Анкетирование как метод исследования. Анкетирование Описание анкетирования

  • Вопрос 2 Двигательные ошибки, их характеристика, причины возникновения, способы их устранения
  • Экзаменационный билет № 6
  • 1. Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся.
  • 2. Общая характеристика физических качеств (понятие, взаимосвязь способностей и качеств, классификация, закономерности развития).
  • 3. Схема развёртывания учебного материала по физической культуре в начальной школе.
  • Экзаменационный билет № 5
  • 1. Определение понятия «культура». Понятие «культура физическая, её связь с общей культурой..
  • 2. Гибкость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3.Познавательные универсальные учебные действия, способы их формирования.
  • Билет №7 _________________________________________________________________________________
  • Билет 8
  • 1. Пространственные характеристики
  • Экзаменационный билет № 9
  • 1. Игровой и соревновательный методы, их значение и особенности использования:
  • 2. Выносливость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • 3. Формирование самооценки двигательного действия на уроке физической культуры.
  • Экзаменационный билет № 10
  • 1. Круговая тренировка как организационно-педагогическая форма занятия (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Координационные способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
  • Билет № 11
  • 1 Вопрос: . Методы разучивания двигательных действий в целом и по частям (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 3 Вопрос: Педагогический анализ и оценка как метод исследования.
  • Билет № 12:
  • 1 Вопрос: Метод равномерного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2 Вопрос: Особенности построения спортивной тренировки (макроциклы, мезоциклы, микроциклы).
  • 3 Вопрос: Требования к составлению списка литературы (библиографический список).
  • Билет 13
  • 1. Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями, их виды. Приемы регулирования и дозирования нагрузки.
  • 2. Тактическая подготовка спортсмена. Особенности тактической подготовки в различных видах спорта.
  • 3. Педагогический эксперимент как метод исследования
  • Билет 14
  • 1. Метод переменного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты)
  • 2. Занятия урочного типа, их отличительные особенности, типы уроков.
  • 3. Анкетирование как метод исследования
  • Экзаменационный билет № 15
  • 3. Пульсометрия как метод исследования.
  • Экзаменационный билет № 16
  • 1. Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
  • 2. Понятие о планировании в физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание и документы). Технологическая карта урока.
  • 3. Тестирование как метод исследования.
  • Билет 17
  • Вопрос 1. Методы использования слова
  • Вопрос 2. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
  • Вопрос 3. Беседа как метод опроса при исследовании
  • Билет 18
  • Вопрос 1. Методы обеспечения наглядности при занятиях физическими упражнениями (по л.П. Матвееву).
  • Вопрос 2. Спортивная ориентация и отбор в спорте.
  • Вопрос 3. Педагогическое наблюдение как метод исследования.
  • Билет 19
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________________
  • Билет 20
  • Вопрос 1:______________________________________________________________________________________
  • Вопрос 2:_______________________________________________________________________________
  • Вопрос 3:______________________________________________________________________________
  • 21 Билет
  • 2. Тренировочный процесс как объект управления.
  • 3. Факторы, влияющие на эффективность обучения двигательным действиям учащихся.
  • 22 Билет
  • 1.Принцип непрерывности процесса занятий физическими упражнениями (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
  • 2. Педагогический контроль по физической культуре в школе, его значение и содержание. Алгоритм создания контрольно-измерительных материалов
  • 16.3. Виды, содержание и основы методики контроля и учета
  • Экзаменационный билет № 23
  • 1. Принцип систематичности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями)
  • 2. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки (значение, задачи, средства, методические основы построения).
  • 24 Билет
  • 1.Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • 3.Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
  • 3. Анкетирование как метод исследования

    Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

    Данный метод обладает следующими достоинствами:

    Высокой оперативностью получения информации;

    Возможностью организации массовых обследований;

    Сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

    Отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

    Невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

    Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

    Отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

    Не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

    Рассмотрим основные виды вопросов в анкете.

    1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

    2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

    3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

    При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов. Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить кружком коды выбранных ответов.

    Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, «машинальных» ответов.

    Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и определенное количество пустых строк (обычно пять-семь);

    Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент,

    Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты, либо тогда, когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

    В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными.

    Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.

    Однако там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим, многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ преподавателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто пропускаете лекции?»

    В таких случаях составляют косвенный вопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции» Как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»

    По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).

    При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основные вопросы.

    Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например:

    «Следующие три вопроса только для студентов-психологов.

    Обучаетесь ли вы на психологическом факультете? ...

    Каково качество практических занятий по психологии общения?…

    В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности?

    Внимание! Вопросы для всех».

    Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильтром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц.

    Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

    К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ. К примеру:

    «Случалось ли Вам капризничать в детстве?»

    Как можно заметить из характера этих вопросов, вероятность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала.

    Есть несколько способов повышения эффективности контроля:

    В анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь;

    Ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами;

    Контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы в анкете;

    Необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.).

    Этапы подготовки анкеты.

    I. Анализ темы анкетирования, выделение в ней отдельных проблем;

    II. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов;

    III. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов;

    IV. Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов;

    V. Анкетирование;

    VI. Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчета.

