Как выбрать подержанные «ГАЗель» и «Соболь. Куплю газель бортовую б у: на что обратить внимание при покупке? Что проверить перед покупкой новой газели

Рассказываем об особенностях самого популярного семейства коммерческих моделей ГАЗа, а также о нюансах выбора таких машин с пробегом, опираясь на опыт их владения.

Суперхит

Вряд ли вы найдёте в нашей стране человека, не слышавшего о «ГАЗели» и не знающего, как она выглядит. Ведь семейство лёгких коммерческих моделей Горьковского автозавода под таким названием, вскоре после выхода на российский рынок в середине девяностых годов, повсеместно и основательно потеснило зарубежных конкурентов. За считанные годы после появления в продаже «ГАЗель» отвоевала половину рынка пассажирских перевозок в стране, оттеснив более современные импортные модели, в том числе собираемые в России.

История

Успех «ГАЗели» был предопределён, поскольку семейство коммерческих грузовичков, фургонов и микроавтобусов появилось тогда, когда страна в нём больше всего нуждалась. Это случилось в лихие «девяностые» - во время становления малого и среднего бизнеса после распада СССР. Первым в 1994 году увидел свет бортовой ГАЗ‑3302 «ГАЗель». Годом позже появились версия с двойной кабиной ГАЗ‑33023, а также с полным приводом ГАЗ‑33027. В декабре того же года в производство пошёл цельнометаллический фургон ГАЗ‑2705. А в начале 1996-го на ГАЗе начали собирать 8-местные и 13-местные микроавтобусы ГАЗ‑3221 и ГАЗ‑32213 – будущие хиты рынка маршруток и спецавтомобилей на их основе.

Осенью 1998 года ГАЗ освоил выпуск укороченных и менее грузоподъёмных микроавтобусов ГАЗ-2217 «Соболь» с крышей стандартной высоты. А весной следующего года вышел топовый «Соболь Баргузин» с низкой крышей, комфортным салоном и подъёмной задней дверью. В том же 1999 году в серию пошли полноприводные версии микроавтобусов «Газель» вместимостью от 6 до 13 человек. В 2000 году к ним добавились полноприводные «Соболи», оснащённые внедорожной резиной и приподнятые над землёй на 190 мм. Первый рестайлинг «ГАЗель» претерпела в начале 2003 года. Семейство получило новый дизайн передней части с каплевидными блок-фарами, другими бампером и радиаторной решёткой.

В салоне рестайлинговой «ГАЗели» появилась новая передняя панель, приборный щиток от «Волги» с регулируемой яркостью подсветки и иные дефлекторы воздуховодов. Была увеличена мощность обогревателя в кабине и в салоне микроавтобуса. Также на ГАЗе улучшили шумо- и теплоизоляцию капота и салона. А ещё предложили больше вариантов окраски кабины и кузова. Благодаря дополнительно разведённым на 20 см лонжеронам кабины под капотом стало больше места для новых силовых агрегатов, а также ABS и системы очистки выхлопа для инжекторных моторов, чтобы соответствовать нормам Euro 2 и Euro 3 (на экспорт - Euro 4). Тогда же на «ГАЗель» начали устанавливать дизели.

Второй рестайлинг модели случился в 2010 году, когда в семействе появилась «ГАЗель-Бизнес». Тогда все машины получили бампер с радиаторной решёткой, выполненные одним целым элементом из некрашенного пластика. А ещё многие отечественные детали и узлы были заменены импортными. Новые комплектующие повысили качество и надёжность модели. В 2013 году ГАЗ начал выпускать «ГАЗель-Бизнес CNG» с битопливным двигателем УМЗ-421647, работающим на метане и бензине. Несмотря на почтенный возраст, моноприводные и полноприводные «ГАЗель-Бизнес» и «Соболь-Бизнес» всё ещё продаются дилерами ГАЗа наравне с дебютировавшей в 2016 году новой моделью «ГАЗель Next».

