Требуется ли заряжать новый аккумулятор после покупки? Нужно ли заряжать новый аккумулятор для автомобиля Когда заряжается автомобильный аккумулятор.

Рано или поздно, каждому автолюбителю приходится сталкиваться с множеством вопросов касаемо процесса зарядки автомобильного аккумулятора, так как неправильная зарядка может значительно сократить его срок службы.
В данной статье, я поделюсь своими знаниями и практическим опытом о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля.

  1. Нужно ли заряжать аккумулятор?

Перед тем как приступить к процессу зарядки следует понять, а вообще нужно ли заряжать аккумулятор?

Если автомобиль не завелся, то на это может быть множество причин, одна из них – севший аккумулятор. Чтобы это понять необходимо взять вольтметр или мультиметр и проверить напряжение аккумуляторной батареи.

1.1 Как померить напряжение на аккумуляторе мультиметром.

Во-первых , нужно учесть, что мерить напряжение мультиметром на аккумуляторе надо на холодном, не прогретом и не заведенном авто или уже снятой АКБ с автомобиля, иначе это будут уже другие показания!

Берем мультиметр и подключаем красный измерительный щуп к входному терминалу VΩmA, а черный — к терминалу COM. На мультиметре крутим повортный переключатель в большинстве случаев влево и выбираем режим DCV (direct current voltage), то есть постоянное напряжение и останавливаем регулятор в районе цифры 20, которая указывает на порядок измеряемого напряжения.

Далее измерительными щупами касаемся к выводам тестируемой автомобильной аккумуляторной батареи, красный измерительный щуп — к положительному выводу, обозначенный заком «+», а черный к «-«. Снимаем показания с дисплея прибора. Если при подключении Вы вдруг перепутали полярность, то показания на дисплее мультиметра будут с отрицательным знаком «-«.

А далее хорошо бы открыть инструкцию (которая должна быть выдана при покупке аккумулятора), в которой указано, при падении напряжения до какой величины следует производить зарядку АКБ. Если инструкция не сохранилась, то ориентируйтесь по таблицам ниже. Учитывайте температуру окружающей среды. На морозах напряжение и плотность электролита должны быть выше.

Степень заряженности АКБ в зависимости от температуры окружающей среды.

Таблица степень заряженности аккумулятора при нормальной температуре 20-25 С в зависимости от плотности электролита и напряжения.

Конечно, вольтметром многое не измеришь, нужна нагрузочная вилка, которая дает более полное представление, но стоит такая вилка дорого. Она дает нагрузку на АКБ и показывает во-первых напряжение АКБ под нагрузкой, а во-вторых, способен ли АКБ восстановить свое напряжение после нагрузки. Обычно при покупке нового автомобильного аккумулятора продавцы при вас тестируют АКБ именно нагрузочной вилкой, показывая, что он новый, а не «убитый» – т.е. способен восстановить свое напряжение до значения 12,4-12,7 В.

Второе , что нужно сделать перед зарядкой, если АКБ обслуживаемый, узнать плотность электролита.

Для проверки плотности электролита в домашних условиях используем — ареометр. Их много разных видов, мне больше нравится такой, как на фото ниже, так как с него очень удобно и быстро считывать показания и не надо каждый раз считать деления, иногда даже с помощью лупы.

ареометр для измерения плотности электролита в аккумуляторе

Сжимаем грушу ареометра и опускаем его в таком виде в одну из банок АКБ, разжимаем грушу и в ареометр засасывается электролит. Далее вытаскиваем ареометр, держа его над открытым отверстием, и смотрим на показания. В моем случае каждый всплывший поплавок означает определенную плотность. Таким образом, измеряем плотность электролита в каждой банке. После измерения показания, держа ареометр над отверстием банки, снова сжимаем грушу и аккуратно выливаем электролит обратно в ту же банку, откуда брали.

Значение плотности электролита для России (умеренного климата) 1,28 ± 0,01 г/см 3 .

Плотность электролита в аккумуляторе зимой должна быть 1.29 – 1.30 г/см 3 .

Плотность электролита в аккумуляторе летом должна быть 1.28 г/см 3 .

Для тропического климата плотность электролита 1,23 г/см 3 .

Таблица плотности электролита в аккумуляторе зимой и летом:

Плотность электролита в аккумуляторе

Теперь делаем вывод на основе имеющихся данных, насколько заряжен аккумулятор и вообще, заряжать ли аккумулятор. Если напряжение ниже 12,4 В и плотность электролита ниже 1,27 г/см 3 — тогда пришло время зарядить аккумулятор.

При правильной зарядке аккумулятора автомобиля в домашних условиях – главное обеспечить достаточную вентиляцию в помещении.

Для начала – снимаем АКБ с машины, несем в теплое помещение и даем прогреться, чтобы температура электролита поднялась выше +15 С. На это может уйти 6-8 часов при обычной комнатной температуре. Холодный АКБ – не заряжаем, этим только навредим.

Необходимо взять тряпку (которую не жалко потом сразу выкинуть) или туалетную бумагу и хорошенько протереть АКБ от пыли и грязи, которая создает статическое напряжение и ухудшает работу АКБ. Протирать лучше в резиновых перчатках.

После такого простоя в тепле, скорее всего, повысится НРЦ — напряжение разомкнутой цепи и может возрасти плотность электролита. Можно измерить эти показатели снова, но скорее всего они вырастут ни настолько, чтобы передумать заряжать АКБ. (Лично у меня после прогрева в комнате около 12 часов НРЦ выросло аж до 12,63 Вольт, а вот плотность электролита — не изменилась и была меньше 1,19 г/см 3 . В этом случае, главным показателем разряженной АКБ является очень низкая плотность электролита)

Учитывая, что аккумуляторы бывают как обслуживаемые, так и необслуживаемые их процесс зарядки несколько отличается. Поэтому рассмотрим их по очереди.