    Композиция анкеты. Такая стандартизированная и заочная беседа с респондентом имеет достаточно стабильный сценарий. Она обычно начинается с краткого вступления - обращения к респонденту, где излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности получаемой информации.

    Затем, как правило, излагаются инструкции по заполнению бланка. В том случае, если характер вопросов или их форма на протяжении анкеты меняются, инструкции могут быть не только в начале, но и в других частях бланка.

    Очень редко бывает так, чтобы сам процесс заполнения анкеты представлял для опрашиваемых лиц особую пользу. Поэтому обычно первые вопросы составляют максимально легкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. Функциями подобных вопросов-контактёров являются:

    а) формирование установки на сотрудничество;

    б) стимулирование заинтересованности испытуемых;

    в) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете;

    г) получение информации.

    За ними следуют более сложные вопросы, составляющие основное содержание анкеты.

    И, наконец, в заключительной части бланка вновь следуют более легкие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов.

    Требования к формулировкам вопросов для анкеты:

    Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме? (Ведь вопрос типа «Что вам нравится в...?» уже имеет определенную внешнюю заданность, так как предполагает, что нечто «нравится»)

    Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышления респондента? (В качестве примера можно попытаться точно ответить на такой вопрос как «Сколько часов в месяц Вы тратите на подготовку к семинарам?»)

    Не присутствуют ли в нем слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне неопределенное содержание? (Допустим, такие как «толерантность», «альтруизм», «рейтинг», «инфантилизм» и др. или же слова, подобные таким «часто», «редко», «в среднем», …, содержание которых весьма неоднозначно для разных людей. Не то, что школьник, не каждый студент даст ответ на вопрос «Часто ли Вы проявляете конформизм?» Да и как это «часто»? Раз в день, в неделю, в год?)

    Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоциональной реакции?

    Не слишком ли протяженный вопрос по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему?

    Не спрашивается ли одновременно о нескольких различных предметах? Нет ли ошибки в логике изложения?

    Откосится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр?

    Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно?

    Какой вид вопроса (по форме ответа и по способу формулирования) наиболее предпочтителен в данном конкретном случае?

    Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они?

    Имеется ли грамматическое согласование между вопросом и ответами к нему?

    Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?

    "

    При организации педагогической профилактики анкетирование учащихся и их родителей выполняет целый ряд важных функций. Во-первых, при помощи опросов можно определить актуальность профилактики как таковой для конкретной группы детей и родителей. Во-вторых, полученные данные позволяют выявить преимущественные направления профилактики

    АНКЕТИРОВАНИЕ (письменный опрос) - разновид­ность метода опроса, при котором общение между социоло­гом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредствуется анкетой.

    По сравнению с интервью анкетиро­вание имеет некоторые принципиальные особенности. Прежде всего, если интервью - это восприятие респондентом устной речи в диалоге с интервьюером, то анкетирование - это восприятие письменного текста. Другой особенностью анкетирования является большая самостоятельность респондента. Процесс восприятия и заполнения анкеты, отношение к опросу и искренность ответов недоступны для внешнего наблюдения и не контролируются. Этим обусловливается воз можность снижения качества получаемой информации. Поэтому непременным условием анкетирования является тщательная экспериментальная проверка вопросника в пробном исследовании. Анкета должна быть апробирована мето­дом интервью, в котором с помощью дополнительных мето­дических (зондажных) вопросов проверяется понимание респондентом смысла вопросов и отдельных терминов и техники заполнения, отношение респондента к теме опро­са.

    Популярность анкетирования обусловлена простотой (часто кажущейся) его проведения, оперативностью и эко­ номичностью. Эта разновидность опроса позволяет в корот­кий срок и с небольшим числом анкетеров опрашивать зна­чительные совокупности людей (групповое анкетирование по месту работы) или вообще обойтись без привлечения анке­теров (почтовое и прессовое анкетирование). В тех случаях, когда нет возможности привлечь для проведения опроса квалифицированных интервьюеров, анкетирование позво­ляет снизить отрицательное влияние на результаты опроса малоквалифицированных интервьюеров-общественников. Однако эти преимущества могут быть реализованы только при корректном исполнении методических требований по разработке вопросника и проведенного опроса.

    Различают следующие формы анкетирования в зависимо­сти от:

    1. Численности опрашиваемых людей - индивидуаль­ное и групповое анкетирование.

    2. Места проведения - ан­кетирование по месту жительства и по месту работы, уче­бы, а также в целевых аудиториях (зрители кинотеатра, посетители выставок, пациенты больниц и др.).

    3. Способа доставки анкеты к респонденту - анкетирование разда­точное (курьерское: анкета оставляется респонденту для за­полнения, а затем забирается в условленное время), почто­вое (рассылка по почте), прессовое (публикация анкеты средствами массовой информации , включая интернет-опро­сы).

    4. Степени участия анкетера - анкетирование в присут­ствии анкетера, когда он инструктирует респондента и по­могает ему непосредственно в процессе опроса, и анкетиро­вание в отсутствие анкетера.

    Групповое анкетирование (групповой опрос, аудиторный опрос) состоит в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении (аудитории) в соот­ ветствии с определенными правилами выбора.