Варианты с пробегом

На сегодняшний день на вторичном рынке велик выбор самых разных версий и модификаций «ГАЗели» первого поколения как дорестайлинговых, так и машин после обновлений. Основная масса продаваемых автомобилей семейства оснащены бензиновыми двигателями (81,4% ). Дизельных не много (18,6% ), но при желании найти всё же можно. Наибольшее число предложений в Сети по «ГАЗелям» (74% ), хотя выбор «Соболей» тоже приличный (26% ). А вот полноприводных версий придётся поискать. Их от общего числа – не более 1% . При том, что на вторичном рынке предлагаются автомобили со всеми пятью типами кузовов, больше всего объявлений о продаже только по двум из них.

Чаще всего «ГАЗели» и «Соболи» с пробегом предлагают с бортовой платформой (51,4% ) и цельнометаллические фургоны (25% ). На третьей строчке – микроавтобусы (12,5% ). Почти вдвое меньше грузовичков «Фермер» с двойной кабиной (7,3% ). А самые редкие – «Комби» (3,8% ) – фургоны с двухрядной пассажирской частью. Что же касается двигателей, то больше всего на вторичном рынке предлагается «ГАЗелей» с бензиновыми «четвёрками» 2.9 (33,4% ), 2.5 (20,7% ) и 2.4 (19,3% ). Самая распространённая дизельная версия – с турбомотором 2.8 Cummins (15% ). Машин с младшим бензиновым атмосферником 2.3 тоже хватает (8% ), а вот ранних машин с лицензионным турбодизелем 2.1 Steyr почти не найти (3,6% ).

Кузов

Коррозионная стойкость «ГАЗелей», увы, не на высоте. Эти машины покупают для работы, а не для души. Поэтому никто не делает им дополнительную защитную обработку кабины и кузова от ржавчины, их не часто моют и крайне редко устраняют мелкие повреждения «кузовщины». Ведь не в красоте сила этих машин. Так что не редки на дорогах «ГАЗели» и «Соболи» с ржавыми, а местами даже насквозь прогнившими дверьми, капотами, крыльями и порогами. Хотя на машинах, окрашенных в красивые колеры «металлик», очаги «рыжей чумы» встречаются реже. Говорят, «металлики» лучше противостоят коррозии.

При осмотре подходящего экземпляра стоит с особым пристрастием отнестись к осмотру «стратегически важных» мест. Например, чтобы пол в кабине и под подножкой не был дырявым. «ГАЗели» и «Соболи» - это «рабочие лошадки» и на них зачастую перевозят гораздо больше грузов, чем положено. Из-за перегруза у машин может лопнуть рама между кабиной и кузовом. Её лонжероны крайне важно осмотреть на предмет целостности, а также отсутствия следов сварки и ремонта. Нередко страдают и рессоры. Оценить их состояние хотя бы внешне будет не лишним. Ну и, конечно же, лучше избегать побывавших в ДТП автомобилей. Вряд ли их ремонтировали качественно.

Двигатели

К выбору мотора «ГАЗели» с пробегом - как одного из ключевых агрегатов коммерческого автомобиля – необходимо подойти серьёзно. Поэтому лучше всего доверить его диагностику мастерам специализированного сервиса. Но при осмотре интересующей машины с пробегом всё же можно косвенно оценить состояние мотора и своими силами. Он не должен иметь подтёков масла и технических жидкостей, издавать посторонние звуки и биться в конвульсиях. Также необходимо принять во внимание пробег автомобиля. В отличие от легковушек, «ГАЗели» зачастую проезжают в месяц порядка 10 000 км. Их, как правило, эксплуатируют 5-6 лет и по достижении пробега в 500 000 км списывают в утиль или продают за бесценок.