  1. Как заряжать необслуживаемый аккумулятор

Часто задают вопрос: заряжают ли необслуживаемые аккумуляторы? Да! Необслуживаемые аккумуляторы заряжать можно, главное делать это правильно. Здесь важно учесть их особенность – в них нельзя долить дистиллированной воды, а значит при их зарядке, важен не столько ток заряда, сколько максимальное напряжение, которое возникнет в процессе их зарядки.

Сначала возьмите мощный фонарик или лампу и постарайтесь просветить АКБ, держа его в горизонтальном положении, чтобы увидеть оставшееся количество электролита в каждой из банок. Если электролита достаточно и его уровень выше уровня пластин, то зарядка может помочь продлить срок службы необслуживаемого аккумулятора.

Итак, если у Вас самое простое зарядное устройство, в котором можно выставить только силу тока, с которой будет осуществляться заряд, то выставите значение тока 1/20 от емкости Вашей АКБ. Если емкость АКБ 60Ач, то сила тока составит 3А. А далее через небольшие промежутки времени, через каждые 15 минут следует подходить к АКБ и мерить напряжение на клеммах, которое не должно превышать 14,4-14,7 В. Я обычно при достижении напряжения в 14,6 Вольт плавно уменьшал силу тока. Таких подходов было много, до тех пор, пока я не уменьшал силу тока практически до 0 А.

2.1 Сколько заряжать аккумулятор

Сколько заряжать аккумулятор зависит от степени его разряженности и емкости АКБ, и может составлять 8-30 часов при зарядке током 1/20 от емкости АКБ. В случае необслуживаемого аккумулятора, специально заряжаем столь низким током, чтобы не вызвать процесс «кипения». Ибо воды мы долить не сможем, а она в таком аккумуляторе – дефицит 🙂

В данном случае, когда ток заряда уменьшен до 0,5А и менее, то можно считать необслуживаемый АКБ заряженным.

Если Вы делаете перерыв в процессе зарядки, то желательно делать его долгим – например, сутки, тогда происходит лучшее «уплотнение» заряда. Например, 8-10 часов заряда, сутки перерыв, еще 8-10 часов заряда. После последнего цикла заряда дайте АКБ просто постоять в тепле несколько часов (от 2 до 8) для распределения плотности электролита в банках. Далее нужно проверить напряжение. Оно должно быть минимум 12,7 В, а скорее всего будет больше.

Так же в процессе зарядки я иногда ладонью прикасался к боковым стенкам АКБ, пытаясь по ощущениям определить температуру корпуса и соответственно электролита, чтобы она не поднималась выше 40-45 С, иначе надо либо уменьшить ток, либо на время прекратить зарядку.

Я именно так заряжал необслуживаемые аккумуляторы varta и bosh.

Почему с таким напряжением?

Обычный генератор в автомобиле в исправном режиме выдает до 14,4 В и этот режим для необслуживаемого аккумулятора считается в пределах нормы. Можно конечно прибавить еще совсем немного 0,1 – 0,3 В, но о большем не стоит и думать, иначе пойдет сильная химическая реакция и начнется обильное выделение газов с выкипанием электролита. А нам это совсем не нужно, да и небезопасно это!

Лично у меня необслуживаемого аккумулятора хватало на несколько зарядок (3-4), после чего в крайней банке, которая ближе к двигателю и которая видимо больше грелась, выкипал со временем электролит. И… либо его в утиль, либо самодельные доработки – просверливания дырки, заливки туда дистилята, а потом зарядки с последующей закупоркой этой дырки. Кто-то этим занимается, но я решил, что проще приобрести обслуживаемый АКБ. Главное – правильно его выбрать и особое внимание обратить на дату производства и маркировку, в которой должна быть буква L – что значит с малым расходом воды (например 6СТ-55L), либо VL – с очень малым расходом воды (например 6СТ-55VL).

Ибо если выбрать обслуживаемый АКБ с нормальным расходом воды (буква N в маркировке), то придется часто подливать дистиллированную воду, а значит и чаще заряжать, в общем больше возни.

Подробнее о типах АКБ и о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля Вы узнаете из Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия.

Если же у Вас есть умное зарядное устройство, например Вымпел-55, тогда просто устанавливаете верхний диапазон напряжения не больше 14,7В. Устанавливаете ток 1/20 от емкости АКБ (зарядка дольше, но качественнее и безопаснее), либо 1/10 от емкости АКБ, при условии, что не было глубокого разряда АКБ (напряжение не опускалось ниже 11,6 В). После того, как процесс зарядки АКБ будет окончен (о чем сообщит умное зарядное устройство), дайте аккумулятору постоять в тепле от 2 до 8 часов, как было описано выше.

  1. Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля обслуживаемого типа.

Перед манипуляциями желательно надеть резиновые перчатки.


Выставляем ток 1/10 емкости АКБ, если не было глубокого разряда батареи, или 1/20 емкости АКБ (по времени зарядка будет дольше). Например, емкость АКБ 60 Ач, 1/10 =6 Ампер, 1/20 =3 Ампер.

Согласно инструкции к своей АКБ или если ее нет, то согласно определяем какое установить максимальное напряжение для зарядки АКБ:

Если аккумулятор гибридный (например Pb/Ca) и с малым расходом воды, тогда ставим напряжение (15,2 ± 0,1) Вольт

Если в маркировке аккумулятора есть Буква N (нормальный расход воды) – ставим напряжение (14,8 ± 0,1) Вольт

Если в маркировке аккумулятора есть Буквы VL (очень малый расход воды) – выставляем напряжение (16 ± 0,1) Вольт

Если таких букв в маркировке нет и не известно, какого типа АКБ, то ставим (14,4 ± 0,1) Вольт

Подсоединяем зарядное устройство к АКБ согласно инструкции к конкретно Вашему зарядному устройству: «+ красная клемма» к «+», а «- черная клемма» к «-».