    Наиболее популярной формой является групповое анкетирование по месту работы и учебы. Ценной информацией о методиче­ском качестве анкеты, отношении респондентов к теме оп­роса, об организационном уровне его проведения являются данные о числе респондентов, не ответивших на содержатель­ные вопросы.

    Индивидуальное анкетирование чаще всего проводится по месту жительства . Анкетер, объяснив респонденту правила работы с анкетой, присутствует при ее заполнении и по ме­ре надобности консультирует его по технике заполнения. На эту форму анкетирования требуется больше времени по сравнению с групповым анкетированием, но она обеспечи­вает большой контроль за правильностью отбора респон­дентов и полный возврат анкет. По форме такое анкетиро­вание сближается со структурированным интервью.

    В практике опросов эти две формы часто используются парал­лельно, т. е. по одному вопроснику проводится в одних слу­чаях структурированное интервью, например, с пожилыми респондентами, затрудняющимися в чтении или нуждаю­щимися в дополнительных пояснениях по поводу смысла вопросов, а в других - анкетирование в присутствии анкете­ра, к которому в случае необходимости обращается за кон­сультацией самостоятельно работающий с анкетой респон­дент.

    Почтовое анкетирование предполагает рассылку анкеты по до­ машним или рабочим адресам с просьбой к респонденту вернуть заполненную анкету исследователю. Преимущества та­кого анкетирования в основном организационно-экономиче­ские. Оно экономично, поскольку не требует подготовки штата анкетеров или интервьюеров, его стоимость сводится к тиражированию вопросника и почтовым расходам; оно опера­тивно, поскольку производится отбор лишь необходимого числа адресатов . Недостатки почтового анкетирования связа­ны с качеством получаемой информации. Отсутствие контроля за ситуацией заполнения анкеты делает возможным вмеша­тельство третьих лиц, групповое (напр., семейное или в пер­вичном коллективе), неполное или формальное ее заполне­ние, технические ошибки; затягивание сроков возврата ан­кеты, низкий процент возврата и т. д. В последние годы внимание социологов к почтовому анкетированию заметно воз­росло.

    Анкетирование прессовое связано с изучением аудитории того или иного источника информации (газеты, журнала, радио, телевидения). Его достоинство - в организационной просто­те, а главный недостаток - в неуправляемости процесса воз­врата анкет и в невозможности получения полной информа­ции о тех, кто принял участие в опросе.

    Публикация анкеты в газете или журнале - это своего рода заочная читательская конференция, состав участников которой определяется в за­висимости от того, кто принял приглашение участвовать в опросе. Совокупность этих лиц может не соответствовать той, что интересует исследователя. Респонденты с занижен­ной самооценкой, не имеющие достаточно свободного време­ни , отрицательно относящиеся к опросам и др., практически остаются при этом недосягаемыми. Вследствие всего этого ста­новится невозможным и корректирование результатов прес­сового анкетирования.

    Анкетер - лицо, проводящее анкетирование при социологи­ ческих обследованиях.

    Главная задача анкетера - обеспечить надежность результатов социологического опроса. Влияние ан­кетера (эффект анкетера) может быть не меньшим, чем влияние интервьюера. Отбор, обучение и контроль за качеством рабо­ты анкетера аналогичны процедурам в работе с интервьюера­ ми .

    АНКЕТА (от фр. enquete - расследование) - опрос­ ный лист для получения какой-либо информации.

    АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ:

    1) инструмент сбо­ра первичной информации;

    Анкета представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных ме­ жду собой по определенным правилам. Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и запол­нение респондентом (при заочном анкетировании), либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, про­водимого анкетером (очное анкетирование, групповое или индивидуальное).

    В связи с тем, что самостоятельность рес­пондента при анкетировании больше, чем при интервьюи­ровании, важное значение приобретают композиция анке­ты, язык и стиль ее формулировок, четкость методических указаний по ее заполнению, а также ее графическое оформ­ление.

    На титульном листе анкеты дается название темы или проблемы опроса («Ваш труд и отдых», «Дети в город­ской семье», «Анкета читателя «Литературной газеты» и т. п.), организации, проводящей опрос, место и год издания. При любом виде анкетирования (очном или заочном) анкета должна иметь вводную часть , обращенную к респонденту. Ее задача - вызвать у респондента интерес к опросу, желание активно сотрудничать с исследователем, а также познакомить респондента с техникой заполнения анкеты (инструкция) .

    В начале анке­ты помещают наиболее простые вопросы, стимулирующие интерес респондента, к середине анкеты сложность вопросов нарастает и затем, к ее концу, снижается. Социально-демографический блок вопросов, выясняющих личностные харак­теристики респондента, помещается обычно в конце анкеты; завершается она словами благодарности респонденту за уча­стие в опросе.

    Вопросы могут объединяться в блоки. Правила ответов должны содержаться и в формулировках отдельных вопросов.

    Для предупреждения ошибок понимания смысла вопросов составители анкет должны избегать сложных син­таксических конструкций и многословных, логически некор­ректных и нечетких формулировок, а также непонятных слов. В анкете используются выделения шрифтом, цветом, рамками, стрелками и т. п., а также рисунки.