Продаваемые у нас «ГАЗели» и «Соболи» оснащались рядными бензиновым атмосферными «четвёрками» 2.3 (ЗМЗ-406), 2.4 (ЗМЗ-402), 2.4 (Chrysler) , 2.5 (ЗМЗ-405) и 2.9 (УМЗ-4215/4216). А ещё парой турбодизелей: 2.1 (ГАЗ-560 по лицензии Styer) и 2.8 Cummins. Последние два, по идее, являются идеальным вариантом для коммерческой модели. Однако, они не снискали у нас славы из-за более высокой цены на дизельные версии, а также необходимости квалифицированного сервиса и иногда редких запчастей. Взять, к примеру, рядную «турбошестёрку» ГАЗ-560 Styer мощностью от 95 до 110 сил, не выпускавшуюся серийно до покупки ГАЗом лицензии на её производство у австрийцев.

До капитального ремонта, при котором меняется целиком моноблок с поршнями, шатунами, коленвалом и подшипниками внутри за 104 000 рублей, такой мотор может отходить до 250 000 - 300 000 км. До этого замены на 30 000 км может потребовать арзамасский механизм натяжения ремня за 2250 рублей (оригинальный за 3500 рублей служит до 100 000 км). Также мастера советуют владельцам таких машин возить с собой на всякий случай датчик оборотов двигателя за 2150 рублей и топливный электронасос за 1050 рублей, который подходит от мотора ЗМЗ-406. В остальном мотор почти не доставляет хлопот, хорошо заводится зимой и работает довольно тихо для дизеля.

Второй турбодизель – рядная 120-сильная «четвёрка» Cummins ISF 2.8, которая, несмотря на американское название, собирается в Китае. Она оснащена надёжным цепным приводом ГРМ и привлекательна невысоким заявленным расходом солярки – 10,3 л/100 км при скорости 80 км/ч и 8,5 л/100 км при 60 км/ч. При регулярной замене полусинтетического масла 10W40 (не реже 15 000 км, а лучше каждые 7000-8000 км) и регулировке зазоров клапанов через 150 000 км мотор может прослужить до капиталки 500 000 км. Из слабых мест - поддон мотора из хрупкого пластика за 5200 рублей, составной частью которого является труба маслоприёмника. При малейших его повреждениях в масляных магистралях двигателя могут появиться губительные для силового агрегата воздушные пробки.

Из бензиновых двигателей, коих у «ГАЗели» и «Соболя» было пять, наиболее распространены агрегаты Заволжского моторного завода. Это, во-первых, простой, надёжный, но слабоватый и архаичный мотор 2.4 ЗМЗ-402, как на «Влогах» ГАЗ-24 и 3110 с конструкцией родом из 50-х годов прошлого века. Во-вторых, более современный 16-клапанник 2.3 ЗМЗ-406, а в-третьих, его усовершенствованный более мощный инжекторный преемник 2.5 ЗМЗ-405. Последние два агрегата считаются среди «газелистов» наиболее удачными. Они без дополнительных промежуточных регулировок и отказов отрабатывают до капремонта по 200 000-300 000 км, требуя только регулярной смены синтетического масла и фильтров, а также цепи за 825 рублей не чаще, чем раз в 100 000 км.

Хвалят владельцы «ГАЗелей» и 137-сильную «четвёрку» Chrysler 2.4 L-DOHC, разработанную американцами совместно с Mitsubishi и устанавливаемую также на модели Dodge Caravan и Stratus, Chrysler Voyager и Sebring, Jeep Liberty и Wrangler. В целом это тихий, мощный, надёжный и экономичный мотор, способный отслужить до капиталки 350 000 км. Для этого в нём как минимум нужно менять синтетическое или полусинтетическое масло через 10 000 км или каждые полгода с фильтром за 670 рублей, раз в 50 000 км свечи по 190 рублей и с периодичностью 140 000 км зубчатый ремень ГРМ от Mopar за 3500 рублей.

А вот более дешёвые Ульяновские моторы УМЗ-4215/4216 с отдачей 89/107 сил, которые стали основными силовыми агрегатами «ГАЗели» с середины 2009 года, после того как ГАЗ и УАЗ поменялись поставщиками двигателей, заслужили меньше похвал. Они менее надёжны, докучают мелкими проблемами, страдают сбоями в работе электрики. Последняя в свою очередь мешает работать генератору стоимостью 4250 рублей. На моторах, выпущенных до 1 января 2009 года, часто лопался выпускной коллектор от 5000 рублей. Он не выдерживал перепадов температур, в связи с чем после этой даты деталь стали изготавливать из высокопрочного чугуна, решив проблему. Также среди минусов моторов УМЗ – перегревы летом, большой аппетит и трудоёмкость в обслуживании.

