Сколько заливается электролита в аккумулятор 60. Все про электролит для автомобильных аккумуляторов

Хотя водители используют сегодня необслуживаемые аккумуляторные батареи, замерить уровень электролита в аккумуляторе, или его плотность, никогда не будет лишним. Для этого следует вооружиться стеклянной трубкой с внутренним диаметром 3-5 мм, и обзавестись ареометром.

Измерить уровень

Чтобы измерить уровень электролита в аккумуляторе, надо сорвать упаковочную ленту, если она сохранилась. Выкручивание пробок с каждой банки разрешает получить доступ к электролиту. Стеклянная трубочка погружается в электролит до самого сепаратора, один ее конец закрывается, и тогда извлекаем трубку. Так необходимо проделать с каждой банкой аккумулятора, соответственно, каждый раз необходимо обращать внимание на уровень электролита, который остается в трубке. Эти показатели не должны быть ниже 10мм.

Измерить плотность

Если же показатели ниже допустимой нормы, следует долить электролит. Но, это еще не все. Электролит бывает разной плотности, и заливать что попало в аккумуляторную батарею не следует. Поэтому надо воспользоваться ареометром и определить плотность электролита в каждой банке батареи. При этом разброс не должен превышать 0,01.

Для южных районов России нормальной считается плотность, если она не ниже 1,25 единиц, а для северных, где морозы покрепче, а лето прохладней – 1,29. Жители средней полосы могут взять за норму среднеарифметическое значение – 1,27 единиц.

В зависимости от показаний ареометра добавляем электролит. Допустим, значение плотности находится на уровне 1,18 единиц, и аккумуляторная батарея эксплуатируется в средней полосе России. Вполне достаточно будет взять электролит плотностью 1,29, и долить его в банку до получения нужной плотности.

Долить электролит

Для того, чтобы уровень электролита в аккумуляторе довести до нормы, и сохранить нужную плотность, сначала, с помощью груши отбираем с банки рабочий электролит плотностью меньше. Потом заливаем в банку свежий электролит в объеме, равном половине объема изъятого. После этого проверяем плотность ареометром.

При недостаточном значении снова доливаем свежий электролит в объеме четверти изъятого с банки изначально. Если же значение нормализовалось – доливаем нормальный электролит плотностью 1,27. Приготовить его можно самостоятельно, смешивая свежий и рабочий электролит.

Алгоритм добавления свежего электролита прост: при каждом последующем шаге, уменьшать его количество вдвое, чтобы не получить слишком плотный раствор. Если же такое по каким-либо причинам произошло, то желательно иметь под рукой дистиллированную воду, чтобы исправить ситуацию. Кроме дистиллированной, никакой иной воды в аккумулятор доливать нельзя, чтобы не допустить замыкания пластин. После всего, снова проверяем, сколько электролита в аккумуляторе.

Несмотря на то, что сегодня большую часть прилавков в магазинах по продаже автомобильных аккумуляторов занимают батареи, не требующие частого обслуживания или так называемые условно необслуживаемые источники питания, бывают ситуации, когда избежать этого невозможно. Одной из самых важных и сложных сервисных операций является замена электролита. О том, как она проводится, и что для этого нужно, поговорим дальше.

У нас вы сможете не просто приобрести электролит высокого качества, но и получить полный спектр по проверке, заливки и диагностики аккумулятора, с возможной заменой батарею на новую и более свежую, с минимальной доплатой, которая значительно сэкономит ваши деньги.

Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея - прибор, предназначенный для хранения энергии при помощи химических реакций, происходящих в растворе серной кислоты и дистиллированной воды. Этот раствор называется электролитом, и периодически нуждается в замене. Решение данной задачи особенно актуально, если речь идет о восстановлении старой батареи. В этом случае поменять электролит перед зарядкой стоит обязательно.