    Конструирование анкеты осуществляется с учетом требований к форме, содержанию, количеству и последовательности вопросов.

    По форме вопросы бывают закрытыми, полузакрытыми и откры­ тыми.

    К закрытым вопросам "прилагается" заранее сформулирован­ный полный набор ответов.

    К полузакрытым - максимум заранее сфор­мулированных вариантов ответов, а также дополнительные строки для свободного ответа.

    Открытый вопрос предполагает только свободный ответ респондента, который он записывает самостоятельно.

    По содержанию вопросы могут быть направлены на констатацию фактов, знаний ("Посещали ли Вы лекции о вреде злоупотребления алкогольными напитками?", или "Могли бы Вы назвать пример понра­вившегося Вам антинаркотического мероприятия?"); мнений, намере­ ний, представлений, поведения ("Какие меры, по Вашему мнению, мо­гут быть наиболее эффективными в борьбе с потреблением психоак­тивных веществ?", или "Где Вы намерены провести летний отпуск?", или "Какой Вы представляете себе Вашу будущую семью?", или "Как Вы провели прошлое воскресенье?").

    Закрытые и полузакрытые вопросы конструируются тогда, когда исследователю заранее известны все или почти все варианты ответов. В противном случае вопрос задается в открытой форме.

    Общее количество вопросов в анкете зависит от полноты операцио­ нальной схемы, а соотношение числа открытых и закрытых вопросов - от степени изученности предмета исследования.

    Закрытые вопросы могут быть альтернативными, когда сумма всех вариантов ответов равна 100%, и неальтернативными, когда предоставляется возможность выбора нескольких вариантов, в результате чего сумма ответов может превысить 100%.

    Вопросы анкеты.

    Критерий, определяющий тип вопроса

    Тип или вид вопроса

    Уточнения

    Цель вопроса

    Функциональные

    Контактные

    Контрольные

    Функционально-психологические

    Наличие или отсутствие ответа в тексте вопроса

    Открытые

    Вопрос-диалог.

    Дают возможность отвечать своими словами.

    Закрытые

    Закрытые – типа «да, нет, затрудняюсь ответить»

    Полузакрытые

    1. Альтернативные – выбрать один из пунктов в градации.

    2. Вопрос-меню (выбрать один из вариантов ответа).

    3. Шкальный вопрос (ответ в системе координат)

    Установки

    Если в перечне ответов не предусмотрена позиция "затрудняюсь от­ветить", отсутствие ответа кодируются отдельно.

    Логическая последовательность вопросов в анкете (как правило, от простых к сложным) предопределена структурой предмета исследова­ния , а также психологическими требованиями к коммуникационному процессу. Важно, чтобы анкета не начиналась с вопросов, способных насторожить, а то и отпугнуть респондента. Чтобы смягчить остроту психологически трудных вопросов, можно задать предварительный "вводный", начинающийся со слов: "Бытует мнение, что...".

    Как свидетельствует опыт, после 35-50 минут внимание респонден­ та обычно притупляется, поэтому целесообразно вопросы объединить в блоки, которые выделяются тематическими заголовками. Более слож­ные вопросы лучше расположить "в рамках" первых 30 минут заполне­ ния анкеты. Оптимальной считается анкета, заполнение которой в сред­ нем не превышает 30 минут для учащихся и не более одного часа для взрослого человека.

    Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос – анкетирование. Анкета [< фр. enquete – список вопросов] – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетер – лицо, проводящее сбор материала анкетированием.

    Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям. Анкетой можно охватить большой круг людей, что дает возможность свести к минимуму нетипичные проявления, при этом не обязателен личный контакт с респондентом. Плюс ко всему анкеты удобно подвергать математической обработке.

    Первый этап в разработке анкеты – определение ее содержания. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок.

    Второй этап заключается в выборе нужного типа вопросов (открытые-закрытые, основные-функциональные).

    Третий этап в составлении анкеты связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов.

    Анкета применяется при выяснении мнений, оценки событий, выявления взаимоотношений, отношения учащихся к видам деятельности и различным поручениям. В анкете задается серия вопросов (в 3-4-х классах не более 4, в 6-8-х до 7-8, в 9-10-х допустимы опросные листы, требующие раздумья и письменного ответа в пределах 15 минут). В анкете существует жесткая логическая структура. Вопросы специально подобраны, заранее тщательно продуманы, предварительно апробированы на небольшой группе испытуемых (5-6 человек).

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Творческое эссе

    По дисциплине: Общий психологический практикум

    На тему: Анкетирование как метод психологического исследования

    Студентки Дмитриковой Марии Александровны

    Анкетирование как метод психологического исследования

    На сегодняшний день анкетирование является одним из популярных методов психологического исследования. Данный метод используется не только в психологии, но и в социологии и во многих социальных и гуманитарных науках. Проблема изучения особенностей анкетирования является своевременным и наиболее актуальным для тех, кто осваивает профессию психолога.