КПП

Коробки передач покупателям «ГАЗелей» и «Соболей» выбирать не приходится. Со всеми двигателями агрегатируется безальтернативная 5-ступенчатая механика. Её самое слабое место - силуминовый корпус шарнира рычага переключения передач за 720 рублей. Первым признаком его скорой кончины является люфт, грозящий недовключением передач и последующим недешёвым ремонтом МКП. Другая «ахиллесова пята» трансмиссии – проблемное сцепление. Во время движения по пробкам из-за перекоса нажимного диска при нагреве «корзины» оно выключается не полностью, вредя деталям коробки передач. Установка сцеплений Sachs за 6340 рублей решает эту проблему. А ещё, периодически могут требовать замены недолговечные главный и рабочий цилиндры сцепления за 870 и 630 рублей соответственно.

Остальное

В принципе ходовая «ГАЗелей» довольно живуча и может не требовать ремонта на протяжении 100 000 – 150 000 км. К примеру, если редуктор заднего моста отходил на новой машине хотя бы 10 000 км, то он вполне может «прожить» столько же, сколько и сам автомобиль. Однако, из-за регулярного перегруза и использования недолговечных, а порой и некачественных аналогов оригинальных деталей ремонтировать «ГАЗели» приходится чаще. Например, передние ступичные подшипники по 890 рублей могут загудеть на 50 000 км. Одновременно с ними могут попроситься на замену шаровые опоры от 600 рублей. Отечественный гидроусилитель на машинах первого рестайлинга недостаточно надёжен. Может потечь или вовсе отказать.

Заменивший его на «ГАЗелях-Бизнес» ГУР от ZF таких проблем не имеет и служит до 100 000 км. Рессоры задней подвески от 2300 рублей за лист или от 4800 рублей в сборе по мере проседания требуют замены. На «ГАЗелях», способных перевозить до 1,5 т грузов в них обычно по 5-6 листов, а у «Соболей» из-за грузоподъёмности до 1 т – по 2 листа. Убедитесь, что после покупки вам не придётся их менять, ведь запрессовка сайлентблоков в эту деталь трудоёмкая процедура, проблематичная в условиях гаража без специального пресса. Кстати, в том числе из-за «урезанных» возможностей в перевозке грузов «Соболи» оборудуются односкатными шинами, а не двускатными, как все «ГАЗели». Удостоверьтесь в равномерности износа протектора покрышек. Ведь они могут подсказать и о других проблемах с подвеской.

Почём?

Приобрести сегодня подержанную «ГАЗель» или «Соболя» не составит труда с практически любым бюджетом. Ведь цены на дорестайлинговые автомобили первых лет выпуска, которые ещё не сгнили и способны хоть как-то передвигаться своим ходом, начинаются меньше чем с 50 000 рублей. Причём зачастую у этих машин, «отмотавших» не один круг одометра, указывается до смешного оптимистичный пробег в 80 000 – 100 000 км. А за самые свежие экземпляры в возрасте 1-2 лет просят до 800 000 рублей. То есть, как за новые «Соболи-Бизнес» (от 745 000 рублей) и «ГАЗели-Бизнес» (от 865 000 рублей). Но выбор машин на вторичном рынке есть, и он огромен. Поэтому будьте готовы уделить достаточно времени поиску и осмотру машины с нужным кузовом и в приличном состоянии. При том, что в продаже полно «убитых» автомобилей, хорошие экземпляры тоже попадаются.