Для того чтобы заменить электролит в аккумуляторе, вам понадобится несколько инструментов и несложных приспособлений. В частности, приготовьте:

  • Аэрометр - прибор для измерения плотности жидкости.
  • Воронка, с помощью которой электролит будет заливаться в « банки».

Кроме того, для приготовления электролита понадобится вода и серная кислота (возможно применение готового раствора, который продается в магазинах).

Теперь перейдем к главному - рассмотрим пошаговую инструкцию по замене электролита в автомобильном аккумуляторе:

  1. Перед заменой электролита промываем батарею изнутри дистиллированной водой. Это позволит удалить механические загрязнения из корпуса. При промывке аккумулятор желательно интенсивно потрусить, пока вся угольная крошка не выйдет вместе с водой. После этого устраняем отложения солей на электродах, и приступаем к следующей операции.
  1. Берем бутылку с готовым электролитом, плотность которого должна составлять 1,28 г/с м³ , и заливаем его в каждую из « банок» через воронку с узким горлышком. При необходимости или по желанию на этом этапе в электролит можно добавить специальные присадки, например, для удаления сульфата с электродов. После того, как под действие электролита из корпуса выйдет весь воздух, а присадка полностью растворится, можно приступить к зарядке. Не торопитесь — обычно полное растворение присадки наступает не ранее, чем через 40-48 часов.
  1. Открутите пробки и подключите . Аккумулятор после замены электролита должен заряжаться циклично, то есть, соблюдая схему « зарядка-разрядка». Этот процесс длится до тех пор, пока плотность полностью не восстановится. При таком режиме зарядки ток должен составлять 0,1 А. Следите за тем, чтобы электролит не « выкипал». О полной зарядке свидетельствует напряжение 2,4 В на каждый секции или 14-15 В на клеммах.
  1. После достижения номинального напряжения следует уменьшить зарядный ток в два раза. В том случае, если на протяжении 2 часов плотность остается неизменной, зарядку можно прекращать.
  1. Разряжаем батарею с применением тока 0,5 А до тех пор, когда напряжение будет около 10 В. Из времени продолжительности разряда и величины имеющегося тока необходимо вычислить емкость. В том случае, если этот показатель ниже 4 ампер/часов, цикл заряда нужно повторить.
  2. А так же можно для экономии времени просто напросто т.е. аккумулятор и с доплатой приобрести новую стартерную аккумуляторную батарею.

Аккумуляторные батареи отличаются емкостными характеристиками: 55ah, 60ah, 70ah, 44ah и технологией производства. Индикация ампер-часов (Ah) измеряет емкость аккумулятора – количество тока, которое принято при постоянной температуре 27° C в течение 20 часов до напряжения 1,75 вольт на ячейку батареи. Какие технологии используют в АКБ, содержимое батарей – об этом узнаете ниже.

Кальций (CA + / Ca-). Преимущества:

  • низкое потребление воды,
  • безопасность при авариях,
  • низкий уровень саморазряда.

Кальциевые батареи рекомендуют, если батарея установлена ​​в моторном отсеке и поэтому подвержена воздействию высоких температур или установлена ​​в труднодоступном месте. В новых автомобилях производители теперь используют 90% этого типа батареи.

Гибрид (сурьма + / CA-). Высокое потребление воды по сравнению с чистыми батареями кальция. Время от времени дистиллированную воду пополняют. Таким образом, этот тип аккумулятора распознают по наличию пробки для долива воды. Для дорогих брендовых АКБ потребление воды практически сводится к 0.

Узнай время зарядки своего аккумулятора

Пластины сурьма (сурьма + / сурьма) Редко используется как стартерная батарея. Высокая прочность цикла, но ограниченный ток холодного пуска. Необходимо частое наполнение водой.

Из перечисленных выше, рассмотрим АКБ обслуживаемого типа – (сурьма + / Cа-) и (сурьма + / сурьма –) свинцово-кислотные батареи, где за счет химической реакции серной кислоты, воды, свинца на электродах батареи образуются электрические заряды. При этом часть химических веществ теряют массу. В большей степени это касается воды.