  1. Если зарядное устройство самое простое с регулировкой только подаваемого тока, тогда через каждые 15 минут надо будет подходить к АКБ с вольтметром или мультиметром и проверять, чтобы напряжение на клеммах не было выше нормы в процессе зарядки, а при достижении критического напряжения слегка уменьшать силу тока, что бы напряжение, показываемое вольтметром оказалось снова в пределах нормы для Вашего типа АКБ (см. пункт 4).
  2. Ждем окончания зарядки. Зарядка АКБ ведется до тех пор, пока не начнется обильное газовыделение («кипение») во всех банках, а напряжение и плотность электролита не останутся постоянными в течение 2-х часов.

При окончании процесса зарядки умное зарядное устройство оповестит соответствующим образом: надписью, звуком, индикатором; а в простом зарядном устройстве показание тока заряда снизится и станет меньше 0,5 — 0,1 А.

  1. В процессе зарядки аккумулятора автомобиля уровень электролита может увеличиться, уменьшиться или остаться прежним. Поэтому именно в конце зарядки, при необходимости, корректируем уровень электролита, доливая только дистиллированную воду. Некоторые аккумуляторы имеют внутри банок своеобразные отметки, указывающие на нормальный уровень электролита. Если таких отметок нет, то можно взять, например, пластиковую трубочку от сока и срезать острый кончик.

    пластиковая трубочка от сока


    Этой трубочкой измерить уровень электролита над пластинами: опустить в отверстие банки, затем указательным пальцем закрыть верхнюю дырку в трубочке и поднять трубочку.

    измеряем уровень электролита

    Прикладываем линейку к трубочке и смотрим. Уровень электролита над верхней кромкой пластины должен быть 15-20 мм.

    определяем высоту электролита над уровнем пластин в АКБ


    После замера высоты, электролит из трубочки выливаем в ту же банку АКБ, откуда и брали, просто убирая палец с верхнего отверстия трубочки. Если уровень электролита ниже – тогда доливаем ТОЛЬКО дистиллированную воду.


    После чего снова проверяем уровень высоты электролита над пластиной. Аналогичным образом поступаем со всеми банками в АКБ. Личный опыт показывает, что самый низккий уровень высоты электролита в самых крайних банках АКБ.

  2. Далее проверяем плотность электролита.

    Если плотность электролита после добавления дистиллированной воды упала, тогда продолжаем процесс зарядки АКБ до восстановления значения плотности, как описано в пункте 6. Проверяем снова плотность электролита.

  3. Выключаем зарядное устройство, отсоединяем клеммы от аккумулятора.
  4. Для выравнивания плотности электролита после зарядки выдерживаем АКБ 2-3 часа. Затем измеряем показатели НРЦ (напряжение заряженного аккумулятора должно быть более 12,6 В по ГОСТу) и плотность электролита (должна быть не менее 1,28 г/см 3 , см. таблицы выше). Плотность электролита после зарядки должна быть одинакова во всех банках АКБ с допустимой погрешностью 0,01 г/см 3 .
  5. Если нужные нам показания в норме, закручиваем все крышки банок.
  6. Теперь можно устанавливать заряженный АКБ обратно в автомобиль.

Автолюбители, рекомендуют минимум 2 раза в год осенью (перед наступлением морозов) и весной (после морозной зимы) проверять состояние АКБ (напряжение и при возможности плотность электролита), что значительно продлит его срок службы, тем самым избежав его работы в не дозаряженном режиме, а так же глубокого разряда аккумулятора.

Теперь, вы знаете как правильно заряжать аккумулятор автомобиля. Остались вопросы или есть рац предложения — пишите в комментариях к данной статье.

Прежде чем перейти к основной теме статьи, стоит упомянуть, что полезным будет прочитать несколько статей, размещенных на нашем сайте, по данной тематике. А точнее, кому будет интересно, могут перейти по ссылкам на статьи: , и .

Как подготовить автомобильный аккумулятор к зарядке

Думаю, никого не удивит, что перед зарядкой, необходимо провести некоторые процедуры, по подготовке и проверке аккумуляторной батареи к процессу заряда. Данные процедуры, позволят продлить жизнь батареи и улучшат его работу. А также, обезопасят от окончательной порчи при неправильном заряде. Поэтому, желательно уделить несколько минут для подготовки к процессу заряда.

Каждый аккумулятор, разрядившийся в процессе эксплуатации или в процессе хранения, необходимо очистить от накопившейся пыли и грязи, а также очистить клеммные контакты от окисления. Токовыводящие элементы, проще всего очистить применяют наждачную бумагу, что позволит быстро вернуть пропускную способность к номинальному значению.

После полной очистки, и в случае обслуживаемого аккумулятора, стоит провести проверку состояния электролита внутри банок аккумулятора. Стоит отметить, что электролит должен покрывать свинцовые пластины полностью и иметь чистый и прозрачный вид. Если уровень электролита ниже верхней точки пластин, то можно долить дистиллированной воды до необходимого уровня. Если электролит оказался очень грязным, то желательно его заменить на новый, но соблюдая все меры безопасности. Ведь электролит в автомобильных аккумуляторах - это раствор серной кислоты, являющаяся очень токсичным веществом, способным вызвать химические ожоги на поверхности кожи, и особенно на слизистых оболочках.

Также, перед подключением аккумулятора к зарядному устройству, желательно выкрутить пробки (если имеются). Это спасет батарею от возможного разрыва из-за скопления газов, выделяющихся в процессе заряда.

После подготовительных работ, можно подключать зарядное устройство. Но стоит внимательно отнестись к полярностям и подключать провода, строго в соответствии токовыводящим контактам. То есть, провод от зарядного устройства с положительным контактом, необходимо подключать только к положительной клемме аккумулятора. Иначе, Вы полностью повредите батарею, и она не будет подлежать восстановлению.