Наш выбор

Мы в редакции Am.ru считаем, что рассматривать покупку «ГАЗели» с пробегом в возрасте старше 10 лет и дешевле 100 000 рублей нет смысла, если вы не энтузиаст, располагающий навыками автомеханика, а также уймой времени и местом для ремонта и приведения автомобиля в порядок. Ведь даже самые ухоженные экземпляры таких машин потребуют сил и средств для обслуживания двигателя, подвески и борьбы с ржавчиной. Наиболее оптимальным вариантом за небольшие деньги могут стать машины 2008-2009 годов выпуска с наиболее надёжным бензиновым атмосферником ЗМЗ-405 объёмом 2.5 литра и мощностью 124 и 143 силы. Или со 137-сильным «крайслеровским» мотором 2.4, который ставился на модель до 2010 года. Вполне приличные варианты обойдутся в 200 000 – 260 000 рублей.

Также есть смысл присмотреться к версиям со 120-сильным американским дизелем китайской сборки 2.8 Cummins, появившимся на модели со вторым рестайлингом. Их можно найти от 350 000 рублей. Для бизнеса, где машина используется в коротких поездках, он не очень подойдёт, поскольку зимой не будет успевать прогреваться. А для продолжительных маршрутов в самый раз! К тому же «ГАЗели», вместе с припиской «Бизнес» к названию в 2010 году получили много улучшений и импортных комплектующих, повысивших их надёжность, а значит будут меньше ломаться. Главное, чтобы прошлый хозяин их квалифицированно и своевременно обслуживал, что должно быть подтверждено соответствующими квитанциями, чеками и документами.

Куплю газель бортовую б у на что обратить внимание при покупке? Как осматривать автомобиль и не нарваться на убитый экземпляр ? Где и у кого лучше совершить покупку?


В первую очередь необходимо осмотреть раму автомобиля – на ней не должно быть сильных трещин. Если маленькая трещинка есть – не беда, можно остановить ее распространение, просверлив отверстие и наложить латку. А вот если рама конкретно уже повреждена и переварена, то много шансов, что нарушена ее симметрия. С кабиной и цельнометаллическим кузовом тоже нужно быть внимательным – не должно быть больших вмятин и сквозной коррозии.

Покупая Газель бортовую б у многие мучаются с выбором двигателя. Какой лучше взять – традиционный или поновее? Бывалые владельцы рекомендуют покупать Газель с 405 или 406 мотором, но с механической педалью газа. Электронная, как правило, доставляет массу хлопот. Какой двигатель у Газели надежнее? Практика показывает, что инжекторный 405-й под «евро-2» самый оптимальный и долговечный. Но и он может быть «убит» плохим маслом, топливом, перегрузками и перегревами. Здесь уж только в сервис загонять для замера компрессии и диагностики. Хотя неровную работу двигателя можно определить по звуку, да и на ходу проверить, как тянет движок.

Более старый проще и дешевле в ремонте, но вот ломается несколько чаще.

Осмотрите мотор на предмет подтеков масла, взгляните на помпу – нет ли на ней кома герметика, оцените степень убитости радиатора. Также на сервисе измерьте давление масла внешним механическим манометром – он покажет истинную картину (штатный у газели врет).

Ходовая и трансмиссия

Многие думают, мол, куплю газель бортовую б у и сразу на ней буду работать. Такое возможно не только при наличии живого мотора и целой рамы, но и если на автомобиле целая ходовая и трансмиссия.

Осмотрите подушки – на них не должно быть трещин, рессоры, шкворни. Очень важно, чтобы на машине не было перекоса мостов! Проверьте их параллельность! Обратите внимание на болты рессор (особенно центровой), подтеки масла из амортизаторов. Если концы подрессорников достают до резинового буфера – рессоры убитые. Также поглядите на буфера – они должны быть на месте и целыми, иначе с загрузкой ездить будет нельзя.

Коробка передач на газели б у – еще та засада. Обязательно проверьте включение всех скоростей, прислушивайтесь внимательно! Коробки ломаются, многие газелисты ездят с поломанными КПП, да еще и скорости без выжима сцепления переключают. Ремонт трансмиссии может быть очень дорогим!

Проверьте люфт кардана и состояние заднего моста. Поменять крестовину несложно, а вот редуктор чинить – целая проблема.