Снижение уровня электролита в банках аккумулятора происходит за счет уменьшения объема воды. Концентрация серной кислоты при этом не снижается, а может увеличится. Вот почему при отсутствии утечек электролита в банки аккумулятора добавляют дистиллированную воду, чтобы закрыть верхний край пластин на 3-5 мм или до контрольной отметки.

Значение заряда АКБ и плотности электролита

Поскольку уровень заряда батареи будет зависеть от количественного состава химических элементов, участвующих в электролизе, логично предположить, что размеры пластин, вместимость банок – будут отличаться. Если сравнить 45Ah и 75Ah аккумуляторы, то геометрические размеры и вес последнего будут больше.

Свинцово-кислотные обслуживаемые батареи лучше хранятся в сухом виде, не заправленные электролитом. Так будет происходить окисление пластин, но это гораздо меньше, чем потеря массы пластин во время химической реакции. Электролит, если готовить самостоятельно, смешивают в рекомендованных пропорциях.

О заправке АКБ электролитом

Аккумуляторные заводы дают инструкцию по заправке АКБ. В автомагазинах продают уже готовые электролиты и дистиллированную воду. Воспользуйтесь таблицей для получения 1л электролита.

Требуемая плотность электролита, г/см 3 приведенная к температуре 25°С Исходное количество воды, л Требуемое количество кислоты в л плотностью 1,4г/см 3 при температуре 25°С
1,22 0,490 0,522
1,23 0,463 0,549
1,24 0,436 0,576
1,25 0,410 0,601
1,26 0,383 0,628
1,27 0,357 0,652
!,28 0,330 0,680
1,29 0,302 0,705

Узнать плотность электролита в АКБ можно ареометром. Как пользоваться указано в прилагаемой инструкции. В зависимости от температуры делается поправка. Если, например, +15°С, то поправка 0, затем на каждые 15 градусов вверх или вниз делается поправка на 0,01г/см3, например, при – 15°С поправку делают – 0,02г/см3.

Раствор электролита готовят из расчета объема, указанного в паспорте. В АКБ 50Ah, 75Ah, 90Ah, 190Ah объем электролита примерно составит 2,5л, 4л, 5л, 10л. Зависит от производителя.

В действительности, уход за обслуживаемыми АКБ, заключается в проверке плотности электролита и заряженности батареи. Надо хотя бы раз в год, в особенности при подготовке к зиме, проверять уровень и плотность электролита, а если АКБ со стажем, то и чаще.

Внимание! Во время работы с электролитом соблюдайте меры предосторожности: работайте в очках и перчатках в проветриваемом помещении. Добавляйте кислоту в воду, а не наоборот. При попадании раствора на кожу, обильно промойте участок проточной водой с добавлением пищевой соды. Используйте посуду стойкую к кислоте: стекло, керамика, эбонит, пластик.

Если обнаружили, что уровень электролита упал ниже контрольной отметки, проделайте следующее:

  1. Снимите аккумулятор и занесите в теплое проветриваемое помещение.
  2. Добавьте дистиллированную воду до отметки уровня: на 3-5 мм сверху пластин.
  3. Зарядным устройством зарядите аккумулятор.
  4. Если после этого плотность ниже нормы, например, 1,19 – 1,21г/см3, то добавьте электролит, который продается уже в готовом виде плотностью 1,34 – 1,40г/см3. Для этого откачайте грушей электролит из банки и влейте туда свежий.
    Внимание! Ни в коем случае не переворачивайте АКБ вверх дном, возможно замыкание пластин отслоившимися кусочками свинца со дна аккумуляторной банки .
  5. Проделайте эту операцию с другими банками, доведя плотность до нормальной. Для умеренного климата 1,25 – 1,27г/см3. Для суровых условий плотность 1,29г/см3.
  6. Опять зарядите аккумулятор 10% — током Ah аккумулятора, например, если это 60Ah, то ток зарядки сделайте 6А.

