Штраф за движение по автобусной полосе. Какой штраф за езду по автобусной полосе

В стремлении облегчить движение в городах и сделать общественный транспорт максимально привлекательным местные власти все чаще принимают решение о выделении отдельных полос для движения автобусов.

Но не все водители личного автотранспорта рады такому начинанию, некоторым кажется, что таким образом ущемляются их права и они игнорируют запрет на проезд по автобусной полосе. Мы дадим ответы кому и когда можно ездить по таким полосам, какая ответственность ждет нарушителя и можно ли ее избежать.

○ Кому можно и нельзя ездить по автобусной полосе?

Начать следует с определения самой автобусной полосы. Под ней можно понимать одну или несколько полос дороги предназначенных для исключительного движения общественного транспорта , включая троллейбусы и маршрутные такси.

Она обозначается знаками 5.11.1 и 5.12.1, для указания на дорогу с полосой общественного транспорта двигающегося навстречу основному потоку. Знаки 5.14 и 5.14.1 указывают начало и конец такой полосы, а знаки 5.13.1 и 5.13.2 обозначают пересечение с такой дорогой. Кроме того на дорогу наносится специальная разметка в виде буквы «А».

По общему правилу ездить по полосе для общественного транспорта другим водителям нельзя, но конечно, существуют исключения.

Выезд на такой участок дороги возможен только если он не отделен от остальной части сплошной разметки, так что дальше мы будет говорить только о пересечении прерывистой линии. Исключения прямо прописаны в П. 18.2 ПДД:

  • «На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств", запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов - в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.
  • «Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.»

То есть, перестраиваться на полосу для общественного транспорта в случае ее отделения прерывистой полосой можно:

  • Для разворота.
  • Выполнения поворота направо с перестроением в правую полосу для общественного транспорта.
  • Для остановки с целью посадки и высадки пассажиров или погрузки/разгрузки при условии не создания препятствий для движения общественного транспорта.

Дополнительно могут устанавливаться знаки, информирующие водителя о возможности проезда по полосе для общественного транспорта в ночное время и в любое время выходные, праздничные дни.

○ Такси на маршрутной полосе.

До 2012 года проезд легкового такси по полосам для автобусов был запрещен. Но теперь внесены соответствующие изменения в ПДД, по п.18.2 ПДД, которые разрешают автомобилям желтого цвета с шашечками, таксометром и световым прибором на крыше такой проезд.

Кроме того, легковые такси выделяются из массы автомобилей специальными желтыми номерами, так что любители подвезти пассажира за плату без должного оформления быстро будут замечены бдительным сотрудником ГИБДД.

○ Штрафы за автобусную полосу.

Желающие быстрее добраться до цели, частенько готовы объезжать пробки по полосе для автобусов и рискуют получить штраф по ст. 12.17 КоАП в 1500р , если же нарушение произошло в Москве или Санкт- Петербурге придется расстаться с 3000 рублей . Но это при условии, что вы проехали в попутном направлении.

Движение по встречной полосе наказывается штрафом в размере от 1000 до 1500 р . при условии, что не пересекалась сплошная линия. В таком случае будет применен ч.3 ст. 12.15 КоАП:

  • «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.»

Если же необходимости преодолевать препятствие не было, то ответственность станет выше по ч.4 этой статьи:

  • «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.»

Кроме 5000 штрафа можно расстаться с водительским удостоверением на 4 – 6 месяцев . Повторное нарушение обойдется дороже по ч.5 ст.12.15 КоАП, а именно 5000 р при условии, что было зафиксировано видеофиксацией.

Согласно Правилам дорожного движения, полоса, обозначенная разметкой 1.23.1 (большая буква «А» посреди полосы), предназначена исключительно для движения общественного транспорта. Выезд на автобусную полосу другим видам транспорта запрещен.

Какой штраф за езду по автобусной полосе придется уплатить нарушителю? В каких случаях передвигаться по данной полосе допустимо? Читайте в статье.

Кто имеет права передвигаться по автобусной полосе?