    Метод анкетирования является формой опроса, который, как правило, производится заочно. То есть без прямого контакта интервьюера с респондентом. Оно рационально в двух случаях. Первый случай, когда необходимо опросить большое количество респондентов за короткое время. Второй случай уместен в том случае, если респондентам дается время для того, чтобы тщательно подумать над своими ответами, при этом имея перед глазами отпечатанный вопросник.

    В ходе анкетирования можно получить необходимую информацию, для этого необходимо, чтобы анкета была тщательно подготовленной. В первую очередь, при подготовке анкеты необходимо составить вопросник, в котором вопросы будут точно сформулированы. Так же необходимо учесть образовательный и культурный уровень отвечающего. При подготовке анкеты необходимо учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, так как и это влияет на ответ. Не стоит пренебрегать правилом расположения вопросов, их следует располагать не в логической, а в психологической последовательности. Таким образом, вопросы будут охватывать большее внимания опрашиваемого, и будут побуждать его к более точному ответу.

    Психология сегодня имеет широкий спектр эффективных методов проведения психологического исследования.

    Метод анкетирования - психологический коммуникативно-вербальный метод, в котором в качестве средства для сбора информации от респондента используется список вопросов - анкета, специально оформленный для данного исследования.

    Анкетирование в психологии применяется для получения психологических данных, социологических и демографические играют лишь некоторую вспомогательную роль. Общение психолога с ответчиком переданы до минимума. Анкетирование позволяет наиболее строго соблюдать процедуры запланированных исследований - "вопрос - ответ" строго проверяется.

    При этом методе можно с наименьшими тратами достигнуть высокий показатель массовости исследований. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не указывается, указываются лишь ответы). Проводится в основном тогда, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

    Также можно за короткий срок получить огромный объем информации о каком-либо продукте, узнать мнения людей по некоторым вопросам, задачи на поставленные цели. Как само собой разумеется из названия: "Анкетирование", в его основе находятся главные средства, фиксирующее все результаты исследования - анкеты. По толковому cловарю анкетой именуется комплекс вопросов (обязательно взаимосвязанных), на каждый из которых опрашиваемый (респондент) должен дать точный ответ. Вопроcы в анкетах могут требовать ответы точные (математические) или выражающие конкpетное мнение (социологические и психологические). На основе данных ответов интервьюеры и делают определенные выводы по интересующей их проблеме. анкета

    В современном мире для анализа мнений разных групп людей чаще всего используется анкетирование как метод cоциологического исследования, поэтому над созданием соответствующих анкет трудятся профессионалы данной cферы, а также опытные психологи, задачей которых является грамотное составление вопросов для респондента. Есть несколько правил, которым так называемый "контрольный список" должен соответствовать.

    1. следует учитывать цель и содержание от общего количества вопросов в анкете.

    2. для того чтобы иметь возможность анализировать результаты различных обследований, в начале вопросника должна быть всегда вопросы собеседника для уточнения личных данных - Фамилия имя отчество (не во всех случаях), пола и статуса.

    3. анкетирование как метод исследования не должно быть перегружено расплывчатыми или незначительными вопроcами, уcтав от которых респондент не cможет полноценно ответить на очень важные. методик

    Помимо всего прочего вопросы в анкете должны быть четкими и логичными, следовать в логической последовательности, а также постепенно наращивать интерес опрашиваемого (в случае маpкетингового опроса). В конце анкетирования стоит задать вопросы самые непростые, над ответом на которые придется подумать. Важное условие качественного проведения анкетирования - точность формулировок вопросов, не допускающая двоякого толкования или неясности. Нельзя при создании анкеты допускать вопросов из нескольких многословных предложений, с употреблением профессиональных терминов. Кpоме того, если анкетирование как метод исследования не является cоциологическим, в нем не должны затрагиваться вопросы о воспоминаниях, личных предпочтениях или cоциальной сpеде, в которой проживает опрашиваемый. анкета

    Напоследок следует заметить: если анкета создана для любого вида опросов самостоятельно, не забудьте перед анкетированием проверить. Можно задать вопросы людям незаинтересованным, чтобы оценить, насколько грамотно звучит формулировка и легко ли можно дать ответ. анкета

    Если "пилотная" проверка состоится удачно - можно приступать к исследованию.

    Проанализируем основные виды вопросов в анкете.

    По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида:

    I) о личности pеспондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т.д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

    II) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

    III) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

    В зависимости от формы ответа вопpосы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.

    Закрытый вопрос содержит глубокий набор возможных ответов. При этом респондент лишь отмечает графически свой выбор из предоставленных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.

    При обработке данных от больших контингентов респондентов используют дешифрирование ответов закрытых вопросов.

    Использование в анкете закрытых вопросов позволяет результативно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выpажений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии неправильных, автоматических ответов.

    Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кpоме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу "другие ответы" и несколько пустых строк (обычно семь-восемь);

    анкетирование психологический метод вербальный

    Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент,

    Разумеется, тем cамым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты, либо тогда, когда еcть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных ваpиантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

    Рассмотрим классификацию вопросов при методе анкетирования.

    В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными.

    По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).

    При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это так называемые основные вопросы.

    Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это cвоеобразная "анкета в анкете". Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают на графике.

    Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность заявленных респондентами сведений, а также пропустить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

    К ним относятся обычно вопpосы двух видов.

    1) Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулиpованные другими словами. Если ответы оcновного и контpольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа.

    2) Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некотоpое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ.

    Как можно заметить из характера этих вопpосов, достоверность получения на них честного, но непопулярного в действительности ответа весьма мала.

    Итак, уточним достоинства и недостатки метода анкетирования. методик

    Достоинства: приобретения

    высокая скорость приобретения информации;

    возможностью организации массовых исследований;

    относительно небольшой объем трудоемких процедур подготовки кадров и исследований, обработки их результатов;

    отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

    невыраженностью у исследователя отношений cубъективного приверженности к кому-либо из отвечающих. интервьюеры

    Однако анкетированию свойственны и cущественные недостатки:

    отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от вопросов или поведения респондентов;

    не всегда полная достоверность подобных "самоотчетов", на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном cвете, сознательно приукpасив подлинное положение дел.

    В современной психологии, вопросы интервью в качестве вспомогательного метода научного исследования, такие как социология и демография - один из крупнейших поставщиков, по некоторым оценкам, 90% от cобранной информации.

    Вывод интервьюеры:

    Таким образом, в своей работе мы рассмотрели метод анкетирования в психологии. Сделаем соответствующий вывод по нашей творческой работе.

    Анкетирование (в переводе с франц. enquete, буквально - расследование), одно из основных технических средств конкретного общественного исследования; используется в психологических, cоциологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. Анкета не требует указаний о личности анкетируемого. Собранные сведения будут использованы исключительно в научно-исследовательских целях. Анкетирование является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Требования, которые предъявляются к процедуре наблюдения в психологии. Преимущества и недостатки метода анкетирования. Применение тестирования для определения психологических особенностей человека. Метод эксперимента как основной метод психологии.

      презентация , добавлен 01.12.2016

      Научное знание и его критерии. Классификация методов психологического исследования. Подготовительный этап психологического исследования. Классификация видов психологического наблюдения. Эксперимент как активный метод психологического исследования.

      шпаргалка , добавлен 15.01.2006

      Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму. Психологическое исследование, требования к организации и его основные этапы. Метод анкетирования и правила составления анкет. Особенности анкетирования и его виды.

      курсовая работа , добавлен 22.02.2011

      Понятие и классификация методов психологического исследования. Организационные, эмпирические, интерпретационные методы исследования. Методы обработки полученных данных. Процедура перевода качественных данных в количественные, экспертная оценка, рейтинг.

      реферат , добавлен 20.11.2014

      Понятие психологического эксперимента и его роль при проведении психологических исследований. Анализ сущности эксперимента и его видов. Подготовка, инструктирование и мотивирование испытуемых, экспериментирование как основные этапы исследования.

      реферат , добавлен 12.05.2014

      Особенности метода опроса как одного из самых распространённых методов получения информации о субъектах. Его разновидности и правила составления вопросов. Цель использования метода анкетирования. Сущность и назначение личностных тестов, методов интервью.

      реферат , добавлен 17.03.2010

      Связь методологии и методов в социально-психологическом исследовании. Характеристика избирательного внимания к различным методам в современных социально-психологических исследованиях. Метод наблюдения, тестирование, методика опроса и эксперимент.

      курсовая работа , добавлен 06.01.2015

      Сущность и этапы реализации психологического исследования, его структура, основные компоненты. Классификация методов психологического исследования, их отличительные признаки и условия выполнения. Разновидности и особенности психологического эксперимента.

      курсовая работа , добавлен 30.11.2009

      Исследование – вид познавательной деятельности человека. Стихийные и научные исследования. Организационно-процедурные этапы психологического исследования. Форма научного отображения проблемной ситуации. Цели и задачи исследования. Гипотезы исследования.

      реферат , добавлен 29.09.2008

      Наблюдаемые действия и поведение человека. Метод и основные характеристики эксперимента в психологии. Оценка качества психологического эксперимента. Специфика организации экспериментального общения. Организация и проведение воспроизводящего исследования.

    Предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным - в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.

    Анкета является основным инструментом и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого . Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.

    Анкета имеет определенную структуру, где важными элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть.

    Вводная часть. Оформление анкеты следует начать с титульного листа, где обязательно указывают название анкеты, отражающее тему или проблему опроса, место и год выпуска анкеты, а также название организации, проводящей опрос. Например:

    прикладного исследования

    «Динамика интеграции вынужденных переселенцев в местное сообщество»

    Ставрополь, 2006

    Южный научный Центр РАН

    Во вводной части обычно кратко поясняют цели и задачи опроса, его значение и перспективы использования результатов. Здесь же разъясняются правила заполнения анкеты, обязательно указывается, что опрос анонимен. Пример вводной части:

    Здравствуйте!

    Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проблем интеграции вынужденных псрссслснисв в местное сообщество на территории края. Мы обращаемся к Вам, потому что никто глубже и точнее не сможет передать того, как это происходит. Мы надеемся также получить ответы на аналогичные вопросы представителей различных групп населения, живущих в нашем крае. Ваши искренние ответы будут способствовать открытости во взаимодействии с местным населением.