Следите за зарядкой, не допускайте разрядов, поддерживайте уровень электролита в банках АКБ. Не допускайте саморазряда аккумулятора, который возможен при неисправностях электропроводки, не плотных контактах, утечках заряда по грязному корпусу аккумулятора. Продлите жизнь АКБ выше гарантийного срока.

Много людей говорит, если аккумулятор начал сдавать, то готовься купить новый. Это справедливо, если батарее 5 и больше лет, а, если 1-2 года. Есть смысл поэкспериментировать и попробовать реанимировать батарею. На это есть субъективные причины: пластины еще не успели настолько осыпаться, чтобы было не возможно что-то сделать. Лучше всего попытаться вывести плотность зарядкой. Но, если вывести не получается.
И тут две стороны спорящих разделились, когда зашел разговор о замене электролита . Одни говорят, что после замены электролита АКБ либо сразу больше полугода не живет, либо вообще можно выкидывать, другие, что заменой электролита можно возобновить характеристики аккумулятора и использовать еще, как минимум год-два. Кто же прав?
Чтобы узнать нужно, проделать эту операцию и поэксплуатировать АКБ.
Замена электролита производится сразу во всех банках. Перед этим нужно старый электролит слить и промыть АКБ дистиллированной водой. Сливать нужно через низ, переворачивать АКБ нельзя. Для этого сверлом на 3-3,5 мм просверлить отверстия и слить аккуратно электролит в стеклянные бутылки.

Сливаемый объем электролита составляет приблизительно 2 л. (плюс потери на разливание). После того, как старый электролит отстоится видим, что осадка не так и много, как думали перед этим.

Дальше нужно запаять просверленные отверстия. Для этого нужно взять пластмассу от другого старого аккумулятора, а лучше всего пробку (если есть такая возможность) или паять другой кислотостойкой пластмассой, проверив перед этим на реакцию с электролитом.

Запаяв все отверстия идем в магазин и покупаем электролит (растворы 1,27-1,28 кг/см³). На самом деле в купленном электролите вы обнаружите жидкость немного с меньшей плотностью примерно 1,25 кг/см³. Это будет ясно, когда Вы померите его ареометром. Заливаем новый электролит плотности 1.27 кг/см³. Уровень контролируем по рискам на АКБ, по штырькам в банке или 15 мм от верха пластины (у каждой АКБ по-разному). В полностью пустой аккумулятор вмещается где-то 3 л электролита (масса бутылки 1,3 кг).

Нужно подождать, чтобы прошла реакция, плотность стабилизировалась и потом измеряем плотность (на это уходит от 2 до 5 часов). При измерении плотности нужно учитывать температуру и при необходимости поставить АКБ на зарядку с током зарядки 2А. После зарядки использовать батарею до полного выхода из строя.

P.S. Продолжение будет, когда станет ясно улучшились характеристики или наоборот ухудшились. Операция была проделана 21.11.09 г.

А вот и конец эксперимента! АКБ полностью сдохла перед новым годом 30.12.09 г., проработав таким образом чуть больше месяца. За месяц автомобиль эксплуатировался каждый день. Один раз ночевала машина возле дома, на утро в -12 градусов завелась без проблем. Итог напрашивается такой: реанимировать АКБ практически нельзя, а, если и можно, то не надолго!

Плотность электролита в аккумуляторе очень важный параметр у всех , и каждый автовладелец должен знать: какая плотность должна быть, как её проверить, а самое главное, как правильно поднять плотность аккумулятора (удельный вес кислоты) в каждой из банок со свинцовыми пластинами заполненных раствором H2SO4.

В статье о плотности электролита АКБ вы узнаете:

Проверка плотности – это один из пунктов процесса , включающий так же проверку уровня электролита и замер напряжения АКБ. В свинцовых аккумуляторах плотность измеряется в г/см3 . Она пропорциональна концентрации раствора , а обратно зависима, относительно температуры жидкости (чем выше температура, тем ниже плотность).