Только после подключения зарядного устройства к батарее, устройство включается в электрическую сеть. После полной зарядки, батарея отключается от зарядного устройства в обратном порядке. И устанавливается в автомобиль с соблюдением полярностей клемм, иначе, можно испортить электронику автомобиля.

Стоит отметить, что на данный момент существует два вида зарядки автомобильных аккумуляторов. Вся разница заключается в том, что батарея заряжается постоянным напряжением, или постоянной силой тока. Но второй вариант более распространен и чаще всего встречается в современных зарядных устройствах, а мы разберем подробнее два способа.

Как заряжать автомобильный аккумулятор постоянной силой тока

Естественно, если использовать современные зарядные устройства, то знать все нюансы и этапы зарядки аккумулятора не обязательно. Но все равно, это интересная тема для саморазвития, и может пригодиться в непредвиденной ситуации, когда придется заряжать свой аккумулятор самодельным ЗУ, доставшимся от дедушки.

Для батареи, получившей глубокий разряд, применяется двухступенчатый этап зарядки. По данному способу, изначально выставляется сила тока на уровне 10% от номинала аккумуляторной батареи. К примеру: если аккумулятор имеет емкость 80 ампер-часов, то силу тока необходимо выставить на уровне 8 Ah. И зарядка продолжается до достижения напряжения на токовыводящих клеммах аккумулятора значения в 14,4 вольта. Затем, сила тока понижается в два или три раза, и зарядка батареи продолжается до появления обильного газовыделения из всех банок. Это будет означать, что автомобильный аккумулятор получил максимальный заряд, и дальше заряжаться не будет.

В том случае, если вам понадобилось подзарядить аккумулятор, а не «поднимать» его из глубокого разряда, то процесс зарядки производится одним этапом на уровне силы тока в 10% от номинала. Полный заряд можно определить таким-же способом, как и в первом случае.

Будьте осторожны, и во избежания выхода из строя аккумулятора, необходимо следить за температурным режимом, и не допускать перегрева выше 45 градусов по Цельсию. Если температура поднимается до такого уровня, то стоит снизить силу тока и дать остыть батарее.

А теперь ответ на вопрос по времени заряда - аккумуляторная батарея, находящаяся в глубоком разряде, может заряжаться от 12 часов до пары дней, в зависимости от состояния, емкости, мощности зарядного устройства, температуры окружающей среды и многого другого.

Зарядка автомобильного аккумулятора постоянным напряжением

Данный способ более распространен среди новичков, так как в данном варианте отсутствует необходимость контролировать АКБ и процесс зарядки, а сама зарядка может продлиться около пяти часов. При этом, отсутствует опасность повредить аккумулятор.

Сам принцип заряда заключается в том, что зарядное устройство подает на батарею постоянное напряжение постоянного тока, и удерживает его на уровне 13,8-14,4 вольт. При этом, сила тока регулируется автоматически, в зависимости от уровня заряда, температуры электролита и других условий.

Стоит отметить, что такой способ исключает возможность обильного газовыделения, но не способен зарядить батарею на 100%, из-за своего принципа действия. Ведь, для полной зарядки, требуется повысить напряжение до уровня 16-16,5 вольт. Поэтому, после зарядки автомобильного аккумулятора способом постоянного напряжения, он имеет заряд на уровне 98%.

Что касается времени затрачиваемого на зарядку аккумулятора, то здесь все выглядит отлично. За первый час процедуры, идет наибольшее потребление тока, а заряд батареи может достигнуть 50-60%. За второй час, заряд поднимается еще на 15-20%, за третий час процедуры, уровень заряда поднимется всего на 6-8%, а за последующие пару часов, аккумулятор достигнет максимального заряда.

К стати, именно такой способ зарядки используется в автомобиле. При работающем двигателе, генератор вырабатывает постоянное напряжение около 14,4 вольт, которым и заряжается батарея.

Вывод

Если вы опытный автовладелец, и просто человек имеющий свободное время, или возможность контролировать процесс заряда аккумулятора, то можете воспользоваться первым методом, который даст большую результативность в итоге.

Основой запуска двигателя любого автомобиля является аккумулятор (АКБ). Если карбюраторным ДВС требовалось немного энергии для запуска, то для современных инжекторных машин требуется постоянно мощный, заряженный аккумулятор. Это связано с активацией электробензонасоса, бортового компьютера и т.д.

Способы зарядки АКБ

Существует несколько способов, методов зарядки аккумуляторной батареи. Герметичные по другому, там есть свои правила. Сделать это правильно можно 3 способами:

  1. Заряжать постоянной силой тока. Это быстрый способ, используется для уравнительной и форсированной зарядки АКБ.
  2. Заряжать постоянным напряжением, 2 вида такого способа: 1) незначительно изменяющееся напряжение (вначале напряжение подается меньше); 2) при постоянном напряжении.
  3. Заряжать и током, и напряжением (комбинированный). Применяется в 2 этапа: 1) Сначала подается постоянная сила тока величиной 1/10 от номинальной емкости АКБ. Когда аккумулятор достигнет напряжения в пределах от 14,4 до 14,8 Вольт, происходит включение постоянного напряжения. 2) На второй стадии напряжение подается постоянное, а сила тока уменьшается из-за увеличения внутреннего сопротивления батареи.

Третий способ самый лучший. Заряжая этим методом, то есть не на скорость, не происходит газообразование и гидролиза из-за подачи повышенного напряжения.

Рассмотрим более подробно первый способ зарядки

При использовании первого способа зарядки, когда используется постоянная сила тока, напряжение подается не выше 16,2 Вольта.

Например, если в АКБ емкость 50 А-ч (Ампер*часов_, то, если заряжать первым способом 20 часов, получится, что подавался постоянный ток 2,5 Ампер (50 А*ч / 20 ч = 2,5 А). Чтобы также хорошо зарядилось, но за 10 часов, то нужно обеспечить подачу тока размером 5 Ампер (50/10).

Плюс 1 метода — аккумулятор стает полностью заряженным. Минус 1 метода — выделяются газы из жидкости при нагревании.