Полоса для проезда общественного транспорта (или автобусная полоса) предназначена для движения по ней таким видам транспорта, как:

  • Автобусы;
  • Троллейбусы;
  • Маршрутные такси;
  • Частные такси;

При этом они должны отвечать следующим стандартам: окраска, установленная для данного вида транспорта, «кирпичик» на крыше такси, таксометр, желтые номера, документы, подтверждающие легальность работы;

  • Велосипеды (если автобусная полоса располагается на правой стороне проезжей части);

Используя автобусные полосы, общественный транспорт получает преимущество в движении и избавляется от необходимости простаивать в общем потоке каждодневных пробок и заторов.

О запрете выезда на автобусную полосу другим видам транспорта говорится в пункте 18.2 Российской Федерации. Согласно этому пункту, «На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств…запрещаются движение и остановка других транспортных средств…».

Однако, здесь же говорится о возможности использования автобусной полосы другими видами транспорта в отдельных случаях. Так, если автобусная полоса отделена от других полос прерывистой разметкой, то:

  • При выполнении поворота допускается временный выезд на автобусную полосу;
  • Совершать временный выезд на автобусную полосу допускается в случае, если водитель выезжает со второстепенной на основную дорогу, а сделать это, без пересечения автобусной полосы невозможно;
  • Совершать временный выезд на автобусную полосу допускается и в случае посадки/высадки пассажиров у остановки;

При посадке/высадке пассажиров на автобусной полосе необходимо убедиться, что не создается помех движению общественного транспорта;

Штраф за езду по автобусным полосам

Меры наказание за езду по автобусной полосе прописаны в Кодексе об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года. Так, за пересечение и движение по автобусной полосе (если она является полосой противоположного направления) предусматривается:

  • от одной до полутора тысяч рублей, если выезд на автобусную полосу связан с необходимостью объехать какое-то препятствие (пункт 3, статья 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ);
  • Штрафная санкция в пять тысяч рублей (или лишение водительских прав на срок от четырех до шести месяцев), если выезд на автобусную полосу (встречного движения) произведен без веской причины и не связан с объездом чего-то (пункт 4, статья 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ);
  • Лишение водительских прав сроком до одного года, если выезд на автобусную полосу без причины фиксируется дорожным инспектором повторно;

Однако, если вторичное нарушение фиксирует дорожный радар, водителю придется уплатить только штраф в пять тысяч рублей (не лишаясь права управлять транспортным средством).

Несколько иные меры наказания предусмотрены за езду по автобусной полосе попутного направления. Так:

  • Штрафная санкция в полторы тысячи рублей предусмотрена за намеренный выезд на автобусную полосу попутного движения (статья 12.17 Кодекса об административных правонарушениях РФ);
  • Штрафная санкция в три тысячи рублей предусмотрена за намеренный выезд на автобусную полосу попутного движения в городе Москва и Питер (статья 12.17 Кодекса об административных правонарушениях РФ);
  • Штрафная санкция в пятьсот рублей предусматривается в случае, если при выезде на автобусную полосу вы не уступаете идущему по ней общественному транспорту (пункт 1, статья 12.17 Кодекса об административных правонарушениях РФ);

Наш читатель из Москвы столкнулся с вопиющей несправедливостью: он выехал на своем личном автомобиле на полосу, выделенную для общественного транспорта, в выходной день и... "нарвался" на штраф в три тысячи рублей. Разумеется, он возмущен и намерен обжаловать постановление о нарушении ПДД. Но, может быть, до этого ему еще раз стоит почитать Правила?

О том, кому можно, а кому нельзя двигаться по выделенной полосе (полосе для маршрутных транспортных средств), подробно говорится в пункте 18.2. Правил дорожного движения. Читаем: «на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов - в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе».

Вы где-нибудь увидели в тексте фразу о том, что разрешается ездить по выделенным полосам в выходные дни? Этого в ПДД нет. Почему тогда москвичи так уверены, что им это позволено? Потому что еще в 2013 году, когда "выделенки" только появлялись в Москве, заммэра Максим Ликсутов сообщил о решении столичного правительства разрешить автомобилистам ездить по полосам, предназначенным для общественного транспорта, в выходные дни.