По плотности электролита можно определить состояние батареи. Так что если батарея не держит заряд , то следует проверить состояние её жидкости в каждой его банке.


Плотность электролита влияет на емкость аккумулятора, и срок его службы.

Проверяется денсиметром (ареометр) при температуре +25°С. В случае, если температура отличается от требуемой, в показания вносятся поправки, как показано в таблице.

Итак, немного разобрались, что это такое, и что нужно регулярно делать . А на какие цифры ориентироваться, сколько хорошо, а сколько плохо, какой должна быть плотность электролита аккумулятора?

Какая плотность должна быть в аккумуляторе

Выдерживать оптимальный показатель плотности электролита очень важно для аккумулятора и стоит знать, что необходимые значения зависят от климатической зоны. Поэтому плотность аккумулятора должна быть установлена исходя из совокупности требований и условий эксплуатации. К примеру, при умеренном климате плотность электролита должна находиться на уровне 1,25-1,27 г/см3 ±0,01 г/см3. В холодной зоне, с зимами до -30 градусов на 0,01 г/см3 больше, а в жаркой субтропической - на 0,01 г/см3 меньше . В тех регионах, где зима особо сурова (до -50 °С), дабы аккумулятор не замерз, приходится повышать плотность от 1,27 до 1,29 г/см3 .

Много автовладельцев задаются вопросом: «Какой должна быть плотность электролита в аккумуляторе зимой, а какой летом, или же нет разницы, и круглый год показатели нужно держать на одном уровне?» Поэтому, разберемся с вопросом более подробно, а поможет это сделать, таблица плотности электролита в аккумуляторе с разделением на климатические зоны.

Нюанс, который следует знать - чем меньше плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе, тем он дольше прослужит .

Также нужно помнить, что, как правило, аккумуляторная батарея, находясь на автомобиле, заряжена не более чем на 80-90 % её номинальной ёмкости, поэтому плотность электролита будет немного ниже, чем при полном заряде. Так что, требуемое значение, выбирается чуть-чуть повыше, от того, которое указано в таблице плотности, дабы при снижении температуры воздуха до максимального уровня, АКБ гарантированно оставался работоспособным и не замерз в зимний период. Но, касаясь летнего сезона, повышенная плотность может и грозить закипанием.

Высокая плотность электролита приводит к снижению срока службы аккумуляторной батареи. Низкая плотность электролита в аккумуляторе приводит к снижению напряжения, затрудненному пуску двигателя.

Таблица плотности составляется относительно среднемесячной температуры в январе-месяце, так что климатические зоны с холодным воздухом до -30 °C и умеренные с температурой не ниже -15 не требуют понижения или повышения концентрации кислоты. Круглый год (зимой и летом ) плотность электролита в аккумуляторе не стоит изменять , а лишь проверять и следить, чтобы она не отклонялась от номинального значения , а вот в очень холодных зонах, где столбик термометра часто на отметке ниже -30 градусов (в плоть до -50), корректировка допускается.

Плотность электролита в аккумуляторе зимой

Плотность электролита в аккумуляторе зимой должна составлять 1,27 (для регионов с зимней температурой ниже -35 не менее 1.28 г/см3). Если будет значение ниже, то это приводит к снижению электродвижущей силы и трудного запуска двигателя в морозы, вплоть до замерзания электролита.

Снижение плотности до 1,09 г/см3, приводит к замерзанию АКБ уже при температуре -7°С.

Когда в зимнее время плотность в аккумуляторной батареи понижена, то не стоит сразу бежать за корректирующим раствором дабы её поднять, гораздо лучше позаботится о другом – качественном заряде АКБ при помощи зарядного устройства.

Получасовые поездки от дому к работе и обратно не позволяют электролиту прогрется, и, следовательно, хорошо зарядится, ведь аккумулятор принимает заряд лишь после прогрева. Так что разряженность изо дня в день увеличивается, и в результате падает и плотность.