Если решили использовать способ постоянной силы тока, то, рекомендуется сначала подавать ток 1/10 от емкости батареи. Затем, когда напряжение одной банки станет 2,4 Вольта, уменьшить ток в 2 раза.

Для гелевых аккумуляторов для авто лучше приобрести хорошее зарядное устройство, которое обеспечивает и стабильную постоянную подачу электричества, без перебоев.

Рассмотрим более подробно второй способ зарядки

Методом подачи постоянного напряжения, автомобильный аккумулятор можно зарядить до 90 %. Сила тока при зарядке будет меняться из-за появляющегося сопротивления.

Плюсы второго метода:
  • быстро;
  • сначала энергия тратится на восстановление пластин, затем идет зарядка.

Минус второго метода — происходит сильный нагрев электролита. Уравнивающая зарядка используется для устранения результата глубоких разрядов. Хорошо устраняется увеличивающуюся сульфатацию электродов.

Форсированный метод

Форсированный способ используется для быстрого реанимирования аккумулятора. Не допускать увеличение силы тока до 70 % больше получаса от значения номинальной емкости. Далее, в течение 45 минут надо снизить ток, чтобы был в два раза меньше значения номинальной емкости. Дальше следует заряжать током равным 30 % от номинальной емкости в течении 1,5 часа. При таком способе зарядке надо контролировать температуру электролиту. При превышении температуры электролита свыше 45 градусов, зарядку надо остановить.

Минус форсированного способа в том, что он сокращает срок эксплуатации автомобильного аккумулятора.

Как правильно зарядить аккумулятор

Если стартер стал плохо крутить или вообще не крутит, то это может быть севший аккумулятор, а могут быть и другие причины.
Проверяем состояние АКБ. Для измерения плотности надо заглушить двигатель. Хороший АКБ с полной зарядкой имеет плотность жидкости от 1,27 до 1,29 г/см3. После этого измеряем напряжение вольтметром или мультиметром в режиме «напряжение», хорошо заряженный аккумулятор имеет напряжение на клеммах от 12,3 до 12,9 Вольт.

Наполовину севший автомобильный аккумулятор будет иметь 1,16 — 1,18 г/см3, а напряжение будет иметь 11,8 — 12 V.

На 1/3 севший АКБ, как правило, имеет плотность жидкости (серная кислота+дистиллированная вода) в пределах 1,23 — 1,25 г/см3, а напряжение будет 12,0 — 12,1 Вольт.

Если аккумулятор полностью разрядился, то плотность его жидкости будет в диапазоне 1,11 — 1,13 г/см3, а напряжение будет ниже 11 Вольт.

Теперь, после того, как определили состояние АКБ, следует его подготовить, выбрать нужный режим и поставить на зарядку.

Последовательность зарядки аккумулятора в домашних условиях:

  1. Заглушить ДВС, отсоединить клеммы и .
  2. Почистить крышку от пыли и следов электролита. Можно просто, сначала влажной тряпкой, потом насухо. Можно и раствором натриевой соды, разбавленной в стакане воды. Сода нейтрализует электролит.
  3. Очистить свинцовые клеммы от окислов, налета. Хорошо подойдет наждачка с крупными абразивными веществами.
  4. Далее, когда крышка чистая, надо отвернуть пробки емкости батареи.
  5. Теперь надо определить уровень жидкости в отсеках. Некоторые АКБ на корпусе имеют отметки уровня электролита. Если ниже отметки min (минимальный уровень), то долить, чтобы немного выше этого уровня. Если отметок на корпусе нет, то сделать так, чтобы жидкость чуть покрывала свинцовые пластины.
  6. Далее надо подсоединить клеммы проводов зарядного устройства к клемма аккумулятора. Соблюдаем при этом полярность, красная клемма к плюс, черная к минусу.
  7. Включаем зарядное устройство АКБ. Если есть автоматический режим, то ставим на него, если нет, то задаем сами нужные параметры.

Как в дороге зарядить аккумулятор

Если автомобиль заглох в дороге, а стартер еле крутит и не может завести мотор, либо вообще не крутит, то придется воспользоваться одним из способов заводки ДВС в дороге — это «прикурить». Но, для этого потребуется остановить мимо проезжающую машину. Может повезет, и сосед по дороге остановится. Но, не все готовы прикуривать автомобиль, так как опасаются, что повредится электроника. Чтобы не рисковать, они снимают свой аккумулятор и ставят на ваше авто, заводят, а потом снимают. Когда завели двигатель, его уже нельзя глушить пока не доедете до места назначения.

Ну, и второй способ завести автомобиль с севшим АКБ — это с толкача. Это метод подходит для карбюраторных ДВС.

Рекомендация. Если автомобиль не планируется использовать больше месяца, например, надо уезжать на вахту, на работу, то лучше отсоединить клеммы, даже, если у вас надежный российский . А если это в зимнее время, то, желательно, занести АКБ в теплое помещение.

Можно ли перезарядить аккумулятор

Мало кто задумывается, можно ли перезаряжать АКБ и, что будет если батарею перезарядили. Как уже упоминали, нормальная плотность электролита имеет значение 1,27 г/см3. Если плотность будет увеличиваться, то жидкость начинает разделяться на кислоту и воду.

Отделившаяся вода в АКБ может привести к взрыву герметичной батареи, так как вода быстро закипает.

Также, автомобильный аккумулятор может быть взорван по причине «прикуривания» от другой машины.

Видео

В этом видео рассказывается, сколько времени заряжать автомобильный аккумулятор и как сделать это правильно, чтобы не повредить АКБ.

В этом видео «Главная дорога» объясняются причины взрыва АКБ авто.