Кабина и приборы

Проверьте приборы в кабине, посмотрите систему отопления, чтобы не пришлось покупать насос дополнительный на печку газель или еще какие-то необходимые детали. По состоянию кабины можно достаточно точно определить степень убитости машины. Стертый руль, дырявые сиденья красноречиво скажут о том, что на машине ездило несколько бригад таджиков и работала она по полной программе. Потом, скорее всего, кабину перекрасили, а сиденья и руль закрыли чехлами.

Желающие недорого купить газель бортовую б у должна также посмотреть на пластик в кабине. Если на нем имеются большие зазоры, сколы, видно, что его много раз снимали и ставили, значит машина ремонтировалась в гаражном сервисе, либо своими руками . Скорее всего, под панелью окажется «борода» из перепутанных и заклеенных изолентой проводов, растрескавшиеся патрубки и прочие неприятности. Запчасти на Газель стоят недорого, но когда нужно менять половину кабины, проводку и электрику – это может ударить по карману.

Лучше всего покупать подержанную Газель у частного владельца, либо у организации, но которая не занимается грузоперевозками и доставкой товаров.

Так уж сложилось, что с момента появления первой Газели, популярность этого грузовичка возросла до небывалых высот. Ее появление было спровоцировано большим спросом на технику, способную перевозить небольшие грузы в городских условиях, не осложняя при этом движения. Кроме того, во многих случаях использования крупогабаритной техники для доставки товара, например, до торговых точек или непосредственно до потребителя оказалось экономически невыгодным. Вот на фоне повышенного спроса на грузовики малого формата и произошло рождение Газели.

Преимущества приобретения подержанной Газели

Не секрет, что стоимость новых авто для многих потребителей находится за гранью возможного. В этом случае целесообразнее воспользоваться возможностью и купить подержанное транспортное средство для обеспечения своих нужд. Покупатель бывшей в употреблении Газели даже выигрывает благодаря следующим преимуществам подержанного грузового автомобиля:

1. Конечно, стоимость. Уже через три года новый автомобиль теряет половину своей цены. Есть ли смысл вкладывать большие средства за то, что не «съедается» амортизацией? Технические характеристики и внешнее состояние авто практически за это время не изменяются. Физический износ минимален, улучшить технически показатели помогает тюнинг газели , который направлен на улучшение экстерьера, увеличение грузоподъемности и мощности силового агрегата. Многие автовладельцы подержанной машины увлекаются и внутренним тюнингом, превращая свое рабочее место в комфортную обитель, напичканную современными «примочками».

2. Отсутствие гарантии. Как ни странно это звучит, но отсутствие гарантийного обслуживания может оказаться для автовладельца преимуществом. В этом случае он волен проводить модернизации приобретенного авто по своему усмотрению. Конечно, гарантийное обслуживание дает плюсы, если новый грузовик вдруг начинает ломаться. В этом случае оно проводится бесплатно (так, по крайней мере, должно быть). На самом же деле бесплатного гарантийного обслуживания в природе не существует, а это дополнительные затраты на содержание нового авто. Покупка подержанного авто и вложение в него некоторых средств для улучшения технических показателей на поверку оказываются выгоднее, чем приобретение совершенно новой машины.

На что обращаем внимание при покупке Газели б/у

  • · На двигатель. По мнению многих специалистов, рекомендуется выбирать 405, а не 406 двигатель. Он более тяговит, менее прихотлив, легко поддается ремонту и коррекции.
  • · Кузов. Он в этом случае самое слабое звено у автомобиля, который используется для грузоперевозок. Поэтому при осмотре рекомендуется обращать внимание на различные дефекты. На нем не должно быть никаких нестандартных вмятин и изгибов, чем меньше авто подвергалось кузовному ремонту, тем лучше.
  • · Подвеска. Это как раз та часть, которая отвечает за способность грузовика транспортировать те или иные грузы. Стоит обращать внимание на состояние рессор и подрессорников и на правильность их установки.
  • Импортные