Проводить самостоятельные манипуляции с электролитом крайне нежелательно, допускается только корректировка уровня дистиллированной водой (у легковых – 1,5 см над пластинами, а грузовых до 3 см).

Для новой и исправной АКБ нормальный интервал изменения плотности электролита (полный разряд – полный заряд) составляет 0,15-0,16 г/см3.

Помните, что эксплуатация разряженного аккумулятора при минусовой температуре приводит к замерзанию электролита и разрушению свинцовых пластин!

По таблице зависимости температуры замерзания электролита от его плотности, можно узнать минусовой порог столбика термометра, при котором образовывается лед в вашем аккумуляторе.

Как видите, при заряженности на 100% аккумуляторная батарея замерзнет при -70 °С. При 40% заряде замерзает уже при -25 °С. 10% не только не дадут возможности запустить двигатель в морозный день, но и напрочь замерзнет в 10 градусный мороз.

Когда плотность электролита не известна, то степень разряженности батареи проверяют нагрузочной вилкой. Разность напряжения в элементах одной батареи не должна превышать 0,2В.

Если АКБ разрядилась более чем на 50% зимой и более чем на 25% летом, её необходимо подзарядить.

Плотность электролита в аккумуляторе летом

Летом аккумулятор страдает от обезвоживания , поэтому учитывая то, что повышенная плотность плохо влияет на свинцовые пластины, лучше если она будет на 0,02 г/см3 ниже требуемого значения (особенно касается южных регионов).

В летнее время температура под капотом, где зачастую находится аккумулятор, значительно повышена. Такие условия способствуют испарению воды из кислоты и активности протекания электрохимических процессов в АКБ, обеспечивая высокую токоотдачу даже при минимально допустимом значении плотности электролита (1,22 г/см3 для теплой влажной климатической зоны). Так что, когда уровень электролита постепенно падает , то повышается его плотность , что ускоряет процессы коррозионного разрушения электродов. Именно поэтому так важно контролировать уровень жидкости в аккумуляторной батарее и при его понижении добавить дистиллированной воды, а если этого не сделать, то грозит перезаряд и сульфация.

Стабильно завышенная плотность электролита приводит к снижению срока службы АКБ.

Если водителя или другим причинам, следует попробовать вернуть ему его рабочее состояние при помощи зарядного устройства. Но перед тем как заряжать АКБ, смотрят на уровень и по надобности доливают дистиллированную воду, которая могла испариться в процессе работы.

Через некоторое время плотность электролита в аккумуляторе, из-за постоянного разбавления его дистиллятом, снижается, и опускается ниже требуемого значения. Тогда эксплуатация батареи становится невозможной, так что возникает необходимость повысить плотность электролита в аккумуляторе. Но для того, чтобы узнать насколько повышать, нужно знать как проверять эту самую плотность.

Как проверить плотность аккумулятора

Дабы обеспечить правильную работу аккумуляторной батареи, плотность электролита следует проверять каждые 15-20 тыс. км пробега. Измерение плотности в аккумуляторе осуществляется при помощи такого прибора как денсиметр. Устройство этого прибора состоит из стеклянной трубки, внутри которой ареометр, а на концах - резиновый наконечник с одной стороны и груша с другой. Чтобы произвести проверку, нужно будет: открыть пробку банки аккумулятора, погрузить его в раствор, и грушей втянуть небольшое количество электролита. Плавающий ареометр со шкалой покажет всю необходимую информацию. Более детально как правильно проверить плотность аккумулятора рассмотрим чуть ниже, поскольку есть еще такой вид АКБ, как необслуживаемые, и в них процедура несколько отличается - вам не понадобится абсолютно никаких приборов.

Разреженность батареи определяется по плотности электролита – чем меньше плотность, тем более разряжена батарея.