    Внимание! Для заполнения анкеты Вам необходимо выбрать вариант ответа, соответствующий Вашему мнению, и обвести цифру, обозначающую этот вариант. Вы также можете дописать свой ответ на отведенной для этого строке. Подписывать анкету не обязательно.

    Заранее выражаем благодарность за сотрудничество!

    Некоторые правила заполнения и регистрации ответов могут размещаться отдельно, в самом тексте, состоящем из отдельных вопросов основной части анкеты. Например, это может быть указание на то, сколько вариантов ответа можно выбрать в конкретном вопросе («Пожалуйста, выберите один вариант ответа» или «Отметьте все подходящие варианты»).

    «Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик самого респондента. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе. Некоторые исследователи считают, что «паспортичка» в самом начале анкеты может вызвать недоверие к социологу и сомнение в действительной анонимности опроса и соответственно повлиять на искренность ответов. В то же время расположение «паспортич- ки» в начале анкеты оправдано психологически, поскольку позволяет постепенно повышать сложность вопросов.

    Основная часть анкеты состоит из вопросов, связанных с целями и задачами исследования, а также самой процедурой заполнения анкеты. Большое значение имеют очередность вопросов, их формулировка, графическое оформление. Вопросы и варианты ответов, как правило, предлагается выделять шрифтом, номером, рамками. Текст анкеты обычно адаптируется с учетом уровня культуры и образования респондентов. Возможно использование схем, графиков, которые могут активизировать внимание участников опроса.

    При составлении вопросов анкеты следует руководствоваться требованиями, проверенными на практике и повышающими их обоснованность и надежность анкеты.

    Анкетные вопросы

    В исследовании об интеграции вынужденных переселенцев было, в частности, решено выяснить причины, по которым мигранты решили переехать в Ставропольский край (табл. 1.3). В исследовании все ответы по их характеру были разделены на экономические, социокультурные, геополитические, географические и психологические. Очевидно, что в Ставропольский край мигрантов привлекают прежде всего экономические причины (возможность заработать). Почти столько же опрошенных имеют в крае родственников, что также облегчило трудовую миграцию.

    Таблица 1.3. Причины переезда мигрантов с целью занятия трудовой деятельностью на территории Ставропольского края, %

    Причина въезда в край

    Причины переезда

    Возможность заработать больше, чем в других регионах России

    Экономические

    Легче трудоустроиться, чем в других регионах России

    Имею родственников

    Социокультурные

    Знаком с местной культурой

    Наличие национальной диаспоры

    Близость Ставропольского края к границам вашего государства

    Геополитические

    Благоприятные климатические условия

    Географические

    Все сюда ехали, может, останусь жить

    Психологические

    Сумма ответов в столбце табл. 1.3 превышает 100 %, поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов от- вста. Таким образом, перед ними были поставлены безальтернативные вопросы. Если бы респондентам было предложено выбрать только один, определяющий вариант ответа о причинах переезда, то сумма ответов составила бы 100 %. В таком случае вопрос был бы альтернативным. Приведем простейший пример альтернативного вопроса:

    Жалеете ли вы, что стали заниматься работой по найму?

    Трудно сказать — 20 %

    Всего — 100%

    Приведенные примеры показывают, что существуют вопросы альтернативные и безальтернативные. Кроме того, они содержат явные подсказки («да» или «нет»), а также «меню» для ответов. Поэтому такого рода вопросы называют закрытыми. Существуют также полузакрытые вопросы, позволяющие респонденту дополнить «меню». В таком случае в конце приводимых ответов предусмотрены возможности кодирования дополнительных ответов.

    Из чего складывается доход вашей семьи?

    Заработная плата.

    Стипендия.

    Другое (запишите)

    Социологи используют и открытые вопросы, такие, которые не предусматривают подсказок. При открытых вопросах респондент имеет возможность свободно и полно выразить свое мнение, а социолог — собрать богатую информацию. Так, на открытый вопрос «Что вас больше всего не устраивает в работе? (напишите)» респондент свободен в выборе и формулировке ответа, например: «условия оплаты», «условия труда», «взаимоотношения с руководством» и т.д.

    Для исследователя основное неудобство открытых вопросов заключается в трудностях их формализации и соответственно последующей обработки. Отвечая на заданный вопрос, респондент руководствуется исключительно собственными представлениями. Естественно, что полученные ответы индивидуальны и разнообразны, поэтому открытый вопрос применяется в тех случаях, когда необходима полная информация о представлениях респондента по изучаемой проблеме, его словарном запасе, способности к аргументации. Кроме того, респондент более охотно отвечает на вопрос, если он считает себя компетентным и заинтересованным в исследуемой области. Если эта область ему мало известна, то он либо уклоняется от ответов, либо дает заведомо некачественную информацию.

    Итак, выбирая форму вопроса, целесообразно учитывать:

    • специфику исследования: закрытые вопросы предпочтительны для выявления фактов и мнений, предполагающих определенный перечень возможных вариантов ответов, а открытые — при сборе более богатой и индивидуализированной информации;
    • особенности последующей обработки ответов: при закрытой форме вопроса респондент, отмечая одну из альтернатив, одновременно кодирует ее, что значительно упрощает дальнейшую обработку, а при открытой форме кодировать все разнообразие ответов приходится самому исследователю, сводя их в конечном счете к некоторому ограниченному числу наиболее часто повторяющихся ответов.