Нельзя сказать, что умение обращаться с зарядным устройством сейчас по определению нужно автомобилисту – купить новый при значительном износе и саморазряде старого не составит проблем, если же причиной постоянного разряда батареи становится неисправность электросистем автомобиля, то от визита к автоэлектрику замена батареи не спасет. Но, если уж придется столкнуться с необходимостью зарядки аккумулятора, то стоит сделать это правильно – так и быстрее, и безопаснее.

Взгляд со стороны химии

Независимо от типа установленного в вашей машине аккумулятора, его работа основана на одной и той же реакции – преобразовании диоксида свинца в сульфат свинца в процессе разряда аккумулятора и восстановлении диоксида свинца из сульфата при заряде. У полностью заряженного АКБ «запас» сульфата свинца на катодах практически отсутствует.

Однако, поскольку в аккумуляторе используется не чистая серная кислота, а ее раствор в дистиллированной воде, одновременно происходит и электролиз воды. В начале процесса заряда его скорость невелика, но к моменту полной зарядки резко возрастает. Именно таким образом определялась полная зарядка АКБ при использовании примитивных неавтоматических зарядных устройств – бурное газовыделение («кипение») означало, что зарядку пора отключать.

В любом случае, неизбежный электролиз воды для батареи вреден – , что снижает емкость и увеличивает скорость разрушения пластин. Именно поэтому в классических обслуживаемых аккумуляторах и предусмотрена возможность контроля плотности электролита и доливки дистиллята.

В более совершенных необслуживаемых аккумуляторных батареях химия процессов заряда-разряда была усложнена – на пластинах, легированных кальцием, происходит рекомбинация водорода, иначе говоря темпы потери воды снижены в разы. Поэтому такие АКБ и не требуют контроля состояния электролита в течение всего срока службы, но одновременно и более чувствительны к самому процессу зарядки: выведя условия заряда из номинальных, мы одновременно нарушаем ход процесса рекомбинации. Начинающееся «кипение» электролита не только приведет к падению его уровня и росту плотности – с большим объемом газов может не справиться и сама вентиляция АКБ, что уже чревато вздуванием и разрушением корпуса (чаще всего, правда, вылетает «глазок», встроенный в крышку).

Видео: Сколько по времени заряжать аккумулятор автомобиля? Просто о сложном

Нужно помнить и об еще одной «нештатной» химической реакции. При глубоком на его пластинах начинают активно образовываться крупные кристаллы все того же сульфата свинца. Это приносит сразу две проблемы:

  1. Сульфатированный аккумулятор имеет изначально очень высокое внутреннее сопротивление, так как падают и плотность электролита (в самых «тяжелых» случаях практически вся серная кислота расходуется, превращая электролит в почти чистую воду), и активная площадь пластин. Восстанавливать такой аккумулятор труднее, чем просто подзарядить – батарея практически не принимает заряд, поэтому этот процесс мы опишем в отдельном разделе.
  2. Скопление кристаллов сульфата свинца непрочно – они медленно рассыпаются, падая на дно аккумулятора. Эти потери безвозвратны – осевшие на дно кристаллы не будут участвовать в реакции восстановления при зарядке. Сами пластины истоньшаются и под действием тряски и вибрации могут окончательно рассыпаться – именно поэтому справедливо правило «чем тяжелее аккумулятор – тем больше его ресурс». В обслуживаемых аккумуляторах возможны промывка и замена электролита, для необслуживаемого аккумулятора глубокая сульфатация означает только одно – замену.

Зарядка обслуживаемых батарей

Этот процесс наиболее прост, начиная даже с выбора зарядного устройства. Заряжать обслуживаемый аккумулятор можно даже подручными средствами – еще в советских журналах «За рулем» печатались советы в стиле «как быстро зарядить АКБ с помощью розетки, лампочки и диода».

Видео: Как правильно заряжать аккумулятор

Конечно, к такому варианту стоит прибегать только в случае крайней необходимости. В идеале же зарядное устройство должно обеспечивать ток, численно равный 10% от емкости батареи – то есть для 45-амперного аккумулятора нормальный ток заряда составит 4,5 А, для 65-амперного – 6,5 А. Незначительное превышение зарядного тока для обслуживаемых батарей не страшно – лишь возрастет скорость электролиза воды в составе электролита, то есть ее придется быстрее доливать.

Перед зарядкой на крышке выкручиваются все пробки – это нужно и для контроля хода процесса (особенно если используется неавтоматическое зарядное устройство), и для свободного выхода газов. Зарядное устройство подключается к клеммам, и на нем устанавливается (если такая возможность предусмотрена). Главное требование техники безопасности – хорошая вентиляция места зарядки, отсутствие рядом искрения и открытого огня. Выделяющийся при зарядке водород невидим и не имеет запаха, но в смеси с воздухом образует крайне взрывоопасное сочетание.

Сам аккумулятор для зарядки лучше всего снимать с автомобиля, в крайнем случае – оставлять под капотом, но сняв клемму массы. Это одновременно и разгрузит зарядное устройство, и избавит от риска внесения помех в работу штатной электроники, что особо актуально при использовании импульсных зарядных устройств.

Время зарядки необходимо учитывать, если используется неавтоматическое устройство. Оно зависит и от степени разряда АКБ, и от изношенности, и от температуры, поэтому заранее его определить сложно. Единственный точный показатель заряженности аккумулятора – это плотность электролита в его банках, измеряемая ареометром. При отсутствии ареометра придется ориентироваться по «закипанию» или купить автоматическое заряжающее устройство – они по снижению зарядного тока сами определяют момент полной зарядки и либо отключаются, либо переходят в режим поддержки (кратковременные импульсы небольшого тока).

Завершив заряд, нужно проверить уровень электролита. Чем больше аккумулятор перенес циклов заряда, тем ниже будет уровень. Его как минимум нужно довести до нормы дистиллированной водой, но в идеале при помощи ареометра подбирается такая смесь свежего электролита и воды, чтобы при нормальном уровне в каждой банке плотность составляла 1,23 г/см 3 .