Индикатор плотности на необслуживаемой АКБ

Плотность необслуживаемого аккумулятора отображается цветовым индикатором в специальном окошке. Зеленый индикатор свидетельствует, что все в норме (степень заряженности в пределах 65 - 100%), если плотность упала и требуется подзарядка , то индикатор будет черный . Когда в окошке отображается белая или красная лампочка , то нужен срочный долив дистиллированной воды . Но, впрочем, точная информация о значении того или иного цвета в окошке, находится на наклейке аккумуляторной батареи.

Проверка плотности электролита, с целью выяснения необходимости её корректировки, производится только у полностью заряженной батареи.

Итак, чтобы можно было правильно проверить плотность электролита в аккумуляторной батарее, первым делом проверяем уровень и при необходимости его корректируем. Затем заряжаем аккум и только тогда приступаем к проверке, но не сразу, а после пары часов покоя, поскольку сразу после зарядки или долива воды будут недостоверные данные.

Следует помнить, что плотность напрямую зависит от температуры воздуха, поэтому сверяйтесь с таблицей поправок, рассматриваемой выше. Сделав забор жидкости из банки аккумулятора, держите прибор на уровне глаз – ареометр должен находиться в состоянии покоя, плавать в жидкости, не касаясь стенок. Замер производится в каждом отсеке, а все показатели записываются.

Таблица определения заряженности аккумулятора по плотности электролита.

Температура

Разряженный

Плотность электролита должна быть одинаковой во всех элементах.

Сильно пониженная плотность в какой-то из ячеек говорит о присутствии в ней дефектов (в частности, короткого замыкания между пластинами). А вот если она низкая во всех ячейках, то это свидетельствует о глубоком разряде, сульфации или же просто устаревании. Проверка плотности в сочетании с замером напряжения под нагрузкой и без, позволит установить точную причину неисправности.

Если же она у вас сильно высокая, то радоваться что АКБ в порядке тоже не стоит, возможно, он кипел, веди при электролизе, когда электролит закипает, плотность аккумулятора становится выше.

Когда вам нужно проверить плотность электролита с целью определения степени заряженности аккумулятора, то можно сделать это не вынимая батарею из под капота автомобиля; понадобится сам прибор, мультиметр (для замера напряжения) и таблица соотношения данных измерений.

** разница по ячейках, не должна быть выше 0,02–0,03 г/cм3.

*** значение напряжения актуально для аккумуляторов, находившихся в состоянии покоя не менее 8 часов.

Если возникает необходимость, делается корректировка плотности. Нужно будет отобрать определенный объем электролита с АКБ и добавить корректирующий (1,4 г/cм3) или же дистиллированной воды с последующей 30 минутной зарядкой номинальным током и выдержкой в течение нескольких часов для выравнивания плотности во всех отсеках. Поэтому как правильно поднимать плотность в аккумуляторе поговорим далее.

Не забывайте, что требуется предельная осторожность в обращении с электролитом, так как он содержит в себе серную кислоту.

Как поднять плотность в аккумуляторе

Поднимать плотность приходится тогда, когда приходилось неоднократно корректировать уровень дистиллятом или же её не хватает для зимней эксплуатации АКБ, а еще после неоднократной длительной перезарядке. Симптомом необходимости такой процедуры будет сокращение интервала заряд/разряд. Кроме того, что правильно и полностью зарядить аккумулятор, существует пара способов поднять плотность:

  • добавить более концентрированный электролит (так называемый корректирующий);
  • добавить кислоты.

Как правильно проверять и повышать плотность в аккумуляторе.

Для повышения и корректировки плотности электролита в аккумуляторе вам будут нужны:

1) ареометр;

2) мерный стакан;

3) емкость для разведения нового электролита;

4) клизма-груша;

5) корректирующий электролит либо кислота;

6) дистиллированная вода.