Выделенка выделенке рознь

Так-то оно так, вот только при выезде на выделенную полосу водитель должен руководствоваться не заявлениями чиновника, а Правилами дорожного движения. Это означает следующее: дорога с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначается не только указанными выше знаками, но и дополнительной табличкой 8.5.2 «Рабочие дни» (в народе ее называют "молоточками"). Другими словами, принимая решение о выезде на "выделенку", водитель должен сначала вспомнить, какой сегодня недели, а затем обязательно посмотреть на дорожный знак. Зачем? Например, осенью 2016 года в той же Москве были запущены выделенные полосы в рамках проекта «Магистраль», которые действуют и выходные дни тоже. Таким образом, даже в субботу или воскресенье заезд на такую "выделенку" грозит водителю штрафом в размере 3 тыс. рублей (часть 1.2. статья 12.17 КоАП РФ - для Москвы и Санкт-Петербурга).

Перечисленные выше знаки, обозначающие полосу (выезд на полосу) для общественного транспорта, могут использоваться с табличками, которые определяют период действия знака. Что это за таблички?

Табличка 8.5.2 «Рабочие дни» указывает, что знаки действуют только в рабочие дни - с понедельника по пятницу, по выходным и праздничным дням движение по «выделенке» разрешается.

Табличка 8.5.6 «Время действия» означает, что знаки запрещают ездить по выделенной полосе только в рабочие дни в указанный на табличке промежуток времени. В выходные дни, а также в другие часы ездить по выделенной полосе можно.

Табличка 8.5.3 «Дни недели» указывает дни недели, в которые нельзя ездить по «выделенке», в остальные дни - разрешается.

Табличка 8.5.7 «Время действия» запрещает движение по «выделенке» только в тот день недели и в то время, которые указаны на ней.

Так и есть: как подтвердили в департаменте транспорта Москвы, на некоторых полосах в целях обеспечения безопасности дорожного движения движение запрещено и по выходным дням тоже. Семь дней в неделю "выделенки" работают по следующим адресам (над некоторыми из них висит "кирпич"):

Большой Каменный мост;

Лубянская площадь;

Старая и Новая площади;

Площадь Тверская Застава;

Театральный проезд;

Улицы Охотный Ряд, Моховая, Покровка, Маросейка, Варварка, Воздвиженка, Большая Полянка, Пречистенка, Солянка, Славянская площадь;

Солянский и Лубянский проезды;

Улицы Сретенка и Большая Лубянка;

Яузский, Покровский и Чистопрудный бульвары;

Небольшие участки на Садовом кольце и нескольких прилегающих к нему перекрестках (Малая Дмитровка, Долгоруковская, Баррикадная, Большая Никитская, Крымский Вал, Коровий Вал).

Сплошную линию никто не отменял

Есть еще одно распространенное нарушение, которое допускают водители при езде по выделенной полосе. Дело в том, что "выделенки" отделены от остальной проезжей части сплошной линией разметки. Водители, знающие о том, что ехать по такой полосе можно (в выходные дни), перестраиваются на нее через сплошную линию. А это делать категорически запрещается - выезжать с "выделенки" или заезжать на нее можно только в местах разрыва или на перекрестках. Еще недавно за такое не штрафовали, но водители стали злоупотреблять этим и "гаишники" решили такую практику прекратить. Кроме того, на дорогах Москвы появляются все новые и новые камеры, которые не будут входить в положение нарушителей. То есть, отныне будут штрафовать. Слава богу, штраф за это правонарушение (часть 1 статьи 12.16 КоАП РФ - несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги) не очень большой - 500 рублей (с учетом 50-процентной скидки - 250 рублей).

В Москве сейчас ведется активное строительство выделенных полос для общественного транспорта. Такие полосы уже появились, либо появятся в самое ближайшее время на основных радиальных магистралях. Зачастую они отнимают одну полосу из трех у автомобилистов, при этом доставляя массу неудобств. В последнее время ведутся горячие дискуссии на тему, нужны ли такие полосы в Москве?

Давате рассмотрим очевидные минусы таких полос.
Во-первых, сильно уменьшается пропускная способность основных городских магистралей. Не секрет, что в Москве из-за своей радиально-кольцевой структуры основную нагрузку в часы пик приходятся именно на радиальные магистрали. После введения выделенных полос для общественного транспорта, их пропускная способность сократить на 30%, что вызовет огромные пробки. Во-вторых, водители лишаются возможности для остановки. Если раньше можно было остановиться, или припарковаться на обочине, то теперь это будет уже нарушение правил и большой штраф. Многие водители критикуют власти за то, что полосы организуют не всегда правильно, зачастую они появляются там, где вообще нет маршрутов общественного транспорта.