Зарядка необслуживаемых аккумуляторов

Здесь уже критичен выбор зарядного устройства: превышать ток, необходимый для зарядки, нельзя. Особенно чувствительны к этому необслуживаемые аккумуляторы типа VRLA – то есть . Кроме того, необходимо обеспечить отключение заряда в нужный момент – забывчивость или отвлекающие занятия могут привести к серьезному падению ресурса необслуживаемой батареи из-за перезаряда.

Видео: Сульфатация пластин аккумулятора. Причины и последствия. Просто о сложном

Поэтому для зарядки необслуживаемых батарей можно использовать только автоматические зарядные устройства, имеющие настройку максимального тока. Такие ЗУ сейчас наиболее распространены на рынке. Для AGM-батарей неплохим выбором станет цифровое ЗУ – в них реализуется более гибкий алгоритм заряда, есть возможность выбора специального программного режима для каждого типа аккумуляторов.

Перед зарядкой необслуживаемого аккумулятора на нем нельзя вскрыть банки: в зависимости от модели пробки или не допускают выворачивания, или вообще отсутствуют. Все, что нужно сделать перед включением зарядного устройства, это проверить чистоту вентиляционного канала в крышке АКБ и при необходимости удалить из него грязь.

Зарядка сульфатированных батарей

Как мы уже писали, такие АКБ практически не способны принимать заряд. Но не всегда сильная сульфатация станет приговором для батареи – ее можно попытаться «реанимировать».

  1. Во-первых, аккумулятор нужно согреть – на холоде растворить кристаллы сульфата свинца будет гораздо труднее.
  2. Во-вторых, необходимо иметь зарядное устройство, которое сможет работать в подобных условиях: простые автоматические зарядное устройство при подключении к сульфатированному аккумулятору сразу отключатся, ибо мизерный зарядный ток ими распознается как сигнал окончания заряда.

Здесь есть два варианта – либо сразу купить ЗУ с предусмотренным режимом десульфатации, либо применить небольшую хитрость: если зарядному устройству нужна нагрузка, то можно имитировать ее обычной лампой из фары, подключив ее параллельно клеммам аккумулятора. Ток при этом настраивается на максимум, чтобы быстрее запустить реакцию восстановления сульфата.

Для десульфатации оптимален не постоянный заряд, а импульсный – короткие мощные импульсы тока лучше разрушают сульфат свинца. На этом основан метод «оживления» при помощи пускозарядного устройства – в них при нажатии кнопки «пуск» отключается контрольная автоматика, чтобы дать возможность отдавать максимальную мощность. Так как сопротивление сульфатированного аккумулятора на порядок выше, чем у автомобильного стартера, рассчитанное на такие нагрузки ПЗУ выдаст на аккумулятор напряжение на несколько вольт выше штатного зарядного (обычно 18-20 вольт). Кратковременными (не более 15-20 секунд) нажатиями кнопки «пуск» можно «расшевелить» АКБ настолько, что он сможет принимать ток и в обычном автоматическом режиме.

Многие автолюбители при покупке нового аккумулятора задаются вопросом – а нужно ли заряжать его?

Если он заряжен на 95-100%, то в этом нет никакой необходимости, но не торопитесь ставить новый аккумулятор на машину – его нужно проверить и в некоторых случаях как следует зарядить. Прежде чем описать эти случаи, рассмотрим несколько практических советов по выбору нового аккумулятора.

Исходим из того, что Вы выбрали типоразмер аккумулятора, емкость, полярность, фирму изготовителя и теперь продавец поставил желанную покупку перед Вами. С чего начнем? Конечно с осмотра.

Осмотр и проверка аккумулятора перед покупкой

Для начала необходимо внимательно осмотреть его внешне. На нём не должно быть никаких глубоких царапин, трещин, вмятин и т.д. Проверьте – нет ли подтекания электролита. Иногда в процессе транспортировки повреждаются углы корпуса и образуются трещины.

Проверьте наличие защитных колпачков или крышек на токоотводах батареи. Если их нет – проверьте их наличие на аналогичных аккумуляторах. Отсутствие колпачков и крышек может свидетельствовать о том, что аккумулятор несвежий или уже был в эксплуатации (использовался как подменный аккумулятор или участвовал в запуске автомобиля).

Нужно внимательно осмотреть токовыводы. Они должны быть расположены строго вертикально по отношению к верхней крышке. Иногда продавцы дают в прокат аккумуляторы и в результате неквалифицированного подсоединения клемм или неумелого обращения с ключами токоотводы изгибаются. Впоследствии могут возникнуть проблемы с подсоединением токонесущих проводов либо с целостностью корпуса АКБ в районе токовыводов.

На новом аккумуляторе токоотводы должны иметь гладкую поверхность, не допускается наличие никаких сколов и царапин. Если чувствуются полоски, то токоотвод был обжат клеммой и соответственно аккумулятор бэушный, уже был в использовании.

На всех инстанциях, пока батарея дойдет до покупателя, делают проверки нагрузочной вилкой, мультиметром и наличие небольших точек-углублений на верхних гранях токоотводов допускается.

Необходимо внимательно осмотреть пробки заливных отверстий (если таковые имеются). На них не должно быть никаких явных следов открывания.

Путь от завода-изготовителя до магазина иногда занимает до полугода. Поэтому необходимо стараться выбирать себе аккумулятор со сроком хранения не более шести месяцев. Более старые покупать не рекомендуется. Дата изготовления выгравирована на корпусе батареи.

Аккумуляторы иностранных производителей имеют свою маркировку, поэтому не поленитесь перед тем, как идти в магазин, найти в Интернете и распечатать маркировку конкретных моделей.

Если вам предлагают купить аккумулятор, у которого с момента выпуска прошло полгода и больше, то от такой покупки лучше отказаться. Сбережете свои нервы и деньги.