Суть процедуры заключается в следующем:
  1. С банки аккумулятора отбирается небольшой объем электролита.
  2. Вместо такого же количества добавляем корректирующий электролит, если нужно поднять плотность, или дистиллированной воды (с плотностью 1,00 г/см3), если наоборот требуется её понижение;
  3. Далее АКБ нужно поставить на подзарядку, чтобы в течении получаса заряжать номинальным током - это позволит жидкости смешаться;
  4. Отключив батарею от устройства, нужно будет подождать еще не менее часа/двух, дабы плотность во всех банках выровнялась, снизилась температура и вышли все пузырьки газов, дабы исключить погрешность при контрольном измерении;
  5. Повторно проверить плотность электролита и при необходимости повторить процедуру отбора и долива требуемой жидкости (еще повысить или понизить), уменьшив шаг разбавления, а потом снова измерить её.

Разница плотности электролита между банками не должна превышать 0,01 г/см3. Если такого результата не удалось добиться, нужно сделать дополнительную, выравнивающую зарядку (ток в 2-3 раза меньше номинального).

Чтобы понять, как поднимать плотность в аккумуляторе, или может наоборот - нужно понижение в конкретно измеряемом отсеке аккумуляторной батарее, желательно знать, какой в ней номинальный объем в кубических сантиметрах. К примеру, объем электролита в одной банке автомобильного аккумулятора на 55 Ah, 6СТ-55 - 633 см3, а 6СТ-45 - 500 см3. Пропорция состава электролита приблизительно такая: серная кислота (40%); дистиллированная вода (60%). Достичь требуемой плотности электролита в аккумуляторе поможет нижеприведенная таблица:

формула расчета плотности электролита

Обратите внимание, что данная таблица предусматривает использование корректирующего электролита плотностью только 1,40 г/см3, а если жидкость будет другой плотности, то нужно пользоваться дополнительной формулой.

Тем, кому такие расчеты покажутся сильно сложными, можно проделать все несколько проще, применив метод золотого сечения:

Откачиваем большую часть жидкости из банки АКБ и выливаем в мерный стакан, чтобы узнать объем, затем долить половину того количества электролитом, покачиваем для перемешивания. Если вы еще далеки от требуемого значения, то долейте еще, четвертую часть от выкачанного ранее объема электролитом. Так следует доливать, каждый раз уменьшая количество вдвое, до тех пор, пока не будет достигнута цель.

Настоятельно рекомендуем соблюдать все меры предосторожности. Кислотная среда вредна не только при попадании на кожу, но и в дыхательные пути. Процедуру с электролитом следует проводить исключительно в хорошо проветриваемых помещениях с предельной осторожностью.

Как поднять плотность в аккумуляторе, если она упала ниже 1.18

Когда плотность электролита менее 1,18 г/см3, одним электролитом нам не обойтись, придется добавлять кислоту (1,8 г/см3). Процесс производим по такой же схеме, как и в случае с добавлением электролита, только шаг разбавления берем небольшой, поскольку очень высокая плотность и можно проскочить нужную отметку уже с первого разбавления.

При приготовлении всех растворов вливайте кислоту в воду, а не наоборот.

Если электролит приобрел коричневый (бурый) цвет, то морозы ему уже не пережить, поскольку это сигнал на постепенный выход из строя АКБ. Темный оттенок, переходящий в черный цвет, обычно говорит о том, что с пластин осыпалась активная масса, участвующая в электрохимической реакции, и попала в раствор. Поэтому площадь поверхности пластин уменьшилась - восстановление первоначальной плотности электролита в процессе заряда невозможно. Аккумулятор стоит просто поменять.

Средний срок службы современных АКБ, при условии соблюдения правил эксплуатации (не допускать глубокие разряды и перезаряды, в том числе по вине регулятора напряжения), составляет 4-5 лет. Так что производить манипуляции, такие как: сверление корпуса, переворачивание для слива всей жидкости и полной её замены, не имеют смысла - это полная «дичь» - если посыпались пластины, то ничего уже не сделаешь. Следите за зарядом, проверяйте вовремя плотность, правильно обслуживайте аккумуляторную батарею автомобиля и максимальный строк его работы вам будет обеспечен.

Отечественные