка выйдет за никудышного жениха или останется старой девой. Если же им удастся жениться, то оба непременно умрут вскоре после свадьбы.

В южнорусских губерниях на Красную горку приходилась встреча весны. Кликание весны начиналось рано утром и обычно происходило с вершины холма, отчего, возможно, и произошло название праздника – Красная горка.

В Тульской губернии девушки, собравшись на ближайшем холме, становились в хоровод, в центр выходила запевальщица-«хороводница» и, благословясь, начинала произносить заговор:

«Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по чветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы.

Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путем-дорожкой шла-пошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю, кого сама знаю, тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца (имярек) на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!»
(Коринфский А.А. 1995. С. 193).

Все присутствующие повторяли за ней слова, вставляя свое имя и имена полюбившихся парней. Затем девушка, положив на землю посредине круга красное яйцо и хлеб, затягивала веснянку: «Весна-красна! На чем пришла...» Весь хоровод подхватывал, затем пели другие песни, а завершала празднование веселая пирушка.

Во многих местах женщины и девушки закликали весну, собираясь в обычных местах молодежных гуляний, в том числе на площади перед церковью. Так, в Пензенской губернии девушки и молодые женщины пели заклички на деревенской площади вечером праздничного дня.

Гулянья на Красную горку

В той же губернии, чтобы огородиться от несчастий на весь предстоящий год, женщины и девушки в первое воскресенье после Пасхи опахивали село. В полночь все деревенские бабы и девки выходили за околицу с песнями. За деревней их поджидали три молодые женщины с сохой и три старые с Казанской иконой Божией Матери. Девушки расплетали косы, бабы снимали платки, затем несколько женщин садилось на доски, положенные поверх сохи, которую придерживали сзади девушки, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села, останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты. Впереди процессии шли молящиеся старухи с иконой. Обойдя деревню и возвратясь на исходное место, женщины угощались и праздновали, при этом к ним присоединялись парни. Пирушка продолжалась до трех часов, а затем все расходились по домам, так как гулять после третьих петухов считалось грехом. Крестьянки верили, что после совершения обряда все бедствия и несчастья должны оставаться за бороздой и не будут иметь силы ее переступить.

Присадки