Встречаются и такие ситуации — вы выбрали новую батарею и пошли снимать свою старую с автомобиля. В это время продавец проверяет выбранный вами АКБ, а он разряжен – 12,2 В. Если продавец недобросовестный, то он может быстро поставить его на зарядку, на пару минут, напряжение поднимется, а степень заряженности не увеличится. Аккумулятор будет разряжен, но напряжение покажет близко к норме – 12,7 В. После кратковременной зарядки он просто находится в режиме «бодрости».

Также, обратите внимание, что в гипермаркетах, типа Ашан, аккумуляторные батареи стоят запечатанные без периодической подзарядки более пяти месяцев. Естественно, без эксплуатации, периодической подзарядки, за счет саморазряда они теряют ёмкость. Соответственно, чем больше прошло времени с момента выпуска аккумулятора, тем больше он разряжен.

Тестирование аккумуляторной батареи

При покупке также необходимо попросить продавца протестировать аккумулятор с помощью нагрузочной вилки. О нагрузочных вилках мы писали

Дополнительно для оценки состояния АКБ можно воспользоваться специальным тестером, например, OptiMate Test TS120N, компании TecMate, стоимость в розницу примерно 3300 руб.

Чтобы протестировать аккумуляторную батарею, необходимо подключить к ней тестер согласно маркировке проводов: красный – к клемме «+» АКБ, черный – к «-« клемме аккумулятора.

Если горит красный светодиод — батарея разряжена, напряжение ниже 12,5 В.

Горит зелёный светодиод – заряженная свинцово-кислотная батарея с напряжением 12,5-13,1 В.

Если зеленый светодиод мигает – заряженная Lithium/LiFePO 4 АКБ напряжением 13,2-13,5В.

или BatteryBug BB-SBM12, его стоимость примерно 1700 рублей.

Данный тестер работает только при подключенной к автомобилю аккумуляторной батарее, так что в магазине его использовать не удастся. Это конечно же минус, но в хозяйстве точно пригодится.

Для тех, кого заинтересовал данный тестер – .

Честные продавцы в специализированных магазинах периодически подвергают продаваемые аккумуляторы профилактической подзарядке, поэтому в продажу попадают полностью заряженные батареи, соответственно заряжать их нет никакой необходимости.

Но провести профилактическую подзарядку нужно в любом случае, никакого вреда для аккумулятора это не представляет.

Заряжать новые аккумуляторы лучше простым автоматическим устройством при постоянном напряжении не выше 14,8 В, без всякого фанатизма, например, устройствами типа Кедр, Катунь, Полюс А, Орион, Вымпел.

Никаких самодельных, ручных, советских допотопных приборов использовать не нужно.

Надо ли заряжать новый аккумулятор?

Многие автолюбители при покупке нового аккумулятора задаются вопросом: нужно ли заряжать только что купленный АКБ?

Ответ: если аккумулятор заряжен на 95-100%, то в этом нет никакой необходимости, а если разряжен – обязательно зарядите.

Как понять, что АКБ разряжен?

Основной показатель заряженности во время покупки новой батареи – это его напряжение разомкнутой цепи, где 12,7 В равно 100% заряда, а каждые -0,1 В равна потере 10% общего заряда.

Например, напряжение в 12,3 В говорит о том, что батарея разряжена на 40%, соответственно заряд – 60%.

При напряжении на новой АКБ меньше 12,5 В её рекомендуется зарядить.

Также заряженность можно определить по плотности электролита (если до банок можно добраться). Плотность 1,27 г/см3 равна 100% заряда, а падение на 0,01 равна примерно 6% общего разряда.

Вообще, по негласным правилам, в магазинах рекомендовано продавать только заряженные аккумуляторы, напряжение которых выше 12,5 В.

Многие думают, что это лампочка. На самом деле это несложное устройство, состоящее из стеклянной трубочки и несколько цветных шариков. В зависимости от уровня и плотности электролита всплывает тот или иной шарик и в глазок виден разный цвет.

Доверять такой системе особо не стоит, потому что аккумуляторная батарея состоит из шести банок, а индикатор установлен только в одной, средней. И если в какой-либо из остальных банок уровень или плотность электролита по какой-либо причине не будет соответствовать норме, индикатор этого не покажет.

Что такое сухозаряженный аккумулятор и нужно ли его заряжать после покупки?

Широкое распространение сегодня получили так называемые сухозаряженные аккумуляторы, устанавливаемые на автомобилях, мотоциклах, мопедах, скутерах и т.п.

У сухозаряженных аккумуляторов при изготовлении пластины отформованы и заряжены, но при отправке в торговые сети в них не был залит электролит. После сборки в АКБ вставляют герметичные пробки, чтобы исключить попадание внутрь влаги и воздуха.

В чем преимущество сухозаряженных батарей? В таком состоянии срок хранения увеличивается до 5 лет.

Однако если вы купили сухозаряженный аккумулятор, то не рассчитывайте, что он уже готов к применению.

Что нужно иметь для ввода в эксплуатацию батареи и как это сделать?

Если в комплекте купленного аккумулятора есть инструкция, то необходимо её внимательно прочитать и следовать рекомендациям!!!

К некоторым видам импортных аккумуляторных батарей прилагается специальная ёмкость с готовым электролитом.

Если вы приобрели аккумулятор без запаса электролита, то необходимо купить уже готовый электролит в необходимом объёме.

Он продается в различной упаковке с плотностью 1,27-1,28 г/см3. По объёму электролита должно быть больше, чем объём аккумулятора. Если в инструкции к батарее не указан объем электролита, то подсчитать его приблизительно можно, исходя из геометрических размеров корпуса. Также может понадобиться и дистиллированная вода.

Также нужен будет ареометр и и зарядное устройство. Как выбрать зарядное устройство можно прочитать в .

Перед началом процесса ввода в эксплуатацию сухозаряженной батареи её нужно подготовить: снять герметизационную наклейку, вынуть пробки из заливных горловин.

Процесс заливки электролита и последующей зарядки можно посмотреть здесь

Отечественные