Самое главное. Выделенные полосы провоцируют классовую ненависть. Всегда найдутся мудаки с ксивами, мигалками или лишними деньгами, которые теперь будут совершенно спокойно объезжать пробки по полосам для общественного транспорта. Если на Кутузовском мы уже привыкли к такому хамству, то теперь это будет по всей Москве. Теперь простые законопослушные автолюбители будут стоять в пробках и с ненавистью смотреть на "хозяев жизни". Выделенные полосы создадут дополнительные привилегии мудакам, а это не правильно.

Но у полос есть и плюсы.
Самое главное - это поможет развитию общественного транспорта. Из-за своей неповоротливости сейчас троллейбусы и автобусы в часы пик движутся на 20-30% медленнее потока. Когда на автобусе будет добираться быстрее, чем на машине, многие пересядут на общественный транспорт. Сколько человек едет в одной машине? Один. А в маршрутке, которая не на много больше по размеру автомобиля - 12!

На картинке изображены результаты занимательного эксперимента, поставленного группой энтузиастов из немецкого города Мюнстер. В первом кадре запечатлена группа людей и то место на дороге, которое они займут, рассевшись по личным автомобилям. Второй кадр показывает, сколько места они же займут в автобусе. Одном автобусе. Ну а на третьем — что будет, если они сядут на велосипеды.

Посмотрите на Лондон - там автобусы носятся по центральным улицам, добираться на них удобно и быстро. Если часть автомобилистов пересядет на автобусы - ничего страшного не случится. Главное параллельно обновлять автобусный парк, пускать новые удобные машины и увеличивать их количество. Я сам с удовольствием пересяду на автобус, если на нем будет удобно и быстро добираться. Кстати, парк увеличивать для приёма пересевших автомобилистов не обязательно, так как при увеличении скорости увеличится оборачиваемость подвижного состава. То есть, за единицу времени через одну и то же точку с ростом скорости будет проходить большее число единиц подвижного состава, следовательно на столько же увеличится провозная способность.

Также не стоит забывать, что только 20% передвигается на личном транспорте, а 80% на общественном (статистика на 2006 год). Сейчас статистика немного изменилась, но все равно - автомобилистов пока меньшинство. Так что выделенные полосы делают с учетом интереса большинства.

Еще не нужно забывать, что быстрый и удобный наземный транспорт разгрузит метро! Сейчас метро не справляется с пассажиропотоком, но если будут быстрые автобусы и троллейбусы, то многие пересядут на них. Мне, например, очень не хватает быстрого маршрута по Садовому кольцу.

Ну и главное. Московские дороги давно выработали свой ресурс. Внутри третьего кольца увеличивать пропускную способность уже очень сложно. Строить новые развязки и эстакады в центре нельзя. Каждый год число машин растет. Чтобы решить проблему пробок в центре, нужно вводить ограничение на въезд. Долгое время обсуждались различные способы ограничить въезд. Кто-то предлагал брать плату за въезд, кто-то предлагал пускать машины с четными номерами по четным дням и наоборот. Полосы для общественного транспорта заставят отказаться от личного авто для поездок на работу. Это разгрузит центр. Дополнительно нужно быстрее водить плату за парковку в центре города. Поездка в центр города должна быть дорогой! И обязательно строить удобные перехватывающие парковки на окраинах, чтобы автолюбители могли нормально пользоваться общественным транспортом.

Как видно, проблем еще много. Нужно навести порядок, чтобы НИКТО не выезжал на выделенные полосы. Нужно обновить парк наземного транспорта. Нужно строить перехватывающие парковки, велодорожки, пускать новые маршруты и многое другое. Чтобы навести порядок нужно несколько лет. Не знаю, как наши власти смогут сделать это, но опыт европейских столиц показывают, что такие изменения необходимы и неизбежны. Я буду внимательно следить за развитием событий, а для криворуких, некомпетентных и глупых чиновников у нас всегда припасен

Подбор