    Другие виды вопросов

    В любой анкете содержатся вопросы, направленные на сбор материалов в соответствии с основной задачей исследователя, поэтому вопросы такого вида называются основными. Однако практика показывает, что в опросах необходимо проверить искренность респондента (контрольные вопросы), а также выявить данные о некоторой части опрашиваемых (вопросы-фильтры). Контрольные и «фильтровые» вопросы называют неосновными, второстепенными.

    Контрольные вопросы располагаются или сразу после основных, или несколько позже. Например, если основной вопрос таков: «Знаете ли вы о причинах конфликта на предприятии?», то контрольный вопрос может быть следующим: «Какие из причин конфликта на предприятии вы считаете главными?» Допустим, что на основной вопрос респондент ответил отрицательно, а на контрольный положительно, причем перечислил несколько конфликтов: в таком случае возникает сомнение в тщательности заполнения анкеты или в искренности респондента.

    Вопросы-фильтры задают с целью отделить интересующую социолога одну часть опрашиваемых от других респондентов. Так, при изучении мнения студентов о службе в армии можно ввести вопрос-фильтр об имеющемся опыте студентов, отслуживших в армии. Например, «Знакомы ли вы на практике с армейской "дедовщиной"?». Этот вопрос-фильтр сразу выделит из всего массива опрашиваемых тех, кому в дальнейшем можно задавать вопросы о проявлениях «дедовщины».

    Формулировка вопросов , относящихся к изучению мнения и установок людей, чрезвычайно важна. «Оптимальным» считается вопрос, формулировка которого не влияет на распределение ответов при сохранении заранее заготовленного списка их возможных вариантов. На практике постоянно встречаются значительные смещения в ответах.

    Исследователь Э. Нойман иллюстрирует значимость формулировок анкетного вопроса следующим образом:

    1-я формулировка вопроса: «Считаете ли вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза?»

    2-я формулировка вопроса: «Считаете ли вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза или каждый сам должен решить, быть ему членом профсоюза или нет?»

    Ответы респондентов на первый взгляд кажутся неожиданными (табл. 1.4). Оказалось, что при введении во 2-й формулировке альтернативы сдвиг явных ответов был значительным, а неопределенный ответ падает до 6 %.

    Таблица 1.4. Значимость формулировок вопроса в определении характера ответа, %

    Специальные исследования выявили несколько особенностей и тенденций, связанных с формулировкой вопроса в зависимости от вида опроса. В частности, так называемый вопрос-меню представляет респонденту некий набор альтернатив, в котором он должен выбрать один (или несколько) возможный ответ. Выяснилось, что чаще всего альтернатива выбиралась, если она находилась в начале, внизу или в середине списка.

    Когда исследователь выбирает шкальный вопрос, то отмеченный выше «эффект начала» сохраняется. При этом прямая шкала вида:

    • Полностью согласен
    • Согласен
    • Не согласен
    • Полностью не согласен респондентам кажется более естественной.

    Обратная шкала имеет вид:

    • Полностью не согласен
    • Не согласен
    • Согласен
    • Полностью согласен

    При прямой шкале процент неответивших бывает несколько ниже, чем при обратной, лишь немногие респонденты выходят за пределы предложенного им списка, приводя собственные варианты ответа. Выявлены также следующие особенности:

    • в вопросах-меню и шкальных вопросах отмечается «эффект начала», т.е. относительное смещение ответов к началу шкалы (к вопросу, заданному первым);
    • респонденты конструируют ответы на основе предложенных альтернатив;
    • сложность, большая длина и терминологическая нагрузка вопроса ведут к потере устойчивости распределений ответов;
    • в двух- или трехальтернативных вопросах отмечается «эффект конца», т.е. альтернатива, упомянутая последней, имеет большую притягательную силу.

    Последовательное расположение вопросов

    Порядок, в котором устанавливаются анкетные вопросы, тоже может стать источником искажений. Так, на вопрос: «Одобряете ли вы возрастание государственных затрат на высшее образование?» большинство россиян отвечает, как правило, положительно. Но скорее всего распределение ответов будет иным, если этому вопросу будет предшествовать другой, например «Каждому ли человеку нужно высшее образование?».

    На вопрос «Следует ли разрешить японскому правительству устанавливать ограничения на ввоз американских промышленных товаров в Японию?» большинство опрошенных американцев ответило отрицательно. Но в то же время 2 / 3 опрошенных другой эквивалентной группы ответили положительно, поскольку перед упомянутым выше вопросом стоял такой вопрос: «Следует ли разрешить американскому правительству устанавливать ограничения на ввоз японских промышленных товаров в США?» Поскольку большинство эквивалентной группы согласилось с первым вопросом, то логично, что оно согласилось и с тем, что Япония имеет точно такое же право.

    Как правило, текст любой анкеты завершается выражением благодарности респонденту за участие в анкетировании.

    Советы